Логика дворянского сопротивления



Другой сюжет, непосредственно связанный с крестьянской реформой и консервативными идеями, консервативными представлениями в Российской империи, намного более любопытен. Как только начинается уже реальная работа по крестьянской реформе и становится понятно, что так или иначе крестьянская реформа стоит в повестке дня и будет осуществлена в обозримый период, со стороны дворянства начинается консервативное движение своеобразного рода. А именно: дворянство стремится защитить существующие права.

Значительная часть дворянства стремится защитить существующие права, отсылая к принципу частной собственности. Речь идет о незыблемости частной собственности. Речь идет о том, что постановка под вопрос существующих земельных отношений – это постановка под вопрос частного права на землю. И через эту аргументацию дворянские круги пытаются блокировать любую возможность принудительного земельного отчуждения. Как мы знаем, итоговый план реформы будет заключаться в освобождении крестьян вместе с землей.

Соответственно, в тот момент, когда становится понятно, что крестьянская реформа в Российской империи будет осуществляться через наделение крестьян землей, не только возрастает сопротивление значительной части дворянства, но и возникает совершенно новый сюжет в истории русской общественной мысли. Поскольку дворянство здесь пытается осмыслить себя как корпорацию и поскольку речь идет о потере целого ряда значимых прав, которые мыслятся как права собственности, связанной именно с дворянским сословием как корпорации, то в этой логике, раз дворянство жертвует этими правами, раз оно отказывается от них, следовательно, оно должно получить компенсацию.

Эти сюжеты возникают уже в 1858 году. И компенсация, о которой говорит здесь дворянство, которую ожидает дворянство, – это компенсация в виде предоставления политических прав. Да, дворянство отказывается от части своих имущественных прав, но взамен оно должно получить фактически конституционное представительство. И вот эта степень оживленности, эта степень в том числе и дворянских протестов, которая сильна с 1858 года и идет по нарастающей, в конце концов вынуждает правительство фактически отказаться от идеи призыва депутатов губернских комиссий в Петербург.

Депутатов будут вызывать только группами, и примечательно, что им так и не позволят собраться на общее заседание. В свою очередь, в глазах петербургских реформаторов это дворянство, даже дворянство, которое присылается из губернских комиссий, даже дворянство, которое присылается и в состав которого входит значительная часть назначенных от правительства членов, даже в этом виде представляет собой своего рода прообраз чего-то, что может обернуться тем самым собранием избранных, собранием депутатов. Образ Генеральных Штатов, образ клятвы в зале для игры в мяч витает в воздухе. Более того, этот набор ассоциаций отнюдь не обязательно негативный, это история не только про опасения.

Примечательно, например, что сразу же после крестьянской реформы 1861 года Иван Аксаков, на тот момент ведущий публицист славянофильства, издатель газеты «День», выступит со статьей, где будет говорить о том, что с момента отмены крепостного права российское дворянство как отдельная корпорация, как отдельное сословие фактически прекратило свое существование, потому что основным дворянским правом, правом дворянства как сословия Российской империи, было право владеть населенными имениями. Отныне подобного права нет ни у кого, следовательно, дворянство исчезло.

И вот теперь, будет призывать Аксаков, теперь самое время пришло для «ночи чудес». Теперь самое время для ликвидации всех прочих привилегий. История про бессословность, история про слияние. Это в свою очередь такой любопытный извод, где консерватизм в конце 50-х – начале 60-х годов во многом оказывается оппонентом существующего правительственного курса. Это история про разные логики сопротивления. Если у Аксакова речь идет о формировании общенационального единства, то для московского, например, дворянства речь идет, разумеется, о возможности представительства, о возможности совместного действия.

И последним отзвуком этих идей и чаяний станет известный адрес московского дворянства, поданный в январе 1865 года, когда московское дворянство фактически обратится к власти с требованием представительства от дворян, чтобы дворянские собрания со всей страны подавали свой голос, и этот голос был бы общеимперским. Примечательна здесь и политика самой верховной власти. Все подобные попытки, разумеется, встречают ту или иную степень отвержения, но необходимо отметить, что отвержения не абсолютного. Это очень примечательно.

Так, например, в 1865 году, когда Александр II будет объяснять свою позицию по представительству, он не будет отклонять вообще представительный принцип, он не будет отклонять саму идею о тех или иных конституционных преобразованиях в Российской империи. Речь будет идти как раз о проблематичности конституционных преобразований, о том, насколько в данный момент, в ситуации, которая существует с теми группами, которые сейчас представлены, введение представительной формы правления совместимо, например, с сохранением целостности империи.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!