Искусство Старовавилонского царства

История искусства стран Двуречья

Искусство Шумера и Аккада

Шумеры и аккадцы – два древних народа, которые создали неповторимый исторический и культурный облик Междуречья IV–III тыс. до н. э. О происхождении шумеров нет точных сведений. Известно только, что они появились в Южной Месопотамии не позднее IV тыс. до н. э. Проложив сеть каналов от реки Евфрат, они оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук, Ниппур, Лагаш. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией.

Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись.

Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы.

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства; большинство зданий возводили из недолговечного материала – необожжённого кирпича. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм и Красное здание в Уруке.

Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами – лопатками. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли.

Храм в Месопотамии – это низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором. Он не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой – стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома.

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (от лат. «adore» – «поклоняться»), который представлял собой статую молящегося – фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре, в отличие от египетской, никогда не придавали портретного сходства; все изображения условны.

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока). Рельеф состоял из нескольких ярусов; события разворачивались перед зрителем последовательно. Все персонажи были одинакового роста – только царя изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума, которая посвящена его военной победе.

Особое место в шумерском искусстве принадлежит глиптике – изготовлению печатей из драгоценного или полудрагоценного камня. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печати прокатывали по мягкой глиняной поверхности и получали оттиск – миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Большинство изображённых на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения.

В конце XXIV в. до н э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое единое государство – царство Шумера и Аккада. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась новая форма храма – зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в чёрный цвет, средние – в красный, верхние – в белый. Зиккурат символизировал «лестницу в небо». В городе Уре был сооружён трёхъярусный зиккурат, высотой 21 м. Позже его перестроили, увеличив число ярусов до семи.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благородства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт головы чёткий, детали выполнены тщательно, большое внимание уделено разнообразному орнаменту – всё свидетельствует о прекрасном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

Искусство Старовавилонского царства

В 2003 г. до н. э. царство Шумера и Аккада прекратило своё существование. В его пределы вторглось войско соседнего государства Элам и разгромило столицу – город Ур. Следующий период называют старовавилонским, поскольку самым важным политическим центром Междуречья стал Вавилон. Его правитель Хаммурапи создал на этой территории сильное государство – Вавилонию.

Старовавилонская эпоха считается золотым веком литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Появился эпос о Гильгамеше.

Произведений изобразительного искусства и архитектуры сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз подвергалась нападениям кочевников.

В парадных композициях, изображающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные приёмы: человеческая фигура неподвижна, детали её внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его законов. Стелу венчает рельеф, запечатлевший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи атрибуты царской власти.

Искусство Ассирии

О существовании Ассирии – мощного, агрессивного государства, чьи границы простирались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали из текстов Библии, задолго до открытий археологов. Ассирийцы жестоко расправлялись с противником: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик.

В архитектуре Ассирии появился новый тип – город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин (совр. Хорсабад) – резиденция царя Саргона II. Больше половины площади города занимал дворец, возведённый на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в четырнадцать метров. В системе перекрытий дворцовых помещений применялись своды и арки. Парадный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей шеду – крылатых быков с человеческими лицами.

Покои в царских дворцах ассирийцы оформляли рельефами, создав в этом виде искусства собственный стиль. Дворец царя Ашшурнасирпала II в Кальху украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека. Сюжеты их – война, охота и торжественное шествие с принесением дани. Важным элементом композиции являлся текст: строчки клинописи порой шли прямо по изображению. В каждом рельефе множество персонажей, подробностей. Фигуры людей выполнены в условном, обобщённом стиле, тогда как облик животных передан натуралистично. Иногда мастера прибегали к искажению пропорций, подчёркивая драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо – в профиль, другое плечо – в фас. Тщательно отделывали детали – завитки волос, складки одежды, мускулы на руках и ногах. Рельефы раскрашивали; возможно, первоначально они напоминали настенную живопись.

Комплекс рельефов дворца Ашшурнасирпала II стал образцом для всех последующих произведений ассирийской скульптуры. Наиболее известен ансамбль из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии. С поразительным мастерством и эмоциональной силой выполнены рельефы со сценами охоты, украшающие стены так называемой Царской комнаты. В отличие от изображений из Кальху с их торжественным и несколько замедленным действием, здесь всё находится в стремительном движении: увеличение свободного пространства между фигурами позволяет ощутить и это движение, и азарт, охвативший всех участников. Рельефы в Ниневии натуралистичны: животные изображены анатомически правильно, их позы точны и выразительны, а агония умирающих львов передана с редкими правдоподобием и выразительностью.

В конце VII в. до н. э. Ассирию уничтожили её давние противники – Мидия и Вавилония; Ниневия, столица Ассирии, была разрушена.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!