Основание села Кромские Быки.

Глава I .

ИСТОРИЯ СЕЛА КРОМСКИЕ БЫКИ

1. ПРЕДЫСТОРИЯ

 

Курские земли были населены с самых древних времен. Наиболее ранние стоянки людей, обнаруженные археологами, относятся к 20-13 тысячелетиям до нашей эры. Более поздние стоянки древнего человека послеледникового периода и относящиеся к 5-3 тысячелетию до н. э. были обнаружены на территории Льговского, Рыльского и Суджанского районов, т. е. в непосредственной близости к нашей местности. Жили люди на курской земле и в бронзовый, и в железный век. Одни племена вытесняли другие, одна культура сменяла другую.

Не позднее II века до н. э. территория центральной России была заселена славянами. С тех пор сюда вторгались разные племена, нанесли серьезный урон населению славянской культуры, но не уничтожили ее.

К моменту образования первого древнерусского государства, территория центрального черноземья была густо населена восточнославянским племенем северян. Северский союз был данником хазар. В 884 году киевский князь Олег освободил северян от уплаты дани хазарам, северянская земля вошла в состав Древнерусского государства.

 В период феодальной раздробленности, Курские земли в 1054 г. перешли к Черниговскому княжеству. Города Ольгов и Рыльск с 1152 года стали принадлежать Новгород-Северскому княжеству. А в 1179 г. выделилось удельное Рыльское княжество. Кому в то время принадлежали наши земли, одной из волостей Новгород-Северского княжества или Рыльскому княжеству, сказать трудно. Также как, и определить – существовало ли в то время поселение на месте села Кромские Быки.

Археологам и историкам известно более 60 мест на территории Курской области, где находились городища* северян. Учитывая, что эти земли к началу XIII века были густо заселены, а наша местность благоприятна для проживания – можно с большой долей вероятности предположить: на месте села или вблизи его находилось селище** северян. Но даже если это предположение - верно, уцелеть этому поселению в надвигающуюся на Русь беду, было практически не возможно.

----------------

* Городище - поселение славян, защищенное от нападений рвами, земляными валами, частоколом.

** Селище – неукрепленное поселение славян.

-----------

С юга, сразу за территорией современного Суджанского и Обоянского районов, проходила граница с так называемым Диким полем. Там в бескрайних степях обитали воинственные племена кочевников. Хазары, а затем печенеги и половцы, совершали разбойничьи набеги на нашу землю. В первой половине XIII века монгольские завоеватели уничтожили половецкие орды. И к 1274 году покорили северские княжества. Более ста лет наши земли находились под ордынским игом. Татаро-монгольские варвары уничтожили все города и городища Северян, в том числе Курск, Ольгов (его точное месторасположение до сих пор не установлено), Римов (находился вблизи современной Суджи, его место расположения установлено совсем недавно), села сожжены, а жители либо убиты, либо угнаны в рабство, либо бежали от кровожадного врага в северные земли. Наш край опустел. Единственное место в Центральном Черноземье, где за весь период монгольского нашествия не прерывалась оседлая жизнь, были окрестности Рыльска.

После ослабления могущества Золотой орды, в середине XIV века на обескровленные западные русские земли вторглись литовские завоеватели. Вслед за монгольским игом более чем на 150 лет установилось господство Великого княжества Литовского. Лишь в 1503 году Рыльские земли, в том числе и наша местность, перешли под опеку Московского государства. По договору о перемирии с Литвой, границы Русского государства на юго-западе были установлены по реке Сейм. Но военные конфликты между Литвой и Москвой за Рыльск и Путивль продолжались еще долго.

 Кроме того, свои территориальные претензии к Руси предъявляли поляки, вторгаясь на нашу землю с запада. Одновременно отряды ногайцев шалили в наших местах.

Начало XVII века ознаменовалось для Руси многочисленными восстаниями. Хлопок Косолап, Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Илья Горчаков (объявил себя царем Петром), Лжедмитрий II (получивший прозвище «Тушинский вор»), Иван Болотников («царский воевода царевича Дмитрия»), это не полный список смутьянов первого десятилетия XVII века. Не зря назвали ту эпоху «смутное время». После разгрома отрядов повстанцев, еще долго во многих районах Руси, особенно на окраинах государства, в том числе и на Курской земле, бесчинствовали банды «отрепьевых», «горчаковых», «тушиных» и других. Очевидно, появление легенд об удачливом атамане Кудияре относится к этому времени. 

Крымские татары.

Но наибольший урон нашему краю причинялся с юга. На протяжении всего XVI и до конца XVII века крымские татары постоянно совершали разбойничьи набеги на южные и центральные русские земли. В набегах татары пользовались своими излюбленными путями – шляхами. Один из них «Бакаев шлях» проходил вблизи наших мест.

От Перекопа до Тулы шел Муравский шлях. В пределах Курской области он проходил в районе современных Щигров и Тима. На запад от него, по Обоянской гряде, на Путивль, шел Бакаев шлях. От которого было ответвление на север – Рыльская дорога. В наших местах Бакаев шлях проходил между Дурово-Бобрик и Машкино, далее по Белгородской дороге в направлении Сафоновки, далее на Путивль и Рыльск.

Но кроме Бакаева шляха в окрестностях села Кромские Быки проходила еще одна дорога кочевников. Об этом мы узнали из книги краеведа М. Лагутича «Льговские истории». На страницах своего произведения Михаил Семенович поместил старинную карту нашей местности (мы позволили себе ее перекопировать и перенести в нашу книгу), кроме того, автор дает пояснения к ней:

«Привлекает внимание и история с картой «Атласа Российского», изданного в Санкт-Петербурге в 1745 году. На ней обозначены города Рыльск, Курск, Суджа и другие. На том месте, где расположен Льгов стоит просто точка населенного пункта без названия. Возможно, на ней показаны остатки древнего города или монастыря.

Но на этой карте между Рыльском и Курском указан еще неизвестный город Сурск. Стоит он на реке Сейм, немного выше Льгова в сторону Курска. Мимо него проходит, отмеченная на карте, старинная дорога кочевников».

Далее Михаил Семенович ставит вопрос о загадочном городе Сурске, а в заключении пишет: «…А если он (атлас. Прим А. А.) перечерчен с еще более древней карты и еще один древний город ждет своего открытия?».

Кроме таинственного города Сурска, нас заинтересовала и старинная дорога кочевников. Проходит она между городом Суджа и тем местом, где сейчас расположен город Льгов. Причем проходит она в два раза ближе к Льгову, нежели к Судже. Т. е. примерно в тех местах, где сейчас расположено село Кромские Быки. Примечательно и то, что эта тропа кочевников идет со стороны Путивля и Рыльска повторяя маршрут Бакаева шляха. Но на линии Суджа – Льгов, дорога резко поворачивает на юго-восток и уходит в сторону Кром и Орла. Если взять современную карту и на ней проследить направление этой дороги кочевников, то окажется, что проходит она вблизи села Быки, которое находится между поселком им. Карла Либкнехта и городом Курчатов.

Напрашиваются вопросы: А не по этой ли дороге пришли 400 лет назад переселенцы из Кромского уезда и основали село Кромские Быки? Какая связь между селами Быки и Кромские Быки? Коль скоро в окрестностях современного села Кромские Быки пересекались две дороги воинственных кочевников, не находился ли в этих местах русский сторожевой пост?   

О том, что в наших местах татары были частыми «гостями», и о том, что они получали отпор русских, говорит следующее обстоятельство. За Шептуховкой имеется курган. По преданию под этим курганом покоится мурза, нашедший смерть на нашей земле. Рассказывают, что татары после похорон своего предводителя, в шапках таскали землю и насыпали этот холм. А вот об обстоятельствах гибели татарского командира – рассказы до наших дней не дошли.

Таким образом, в неспокойные XVI и XVII века наш край находился на юго-западном рубеже Русского государства. С запада проходила граница с Литвой и Польшей, а с юга – с Диким Полем. Жить в этих местах в то время, значило – воевать. Но именно в этот период начинается первый этап заселения и возрождения городов и сел, разрушенных в годы монгольского ига и господства литовско-польских панов.

 

Первый этап заселения.

Несмотря на опасности, подстерегающие людей в Диком Поле, земледельческое население Руси продвигалось все южнее и южнее. Оно безо всякого разрешения и ведома властей оседало на новых землях. Такое население уходило со всякого рода учета. Его нельзя было обязать каким либо видом службы, или обложить податью. Задуманный и начатый осуществляться при Иване Грозном план создания сети городов в глубь Дикого поля, был призван завоевать огромные пространства степи. Объектом завоевания в этом случае были не вражеские города, а пустые места и собственный народ. Для чего строили города, а к этим городам старались на месте прикрепить свое русское население, вышедшее из центральных областей и перешедшее за черту оседлости. Московский воевода, посылаемый на «поле» для основания города, являлся на место, где указано было строить город, и начинал работы; в то же время он собирал сведения «по речкам» о том, были ли здесь свободные заимщики земель. Узнав о существовании вольного населения, он приглашал его к себе, государевым именем закреплял за ними их заимки и привлекал их к государевой службе по обороне границ и нового города. Из них и составлялось служивое население нового города и его уезда. Оно давало правительству возмещение той убыли ратных сил, какая была вызвана опустением и разорением центра. Кроме ратной службы, вольные люди, захваченные в государственный оборот, должны были обрабатывать так называемую «десятинную пашню»*. Эта десятинная пашня нужна была для пополнения казенных житниц. Таким образом, правительство восполняло ту убыль земледельческих продуктов, какая была естественным следствием хозяйственного кризиса в опустелом центре.

---------------------

* Государственная десятинная пашня – крестьянин в личное пользование получал участок земли (собинную пашню), при условии обработки казенного поля.

--------------

В наших местах ситуация была в то время несколько иная. Сравнительно недалеко находился уездный город Рыльск, и о новых поселенцах быстро становилось известно местному воеводе от сторожевых разъездов или из других источников. Так что свободными люди оставались недолго. А процедура привлечения к государственной службе и обработке десятинной пашни была такой же, как и во вновь строящихся городах. С укреплением государственности вольные поселения вообще прекратились. Теперь «застолбив» никем не занятый участок земли, поселенцы сообщали об этом воеводе уезда. И только с его разрешения и после соответствующих записей в писцовой книге могли селиться на новом месте.

В конце 16 начале 17 вв. на Курской земле соединились два колонизационных потока: первый шел с севера, из центральных областей Московского государства, и второй – с запада, в основном с правобережной Украины.

Украинцы и белорусы усиленно заселяли наш край, бежали они в Россию от польских панов. Еще в 19 веке ни у кого не возникало сомнений в принадлежности украинцев и белорусов к русской нации. Официальная статистика считала их русскими и подразделяла на великороссов, малороссов и белорусов, по чисто географическому, а не национальному признаку. Подобно Сибири или Уралу, Украина и Белоруссия составляли единую географию русского народа. Некоторые языковые, этнографические различия объясняются особенностями их исторического развития в условиях многовековой польско-литовской оккупации.

Переселенцев из центральных районов России можно разделить на 4 основные группы: вольные хлебопашцы и ремесленники; беглые крестьяне и холопы; ссыльные и беглые преступники; служилые люди.

Крестьяне в конце 16 века в феодальной России все больше и больше страдали от усиливавшейся эксплуатации. Возросла барщина и оброк. Отменяется Юрьев день – право перехода крестьян от помещика к помещику. Многие крестьяне и холопы, не выдержав усиливающегося гнета, бежали в южные окраины страны. Особенно усилился приток беглых во время великого голода (1601-1603 гг.), поразившего центр Русского государства. 

«Лето 1601 г. было холодным и сырым. На огромном пространстве от Пскова до Нижнего Новгорода дожди не прекращались в течении 10 – 12 недель. Хлеба на полях не созрели. Из-за нужды и голода крестьяне начали уборку незрелого хлеба, но они не успели пожать рожь. На Семен день – 1 сентября 1601 г. – начались морозы. В некоторых местах заморозки отмечались еще раньше – в конце июля и середине августа. С наступлением холодов дожди сменились обильными снегопадами. Крестьянские поля и огороды покрыли глубокие снежные сугробы. С октября морозы и снежные метели усилились. В стужу земледельцы раскладывали костры на полях, разгребали сугробы снега и пытались спасти остатки урожая.

После суровой зимы наступила теплая весна 1602 г. озимые хлеба там, где поля были засеяны старыми семенами, дали обильные всходы. Но в середине весны грянул «великий, страшный мороз» и побил хлеб и прочие посадки «на цвету»… Потеряв озимые, жители деревни пытались заново засеять поля, используя «зяблую рожь», спасенную из-под снега. Однако новые посевы не взошли – вместо ржи «родилося былие: хто сеял сто мер жита, и он собрал едину меру…»

Весной 1603 г. зелень на полях не погибла. Лето выдалось сухое и жаркое. Год был благоприятным для сельскохозяйственных работ. Но крестьяне давно израсходовали запасы хлеба. У них не было семян, им нечего было сеять», - так описывает события того времени историк Р. Скрынников в своей книге «Россия в начале 17 в. «Смута».

За голодом и мором последовали разбои. Люди, спасаясь от голодной смерти, устремились на юг, в том числе и в Курский край, поскольку здесь был неплохой урожай.

А после подавления крестьянского восстания в 1603 году под руководством Хлопка, в наши места бежали уцелевшие участники этого мятежа.

Но наиболее вероятно, что село Кромские Быки основано в 1606-1608 гг. во время и после подавления восстания Болотникова, тогда правительственные войска проводили в Комарицкой волости (в состав которой входил и Кромской уезд) одну карательную операцию за другой, и вынудили подавляющее большинство крестьян покинуть эти места и уйти на южные не заселенные земли, где брали себе столько земли, сколько могли обработать ни у кого не спрашивая на то разрешения.

«После Лжедмитрия и Болотникова город Кромы был выжжен до основания. Как много пострадал Кромской уезд в смутное время, видно из того, что в 1626 г. воевода Рогозин и его приемник Шамшев смогли «прибрать» в Кромы только 62 человека служилых людей. Всех жителей Кром составилось 97 человек. Уцелевшие бунтовщики бежали на южные окраины. Убегали и крестьяне, не желавшие мириться с усиливающимся крепостничеством», - так описывает положение в Кромском уезде Орловский краевед Василий Агошков в книге «Кромское Поочье». 

Приток, русского населения, обладающего навыками и опытом пашенного земледелия, ремесленного производства, новыми, более производительными орудиями труда, способствовал ускорению развития южной окраины Русского государства.

Служилые люди получали здесь земельные участки и одновременно с военной службой занимались сельским хозяйством. Руководствуясь интересами обороны всей страны, правительство защищало военное сословие от крупных феодалов-крепостников. В 1637 году город Рыльск был включен в разряд «заказных», вокруг которых крупным московским дворянам запрещалось получать поместья.

Опальных и неблагонадежных ссылало правительство на окраину Русского государства. Иван Грозный, желая умножить народонаселение Северской Украины людьми воинственными, способными защитить ее от татар и поляков, позволял преступникам, осужденным на смерть, спасать свою жизнь бегством в «украинские» города.

Среди местных жителей бытует мнение, что село Кромские Быки заселили ябедниками и доносчиками, сосланными из Москвы. Во-первых, удаляли из столицы не только социально, но и политически неблагонадежных. А вешать ярлыки на Руси всегда умели, вспомните «врагов народа», диссидентов и т. д. Во-вторых, расселяли их по всему Курскому краю, и не только. Малолюдных окраин в государстве тогда было много. В-третьих, эта категория переселенцев была ничтожно мала в сравнении с другими. Хотя исключать возможность, что и в наше село попали московские проходимцы, нельзя. Если это так, то нетрудно догадаться - кто среди бычан их потомки. Специалисты, изучавшие быт и нравы нашего края, отмечают высокий уровень самокритичности жителей Курской области. Склонных к самооговору и самообличению. Отсюда «народные» версии о заселении территории ворами, доносчиками, проститутками и т. д. Но каждый в душе считает себя выходцем из боярского рода, на крайний случай – из купеческого. Характерный «свежий» пример: когда в 90-х годах в стране началась эйфория шарлатанства, пошли разговоры о том, что в Курской области особенно много живет колдунов. Хотя до этого местные жители и понятия не имели – что это такое.

Авторы этой книги провели маленькое исследование, опросив приверженцев версии заселения села ябедниками. Все они читали указ Ивана Грозного о ссылке в наши места ябедников, некоторые даже утверждали, что Иван Васильевич так и писал «сослать в село Кром-Быки…». Если бы существовал документ с упоминанием нашего села подписанный царем, не обязательно Иваном 4, для нас он был бы бесценен. Но, к сожалению, такого не существует. Да и не известно, при Иване Грозном или позднее произошло заселение наших мест. А текст Царского Указа от 12 марта 1582 г. все же приведем*:

 

Указ Ивана 4 о суде над государственными преступниками и о ссылке в г. Курск за ябедничество*

 

Лета 7090* марта во 12 день, государь, царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Русии приговорил со всеми бояры : ябедников, крамольников** и составщиков*** по прежним уложениям не щадити; холопей боярских и иных чинов людей, которые будут в суде за себя или за своего государя или на кого иного стояти, а в жалобнице**** иск напишет большой, а по суду того не сыщут, и доведет ответчик, что он иск подписал ложно, ино того жалобника обвинити, и что искал затейно***** лишек, и на нем столько же доправя, отдати ответчику, да пошлины и продажа****** на нем же. А в суде будет говорить не по делу, и того не слушати и не писати, и его бив кнутьем от суда отсылати и впредь к суду не пущати. А буде лаял кого прежним делам, то по тому ж не писати; а не докажет чим******* лаял, ино его бив кнутьем доправити безчестие без суда. А назовет кого вором, а убивства или кромолы и рокоша******** на царя государя не доведет: и того самого казнити смертью, для того, в жалобнице и в суде не лай; а который в жалобнице или в суде лжет и составит ябеду, ино того казнити торговою казнью*********, да написати в казаки в украйные городы Севск и Курск.

-----------

* Текст Указа и пояснительные сноски взяты из книги: «История Курской области». Воронеж. 1975 г.

· Ябедничество – необоснованные показания, клевета. К ябедничеству могли отнести любое выступление против представителей власти.

· До 1700 г. на Руси существовало летоисчисление, отличное от европейского. Год начинался с 1 сентября.  

** Крамольник- мятежник, лицо, виновное в антигосударственной деятельности.

*** Составщик- тяжебник, доносчик.

**** Жалобница- письменная просьба или жалоба.

***** Затейно- ложно.

****** Продажа- штраф.

******* Чим- зачем.

******** Рокош- мятеж, измена.

********* Торговая казнь- битье кнутом на торговой площади.

 ------------------------------------------------------------

 

 

2. СЕМНАДЦАТЫЙ ВЕК

Основание села Кромские Быки.

Мы можем только предполагать – когда и кто первым обосновался на территории села Кромские Быки. У нас есть основания выдвинуть версию, что наше село основано в конце XVI – начале XVII века, первоначально как пограничный сторожевой пост. После нападения крымских татар на Москву в 1571 году, линия рыльских пограничных сторожей* была значительно усилена. Как уже было сказано, вблизи наших мест проходили Бакаев шлях и «старинная дорога кочевников». Не выставить сторожей в этом опасном месте более чем неосмотрительно.

 --------------

· Сторожа – караул из нескольких служилых людей, которые постоянно или посменно дежурили в наиболее опасных местах, где часто сооружались небольшие укрепления из земли и дерева.

------------------

Но, наиболее вероятно, что заселение произошло либо во время Великого голода 1601 – 1603 гг., либо после подавления восстания Болотникова 1606-1607 гг. Автор чисто интуитивно склоняется к последнему предположению.

Можно уверенно говорить, что село Кромские Быки основано в так называемый «первый этап заселения», когда на Диком поле, пришедшие из центральных районов России и с Украины крестьяне, брали землю кто сколько может обработать, не спрашивая ни у кого разрешения. А с укреплением государственности, оформляли землю в личное пользование и становились черносошными* крестьянами. Мы узнаем далее по тексту, что в старину все окрестные села и деревни (кроме Черемошек) вместе с крестьянами принадлежали помещикам. Из этого можно сделать вывод, что основаны они были во время второго этапа заселения – в конце XVII начале XVIII вв. В это время на южных окраинах Руси царь активно раздавал земли в вотчинное владение. Но поскольку в Кромских Быках к тому времени уже существовало поселение, и крестьяне владели землей в личное пользование, закабалить их помещики не могли. Делаем из этого вывод: село Кромские Быки одно из самых древних в округе.

-----------

* Черносошные крестьяне – казенные, жившие на свободных землях, не крепостные и не обельные (обельные или закабаленные, т. е. холопы), а платившие от черной сохи подушную подать… (Даль)

----------------

К сожалению, в процессе сбора материалов для книги, ни одного документа, касающегося села Кромские Быки за XVII век, обнаружено не было. В архивах сохранилась «Расписная книга г. Рыльска 1616 года», в которой подробно и обстоятельно описываются имущественные, финансовые и другие стороны жизни города и уезда. Возможно, в Расписной книге есть и сведения о нашем селе. Но получить такие сведения авторам оказалось не по карману. Поэтому мы можем только предполагать о времени основания села Кромские Быки, о месте первого поселения, о жизни и быте жителей. Все наши предположения будут основываться на сопоставлении происходивших в то время в Русском государстве событиях, научных данных. Ну, и конечно примем к сведению местные легенды. 

С достаточной долей уверенности мы можем сказать, что в 1617 году на месте современных Кромских Быков люди уже жили. Доказательством тому служат данные из Свода сведений о поземельном владении Казенных поселений в общих дачах с помещиками Курской губернии, Льговского уезда за 1837 год. В этом документе в частности говорится:

«…представлены в Уездный Суд Акты: однодворцев 21 выпись на 1567,5 четвертей и купчая 1811 года Декабря 7-го на 339 десятин и особо в справке Вотченного Департамента 7192 и 1684 годов значит: дано шести человекам 150 четвертей; села Кромских Быковотставного солдата отказная выпись 125-го года Сентября 5-го на 60 четвертей; от Помещика Воропанова отказная выпись 1766 года Ноября 10-го и купчая 1811 года Ноября 7-го на 226,5 десятин… но документы сии Судом еще не рассмотрены».

 Чтобы читатель понял смысл этого документа, поясним значение слов и цифр: выпись – это выписка; отказная выпись – выписка из отказной книги о введении во владение недвижимостью, участком леса, луга и т. д., в данном случае землей; 7192 год – это год от «сотворения мира» и начинался новый год с 1 сентября. В 1700 году в России было введено христианское летоисчисление, начало года с 1 января, день после 31 декабря 7208 года от «сотворения мира» стал считаться 1 января 1700 года от рождества Христова.

В нашем документе значится: «7192 и 1684 годов». Но если произвести вычисление с учетом нашего пояснения, то окажется, что в данном случае речь идет об одном и том же годе. В первом случае указан год от «сотворения мира», а во втором – от рождества Христова.

И, наконец, о главном, выделенный текст гласит, что отставной солдат села Кромских Быков предоставил в суд выписку из отказной книги от 5 сентября 125 года, дающую ему право владеть 60-ю четвертями земли. Что же это за «125 год»? Разумеется, это не 1125. Во многих документах раннее XVII века можно видеть, что год пишется тремя цифрами, цифра, обозначающая тысячелетие, как правило, опускается. Следовательно, в нашем случае речь идет о 7125 годе или 1617 по новому летоисчислению.

Попытаемся восстановить события того времени, основываясь на уже известных фактах. Смутное время окончилось с избранием царя, в 1613 году на престол взошел Михаил Федорович Романов. Подходит к концу война Русского государства с Польшей. Рыльск, неоднократно переходивший от одной воюющей стороны к другой, остался за Россией. Постепенно укрепляется государственность, т. е. в стране мало-помалу наводится порядок после, по сути дела, гражданской войны и иностранной интервенции.

Безусловно, что одновременно к порядку приводился важнейший вопрос – вопрос о земле. Ведь основные поступления в казну шли из деревни, промышленности тогда и в помине не было. Самовольно занятые земли чиновники Рыльской волости ставили на учет, а владельцам выдавали соответствующие выписи из книги и начинали взымать налоги на вполне законных основаниях. Такого рода выпись, очевидно, и была представлена отставным солдатом в Уездный суд спустя 220 лет. Вас смущает, что этот документ хранился так долго и не был утерян? Нужно учесть, что это был, скорее всего, единственный документ в той крестьянской семье. К тому же землю давали власти от имени Царя. И если даже обладатель документа не умел читать, то печать то он видел и знал, что бумага эта дана на право владеть землей. А что для крестьянина может быть дороже, чем земля? Вот и передавался документ от отца к сыну не одно поколение, как самое ценное сокровище. Хотя, возможно, эту выпись сделал чиновник Вотчинного Департамента из старинной Писцовой книги по просьбе отставного солдата накануне подачи акта в Уездный Суд.

В подтверждение наших предположений, в «Описании Курского наместничества» составленного Башиловым в 1785 г. о однодворцах губернии сказано следующее:

«…у многих на поместья и вотчины сохранены доныне жалованные от государий грамоты, и всякие однодворческие фамилии в землях имеют свои собственные также по грамотам и выписям. Отчего большею частью они ныне стали безземельны, потому что земли свои распродали дворянам, которые, поселяя деревни и умножая распоряжениями своими хозяйство, сделали и делают себе немалый прибыток».         

В Своде так же говориться о том, что документы, поданные истцами, судом еще не рассмотрены. В Курском Государственном областном архиве мы пытались найти судебное дело по иску отставного солдата. Но поиски не увенчались успехом. Хотя в архиве сохранилось множество дел, связанных со спорами за право владеть землей. Есть и дела, где истцами и ответчиками выступают жителе села Кромские Быки. Но об этом речь пойдет чуть позже. Вернемся к тем далеким временам, когда наше поселение только начинало свою историю.     

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьев, озер, вдоль почтовых трактов, в центре пахотных и сенокосных угодий. Если бы мы оказались в наших местах в начале XVII века, нашему взору открылась бы такая картина: кругом не тронутая лесостепь, лесные массивы чередуются со степными участками. Степь – готовая пашня, не нужно выкорчевывать лес. Земля – чистый чернозем, сколь не копай, ни камушка, ни глины. Река рядом, тогда она была более полноводной (обмелеет она к середине XVIII века, когда будут вырублены почти все леса). Травы богатейшие – что сенокосные, что на выпас. Вот и обосновались на месте современного села переселенцы.

По существующему преданию место под поселение выбрали между логом Крюк и Мареевой рощей. Более подходящего места не найти, с трех сторон площадка ограничена крутыми склонами. Это сейчас со стороны речки Бык и лога Крюк проложены грунтовые дороги, и естественный ландшафт нарушен. А 400 лет назад Воробьев Бугор с трех сторон был защищен почти отвесными склонами. К нашему времени в первоначальном виде сохранился только северный склон этого места. Когда, мои дорогие односельчане, будете проходить мимо Мареевой рощи, обратите внимание насколько он крутой.   

В те опасные времена народу угрожали не только чужие люди, но и звери. Переселенцы принимали все меры, чтобы оградить себя от разного рода нападения. Использовали естественные природные преграды, огораживали селение тыном, частоколом. При заселении новых земель, несколько семей ставили компактно, одним двором дома и хозяйственные постройки. Совместно работали в поле, вели домашнее хозяйство, защищались от нападений. Очевидно, так было и при основании села Кромские Быки.

Современный план застройки Воробьевки – еще одно доказательство того, что именно с этого места начиналось заселение Кромских Быков. Это единственная улица села, имеющая не линейный план застройки. Дома здесь расположены на первый взгляд хаотично. Но если присмотреться, то можно заметить в планировке стремление образовать один двор. Когда-то так и было. В начале XVII века несколько семей жили одним большим двором. Со временем населенный пункт разросся. Образовались новые улицы. Отпала необходимость селиться компактно. Каждая семья строилась индивидуальной усадьбой. Произошло это и на Воробьевке, где хозяева отгородили каждый свой двор. При возведении нового дома, каждый старается заложить его неподалеку от хозяйственных построек старого двора. Поэтому частично сохранилась первоначальная планировка этой улицы.

 

Вот какое мнение по вопросу возникновения села Кромские Быки у профессора Деревягина М. П.* :

---------------------

* Мемуары уроженца села Кромские Быки, профессора Курского медицинского института М.П.Деревягина были написаны в 1960-х годах по просьбе Хряпина Е. А. – учителя истории местной школы. Евгений Алексеевич неоднократно зачитывал их своим ученикам. Сейчас рукописи хранятся в Кромбыковской средней школе.

----------------

«Если город Курск имеет тысячелетнюю историю, а другие города, как Льгов (по некоторым данным он назывался Ольгов), Путивль, имеют даже более древнее происхождение, то и село наше является не менее древним. Язык или говор жителей села Кромских Быков до начала грамотности очень близко подходил к говору Смоленщины, Великих Лук и других пограничных с Белоруссией районов. Весьма вероятно, что многие села Курской области, в частности, Кромские Быки, Черемошки и соседствующие с ними возникли из переселенцев или беглецов из тех мест, когда там – в Прибалтике и Великом Новгороде – свирепствовали варяги или другие иноземцы. По времени это, может быть, следует отнести к 9-10 столетию нашей эры или позже.

Население Курской области неоднородно, а это значит, что куряне являются пришельцами из разных мест. Есть села чисто украинские (Волоконовка или Волоконск, как его называли, Черкасский Бобрик). Следовательно, здесь были целинные земли, освободившиеся после упадка кочевых племен еще до татаро-монгольского нашествия.

В селе очень много было Асеевых (раньше они писались через два «с» – Ассеевы) и Внуковых. Вероятно, они имели прозвища по тем местам, откуда прибыли.

Приведу пример: когда мы переселились в Сибирь, то там нас не называли по фамилии, а говорили: курские, наряду с тамбовскими, рязанскими. Если бы в наше время не было документов, то, вероятно, мы забыли бы свои настоящие фамилии.

Если Асеевы расселены по всему селу, и они имели лучшие земли и лучше других жили, то, надо полагать, что это наиболее древние пришельцы села.

Другие однофамильцы жили более концентрированно, например, Ковалевы, Шелаевы, Перковы, Фильчаковы. Такое название носили и улицы, где они жили, а на других улицах их не было, за некоторым исключением.

Каждая семья в селе имела, кроме фамилии, уличное прозвище. Соседи часто не знали друг друга по фамилии, а называли по уличному прозвищу. Часто оно носило имя какого-нибудь предка. Так, например, Тарасовы были по фамилии Кузякины, Титовы-Асеевы, Граховы-Асеевы, Севрюковы-Внуковы и т. д. Я учился в школе 4 года по фамилии Перфилов, а когда стали писать заявление к выпускным экзаменам и справились с метрическими книгами, то оказалось, что моя фамилия Деревягин. Когда я объявил об этом дома, то мне сказали: да, дедушка был Деревягин, но бабушка- Перфилова; она была коренная жительница села, тогда как дед, старый николаевский солдат, герой Севастополя, пришел из другой деревни; у него не было ни земли, ни другого имущества. Известно также, что Иван Грозный ссылал ябедников в Курск и его окрестности. Следовательно, здесь есть и коренные москвичи. А ябедников и склочников больше, чем нужно».

 

Собирая материал для этой книги, мы использовали возможности Интернета. Получив задание разыскать все публикации где упоминаются слова «кром» и «бык», компьютер выделил статью А. Бер-Глинки «Самое загадочное племя Европы», в которой идет речь о племени, жившем в древние времена в Западной Европе. В статье в частности говорится:

«…Другие боги были связаны с домашними животными и, очевидно, считались покровителями скотоводства. Таковы богиня Эпона (epos – лошадь), изображавшаяся на лошади, бог Мулло (осел или мул), Таврос – бык, Дамона – покровительница домашнего скота. Из богов небесных явлений выделяются Левцитнос – олицетворение молнии, Таранис, а также бог Солнца, почитавшийся на Британских островах под именем Кром (отсюда «кром-лех, ориентированный по солнцу…».

Нам кажется невероятным связь древнего западноевропейского племени, о котором идет речь в статье, с нашими предками, основавшими село. Но если учесть, что одна из версий происхождения самой распространенной у нас фамилии Асеев от «асей, асейка» - иноземец, особенно англичанин. Закрадывается мысль: «А не англицких ли мы кровей?».

 

Название села.

Как и почему было названо поселение? По каким причинам менялось его название? И менялось ли оно вообще? На эти вопросы в разное время пытались ответить многие уроженцы и пришлые жители нашего села. Всех удивляло не совсем благозвучное название – Кромские Быки. Некоторые даже посмеиваются над ним. На это мы ответим, что есть села и деревни, у которых имена «покруче» нашего. Например, в Курской области есть деревни Грязное, Грязный Колодец, Дурновка, Знобиловка, Кобелевка, Косой Хутор, Козюлькина, четыре Кукуевки, три Хитровки, Курица, Рассолово, Слизневка, Черная Грязь, села Гнилое, Жадино, Мужланово, Стаканово, Суволочное, Таракановка, хутора Козий Рог, Мокрый, Парасючка, поселки Синяк, Трусовка.

Правда есть и такие названия, что можно позавидовать: девять населенных пунктов с названием Веселый, поселки Кинь-Грусть, Прелестный, Райхутор, Уютный, Уютный Уголок, Чистое, четыре Ясных Поляны, хутора Согласие, Спокоевка, Споручный, Ясный.

Известно достоверно, что к 1723 году наш населенный пункт уже получил статус села, и называлось оно - Кромские Быки. Узнали мы об этом благодаря ответу из Центрального государственного архива древних актов на запрос отряда «Поиск».

Существуют только предположения относительно происхождения названия села, приведем все услышанные и прочитанные версии.

Из поколения в поколение передается такая легенда: «Первые поселенцы на берегу реки выкопали колодец. Бивший из недр земли ключ был настолько мощный, что издавал звук похожий на рев быка. «Ревет как бык», - говорили о нем наши предки». В подтверждение этой версии говорит такой факт: когда, уже в наше время для чистки колодца Бык, выкачивали всю воду, то ключ, питающий этот источник, издавал звук отдаленно похожий на рев быка. К стати сказать, легенда о мощном ключе бытует не только в нашем селе. В книге Железногорского писателя-краеведа Геннадия Александрова «Люди Железногорья» в рассказе «Путешествие по Ратманово» читаем: «…стали колодец чистить. Воду откачали дошли до ила – и все, дело застопорилось.

- Еще мой свекор Ларион говорил, что вода в колодце из-под камня бьет, - сказала Антонина Даниловна. – Если его поднять, фонтан вырвется наружу. Вот люди и боятся, что не успеют выбраться, зальет их там – все же 4 метра глубина».

Так что легенда деревни Ратманово Железногорского района во многом схожа с нашей первой легендой. 

Согласно другой кромбыковской легенды: «На берегу речки в старину была копань. Место это считалось нечистым. Чтобы засыпать эту копань, местными жителями предпринималось несколько попыток. Безуспешно заваливали землей, камнями. Считалось, что дно копани соединяется с руслом подземной реки, и все брошенные в нее предметы уносятся водой. Один из крестьян выбросил в эту провальную яму негодное колесо от телеги. А спустя несколько дней это колесо вынесло водой в селе Верхние Деревеньки. Тоже самое произошло и с тушей быка, провалившегося в копань и всплывшего в названном выше селе».   

По первой или второй причине название «Бык» закрепилось или за колодцем или за копанью, а затем за речкой и за поселением.

 Третья легенда гласит, что жившие в стародавние времена селяне обладали огромной физической силой. За физическую силу и богатырский рост их в округе называли «быками», а село – Быки.

Нет так же единодушного мнения относительно слова «Кромские» в названии села. Большинство жителей склоняется к мнению, что первые поселенцы пришли из Кром. Но есть люди, которые считают, что слово «Кромские» в названии села появилось позднее, с приездом из Кромского уезда крестьян-переселенцев. Которые либо влились в уже существующие, либо образовали неподалеку свое поселение. Называть новых переселенцев стали – «кромские». Со временем происходит смешивание кромских с бычанами, а два поселения сливаются в одно под названием Кромские Быки.

Косвенным подтверждением того, что наше село первоначально называлось Быки, Бычанка, Быково или как-то по другому от слова «бык», служит такой факт: В Описании Курского наместничества … за 1785 год наше село называют никак иначе, как Быков. В нескольких более поздних документах, село значится как Быки. Да и в разговоре, особенно старшее поколение, часто именует село как Быки. Возможно, это просто сокращение для быстроты произношения, а, возможно, так первоначально называлось село, и это название употребляют современные бабушки и дедушки так же, как их деды и прадеды изначально именовали поселение.

Существует еще одна легенда относительно появления слова «Кромские» в названии села, которую вы, дорогие читатели, услышите впервые. Почему раньше не доводилось ее слышать – мы объясним позже.

Согласно этой версии заселение наших земель отнесено к периоду «бунташного века». 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ: В 1698 году, в отсутствие Петра 1 вспыхнул очередной мятеж. Четыре стрелецких полка двинулись с польской границы на Москву, но, не выдержав натиска верных государю войск, были вынуждены сдаться. После проведения «розыска» на восставших были обрушены казни и экзекуции: 130 стрельцов были повешены, 140 биты кнутом, а остальные отправлены в ссылку. Срочно возвратившийся из-за границы царь потребовал пересмотра стрелецкого «розыска». По его приказу более тысячи стрельцов было возвращено из ссылки и подверглось публичной казни.

ЛЕГЕНДА: Однако Петру удалось казнить не всех бунтарей. Небольшая группа опальных стрельцов, сосланных в Кромы, получив приказ царя прибыть в Москву, почувствовала неладное. Забрав свои семьи, якобы выполняя волю государя, направились в сторону столицы, затем сменили свой путь и двинулись в слабозаселенные в то время юго-западные земли Курской области, минуя города и заставы. Дойдя до наших мест, эти «вынужденные» переселенцы либо обосновали село, либо влились в уже существовавшее небольшое поселение, представляя себя выходцами из Кром.

КОМЕНТАРИЙ: В пользу этой версии можно отнести только косвенные факты. Не дошли до нас народные предания с рассказами о наших предках стрельцах-бунтарях, только смутные предположения. Приверженцы этой версии, однако, легко объясняют это тем, что причастность к мятежу тщательно скрывалась в целях собственной безопасности, дабы не навлечь опалу властей. Поэтому и превратились вчерашние стрельцы в мирных переселенцев из Кром. Авторитетный краевед А. Ященко так же утверждает: «Особенно большая партия ссыльных была направлена в Курский край в конце 17 века после известного стрелецкого бунта при Петре 1».

Эта история неправдоподобна тем, что в те времена уже достаточно хорошо был налажен сыск, и бунтарей, безусловно бы нашли. Вероятней всего, что кто-то из переселенцев был свидетелем или пассивным участником стрелецкого бунта. О тех событиях он поведал родственникам, односельчанам. И, наконец, в сильно преувеличенном виде его рассказ дошел до наших дней.

Кстати сказать, в те далекие времена прямой дороги из Кром в Курск через Тросну не существовало. Путники добирались сначала до села Крупышено, ныне Дмитровского района, Орловской области, оттуда сворачивали на села Ломовец и Тросну. От Дмитровска до Рыльска можно было добраться по старой дороге, которую «протоптали» кочевники. К тому же, согласно старинной карты, о которой мы уже рассказывали, существовала прямая дорога кочевников от Кром до наших мест. Поэтому, будь то опальные стрельцы, переселенцы-крестьяне или беглые бунтовщики-разбойники могли вполне за 3 – 4 дня без труда добраться из Кром к берегам реки Бык.

В таком виде эта легенда и комментарий к ней должны были быть опубликованы в этой книге. Если бы не последовавшее признание человека, рассказавшего ее. Фамилию рассказчика мы не называем. Почему – станет ясно, когда прочитаете признание «фантазера».

ПРИЗНАНИЕ: «Эту легенду от начала до конца я придумал сам, после того как прочитал рассказ о стрелецком бунте 1698 года. Я ее выдал за якобы слышанную от старожилов-земляков. Но когда мне стало известно о намерении опубликовать эту легенду, я сделал это признание. Одно дело сказать неправду авторам этой книги, другое – обмануть все общество».

 

Местный историк-любитель Ходукин Ю. И. высказал предположение, что заселение нашей местности произошло после свержения с царского престола Лжедмитрия 2. После избрания на Земском соборе в январе 1613 года нового русского царя Михаила Романова, верные Лжедмитрию 2 стрельцы и дети боярские были направлены подальше от столицы в Кромы нести сторожевую службу. Но в 1614 году эти люди загадочным образом исчезли из Кром вместе со своими семьями. Автор делает предположение, что они ушли на юг в Дикое Поле и основали несколько населенных пунктов, в том числе и наше село.

Мы не беремся опровергать или поддерживать столь смелую гипотезу.    

 

Не исключено, что название села происходит от слова «кром» - в значении ткацкий станок. Достоверно известно, что в нашем селе вплоть до середины 20 века был развит ткацкий промысел. Изделия местных мастериц реализовывались даже в Киев. Подробней об кромбыковских искусницах будет рассказано далее.   

По версии предложенной директором Кромбыковской школы Л. Ф. Азарцовой, слово «Кромские» в названии села могло появиться от слова «кромка», т. е. крайний, пограничный. Если верить этой версии, то к слову «крайний» можно отнести следующее:

- на месте села в 16 веке мог быть пограничный сторожевой пост, крайний, т. е. передовой, к Дикому полю;

- в конце 17 – начале 18 века наши земли были крайними с востока владениями гетмана Мазепы, а затем Александра Меньшикова и графини Барятинской;

- с географической точки зрения граница кромбыковских земель с юга проходит по кромке водораздела бассейнов рек Сейм и Псел.

Еще одна версия происхождения названия села была подсказана орловским краеведом В. Агошковым. Смысл ее заключается в том, что поселение находилось в уКРОМном месте, было скрыто естественными природными преградами, например, лесом. А скрываться в те далекие времена было от кого – рядом проходил татарский шлях; в округе шалили разбойничьи шайки из беглых холопов и бунтовщиков; царские чиновники из Рыльска выискивали новые поселения, чтобы обложить переселенцев государственными податями. Но более всего название Укромный подходит к сторожевому посту. Представте себе такую картину: направили служивых людей нести пограничную службу на пересечение татарских шляхов. Те построили небольшое укрепление чуть в стороне от опасной дороги, в котором живут, ведут хозяйство и регулярно по очереди выезжают на шлях посмотреть – не идут ли басурманы. А укрепление скрыто зарослями леса, место ведь выбрали укромное. Вот и стали этот сторожевой пост называть Укромный. Что касается буквы «у», то есть много примеров, когда в названиях географических объектов, а так же фамилиях – начальная гласная со временем выпадала. Да что там одна гласная, иногда первоначальное название так трансформируется, что превращается совсем в другое, непохожее на оригинал слово. За примером далеко ходить не надо. Возьмем лог Буезная… Простите, увлекся. О логах, лесах, речках мы расскажем в главе «География». 

 

Приведем теперь мнения специалистов по вопросу происхождения названия села Кромские Быки. Ященко А. И. в своем труде «Топонимика Курской области» пишет:

«Единство связи живых организмов со средой обитания нашло свое отражение и в топонимике края…

Названия по домашним животным очень немногочисленны: Кобылки (Глушков.), Парасючки, Барашек, Козьево, Козьи Угоны, Козий Рог, Козля и Кожля; Бычек, Быки (Кастореннский, В.-Любаж., Дмитр.), Разоренные Бычки».

Как мы видим, Александр Иванович не приводит название нашего села в разделе «Топонимика и живые организмы». Зато в конце своей книги замечает:

«Заканчивая характеристику топонимики сел Курской области, необходимо, наконец, указать на целый ряд названий, образованных от личных имен, отчеств, фамилий и прозвищ.

…Значительно большую группу составляют населенные пункты по имени не владельцев, а первоначальных поселенцев, первозаимщиков.

…Заимщиком д. Кромской был кто-то из Кром. Так как она называлась еще и «Баева тож», то надо думать, что это была фамилия заимщика. Но главное то, что здесь был один заимщик. Иное дело в названии Кромские Быки. Привычка называть поселок именем заимщика сказалась и здесь: название прямо указывает на приход заимщиков из Кром, но так как их было много, то это название обобщено путем прибавления еще названия урочища».

К сказанному необходимо внести уточнение: «Бык» - это не название урочища, а название речки. Хотя сама идея А. И. Ященко о происхождении названия нашего села от этого не меняется.

Познакомимся теперь с мнением о происхождении слова «Бык» в названии села предложенным краеведом В. А. Прохоровым, который в книге «Надписи на карте» пишет: «Кромские Быки, село Льговского района Курской области. Находится в верховье р. Бык. От диалектного бык – возвышение на мысу. Селение возникло в 17 веке. Его первые поселенцы были из г. Кромы, что ныне в Орловской области».

Развивая мысль Валентина Андреевича можно сказать, что в период заселения наших мест в 17 веке слово «бык» в говоре Орловщины означало – плоский равнинный участок между вершинами двух оврагов или узкий обрывистый мыс между двумя отвершками оврага, балки. Оба значения идеально подходят для названия Воробьева Бугра.

Хотелочсь бы добавить, что в книге Валентина Андреевича Прохорова приводится множество любопытной информации. В частности, знакомя читателей с явлением, когда название переходит от части географического объекта к более значительному целому, автор приводит такой пример: «Когда европейцы проникли в Северную Америку, они знали одно небольшое селение индейцев Канада… Этим же словом европейцы стали называть сначала небольшую местность, прилегающую к деревне, затем более обширную территорию и наконец – целую страну Канаду». В нашем случае название или колодца, или копани, или возвышения на мысу вошло в название села, так же «нарекли» исток речки и, наконец, всю речку стали величать Бык. Но и это не все, появились термины Бычковский лес, улица Бычанка, хутор Разоренные Бычки, хутор Деменковы Бычки. 

 

Таким образом, мнение авторитетных специалистов в области топонимики схожи в том, что слово «Кромские» в названии нашего села появилось благодаря поселенцам из Кром.

В подтверждение этого мнения орловский краевед Василий Агошков в книге «Кромское поочье» в статье «Дед поэта Асеева – из Орловских дворян» замечает:

«…Мы не знаем, из каких орловских мест был дед Н. Асеева. И поэтому попробуем изложить одну версию. В селе Чернь Троснянского района есть Асеева лощина. А в Льговском районе Курской области расположено большое село Кромские Быки. По утверждению курского краеведа Евсеева (фамилию привожу по памяти.В. А.) данный населенный пункт образован выходцами из Кромского уезда. Село Чернь до 1924 года входило в состав этого уезда. Может быть, вместе с выходцами из села Чернь переехали во Льгов и Асеевы?!» 

Это предположение подкрепляется и тем, что в селе Кромские Быки самая распространенная фамилия – Асеев, сейчас ее носит каждый четвертый житель, а в начале XVIII века – фамилия Асеев (Ассеев) была у каждого третьего. Можно еще добавить к сказанному, что в Болховском районе Орловской области имеется деревня которая так и называется – Асеева. Кроме того, в Орловской области имеется: два поселка Быки, деревни Бычки и Бычанец, а так же деревни Кромская и Кромской Мост.

 

Многие жители села глубоко убеждены, что основал наше и многие другие населенные пункты Петр 1 (выше мы привели пример возникновения лжелегенды, связанной с именем Петра). И это убеждение не случайно. «…Во многих местностях, а особенно там, где бывал Петр, в народе родились сказания и легенды, так или иначе связывающие географические названия с деятельностью беспокойного царя», - писал в своей книге «Надписи на карте» Валентин Андреевич Прохоров. А Петр 1 бывал в наших местах. Возвращаясь после Полтавской битвы, он посетил уездный город Рыльск, и даже переночевал там. В Кромские Быки, к сожалению, Великий Государь почему-то не заехал.

Заселение Дикого поля началось задолго до рождения Петра (родился он 30 мая 1672 г.), еще при Иване Грозном и Борисе Годунове. Хотя многие населенные пункты в нашей округе действительно были основаны во времена царствования Петра. Например, село Верхние Деревеньки*, которые заселил гетман Мазепа в самом начале XVIII века. Если наши расчеты верны, то Кромские Быки примерно на 100 лет старше соседних населенных пунктов.

---

«Село Вышние Деревеньки. По обе стороны реки Деревеньки. Поселено 1700 году. В 1705 году было 55 двора». (Книга «Гетман Мазепа в роли Великоросского помещика» 1898 г.)

-----

«Чаще всего легенды появляются всегда в отношении тех названий, происхождение которых затерялось в веках и сейчас их трудно объяснить», - писал А. Ященко.

Историк Н. Благовещенский в книге «Четвертное право», изданной в 1899 г., приводит такой пример: «Рассказывают, например, что Ржава названа так потому, что здесь ржали лошади: сбоку есть село Бычки и недалеко от него с. Реут; это переводится так: «бычки ревут, а во Ржаве кони ржут». Есть еще сказание, что во Ржаве некогда жил татарский баскак и потому «Ржава всей округе держава». Но всякий поймет, что эти выдумки построены на невежественных изысканиях и главным образом на виршеобразном рифмовании слов».

«Как ни интересны предания и рассказы очевидцев – современников, но к ним вообще надо относиться с большой осторожностью. Человеческая память – дело очень зыбкое и потому принимать на веру все без оглядки рискованно», - таково мнение краеведа Курского края С. Ефременко.

«Преданием, по желанию, можно объяснить многое и в то же время ничего не доказать», - авторитетно заявлял Н. Сенаторский еще в 1927 году в своей книге «К истории заселения северо-западного района Курского края».    

«Неясное название может послужить причиной для создания романтического или совсем неправдоподобного сказания», - писал В. Прохоров.

Эти высказывания вполне можно отнести к легендам села Кромские Быки.

 

Значений и у слова «кром» и у слова «бык» много. Что бы и вы, дорогие читатели, могли пофантазировать о происхождении названия нашего села, приведем выдержки из знаменитого словаря Даля:

КРОМ м. засыпной ларь, закром или засек. *Стар. кремль; но в Пскове был и кром, а внутри его кремль, за кромом же было застенье, слобода; внешнее городовое укрепление, в противоположность детинцу или кремлю.

Кромы м. мн. влд. Ткацкий стан, кросны, со всем прибором и с основою. От сего назв. города Кромы.

Крома ж. сукрой, ломоть; ломоть хлеба во всю ковригу; краюха, наружный ломоть; горбушка, горбыль, кромка. Кромуля увел. кромушка умал. Рад Аника, что крома велика. На улице кромушка, в избе ломоток? бревно в стене. *Сума, мешок нищего. Велика крома, да пес ли в ней? т. е. сума нищего. Дома большая крома, день 6 октб.; обилие хлебов и запасов; зовут так и богатого, зажиточного человека. * Крома, кромка, кромочка, кромина , кромица ж. край, кайма, рубежная полоса; угол бруса, ребро, грань. Из суконных кромок или покромок плетут половики. Портные различают при шитье резь и кромку. У плотников: вынуть кромку, вынуть в кромке четверть, вытесать угол бруса впадиной, нпр. для притвора двери.

Кромковый , кромочный, до кромки, кромке относящийся.

Кромчатый, снабженный особою кромкой, каймою.

Кромочник м. более уптрб. кромочница ж. на суконн. фабрк. работница, приготовляющая кромки.

Кромник м. раст. Cassipora.

Кромушник м. – ница ж. пск . твр. попрошайка.

Кромушничать, побираться.

Кромить что, отделять, отгораживать; сортировать, отбирать. Кромить сусеки, разгораживать общий закром; кромить хлеб, зерно, говор. и кроить, просевать, очищать.

Кроме чего, нар. вне, извне, снаружи, не внутри; опричь, не считая, окроме, исключая, за исключением. Покинь его кроме ограды. Есть много охотников, кроме нас.

Кромешный, крайний, либо внешний. Тьма кромешная, или просто кромешная ж. место души внешних или грешных, ад.

Кромешник м. обитель кромешной. *стар. опричник.

Кромсать или кромшить что, резать, стричь, крошить как ни попало; чакрыжить, комсать (комсать, от ком? кромсать, от кромка?). Вкромсал я в тюрю редьки. Кой-как выкромсал. Докромсал, искромсал все. Легче стриги, закромсал! Накромсал тряпья. Обкромсал кругом. Откромсал кус. Покромсал маленько. Он перекромсал все. Кой-как прикромсал, прикроил, пригнал. Прокромсал утро. Раскромсал в клочки.

БЫК м. известное домашнее животное, Bos Taurus, коего самка называется коровой; быки, волы и коровы составляют наш крупный рогатый скот; овцы и козы мелкий. Бык, относительно своего рода, то же что жеребец между лошадьми, а вол отвечает мерину. На юге, бык и вол одно и то же, а плодный бык назыв. нерезь, бугай… Уперся как бык в стену рогами. Богатый, что бык рогатый: в тесныя ворота ворота не влезет. Здоров как бык. Поживешь на веку – поклонишься быку. Хитер бычок: языком под репицу достает… *Арх. сиб. упряжной олений самец, легченый (нелегчен. порос). *Бык вост.-сиб. медведь самец. *Водяной бык, птица выпь, бугай, бухало, бухалень, бучило, Ardea stellaris. *Сиб. скала, огромный камень, торчащий с берега в воду, где упор о колено русла; на Лене, выдавшийся с берега утес; на Ангаре, небольшой поперечный порог. *Влд . быки, бычки, передовые серебристые и круглые тучи, перед грозой. * Строит. контрафорс, устой, рубка или каменная прикладка, откосом, для укрепления здания; мостовые быки или устои иногда, по гребню откоса, снабжаются ледорезами. *Быки, главная стена домны, плавильной печи.

Бычок умал. малый, молодой бык, теленок (теля самка назыв. телушка, телка). *Сиб. мыс, угол речного берега; подводное продолжение его, образующие порог. *Ряз. площадка углом, меж двух сходящихся вершин, т. е. оврагов. *Сиб. коренная лошадь, идущая в оглоблях. *Бычок, головастая черноморская рыбка Gobius, разных видов… *Народная русская пляска. *Ярс. Народная игра, со жгутом, она же рыбка. *Одна из переводин, стропил на крыше коломенок, барок.

Бычачий, бычий, принадлежащий, свойственный быку. Бычачье упорство. Обычай бычий, а ум телячий.

Быковатый члв. тоурый, угрюмый, кто глядит исподлобья.

Бычатьник м. промышленник убойным скотом, гуртовщик.

Бычатина ж. говядина.

Бычник м. прм.-шадр. мясник; бычничать прм. мясничать.

Бычиться, тоуриться, дичиться, быть упорно и дико застенчивым при людях; суровиться, глядеть угрюмо; упрямиться.

Быковник м. растение, Verbascum nigrum, коровяк-синий, кошаник, лампадочник.

НАОКРОМ – отдельно, особенно, посебе, наособ, наоприч.

НАОПРОЧЬ – нар. опрочь, опричь, окроме (Выделено А. А.), особо или в стороне, отдельно. 

Слово «бык» используется в специальной терминологии и в металлургии, и в промышленности, и в мостостроении. Например, быками называют опоры мостов. Слово «бык» и его производные продолжает находить новые значения. Быками называют боевиков-отморозков из преступных группировок. Автомобиль ЗИЛ-5301 в народе стали называть «Бычок». Еще можно добавить, что слово «бык» созвучно с тюркским словом означающее «большой».

Как видим, оба слова из названия нашего села имеют много значений. Их популярность подтверждается тем, что многие географические объекты носят в своих названиях одно из этих слов, либо производные от них. Например:

в «Словаре народных географических терминов» Э. Мурзаева сказано: «…В бассейне Оки этот же автор (Г. Смолицкая. Прим. А. А.) отметил девять гидронимов* в формах Кром, Кроменка, Кроменской, Кромец, Кромница, Кромы. Ручей Кромской в бассейне Сейма; Закромский хутор в Орловской области; Кромы в Ивановской области; д. Кромская и с. Кромские Быки в Курской области…»;

в Курской области есть село Быки, два села Быканово, две деревни и одно село Быковка, село Быково, село Бычок, два села и хутор Бычки. А до революции в Льговском уезде были Беклемишевы Быки. Название Бык и Бычок носят десятки населенных пунктов и географических мест в Поволжье и центральных областях России.

-----------

* гидроним – использование слова или его производных в названии водных объектов (рек, озер, морей и т. д.)

--------------

Мнение автора этой книги относительно названия села таково:

Слово «Бык» появилось от названия места первого поселения. Напомним, что в старину «быком» называли плоский равнинный участок между вершинами двух оврагов. Слово Кромские в названии села происходит от места, откуда приехали первые переселенцы – из Кром, либо из Кромского уезда. Напомним, что расстояние от Кром-Быков до Кром по прямой 136 км, по современной дороге – 173 км. 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!