Суббота — золовкины посиделки

Тема 2: Календарные песни обряды и песни.

Повседневный труд и быт крестьян с незапамятных времен, сопровождался трудовыми, игровыми и обрядовыми песнями.

Отличительной особенностью обрядовых песен заключается в их принадлежности к определенной температуре года, к циклам сельских работ к точным календарным датам. Их научное название: календарные, земледельческие песни. По характеру и содержанию календарные песни разнообразны:

Например: Жатвенные песни относятся к трудовым, весенним к хороводным. Почитание солнца – источника жизни лежит в основе многих народных праздников. Вот славяне в особенности почитали землю и поклонялись ей.

Тема3: Весенние обряды и песни.

Год земледельца начинался весной. В первые весенние дни проходил обряд веснянки – заклички весны. Группа молодых девушек и детей пела заклинания, «обращения» к весне – краснее, к перелетным птицам с просьбой поскорей прилететь (принести весну).

    Фигурки птиц лепили из теста, глины потом их насаживали на длинные шесты, разбрасывали в поле и тд.

Особенности весенних песен – настойчивые восклицательные интонации. Мотивы очень короткие. Узкий диапазон, переменный лад, это говорит о их древнем происхождении.

    К весенним песня относятся егорьевские песни (1й выгон скота), а также волочебные песни (пасхальные поздравительные песни).

 

 

Тема 8: Осенние обряды

Начинаются в августе (связан с сбором урожая). Чаще других исполняются покосные и жатвенные песни.

Покосным песням свойственны медленный темп и неширокий диапазон. Это песни о природе, раздолье полей, человеческих отношениях. Поднимается тема брака, семейного разлада.

На жатву существовало много обычаев, обрядов и песен. Песни делятся на 3 группы.

1. Зажиночные (1й день жатвы)

2. Жатвенные (тема тяжкой женской доли)

3. Дожиночные (в то время когда основная работа закончена)

По деревням устраивали складчину – варили пиво, пекли пироги из новой муки, закалывали барана. Из колосьев плели венки, брали последний сноп и несли на боярский двор. Боярин приглашал крестьян во двор и угощал.

Обряд последнего снопа изображен П.Чайковским в опере «Евгений Онегин».

 

Тема 11: Потешный фольклор

Детский фольклор – песни исполняемые детьми и песни взрослых, адресованные детям.

Жанры потешного фольклора:

- потешки – забава, тгрушка, утеха. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово.

- прибаутки (баять) – складная приговорка –поговорка, острое словцо, присказка, прибаска.

- загадки – краткое иносказательное описание предмета, предлогаемое для разгадки.

- небылицы – небыль, небывальщина, ложь.

- дразнилки (дразнить) – умышленно сердит насмешками.

- скороговорки – частоговорки.

- считалки – как правило, это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.

 

Тема15: Русский народный костюм.

Древнему человеку достаточно было взглянуть на одежду незнакомца, чтобы понять: из какой он местности, каково его общественное и социальное положение.

Одежду называли одежей или одеянием. Считалось, что одежда впитывает энергию человека поэтому детям шили одежду из старой родительской одежды. Это оберегало детей от порчи и сглаза. Также оберегающее значение имела вышевка, обереги(амулеты), бубенчики.

 

    Женский костюм: рубаха, сарафан, юбка.

Рубаха - нижняя рубаха называется сорочкой, сорочицей.

- верхняя рубаха кошулей или навершником. Рубаха кроилась до полу. Воротник –«стоичка». Разрез у ворота был по середине или на боку. Рукава были широкими длинными.

Сарафан – назвался саян или сукман.

Юбка – называлась поневой или понявой. Она могла быть сшита или с разрезом на боку. Цвет юбки был чаще всего красной или черной.

Головной убор –У девушки он не покрывал мокушки, а у женщины укрывал волосы полностью. Девичьи уборы назывались повязка, венец, увясло. Женский убор назывался кика, повой, кокошник. В холодное время года носили платок или шаль.

 

Мужской костюм: рубаха и штаны.

Рубаха до колен.

Штаны были не широкие, длинной до середины голени.. Они не имели разреза. На бедрах они держались с помощью шнурка. Их называли портки, ноговицы.

Название верхней одежды – жупан, кожух, тулуп, ормяк, зипун, душегрея.

 

 

Красная горка (праздник)

Красная горка – первой воскресенье после Пасхи. Считался девичьим праздником.

В церковной традиции праздник называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. У восточных славян был праздником начала весны — с кострами, хороводами, ярмарками невест, закликанием весны.

Красная горка была днём молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В дореволюционной России на Красную горку традиционно праздновалось много свадеб, тк с этого дня церковь начинала венчальные обряды. Считалось, что свадьба, сыгранная именно в это день, станет залогом долгой счастливой семейной жизни.

На красную горку проходили молодёжные или женские обходы дворов с поздравлением — «окликанием» молодожёнов, называвшееся также вьюнишником , в каждой деревне собирались партии парней — по 5, 10, 15 и более человек. Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать полагалось молодых, поженившихся после предыдущей Пасхи. Начинали со своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы.

В этот день «закликали весну», с хороводами и песнями.

В этот день ходят на кладбища, чтобы помянуть предков в этот день («с покойничками похристосоваться»), так же как в Родительские субботы, поэтому к этому дню красили яйца, но уже не в красный, а в жёлтый или зелёный «поминальные»   цвета.

Существовал также обряд гадания, при котором «катали яйца с горки» , скатывали крашеные яйца с небольших пригорков. Считалось, что если яйцо скатится ровно и не разобьётся, то его владельца ожидают в текущем году счастье и удача.

В эти же дни было принято на Руси одаривать родню — делать подарки зятьям и невесткам.

 

 

 

Конспект: «Зеленые святки»

Зелёные святки (Русальная неделя) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню —Семиком. Неделя предшествующая празднику Троице.

       Главный праздник. Праздник знаменует окончание весны и начало лета. Отмечается с четверга седьмой недели после Пасхи по вторник восьмой недели после Пасхи.

 Семик и Троица считались девичьими праздниками, хотя в них принимали участие и молодые женщины.

    Особую роль играли девушки, впервые выходившие в хоровод. Для них это был своеобразный обряд «инициации» – переход из девочек в девушки. К выходу в хоровод готовились, учились танцевать.       


   В Семик девушки шли в лес «завивать» березу, сплетая березовые прутья в венки, обвивая их лентой. При этом пели песни, водили хороводы.

Березка – символ богини красоты, юности, девичества.

Одну украшенную березку срубали и несли в деревню, с песнями проносили ее по селу, втыкали на околице и начинали водить вокруг нее хороводы. Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, березка должна была отдать всю свою силу начинающему зеленеть полю (ее забрасывали в середину поля), способствовать урожаю и благополучию людей.


Все дома в селе украшались березками и ветвями, травами, как на Рождество – елями.

Особую тему в троицкой обрядности представляло «кумление»: две девушки, решившие покумиться, обменивались друг с другом небольшими подарками и целовались через венок. С этого времени на целый год они становились самыми близкими подругами – кумушками.
     И завершает троицкий цикл праздников Духов День (1 июня), по христианским канонам сошествие Святого Духа на Землю.

 

Конспект «Покров»

История праздника

По преданию, начало празднику положило событие, которое произошло 1 октября 910 года в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. В то время Константинополь был осажден сарацинами.

Жители Константинополя, возложив упование на Пресвятую Богородицу, собрались во Влахернском храме и молились Царице Небесной и Спасителю. Во время всенощной святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел над молящимися Пресвятую Богородицу в окружении ангелов. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Пресвятая Богородица распростерла Свой покров над всеми людьми в храме. Покров в Ее руках сиял «паче лучей солнечных», а Пресвятая Дева молилась об избавлении христиан от вражеского нашествия. Ученик святого Андрея, блаженный Епифаний, также удостоился узреть Божию Матерь, спасающую православных христиан под Своим омофором. По отшествии Пресвятой Богородицы Ее покров стал невидимым, но благодать осталась с христианами. Заступничеством Божией Матери город был спасен, и враги отступили.

Пречистая Божия Матерь всегда простирает Свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына Своего Господа Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.

Традиции праздника

Особо чтимый был на Руси праздник Покров — зазимье, в народном представлении — межевой столб между осенью и зимой. Крестьяне к этому дню старались убрать весь урожай и сделать заготовки на зиму. Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. В отношении аграрных работ вошло в обычай договариваться на срок выполнения работ и наймов «от Покрова до Покрова».

С особой радостью встречают этот праздник невесты-девушки: Покров считается покровителем свадеб. Этого заветного дня они ждут в продолжение целого года – молятся о скорейшем выходе замуж, ставят в церкви свечи перед иконой Покрова Богородицы и вообще стараются провести этот день весело, веря, что, «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». «Батюшка Покров, покрой ты мать сыру землю и меня, молоду», — приговаривали они, выходя поутру на крыльцо. Обычно в средней полосе где-то около праздника Покрова припорашивал первый снежок, и так был похож этот естественный зимний покров на свадебное покрывало или фату…

А еще к празднику Покрова заканчивалось время хороводов и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов. В этот день — первый праздник холода — пекли блинцы (тонкие блины), «запекали углы», чтобы из жилища не выдувало тепло.

В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси всегда шли в храмы всей семьей.

 

Тема 4: Масленица

Масленица в древности праздновалась в день весеннего равноденствия (день = ночи) 22 марта.

После принятия христианства масленица стала зависить от Пасхи и начиналась за 8 недель до нее(7-8 недель).

Масленица – языческий праздник поклонение солнцу, проводы зимы.Продолжается масленица целую неделю.Каждый день этой недели имеет свое название:

Понедельник – встреча

Вторник – заигрыши

Среда – лакомка

Четверг – разгуляй- четверток

Пятница – тёщины вечёрки

Суббота – заловкины посиделки

Воскресение – проводы, прощание, прощенный день.

 

Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. В народном календаре восточных славян праздник маркирует границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста

Масленица – праздник языческий. И первоначально ее празднование на Руси было связано, по одним версиям, с прославлением бога Солнца Ярилы, по другим - "скотьего бога" Велеса.

Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья; у русских — блины и лепёшки.

В восточнославянских диалектах зафиксированы следующие варианты названия: рус. Масляна, Масляница, Масляная, Масленая неделя, Сырная неделя, Мясопуст, Сыроястная неделя, Всемирный праздник, Прожорная неделя, Обжорная масленица, Маслено заговенье, Блинщина, Блинная неделя, Поползуха (в связи с подвижными датами), Объедуха, Честная масленица, Широкая масленица, Весёлая масленица, Кривая неделя, Боярыня-масленица, Госпожа Масленица, Молочная неделя, Молочница.

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название.

Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам. В селе Камызино Красненского района Белгородской области всю неделю водили по селу корову в лаптях.

Вторник — заигрыши

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!»

Среда — лакомка

Другое название: рус. Лакомка В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.

 

Четверг — разгуляй

Другие названия: рус. Разгуляй, Перелом, Широкий четверг. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.

Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки.

Воскресенье — проводы

Другое название: Целовальник, Прощёный день.

Конец всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

 

Тема 6: Пасха

Па́сха (Воскресе́ние Христо́во , Светлое Христово Воскресение) — древнейший и самый важный христианский праздник. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, отмечается христианами.

       Справляется на первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта.

Пасхальные традиции:

1. Церкви с древних времён сложилась традиция совершения Пасхального богослужения ночью, совершается особо торжественное богослужение с Литургией.

2. Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь. Этот обычай идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» .

3. Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении. Он символизирует «Свет Божий, просвещающий все народы» после воскресения Иисуса Христа.

4. Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него, и поэтому яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его». В православной традиции обычай дарить яйца связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной императору Тиберию.

 Согласно Евангелию, Мария Магдалина первая увидела воскресшего Спасителя и отправилась с благой вестью в иные земли. Так добралась она до Рима и пришла во дворец к императору Тиберию. Тиберий завел обычай: всяк приходящий в императорский дворец должен принести ему какой-нибудь подарок. У Марии Магдалины, кроме яйца ничего не было. Она поднесла Тиберию в качестве подарка яйцо со словами: «Христос воскрес»! И поведала императору благую весть о воскресшем Христе. Император не поверил Марии. Засмеялся и ответил ей: «Разве кто-либо может воскреснуть из мертвых? Да я скорее поверю, что это яйцо станет красным». И только он это произнес, как прямо на его глазах яйцо окрасилось в ярко-красный.

Крашеное яйцо называли « крашена» , расписное – «писанка», а деревянное –«яйчата». Окрашенное в красный цвет яйцо знаменует наше возрождение кровью Иисуса Христа. Яйца - главный пасхальный символ воскресения Иисуса, всеобщей радости ибо из него рождается новое существо.

Обычаи:

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинались народные гулянья. В императорской России народные гулянья с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная горки. С Пасхи начинается веселые развлечения молодежи:

- качались на качелях

- водили хороводы

- пели веснянки

- ходили к друг другу в гости

- христосовались «Христос воскреся!» «-Воистину воскреся!» Трижды целуются, обнимаются, дарят крашеные яйца. В день Пасхи после 7 недель Великого поста, на столе появляются : кулич, творог, крашеные яйца, кутья(рис с изюмом). Перед тем как поставить на стол, все освещали в церкви.

 

«Крашена»

Расписное – «писанка» - письмо Богу.

Деревянное –«яйчата»

 

Тема 9: Зимние обряды.

Зимние святки, с 24 декабря по 4 января. Самый важный день святок Васильев день(конец 1го января) Этот день разделял святки на святые вечера. Обряды Васильева дня: пели авсени, варили кашу, ребятишки разбрасывали по полу зерну, колядки, рождество.

Рождество (с 6января-7января)

Коляда: Молодежь вечером идет по деревни. Заходит в любой дом, начинают прославлять хозяев дома, тк в ответ их одаривают сладостями или деньгами. А если хозяева не дают ничего, то колядовщики начинают карать их, ругать, бранить. И идут в следующий.Так они ходят пока не набирают целый мешок добра.

Святки.

Святые вечера на Руси отмечали с 7января. Эти вечера делились на святые и страшные.

Святые вечера (с 7-19 января) – гадают.

Страшные вечера (с 15-18 января) Черт выходит на улицу. Гадать нельзя.

На Руси гадали во все времена (кроме постов)

Самые лучшие дни для гадания:

- 31 декабря

- 7декабря

- 13 декабря

- 7 января(Рождество)

- 19 января Крещение

В святые вечера гадали девушки. Они собирались в доме, ставили на стол блюда, клали туда украшения, накрывали платком, потом пели подблюдные песни.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!