Народные движения в XVII веке.



Тема: Церковный раскол. Социальные движения XVII века.

Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. Суровым испытанием для церкви стала Смута () К XVII веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

Причина церковного раскола

Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому.

 

Полемика между церковными деятелями началась в 40-х гг. XVII в., когда в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия» вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева. Членов кружка беспокоило падение авторитета церкви. Они считали, что необходимо установить единообразие в церковной службе и внести исправления в богослужебные книги. Однако в вопросах о способах проведения реформы, выборе образцов, по которым следовало производить изменения, единства достичь не удалось. Ревнители считали, что образцами должны стать древнерусские рукописные книги. Но попытка взять их за основу провалилась, так как выяснилось, что одинаковых текстов не существовало (при переписывании допускались ошибки, пропуски, описки).

Реформа патриарха Никона – 1653-1655 гг.

Утвердил церковные новшества:

· по греческим образцам исправлялись церковные книги и иконы,

· троеперстие (заменил обычай креститься двумя пальцами),

· имя «Иисус» велел писать через две буквы «и»,

· движение верующих вокруг храма против солнца,

· поясные поклоны вместо земных и т. д.

Церковный собор 1654 г. исветская власть поддержали и одобрили новшества.

Нововведения Никона, коснувшись в основном обрядовых предписаний, не затронули основ православной догматики и вероучения. Значительная часть верующих и духовенства отказалась принимать нововведения. Отказ от древних обычаев воспринимался людьми средневековья как отступление от веры. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум, сын священника из Нижегородского уезда, член кружка ревнителей древнего благочестия.

Никон выслал ревнителей из Москвы, сослал в Сибирь Аввакума, в 1658 г. сам Никон попал в опалу, т.к. провозглашал, что церковная власть должна быть выше царской (светской).

1666 г. - лишение Никона сана патриарха и ссылка его в Ферапонтов монастырь. В этом же году Церковный собор повторно одобрил положения реформы и предал проклятию всех ее противников.

Реформа Никона и Церковный собор 1666-1667 гг. положили начало церковному расколу в Русской православной церкви.

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе.

Протопоп Аввакум (Аввакум Петров).

- сторонник благочестивого образа жизни, с юных лет посвятивший себя церкви. Резко отрицательно воспринял реформы патриарха Никона, за что и был сослан в Сибирь.

Долгих 11 лет Аввакум провел в тяжелой ссылке. Затем власти вернули его в Москву, чтобы склонить к принятию церковной реформы. Аввакум, не допускавший компромиссов, оставался твердым ревнителем «старой веры». За неуживчивость и верность своим убеждениям он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен на 15 лет в земляную тюрьму в Пустозерске, где написал свое знаменитое литературное произведение «Житие» и др. работы.

В 1682 г. сожжен заживо со своими сподвижниками.

 

Соловецкое восстание 1668-1676 гг.

Спасаясь от расправ, тысячи противников реформ бежали на окраины страны. Некоторые из них использовали крайнюю форму протеста − самосожжения («гари»). Крупным центром сопротивления церковной реформе стал Соловецкий монастырь, расположенный на Белом море. Монахи и стрельцы 8 лет (1668–1676 гг.) обороняли монастырь от царских войск. Только после предательства одного из монахов, указавшего стрельцам тайный вход, крепость была взята, почти все мятежные монахи убиты.

Итоги церковной реформы

· Унификация церковных книг, обрядов

· Борьба противников реформы привела к расколу, появлению раскольников.

· Спор между светской и церковной властью был решён в пользу власти царя, положено начало постепенному подчинению церкви государству.

 

Народные движения в XVII веке.

XVII ст. названо современниками «бунташным веком» из-за многочисленных социальных катаклизмов и народных восстаний.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!