Пример корильной песни – «А у нашаго свата», исп. Иван Кирчук, альбом «Славянский аутентичный фольклор».



Причитания, как и на Севере, интонировались на напевы похоронных плачей. В некоторых традициях причеть была единична (она звучала на девичнике), в других отсутствовала совсем.

Обязательным компонентом свадьбы-веселья являласьигра на музыкальных инструментах: скрипке, гармони, цимбалах. Во время свадебного пира звучали плясовые песни, инструментальные наигрыши. От этих жанров в свадебные песни перешли характерные дробные ритмические фигуры (восьмая – две шестнадцатые и наоборот) и форма так называемых алилёшных песен с рефреном типа «ай, лёли, лёли». 

Пример – плясовая «Через садик, через вышенье, перепелыка летела».

История собирания свадебных обрядов и песен начинается в конце XVIII века. Свадебные песни первоначально публиковались рядом с образцами других жанров. Важнейшими нотными изданиями, где были опубликованы свадебные песни, стали сборники народных песен 2-й половины XIX века Милия Балакирева, Николая Римского-Корсакова, Анатолия Лядова.

Запись полного обряда казачьей свадьбы и 118-ти песен сделана А. Листопадовым.

Русской свадьбе посвящены два выпуска музыкально-этнографических материалов филологов и музыковедов под редакцией А. Каргина, опубликованных Центром русского фольклора в 2000-2001 годах.

Интересны материалы Н.Осипова «Ритуал сибирской свадьбы» (1891), собранные в конце XIX века на территории, которая в настоящее время входят в Курганскую область (в селе Нагорское Притобольного района), и тексты свадебных песен и причитаний, записанные в 1970 году А. Закоуловой и А. Гордиевских в с. Каминское и д. Разуевка Куртамышского района.

Большой вклад в изучение свадебной обрядности Зауралья внес курганский фольклорист-этнограф второй половины XX века Михаил Екимов. В сборник «Русская свадьба сибиряков среднего Притоболья» вошли музыкально-поэтические и этнографические материалы традиционной русской свадьбы, записанные им в Кетовском, Притобольном и Куртамышском районах Курганской области.

Русская свадебная игра – важная часть народной культуры. В ней гармонично соединились элементы словесно-поэтического, музыкального, хореографического и драматического искусства. Не случайно сцены свадебного обряда и мелодии свадебных песен часто использовали в своем творчестве русские композиторы. Нередко они цитировали подлинные народные мотивы, а порой сочиняли свои мелодии в духе народных напевов.

В числе примеров использования свадебных песен в произведениях русских композиторов:

1-я тема симфонической фантазии «Камаринская» Михаила Глинка (цитата песни «Из-за гор, гор, высоких»);

тема песни «Не было ветру» в симфонической поэме «Русь» Милия Балакирева. мелодия песни «Звонили звоны» положена в основу песне засыпающего Варлаама «Как едет ён» в опере «Борис Годунов» Модеста Мусоргского;

Во II действии оперы Аблесимова и Соколовского «Мельник–колдун, обманщик и сват» (1779) запечатлён начальный этап свадебного обряда: сватовство и сговор («Мельник – колдун, обманщик и сват»). При этом 3 номера либо звучат на подлинные напевы, либо стилизованы в духе разных жанров русской музыки: хор «Что без бури, без вихоря» положен на мелодию украинской песни «Девка в сенях стояла», «Тошненько мне, младой» решена в жанре русской протяжной, – «Вечор мне косыньку матушка плела» – в жанре плясовой.

В опере «Санкт-Петербургский гостиный двор» (1782) Матинского и Пашкевича во II действии показан девичник (величание невесты, прибаутки свахи и дружки, выкуп места для жениха) и звучат подлинные народные песни: плач «Во саду земзюлюшка кликала», величальная невесте «Соболем ховроньюшка все леса прошла», шуточная корильная дружке «Гусли мои, гусельки», плясовая «Ох, как взговорит в тереме».

В III действии оперы «Жизнь за царя» (1836) М. Глинки показана сцена подготовки к свадьбе: крестьяне отправляются в лес за дровами, чтобы истопить баню для невесты (хор «Мы на работу в лес»); в квартете величают молодых, Сусанин благославляет Антониду и Собинина; хор девушек «Разгулялися, разливалися» звучит в духе величальной.

Его же опера «Руслан и Людмила» (1842) начинается со сцены свадебного пира в тереме киевского князя Владимира. Один из ее номеров – хор «Лель таинственный» – является гимном языческому богу Лелю.

II действие оперы «Русалка» (1856) Александра Даргомыжского посвящено свадьбе Князя. Свадебные хоры и танцы складываются в сюиту: «Как во горнице» (в духе величальной), «Сватушка» (корильная, на подлинный текст, но с авторской мелодией).

В I действии оперы «Снегурочка» (1880) Н.Римского-Корсакова представлен обряд «выкупа невесты» и использованы две цитаты из сборника «100 русских народных песен»: «Как за речкою, да за быстрою» (величальная), «Как не пава-свет по двору ходит» (плач). В другой опере Римского-Корсакова – «Садко» (1997) 6 картина является сценой праздника на дне морском: хоровая «Свадебная песня» звучит во время обряда венчания Садко и Волховы в основе ее мелодии лежит мелодия святочной подблюдной песни.

В свадебной сцене из II действия оперы «Сказание о невидимом граде Китиже» (1907) хор-приветствие и свадебная песня звучат в духе величальных.

Наконец, элемент свадьбы представлен в опере «Царская невеста» (1899) Н.Римского-Корсакова. Свадебная тематика содержится как в названии самой оперы, так и в заголовках некоторых действий (III действие – «Дружко», IV действие – «Невеста»), в поэтических и музыкальных особенностях отдельных эпизодов оперы.

В IV действии оперы «Борис Годунов» (1869) М. Мусоргского народ, издеваясь над боярином Хрущевым, «сватает» ему столетнюю невесту: звучит хор «Не сокол летит по поднебесью» в духе хороводной с плясовым припевом. В основе запева – иронично переосмысленная мелодия лирической песни «Не сокол совыкался с перепелочкой».

Таким образом, в русских операх XVIII-XIX века показаны практически все элементы свадебного обряда: девичник («Жизнь за царя»), выкуп невесты («Снегурочка»), венчание («Садко»), величание молодых («Русалка», «Руслан и Людмила», «Царская невеста», «Сказание о Невидимом граде Китеже»), свадебный пир («Руслан и Людмила», «Русалка»), сватовство и сговор («Мельник – колдун, обманщик и сват»), процитированы напевы и тексты песен.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!