Особенности архитектурного стиля православных храмов



Православие на Урале

 

Город Екатеринбург был основан в 1723 году среди глухих лесов и болот долины реки Исети в почти незаселенном краю. Территория современной Екатеринбургской епархии составила первоначально территорию огромного Верхотурского уезда, относившегося к Сибири.

Христианство и Церковь пришли на Урал с русской государственностью и с русским населением. Первым просветителем уральской земли по праву считается епископ Пермский Стефан. Прекрасно знавший местный язык, он силой убеждения в короткое время обратил в православие большое число язычников, которые являлись коренным населением этих мест. В 1383 г. с учреждением Великопермской епархии, появляется возможность продолжить освоение края. В 1598 г., во время правления Ивана Грозного, был построен город Верхотурье, через который проходила Государева Тропа. Огромное внимание царь обращал на строительство монастырей, зная об их влиянии в новоприсоединенных землях. Тогда были построены Соликамский Вознесенский и Спасо-Преображенский монастыри и другие. [17].

В 17 веке заселение Урала приобрело массовый характер. Постепенно освоение перемещается к югу в долины рек Исети и Пышмы.

Именно эти места с середины XVII века в течение последующих почти 100 лет были южными границами Русского государства и заселялись Сибирскими казаками (прямыми потомками казаков Ермака). Ими была coop ужена по Исети цепь острогов, от Ялуторовского острога в устье реки до Арамильского в ее верховьях. Основанной в 1675 году Арамильской слободе были отведены земли, которые почти точно совпадают с границами современного «Большого Екатеринбурга»: от горы Волчихи на западе до р. Гагарки на востоке, и от озера Балтым на севере до Чусовского озера на юге. На этих землях к 1707 г. было уже 24 селения. Начало горнозаводскому делу на Урале положили купцы Демидовы. В 1716-1726 годах Никита Демидов с сыном Акинфием построили первые шесть заводов. Вместе со строительством заводов проходила и закладка храмов. Если в 1620 г. в Сибири имелось около 30 церквей, то в 1650 г. их число доходило до 100. В 1702 г. церквей насчитывалось около 160. Генерал-майором В.И. Генниным (Виллимом Геннингом) и капитаном В.Н. Татищевым был основан крепость-завод Катеринъ Бурхъ, как он был впервые 12 июня 1723 года наименован В.И. Генниным и утвержден в августе того же года Петром Великим. В дальнейшем название его постепенно трансформировалось в современное наименование Екатеринбург. [17]. Для храмовой архитектуры 18 века характерен стиль московского бароко: сложная форма купола, обилие небольших маковок, кокошников, орнамент, выложенный из кирпича. Во второй половине 18 века утвердился стиль петровского барокко. Чаще всего это были удлиненные, похожие на корабли храмы, над которыми поднимались один купол и увенчанная устремленным в небо шпилем колокольня. Таков был Богоявленский собор Екатеринбурга. Строились церкви и в Византийском стиле. Пример - Екатерининский собор Екатеринбурга. Всего на Урале в 18 веке построено около 200 деревянных храмов и не менее 30 каменных. Почти половину каменных храмов составляли двухэтажные: с теплой (зимней) церковью в нижнем этаже и холодной (летней) в верхнем. В одноэтажных храмах часто имелись боковые (теплые) приделы, а главный храм использовали в летние месяцы. Больше всего храмов построено в городах Верхотурье (6), Екатеринбурге (5) и Туринске (5). Религиозная жизнь в Екатеринбурге всегда была достаточно сложной. Хотя население города составляли в основном православные русские, принадлежавшие к Русской Православной Церкви, в городе всегда значительную часть жителей составляли старообрядцы.

Церковная история Екатеринбурга начинается с освящённой в 1712 году Никольской церкви Уктусского завода, основанного в 1702 году и являвшегося старейшим поселением на территории современного города. (Но самым старым приходом на территории Большого Екатеринбурга был приход Троицкой церкви Арамильской слободы). До 1726 года, пока в Екатеринбурге не была освящена собственная Екатерининская церковь, жители его были прихожанами Уктусской церкви. Первый же молебен на месте города был очевидно отслужен перед началом строительных работ в марте 1723 года полковым священником Тобольского полка, присланного для строительства крепости. [17]. Первая деревянная мазанковая церковь св. Екатерины (во имя ангела-хранителя императрицы Екатерины Алексеевны, благодаря благоволению которой было получено официальное разрешение на строительство города) в Екатеринбурге была заложена 1 октября 1723 года и освящена 26 февраля 1726 года. Она просуществовала до 1747 г. В 1745 году, когда первая мазанковая Екатерининская церковь изрядно обветшала, на Торговой площади было начато строительство второй городской, тоже деревянной, Богоявленской церкви, которая была освящен, а в сентябре 1747 года. [17]. В том же месяце при загадочных обстоятельствах сгорела первая Екатерининская церковь. Первым каменным храмом в городе Свято-Духовская церковь, заложенная в 1755 году. Церковь строилась в стиле барокко, излюбленном в начале XVIII века в северо-восточной России. Это была единственная церковь в истории города, выстроенная народным строителем-умельцем, а не профессиональным архитектором. Затем начинается период самого мощного церковного строительства в истории города, когда были сооружены крупнейшие соборы города. Екатеринбург был основан как центр всей горной и металлургической промышленности Сибири. В некоторые годы ему подчинялись рудники и заводы почти всей России. Это определило огромный размах церковного строительства в XVIII веке. В 1758 году на месте сгоревшей Екатерининской церкви был заложен оставшийся на будущее самым крупным в городе Екатерининский горный собор, а в 1771 году на Торговой площади рядом с ветшавшей деревянной Богоявленской церковью был заложен 2-этажный Богоявленский собор. Он имел 9 куполов, вмещал одновременно до 8 тыс. человек. Деревянная Богоявленская церковь была после этого разобрана и использована для топки церковных печей. В 1770 году на Вознесенской горе была поставлена деревянная Вознесенская церковь. В 1792 году было заложено и выстроено по чертежам Богоявленского собора здание каменной 2-этажной Вознесенской церкви. Деревянная церковь была после, этого разобрана и перенесена в Нижне-Исетский завод. А на том месте, где она стояла, позднее была поставлена каменная часовня, и возможно, что над ее западной частью был выстроен памятный Ипатьевский дом. На юго-западе от города было заложено новое, православное кладбище (современная Монастырская или Зеленая роща). Там тогда же была поставлена деревянная кладбищенская Успенская церковь. После этого в городе Екатеринбурге не было выстроено ни одной церкви в течение 64 лет. Вероятно, это было вызвано тем, что с 1781 года, после образования Пермской губернии, центром которой был определен город Пермь. Екатеринбург в значительной мере потерял то значение административного центра Урала и Сибири, какое он имел до этого как центр всей казённой и частной горной и металлургической промышленности. Особенно его значение снизилось в самом начале века, когда на некоторое время в Пермь было перемещено и правление горных заводов. В 1799 г. указом императора Павла I была учреждена самостоятельная Пермская епархия. В течение 85 лет церковью на Среднем Урале управляли Пермские иерархи. Новый расцвет город пережил во второй четверти XIX века, после того, как в 1814г были открыты золотоносные пески на промыслах и разработан забытый в Европе способ добычи из них золота посредством их промывания. Уже в 1819 г. екатеринбургскими промышленниками и купцами Расторгуевым и Яковлевым были открыты золотоносные пески в окрестностях Екатеринбурга и Невьянска, после чего на Урале разыгралась первая в мире золотая лихорадка. Именно в связи с открытием екатеринбургского золота, город посетили Император Александр I (в 1824 г.) и ряд крупных европейских ученых. Россия к 1849 г. стала добывать половину мирового золота и навсегда вошла в ряды мировых держав, а Екатеринбург вновь стал крупнейшим центром Сибирской горной промышленности. В город вновь вернулось горное управление, и он стал практически независим от губернской Перми. Город украсился роскошными особняками нуворишей-золотопромышленников и выстроенными на их деньги церквами. Горное правление в это время финансировало строительство новых церквей лишь в тех заводах, где к этому времени ещё не было каменных церквей, а прежние деревянные обветшали. В 1808 году была перенесена в Нижне-Исетский завод деревянная Вознесенская церковь с екатеринбургской Вознесенской горы после того, как там завершилось сооружение каменной 2-этажной церкви. В 1808-1821 гг. было осуществлено строительство каменной Преображенской церкви в Уктусском заводе. В 1822 г. В Верх-Исетском заводе в дополнение к существовавшей там с 1763 г. деревянной Успенской церкви была выстроена на кладбище каменная кладбищенская Всесвятская церковь. А с 1831 по 1838 г. вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви на Заводской площади в Верх-Исетске был возведен величественный новый Успенский собор. [4].

Почти в это же время новая каменная церковь с тремя приделами сооружается в центре Нижне-Исетского завода, после чего прежняя деревянная церковь стала кладбищенской. В 1849 году Горным ведомством была выстроена каменная часовня в селе Шарташ, который был крупнейшим центром старообрядчества на Урале. В 1862 году была обращена в Свято-Троицкую церковь. В самом Екатеринбурге в первой половине XIX века строительство велось не на казенные деньги, а на частные, купеческие или на монастырские. Но купцы были почти исключительно из старообрядцев, которые особенно разбогатели во время екатеринбургской золотой лихорадки. Поэтому ими в этот период времени были сооружены 4 старообрядческих единоверческих церкви: Спасская (Толстиковская) в 1801-1814 гг., Христорождественская в Верх-Исетском заводе в 1805-1837 гг., Свято-Троицкая (Рязановская) в 1814-1839 гг., Михайловская (Коробковская) кладбищенская на Сибирском тракте в 1865-1888 гг. Каменное строительство было разрешено лишь старообрядцам-единоверцам, согласившимся подчиняться Синоду. В епархии они подчинялись православному архиерею, образуя отдельный единоверческий благочинный округ. Для архитектурного облика храмов первой половины 19 века характерен классицизм. В этом стиле выстроен в Екатеринбурге комплекс трех церквей Ново-Тихвинского монастыря. Александро-Невский собор, построенный по проекту знаменитого уральского архитектора М.П. Малахова и единственный, сохранивший первозданный вид, и поныне поражает своей строгостью и величием.

Вторым крупнейшим строителем церквей в XIX в. стал основанный в 1809 году екатеринбургский Ново-Тихвинский Горно-Уральский женский монастырь, который вырос из женской монашеской общины, образовавшейся около екатеринбургской кладбищенской Успенской церкви и узаконенной в 1792 году. В новообразованной Екатеринбургской епархии имелось 428 церквей (328 каменных и 100 деревянных). Кроме этого имелось 446 часовен (93 каменных и 353 деревянных). Численность духовенства составляла 1125 человек. В епархии имелось два мужских монастыря: Верхотурский Николаевский и Далматовский Успенский; два женских монастыря: Екатеринбургский Ново-Тихвинский и Верх-Теченский Свято-Троицкий. [4].

С образованием Епархии Богоявленский собор стал кафедральным. Именно это здание было выбрано потому, что тёплый храм Богоявленского собора, в котором можно было вести службу круглый год, был просторнее, удобнее и внушительнее, чем тесные тёплые храмы в боковых приделах Екатерининского собора, которые тогда не соединялись с главным храмом. Последний стал удобен лишь после последующих реконструкций, соединивших все приделы в один объём. После образования самостоятельной Екатеринбургской епархии в городе начали выходить «Екатеринбургские епархиальные ведомости», которые, в отличие от многих аналогичных изданий в других епархиях, выросли в серьёзный научный журнал, в котором было опубликовано много исследований по церковной истории Урала, сохраняющих научную ценность и в наши дни. Крупнейшим церковным зданием, выстроенным в Екатеринбурге в XIX веке, была Максимилиановская церковь, представлявшая собой нечасто встречающийся тип храма-колокольни. Она была выстроена как колокольня к церкви Сошествия Святого Духа. Строительство её велось с 1847 по 1876 год, она стала самым высоким сооружением города. Планировалось построить и новое здание самой церкви, но по недостатку средств проект не был реализован, что сохранило тогда от сноса еще в XIX веке старейший каменный храм города. К середине XIX века исчерпались возможности нового екатеринбургского кладбища XVIII века, около которого образовался Ново-Тихвинский монастырь. За городом были выделены места для новых кладбищ. [4]. К этому времени Екатеринбург вновь утратил значение всероссийского, и всесибирского центра горного дела. Золотая лихорадка переместилась с Урала в Сибирь, где екатеринбургских купцов оттеснили сибиряки. За тем было упразднено главное правление заводов Хребта Уральского, после чего город снова стал рядовым уездным городом Пермской губернии. С этого времени основными строителями церквей стали православные купцы (не старообрядцы, как в начале века). С 1846 по 1860 г. на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина. Единственным православным приходским храмом, выстроенным в XIX веке в самом Екатеринбурге, была построенная в 1885-1895 гг., Александро-Невская каменная церковь на Арсеньевском проспекте (ул. Свердлова) в районе Мельковки. В 1886 - 1900 гг. на новом была выстроена Всехсвятская церковь. В 1890 - 1897 гг. на собранные населением деньги была сооружена в память спасения Императора Александра III при крушении поезда на ст. Борки новая приходская каменная Никольская церковь в Верх-Исетске. Однако большинство церквей, выстроенных во второй половине прошлого века, были так называемые «домовые» церкви, то есть церкви учебных, благотворительных и иных учреждений. Большинство из них были встроены в здания тех учреждений, для которых они строились. Реже для них строили отдельно стоящие здания. Все они были построены на средства купцов, чаще всего входивших в состав попечительских советов тех заведений, для которых церкви строились. Для храмовой архитектуры второй половины 19 века характерна эклектика - смешение различных стилей. Вообще 19 век оказался очень плодородным для храмового строительства.

В XIX веке выстроено было мало. В это время казна расходует большие средства на строительство крупных храмов в столичных и губернских городах, а также в сельской местности, где было недостаточно собственных средств. В Екатеринбурге появились две домовые церкви: небольшая Никольская при Александровской богадельне в 1901 год (Картинная галерея) и огромная Екатерининская при женском Епархиальном училище в 191 3 году (Горный институт). [4]. Но кроме чисто церковного строительства церковным ведомством в XIX веке в Екатеринбурге строились ещё здания для административных нужд церкви, учебные и просветительные заведения. С 1833 г. строился и перестраивался Архиерейский дом - резиденция Екатеринбургского архиерея. Появилось здание Духовной консистории. В 1838 г. было открыто Духовное мужское училище, в здании которого в 1916 г. открылась Екатеринбургская семинария. В дальнейшем для последней планировалось строить отдельный комплекс зданий. С 1837 г. в зданиях Ново-Тихвинского монастыря открылась школа для сирот-дочерей духовенства, которая с 1880 г. была преобразована в Епархиальное женское училище. В 1916 г. для него было выстроено самое крупное в Екатеринбурге и во всем Оренбурге ком учебном округе, к которому город относился, учебное здание. Строились церковно-приходские школы, которые были почти при всех церквях города. В 1913-1916 гг. на 1-й Богоявленской улице (ул. Володарского) был выстроен Епархиальный дом, представлявший здание для православного просвещения населения и включавший библиотеку, музей, помещения для епархиальных и православных общественных организаций, с зрительным залом на 900 мест (теперь в нём располагается ДК УВД). [4]. Церкви были центром духовной жизни города. А Крестные ходы, совершавшиеся из них, были наиболее яркими праздничными действиями, нарушавшими монотонность трудовых будней. Наиболее красочными были Крестные ходы на водосвятие к Городскому пруду, из которых самым торжественным было шествие из Богоявленского собора.

Многие священники и архиерей Екатеринбургской епархии, кроме своего непосредственного пастырского служения, вели научные исторические исследования, изучали церковные архивы. Многие их работы публиковались в екатеринбургских епархиальных ведомостях, издавались отдельными книгами. В Екатеринбурге было организовано «Екатеринбургское церковное археологическое общество», при котором был устроен собственный музей. 1916-1917 - годы наибольшего расцвета Екатеринбургской епархии. Структура епархиального управления представляла следующее: во главе стоял епископ. При нем имелось правительственное учреждение - Духовная консистория, которая делилась на присутствие и канцелярию. В екатеринбургской епархии имелось 5 учебных заведений: духовное училище в Камышлове, духовное училище, духовная семинария, епархиальное женское училище и школа псаломщиков в Екатеринбурге. Наиболее величественными храмами Екатеринбурга являлись: Богоявленский Кафедральный, Екатерининский и Александро-Невский соборы. Старейшим на Урале был Верхотурский Николаевский мужской монастырь. Особое место среди женских обителей занимал Ново-Тихвинский монастырь. В 1925 году после смерти Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра (Полянского) староцерковное (Тихоновское) направление раскололось. Часть архиереев, во главе с бывшим Екатеринбургским архиепископом Григорием, который только что вышел из тюрьмы, не согласилась с составленным Митрополитом Петр ом в ожидании ареста завещанием, в котором он назначил своим преемником в качестве нового Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) - будущего патриарха. Они считали, что новый Местоблюститель не может быть назначен одним лицом, а должен быть избран Собором епископов. Кроме того, они возражали против кандидатуры митрополита Сергия, поскольку тот около года поддерживал обновленчество.

Противники митрополита Сергия образовали в Москве в декабре 1925 г. Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС) и избрали его главой архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского). Тех, кто их поддержал, стали называть «григорианцами». Однако большинство епископов в России поддержали митрополита Сергия, сторонники которого получили на именование «сергианцев». Конфликт между обоими староцерковными направлениями, григорианским и сергианским, достиг еще большего накала после того, как Митрополит Сергий, оказавшись в заключении, подписал знаменитую Декларацию, в которой он призвал духовенство и мирян не только не сопротивляться советской власти, но и поддерживать ее. При этом в Декларации им было заявлено, что Власть не только не притесняет церковь, но и помогает ей, что вызвало возмущение многих верующих и священнослужителей, отказывавшихся после этого поминать имя Митрополита Сергия во время богослужений. В Екатеринбурге, где архиепископ Григорий (Яцковский) вновь появился в 1926 году, он, обладая огромным влиянием, привлёк на свою сторон у большинство верующих. К 1930 году к храмам поддерживавшим григорианское направление, приписалось 70 верующих. Его поддержала община Александро-Невского монастырского собора, который стал кафедральным у григорианцев. Архиепископ Григорий, вернувшись в Екатеринбург, смог добиться возвращения верующим отобранного в 1925 году Александро-Невского собора. С 1927 года Григорий был избран митрополитом григорианского направления. Сторонники сергианского направления составляли среди православных верующих города, открыто записавшихся в «религиозные общества» при церквях, только 20. В их распоряжении были Крестовоздвиженская церковь и Успенский собор на ВИЗе. А самые крупные в городе Обновленческие соборы и церкви посещало лишь 10 верующих, так что они стояли полупустыми. Такой авторитет григорианцев в Екатеринбурге является уникальным так как в целом по области 60 общин принадлежало к сергианскому направлению, 30 - к обновленцам и лишь 10 к григорианцам. Несмотря на приход к власти большевиков и связанные с ним трудности, в епархии продолжалось строительство храмов. Оно велось вплоть до середины 1920 г., причем как каменных, так и деревянных. Последние - большей частью в сельской местности, из-за отсутствия у церковных общин достаточных средств. Всего, за первую четверть двадцатого века, возведено более 130 храмов, из них треть посредством реконструкции часовен. Общее количество церквей к 1925 г. составило более 650. Крупнейшим по численности церковных зданий являлся Екатеринбург. В нем, после закрытия в 1920 г. домовых и монастырских церквей, имелось 16 православных храмов и 4 единоверческих. В 1925 г. были закрыты принадлежавшие староцерковникам Успенская церковь бывшего Ново-Тихвинского монастыря, Крестовая церковь Архиерейского дома, Николаевская полковая церковь и Николаевская церковь Нуровского приюта. В 1926 г. была закрыта Вознесенская церковь. Поводом послужила недостача национализированного церковного имущества. Почти одновременно был за крыт Александро-Невский собор Ново-Тихвинского монастыря. После последующей переписи собор был все же возвращен верующим. Этот собор и стал до закрытия кафедральным собором. [4]. В целом по Уральской области в 1924-1925 годах были закрыты 23 церкви, сложили с себя сан 17 священнослужителей. По распоряжению советской власти священники, добровольно снявшие с себя сан, более к служителям культа не относились. Ряды духовенства продолжали неуклонно редеть. Отчасти на это повлияло ухудшение благосостояния, отчасти неуверенность в завтрашнем дне. Не каждый решался в это трудное время посвятить себя Богу. Чаще это были члены семей духовенства, которые, к тому же, в силу своего социального происхождения, постоянно притеснялись властями. Таким образом, в1927 г. прежняя Екатеринбургская епархия была окончательно разделена на три разные, параллельно существующие епархии: Обновленческую, Григорьевскую и Сергиевскую. Если в первых двух структурах сложилось довольно стабильное руководство, то в управлении третьей наблюдалось обратное. Главным образом из-за того, что здесь имел ось два руководителя. В их деятельности не было согласованности, а пор ой возникали противоречия. Большевики, используя раскол церкви в своих интересах, не забывали главной задачи. Началась подготовка к закрытию церквей. В первую очередь обращали внимание на городские храмы, как на главные рассадники религиозного дурмана. К 1929 г. в Свердловске действовало 14 церквей, из них: 5 обновленческих (Богоявленский и Екатерининский соборы, Златоустовская и Никола евская церкви ВИЗа и Всехсвятская), 2 Сергиевские (Успенский собор ВИЗа и Крестовоздвиженская церковь), 4 григорьевские (Александро-Невский собор, Иоанно-Предтеченская, Александро-Невская (Лузинская) и Всехсвятская (Нагорная) ВИЗа) и 3 единоверческие (Свято-Троицкая (Рязановская), Михаило-Архангельская Кладбищенская и Христорождественская ВИЗа). В конце 1929 г. и первых месяцах 1930 г. властями параллельно с операцией по раскулачиванию и коллективизацией было осуществлено массовое закрытие церквей по всей стране. Был установлен упрощенный порядок их закрытия, при котором закрытие церкви не требовало одобрения со стороны верховных органов власти, как это было с 1920 года, а осуществлялось полностью на местном уровне. Для осуществления этих операций (и проводившихся одновременно коллективизации и раскулачивания) на короткий период времени было произведено изменение всей системы управления страной, представлявшее практически государственный переворот. С октября 1929 года до середины 1930 года всё оперативное управление на местах было сосредоточено в руках «Адмотделов» - административных отделов Советов (отделов, осуществлявших в Совете управление органами милиции и возглавлявшихся начальником соответствующего управления милиции), которые слоеной точностью выполняли все постановления и решения президиумов Советов, продиктованные тем партийными органами. Уже в 1929 году были закрыты григорианская Лузинская, единоверческие Михайловская и Хрисугррождественская церкви. В 1930 г. в Свердловске были закрыты 10 церквей из 11. Но закрыть церкви было недостаточно, поскольку, даже не действующие, они представляли опасность. Их нужно было стереть с лица земли. В октябре 1929 года ВЦИК принял новое положение о религиозных культах, которое, властности, предписывало не допускать иметь в одном населенном пункте более одного храма, принадлежащего одному направлению. Одновременно была организована кампания «требований трудящихся закрыть, церкви и передать их для культурных целей ввиду острой нехватки помещений. Лавина массового закрытия церквей катилась по Уралу. При этом ликвидировались прилагающиеся кладбища, не говоря уже о единичных захоронениях духовенства близ алтаря. Так, в Свердловске были закрыты и вскоре ликвидированы некрополи Ново-Тихвинского монастыря, старообрядческие и единоверческие кладбища, старое кладбище ВИЗа. Одновременно осуществлялись разграбления закрытых церквей, имущество которыхизымалось или уничтожалось. В Александро-Невском, Богоявленском, Екатерининском соборах и Крестовоздвиженской церкви Свердловска в 1929-1930 годах были освидетельствованы ковчежцы с мощами угодников Божиих и переданы в краеведческий музей. [4]. В начале 1930 года было принято решение о закрытии всех православных церквей, кроме Иоанно-Предтеченской на Ивановском кладбище которую оставили староцерковникам (в основном помещении вверху оставались григорианцы, а полуподвальное цокольное помещение было предоставлено сергианцам), и Всехсвятской на Михайловском кладбище, оставленной обновленцам. Но перед самой войной была закрыта и Всехсвятская церковь, после чего обновленцам пришлось разместиться в другом полуподвальном помещении Иоанно-Предтеченской церкви. Еще циничнее поступили со старообрядцами. Хотя они распадались на несколько не приемлющих друг друга направлений, им была «оставлена» одна Никольская часовня Часовенного согласия, на двух этажах которой они все и размещались до войны. Сразу же после закрытия всех церквей были взорваны и наиболее значительные их здания в центре города: Екатерининский и Кафедральный соборы, Большой Златоуст. Были снесены Лузинская и Спасская церкви. В это же время было закрыто большое число церквей в сельской местности на территории области, под предлогом того, что священнослужители были приравнены к кулачеству, репрессированы или высланы. До начала коллективизации церкви в сельской местности и в небольших городах практически не были закрыты, в отличие от установившейся практики закрытия церквей в больших городах. В это же время были закрыты и сразу же за строены старообрядческие кладбища на Сибирском тракте. Родственникам только что захороненных людей лицемерно было предложено перенести гробы на другое место, а затем на свежих могилах начали копать котлованы под фундаменты домов. В середине 30-х годов было застроено корпусами строящегося кабельного завода старое Верх-Исетское кладбище и снесена Всехсвятская Нагорная церковь. Если в 1930 г. в Свердловской епархии было закрыто не менее 100 церквей, то в 1931 г., вероятно, закрыто в три раза меньше. Следующим шагом было запрещение религиозных съездов и собраний. В 1935 г. были ликвидированы все митрополитанские и епархиальные управления, а большинство епархий прекратило свое существование. Изменения коснулись и Урала. Перестали существовать Нижнетагильская и Ирбитская обновленческие епархии. Аресты духовенства приобрели массовый характер, причем репрессиям все чаще подвергались обновленцы (в прежние годы советская власть в них нуждалась). Продолжалось закрытие храмов. В результате постоянного давления со стороны властей и практически прекратившейся подготовки кадров, количество священнослужителей в 1936 г. составляло 310 человек (ср. 1926 г. - 76 человек). Снижению численности духовенства способствовал, помимо прочего, отход от церкви значительной части населения. Из-за массового закрытия церквей священнослужители, избежавшие ареста, вынуждены были переходить на гражданскую работу.

Всего с 1917 по 1938 гг. из 26 архиереев всех трех направлений, назначавшихся в разные годы на кафедры в Екатеринбурге, все прошли через тюрьмы и лагеря; 15 иерархов были расстреляны. После 1937 года на Урале не осталось ни одной епархии и ни одного епископа. Да и во всей России к 1941 году оставалось не более 10 митрополитов и епископов всех направлений, доживавших в Москве, и не более 100 действующих церквей. [4]. В Свердловской епархии к 1 января 1937 г. имелось не менее 130 действующих церквей. Все решения местных органов по закрытию церквей стекались в областную культовую комиссию. В 1936 г. был создан так называемый «духовный совет» из представителей церковников обновленческой и тихоновской ориентации в составе 20 человек. С организацией «духовного центра» повстанческая деятельность еще более активизировалась. Общее количество арестованных участников церковного повстанческого подполья достигает 1700 человек. Руководители церковного подполья были тесно связаны с иностранными разведками и проводили активную шпионско-диверсионную деятельность. Все архиереи были арестованы. Одновременно по всему Уралу прокатилась волна арестов духовенства и активных членов церковных общин. К концу 1937 г. в Свердловске было арестовано 34 священнослужителя. К концу 1938 г. массовые репрессии прекратились. После 1938 г. на Урале не осталось ни одного епископа. В 1937-1938 годах в Свердловской епархии было закрыто не менее 53 церквей. Поводом для закрытия чаще всего служил арест священника ил и одного из членов приходского совета. Использовались и иные средства. Одним из них было обложение религиозных общин непосильными налогами. Практиковались закрытия молитвенных зданий ввиду непригодности. Однако центральные органы власти не всегда соглашались с решением местных органов. Несмотря на смутное время, находились приходы, которые сохраняли в незыблемости не только богослужения, но и колокольный звон. Во всей Свердловской области к началу Великой Отечественной войны действовало 20 церквей - 18 храмов и 2 молитвенных дома. Оставалось не более 20 зарегистрированных священнослужителя. Церковные общины, обремененные постоянными нападками властей, старались сохранить богослужения. Большинство районных центров вообще не имело действующих церквей. В лучшем положении находились обновленцы. Справедливости ради, надо сказать, что имелось около 10 церквей, не закрытых юридически, но фактически бездействующих из-за отсутствия духовенства. В Екатеринбурге к началу войны незакрытой оставалась лишь Иоанно-Предтеченская церковь, но и в ней последний священник Николай Адриановский из-за непосильных налогов вынужден был в 1939-1940 гг. на 1 год оставить службу и уйти работать на фабрику. Церковь стояла перед неизбежным концом. С начала войны отношение государства к церкви изменилось. Главным аргументом послужили политические мотивы - боязнь лишиться поддержки в войне западных держав. В 1922 г. в церкви было проведено изъятие церковных ценностей. Всего было изъято 40 пуд. 45 ф. серебра и 234 драгоценных камней. После раскола церкви Максимилиановская церковь была передана властями обновленцам, после чего община при ней сократилась до 123 человек. В 1928 году после того, как под предлогом «ветхости» был закрыт и снесён Свято-Духовской храм, часть его имущества была передана в Максимилиановскую церковь, которая после этого именовалась «Златоустовской». При закрытии Свято-Духовского храма власти сначала дали обещание освободить подвалы Максимилиановской церкви, чтобы перенести туда часть имущества из сносимого храма. Но обещание ими естественно выполнено не было. В том же году власти заставили снять с церкви колокола под предлогом того, что из-за ветхости креплений они могут упасть жителям на головы. 17 февраля 1930 года церковь была закрыта в ходе кампании массового закрытия церквей в городе и весной того же года была взорвана. Из по лученного при её сносе кирпича было выстроено здание Дома обороны. А на месте, где она стояла, образовался небольшой сквер, в котором на месте алтаря церкви встала скульптурная группа, изображавшая сидящих рядом Сталина и Ленина в Горках, которых убрали в 1956 г. А позднее на этом месте была сооружена громоздкая статуя И. Малышева. В 1988 г. страна торжественно отметила празднование тысячелетия крещения Руси. Этот год стал переломным в государственно-церковных отношениях. Был принят новый устав об управлении Русской Православной Церкви. В ее деятельности возникли положительные изменения. В частности, настоятели церквей получили возможность заниматься хозяйственно и деятельностью и возглавлять приходские советы. Перелом произошел и в сознании народа. Широко празднуемые торжества привлекли внимание большей части населения страны. Разбуженные люди потянулись в храмы. Юбилей отмечался и в Свердловской области. [4]. В стране началась массовая регистрация религиозных общин и возвращение старых храмов. Но в Свердловской области не все складывалось гладко. Учреждения, использовавшие церковные здания, оказывали отчаянное сопротивление. К 1989 г. в Свердловской епархии насчитывалось 40 приходов. Возвращено 9 церквей, построено 2 новых церкви, начато строительство Епархиального дома. В 1990 г. была возвращена Вознесенская церковь. Первой в 1990 году была возвращена церковь Всемилостивого Спаса в Елизавете. В ней в течение почти трёх лет находились мощи Св. Симеон а Верхотурского, которые были возвращены из запасников Краеведческого музея. После завершения реконструкции Верхотурского монастыря мощи были перенесены в монастырь. В том же году на месте убийства царе кой семьи был установлен крест. Сразу после его установки он стал одно и из достопримечательностей и реликвий города, местом, которое посещается каждым гостем города. Около креста регулярно проводятся молебны в Дни поминовений умерших, к нему в такие дни впервые в городе после 1930 года приходят Крестные ходы из Вознесенской церкви. В 1992 году на месте убийства царской семьи архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым) был заложен «Храм на крови» во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших и освящена выстроенная здесь деревянная часовня во имя св. Великомученицы Елизаветы. Одноименная часовня установлена также на месте ее гибели в Алапаевске. Синодом Император Николай Александрович, Императрица Александра Феодоровна, их дети и другие погибшие с ними лица были признаны местно-чтимыми святыми. Кроме того, в 1991 году на месте снесенного Екатерининского собора был поставлен и освящён крест, к которому по вновь сложившейся традиции совершаются с этого времени Крестные ходы в День города и день памяти св. Великомученицы Екатерины.

В 1990 году после упорной борьбы с властями верующих, патриотических, демократических организаций и прогрессивной общественности верующим были возвращены Всехсвятская церковь на Михайловском кладбище и крупнейшая в городе Вознесенская церковь. В 1991 году верующие из образовавшейся общины храма Александра Невского после длившейся около месяца голодовки у здания городского Совета и горисполкома, вызвавшей приезд в город комиссии Верховного Совета СССР по вопросам религии, добились решения о поэтапном возвращении им здания собора. В 1992 году в южном приделе собора начались службы, а в 1994 году музей, разместившийся в соборе закончил передачу верующим всех помещений на первом этаже здания. В 1993 году верующим казачьей общины Екатеринбургского землячества казаков было возвращено в полуразрушенном состоянии здание Крестовоздвиженской церкви. Службы в ней начались в мае 1994 г. В 1995 году она получила статус Архиерейского подворья. Согласно новому закону разрешались благотворительная деятельность и частное обучение религии. Церковь получила право юридического лица, что давало возможность приобретать недвижимость и отстаивать свои интересы в судебном порядке. В скоре был учрежден совет по делам религии. Уполномоченные остались лишь для связи между церковными общи нами и государственными учреждениями. Переосмысление духовных ценностей вызвало у многих интерес к истории, к своим корням. Специальные службы начали открывать архивы. Шаг ом навстречу явилась передача архивно-следственных дел репрессированных священнослужителей руководству епархии. В 1991 г. на двенадцатом километре Московского тракта в районе мест захоронений жертв массовых репрессий впервые состоялось заупокойное богослужение. Здесь на лесной поляне был водружен деревянный крест. В том же году Екатеринбургу было возвращено его историческое имя. В 1993 году в городе возникло три новых общины, начавших службы в молельных домах. В районе Уралмаша в помещении кинозала бывшего Дома пионеров (быв. ДК Сталина) начались богослужения общины церкви Рождества Христова. В одном из ранее принадлежавших церкви зданий в районе прежнего Нижне-Исетска начались службы общины во имя Стефана Великопермского. В здании 2-го отделения Областной клинической психиатрической больницы начались богослужения общины Храма св. Великомученика и Целителя Пантелеймона. На территории больницы выделен о место для строительства каменного здания этой церкви и составлен ее проект.Формирование Екатеринбургской епархии продолжалось. В 2006 г. Екатеринбургской епархии было возвращено еще 38 церквей (26 в Свердловской области и 12 в Курганской). Приходы Курганской области выделились в самостоятельную епархию в 1993 г. В последующие годы число возвращаемых зданий уменьшилось, но отчасти из-за того, что к этому времени лучше сохранившиеся здания уже были возвращены. В возвращенных храмах разворачивались строительно-реставрационные работы, они требовали огромных материальных затрат. Однако трудности не останавливал и людей. Представители религиозных общин обходили дома и учреждения, каждый жертвовал что мог. Огромной ценностью для новооткрытого храма были иконы, чудом уцелевшие в безбожное время. Возвращали утварь, книги, колокола. Строительство церквей и возвращение старых не всегда проходило гладко. Так, в течение пяти лет в Екатеринбурге не удавалось начать строительство Христорождественской церкви на Уралмаше. Все храмы, возвращенные верующим после 1988 года в городе и области до марта 1994 г., были освящены архиепископом Мелхиседеком (Лебедевым), правившим Епархией с 1982 по 1994 год. С марта 1994 г. Екатеринбургскую епархию возглавил епископ Никон (Миронов). Архипастырь большое внимание сразу стал уделять восстановлению монашества. В Екатеринбурге был открыт мужской монастырь в усадьбе Спасской церкви в поселке Елизавет и восстановлен женский Ново-Тихвинский монастырь, которому до возвращения основных помещений, занятых Окружным военным госпиталем, были предоставлены первый этаж Александро-Невского собора монастыря, Александровская часовня (в дендрологическом парке) и бывший Дом отдыха «Шарташ». Девятого июля 1994 г. состоялось торжественное перенесение Тихвинской иконы Богородицы из Иоанно-Предтеченского кафедрального собора в возрожденную обитель. Нашлось немало желающих служить Богу. Однако не всем под силу оказалось послушание, не все смогли совмещать молитву и тяжелый физический труд.

На насельников ложилось тяжелое бремя строительства монашеского уклада. В 1994 г. были возвращены Преображенская церковь на Уктусе, Свято-Троицкая на Шарташе, Свято-Троицкая (Рязановская) церковь. На средства благотворителей возведена Всехсвятская церковь. Стали появляться первые молитвенные комнаты в местах лишения свободы. Значительно возросла численность духовенства епархии. Поскольку большинство священнослужителей были молодыми, неокрепшими духовно людьми, встала проблема богословского образования. Трудами епископа и решением Синода были открыты Екатеринбургские духовные училища и филиал Московского Богословского Православного института. Епископом Никоном была освящена выстроенная после 1916 г. деревянная Всехсвятская кладбище некая церковь на Северном кладбище Екатеринбурга, возобновлены службы в Крестовоздвиженской церкви и в Преображенской церкви в Уктусе, возвращена Свято-Троицкая церковь в Шарташе и начато возвращение верующим Свято-Троицкой Рязановской церкви. Стала выходить «Православная газета» тиражом 50 тыс. экземпляров. Создан епархиальный отдел православного телевидения и радиовещания, который стал готовить православные программы. При епархиальном управлении появилось общество «Милосердия», чьей сферой деятельности стала помощь инвалидам, больным, неимущим, сбор пожертвований для монастырей. Было реорганизовано прежнее епархиальное управление, где в связи с новыми задачами появились дополнительные отделения. [4]. В 1995 г. состоялось празднование 110-летия образования Екатеринбургской епархии. Оно было приурочено к 25 сентября - дню переноса святых мощей праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Был возобновлен крестный ход с мощами вокруг монастырского Преображенского храма. В 1996 г. воссоздано церковно-археологическое общество, которое объединило священнослужителей и мирян, занятых изучением истории православия на Урале. При Вознесенском храме Екатеринбурга стало действовать первое Православное общество трезвости. В 2006 г. был освящен первый походный воинский храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм предназначался для духовного окормления воинов, направленных для выполнения служебно-боевых задач в разные регионы страны.

Он размещался в большой военной палатке, имел сборный иконостас и жертвенник. Походный храм три месяца находился в Чечне, в районе боевых действий. В этом же году в епархию прибыла икона святителя Николая, больным, неимущим, сбор пожертвований для монастырей. Было реорганизовано прежнее епархиальное управление, где в связи с новыми задачами появились дополнительные отделения.


Особенности архитектурного стиля православных храмов

 

Первые церкви на Урале, при громадном избытке лесов и за неимением мастеров кирпичного дела, были деревянными и строились почти по одному образцу. Расположение имели крестообразное с примыканием к западной части крыльца и паперти. Крыльца были высокие, в несколько ступеней. Трапезный храм с устроенным в восточной части алтарем был зимним, теплым. Затем следовал летний храм, с особенно выдававшимся на восток алтарем. Кровли на церквах были или шатровые, или со скатами. Главы церквей обшивались тесом гладко или большей частью чешуей, с восьмиконечными деревянными или железными крестами. Окна делались небольшие, прямые или вверху полукруглые. Они были из слюды, отчего в церкви стоял полумрак. Иконостасы двух-, трехъярусные. По стенам храма на полках стояли иконы. Колокольни большей частью устраивались отдельно от церквей, многоярусные, круглые и шестигранные. Верх колоколен - шатровый или пирамидальный, с покрытием гладким или чешуйчатым. По такому плану строились церкви и в Сибири.

В связи с притоком русского населения первые храмы в скором времени оказались маловместительными. Кроме того, они часто подвергались пожарам. Средний срок службы деревянной церкви составлял 70-100 лет. На месте ветхих очень часто строились новые, опять же деревянные, и лишь с появлением кирпичных заводов началось сооружение каменных храмов.

Заимствовав веру от Греков, наши церкви должны были являться ни чем иным, как снимком с современных церквей греческих или теми же церквами греческими, только перенесенными в другое место. [24].

У греко-римлян, от которых всеми принято христианство и все христианское установились, как известно, два архитектурных типа церквей - тип так называемой базилики и тип купола или церкви купольной.

Согласно православному вероучению, вся Вселенная разделена на три части: область бытия Бога, область небесного и область земного. Область Божественного бытия вечна, непостижима и неизобразима. В области небесного бытия пребывают ангелы (сотворенные до людей) и праведные души; она также вечна и неуничтожима со времени ее сотворения. Область земного бытия составляет земной мир как часть сотворенной Вселенной. Здесь действуют законы пространства и времени, постигаемые и изучаемые людьми. Соответственно этому учению, трехчастное деление пронизывает все структуры храма. И по вертикали, и по горизонтали он состоит из трех частей. По вертикали - это основание, тело (корпус) храма и его завершение. По горизонтали - притвор, средняя часть (собственно храм) и алтарь.

При первом взгляде на храмы города Екатеринбурга внимание останавливается на его завершении - барабанах и куполах. Между тем для понимания его устройства целесообразно сначала рассмотреть его возможные планы. Типичный, наиболее распространенный русский храм имеет в плане форму прямоугольника с одночастным или трехчастным закруглением на восточной стороне - апсидой - и главными входными дверями на стороне западной. Храм подобного устройства называют также четырестолпным крестово-купольным храмом (число куполов может быть и больше четырех). В середине прямоугольника располагаются четыре мощных столпа, которые зрительно делят пространство храма на девять частей. При этом три центральные восточно-западные и северо-южные части образуют две перекладины креста, пересекающиеся между столпами. В больших храмах могут быть дополнительные входы на южной и северной сторонах. [24].

К основному корпусу храма могут быть приставлены с севера и юга пространства, называемые приделами. В больших храмах приделов может быть несколько с каждой стороны. Каждый придел обычно имеет отдельную апсиду для размещения самостоятельных алтарей. Алтарь отделен от остального пространства храма иконостасом. При современном храме, как правило, имеется звонница или колокольня с пирамидальным (шатровым) завершением. Она может быть расположена отдельно от храма или составлять с ним единое целое. Иногда нижний этаж колокольни используется как часть притвора. Со всех сторон храма, кроме восточной, может проходить крытая или открытая галерея. Форма плана храма имеет символическое значение. Прямоугольный в плане храм символизирует корабль спасения. Круглый - символ вселенского всеобщего и вечного значения православия. Восьмиугольник напоминает сияние Вифлеемской звезды. Порой в плане храма можно усмотреть крестообразную структуру, которая лишь «затемнена» дополнительными приделами и пристройками, часто вспомогательного назначения. Зрительная красота храма основана на гармонии соотношения его крупных частей, которая достигается притягательными для человеческого восприятия простыми отношениями 1:1, 1:2, 2:3. При рассмотрении высоких сооружений для сохранения впечатления гармонии велика роль золотого сечения, когда целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей. [24].

Основание храма носит наименование подклет. Это - нижний, полуподземный (а иногда и подземный) этаж, имеющий подсобно-служебное назначение. Подклеты не отличаются особым разнообразием и редко несут на себе какие-либо элементы внешнего украшения. Подклет может быть явно выражен, и тогда он называется высоким, но может быть зрительно не ощутимым. В подклете иногда находится крипта - хранилище святынь, которыми владеет храм. Тело храма (корпус), его среднюю часть формируют стены, поверхности которых оказываются подчиненными плану. Обычно они плоские, расчлененные декоративными элементами, сложены из белого камня или кирпича (если храм не деревянный) и окрашены, как правило, в светлые тона. Храм может быть одноэтажным и двухэтажным. В последнем случае внизу располагается зимний (отапливаемый), а вверху - летний храмы. Они могут иметь разные имена (посвящения).

В стенах очевидны окна самой разнообразной формы и наличники, завершающие оконный проем. Форма наличников каждый раз требует отдельного рассмотрения ввиду их огромного разнообразия. Входы в храм (их обычно три) могут быть оформлены в виде порталов - архитектурных конструкций из перспективно уменьшающихся колонн и арок. Стена храма никогда не является гладкой нерасчлененной поверхностью. По вершинам она обычно разделена лопатками, или пилястрами - плоскими вертикальными выступами над поверхностью стены. Соседние лопатки вверху могут быть объединены дугами - кружалами. Вертикальные полосы стены между пилястрами образуют фасы. Пилястра обычно содержит те же части, которые имеет классическая колонна (базу и капитель). В нижней части стен иногда можно увидеть цоколь - немного выступающую часть площадки. Она воспринимается как основание, под которым находится фундамент. В верхней части плоская стена почти никогда не заканчивается прямым горизонтальным срезом. Часть стены между пилястрами завершается полукружием, которая называется закомара. Она может иметь и другую, например, килевидную или бочкообразную форму. За закомарой располагается свод - каменное или деревянное перекрытие храма (крыша), имеющее выпуклую поверхность и опирающееся на стены и столбы. Свод может иметь весьма разнообразную форму. Самые просторные своды - коробовые, цилиндрические, купольные, парусные, крестовые. За закомарами, при переходе на перекрытие, могут располагаться ложные закомары, именуемые кокошниками. Впрочем, иногда кокошники могут иметь форму простых полуокружностей. Часто кокошники для украшения располагаются несколькими ярусами друг над другом, уменьшаясь в размерах по мере движения вверх. [24]. Частым завершением верха плоского участка стены (или полной стены), особенно у старых храмов, является шпиц - срез стены в форме треугольника. По существу, шпиц является закомарой. Его распространенность в прошлом объясняется простотой перекрытия, которое в этом случае становится плоским, двускатным. Крупная стена обычно расчленяется и в горизонтальном направлении. Это может быть аркатура или аркатурный пояс - ряд декоративных арок, не имеющих конструктивного назначения. Аркатура обычно располагается посередине стены или на уровне золотого сечения. В верхней части стены по горизонтали может располагаться фриз - рельефная орнаментальная композиция в виде широкой полосы. Украшением самой верхней части стены является карниз - непрерывный горизонтальный выступ сложного сечения, опирающийся на стену. Он имеет и практическое назначение, защищая стену от стекающей воды. Для расчленения высокой стены в горизонтальном направлении могут служить фалыпкарнизы - горизонтальные параллельно идущие выступы в стене. Они могут иметь весьма сложный профиль (сечение). Аналогичное назначение имеет и бордюр - кайма (полоса), идущая по самому краю стены вверху или внизу.

На поверхности стены могут располагаться люнеты - поверхности, заключенные в арку. Часть горизонтальной балки - перекрытия может выступать из стены (другим концом прочно в ней закрепляясь), образуя консоль. На ней располагаются скульптурные изображения. Скульптура может располагаться и в нишах - углублениях в стене. Поверхности стены между пилястрами, полуколоннами, карнизом, люнетами обычно бывает ровной. Но иногда она может быть оформлена рустикой, т. е. дроблением поверхности на неровные элементы, воспринимаемые в целом как красивая шероховатость стены. В качестве рустики в богатых храмах может выступать кафельная облицовка. Стены некоторых старых храмов покрыты сплошным «ковром» из лепных изображений различного вида. Они называются оборонными (выпуклыми) украшениями.

Крыши ранних храмов были плоскими - двух- или четырехскатными, повторяющими форму завершения стены шпицем или ровной горизонталью. В последующем форма кровли стала весьма разнообразной, вычурной, с выпуклыми поверхностями. Так, при образовании на стене закомар кровля, следуя за сводами, приобретала полуцилиндрическую форму. Кокошники диктовали килевидные завершения. Над кровлей возвышаются барабаны - цилиндрические или многогранные конструкции, которые венчают главы или купола. Пропорции барабанов - отношение диаметра к высоте - могут быть весьма разнообразны, но они всегда зрительно находятся в гармоническом сочетании с величиною всего храма. Неисчислимо разнообразие форм, цвета и фактуры поверхностей куполов. Это могут быть купола шлемовидные (почти полусферические), в форме луковиц - вытянутых вверх или, наоборот, сильно прижатых к барабанам. При шатровых завершениях небольшой купол может располагаться на его вершине. В барабанах имеются узкие оконные проемы, оформленные наличниками или более простым обрамлением в виде фигурных поясов. Не все барабаны должны быть световыми (полыми). Некоторые из них могут быть «ложными», не пропускающими света. Граница перехода от купола к барабану обычно скрыта кружевным металлическим поясом. [24].

Купола храмов обязательно венчаются изображением Креста. На православных храмах можно увидеть четырехконечный (в форме двух перекладин) и восьмиконечной кресты. Первый пришел на Русь с принятием христианства. Он возник в V в. и имел два варианта: греческий - равносторонний и латинский - с удлиненной вертикальной перекладиной.

Восьмиконечный крест возник в России в XVI в. и стал наиболее распространенным. Все формы крестов в православии считаются одинаково закономерными и святыми. Концы креста и места пересечения балок в архитектурно богатых храмах могут быть украшены ажурным металлическим кружевом. Сравнительно новый храм может содержать и другие архитектурные формы, заимствованные из западного стиля строительства. На краях кровли могут располагаться парапет - невысокая художественно оформленная стенка или балюстрада - стенка из невысоких столбиков (балясин) сложного профиля, соединенных вверху перилами. Главный вход (а иногда и боковые) в большой храм может быть оформлен рядом колонн с перекрывающими их арками, образуя величественный портал. В больших храмах (соборах) перед входом образуется вынесенная вперед колоннада, поддерживающая фронтон - двускатный треугольный или иной свод, завершающийся в нижней части карнизом. Такая колоннада образует своеобразную открытую галерею или портик. В вертикальном треугольнике фронтона может располагаться тимпан (или люнет) - рельефное украшение в виде священного объекта. Перед входом в храм всегда имеется более или менее выраженная площадка - паперть, ведущая через крыльцо или портал к входу в храм. Внутреннее устройство храмов не менее разнообразно, чем их внешний вид. Более того, из-за многообразия сводов, внутренних перегородок и проемов однообразные храмы могут казаться устроенными по-разному. Притвор храма обычно отделен от центральной части храма тонкой перегородкой с дверями. [24]. За иконостасом расположен алтарь, а перед иконостасом - возвышение, называемое солея. Крайние части солеи слева и справа называются клиросами. На них располагаются чтецы и церковный хор. Здесь же находятся хоругви - иконы на высоких древках. Они выносятся во время Крестного хода как знамена победы Православной церкви. Средняя полукруглая выступающая часть солеи образует амвон. С амвона подается верующим Святое Причастие и произносится проповедь. Здесь же совершаются некоторые части богослужения. У входа в центральную часть храма находится наклонный столик, называемый аналой. На нем располагаются крест, Библия или икона, соответствующая празднику. Именно ей считают необходимым поклониться верующие при входе в храм. В православном храме не принято широко использовать скульптуру. Однако в нем обычно имеется изображение Голгофы. Это скульптурное (обычно деревянное) изображение распятия Иисуса Христа. По правую сторону от него располагается изображение Богоматери, по левую - Иоанна Богослова. Нижний конец креста закрепляется на подставке в форме черепа Адама (это знак появления его на поверхности земли в момент земной кончины Спасителя). В центральной части храма, если посмотреть вверх, нельзя не обратить внимание на внутреннюю часть барабана и купола, откуда проникает в храм дневное освещение. По всему периметру второго яруса храма может проходить галерея - хоры, где могли присутствовать высокопоставленные особы. В расположении священных изображений на стенах и столпах существует определенная последовательность образов. Барабан и купол, паруса (переходные поверхности от барабана к кровле), северные и южные простенки и стены (в пределах) содержат обычно изображения определенных лиц или событий Священной истории. Так, в центральном куполе почти всегда размещается изображение Господа Вседержителя. Над входными западными дверями обычно расположены изображения первого творения и страшного суда (первого и последнего дней земной истории).

В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные национальные особенности, благодаря преемственности декоративных композиционных приемов русского зодчества XVII начала XVIII века. Нарядная полихромия зданий, выразительная пластичность архитектурных образов и вместе с тем простота планировочной и объемно-пространственной композиций сооружения, свойственны лучшим произведениям московского барокко XVII века, нашли также воплощение в русской архитектуре середины XVIII века. [24]. Нельзя не подчеркнуть специфическую национальную особенность архитектуры барокко в России середины XVIII века - полихромия фасадов, стены которых служат интенсивно окрашенным фоном (синим, красным, желтым, зеленным) для многоколонного убранства в виде раскрепованных пристенных портиков, пучков колонн и пилястр большого ордера, обогащенного многообразными по очертаниям обрамлений окнами с живописными картушками и замковыми масками. Даже дымовым трубам зачастую придавали вид фигурных ваз. Фронтоны в результате разрыва их криволинейных очертаний приобретали декоративно-пластический характер. Пропорциональный строй ордерных элементов был близок соотношениям, выработанным еще в античном Риме.

Характерной чертой архитектурных произведений рассматриваемого периода является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь него («ансамбль в себе»). Эта особенность, присущая стилю барокко вообще, прослеживается и в западноевропейских ансамблях XVII века. Глубокая самобытность русского барокко основывалась на органической связи этого стиля с традициями древнерусского зодчества и, прежде всего с архитектурой Москвы конца XVII начала XVIII века. Для сравнения взяла стиль классицизм (второй половины XVIII - первой трети ХIХ в.). Если для барокко характерны простота и структурность композиций, тесная связь внутренних объемов и внешней пластики зданий, то для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. В России обращение к классическим ордерам, архитектурным формам, пропорциям и даже композициям почти всегда носило творческий характер, причем это наследие творчески использовалось применительно к конкретным условиям. Русскому классицизму не была свойственна канонизация форм и проемов. Даже классические ордера для русских зодчих были не догматами, а композиционными средствами, приспосабливавшимися к задачам и условиям строительства. В них свободно сочетались детали и видоизменялись соотношения (пропорции), подобно тому, как это делали некоторые мастера итальянского Возрождения. Рассмотрим архитектурные особенности Храма Святой Троицы. Храм Святой Троицы был одним из самых крупных в городе и уступал лишь Екатеринбургскому и Богоявленскому кафедральному соборам, да храму Вознесения Христа на Вознесенской горке и был одной из самых богатых церквей Екатеринбурга. Главный придел имел пятиярусный иконостас, боковые приделы - иконостасы двухъярусные. В храме хранились особо чтимые прихожанами иконы: из шарташского старообрядческого скита образ Казанской Божией Матери в серебряном позолоченном окладе и с венцом из чистого золота, украшенный драгоценными камнями, и образ Святого Николая Чудотворца, также в серебряном позолоченном окладе. Имелись подаренное Рязановыми древнее Евангелие и дарохранительница массой 52 фунта (около 13 кг), украшенная самоцветами. Собирались Рязановы позолотить и купол, но не успели, их благочестивым намерениям помешала первая мировая война и последующие революционные события в России. [24]. Что же собой представлял храм с точки зрения архитектуры? Это типичный для русского города православный одноэтажный каменный собор в стиле строгого ампира. (см. рис. в приложение). Композиция здания развивается по меридиональной оси, включая в себя объем основного храма Святой Троицы с полуциркульной апсидой с восточной стороны, трапезную и колокольню с западной стороны. Основной четверик (кубический объем) храма увенчан крупным величественным световым барабаном с главным куполом над ним и окружен четырьмя барабанами с куполами явно малых размеров. В большем барабане восемь прямоугольных оконных проёмов для естественного освещения внутреннего пространства главного храма. Оконные проёмы барабана украшены ионическими пилястрами и треугольными сандриками над ними. Если северный придел снаружи оформлен черырёхколонным классическим портиком из объемных круглых ионических колонн, поддерживающих треугольный фронтон, то аналогичный южный придел вместо объёмных колонн имеет того же ордера плоские пилястры.

В полукруглой алтарной апсиде с восточной стороны храма расположены пять прямоугольных оконных проёмов, размещенных в неглубоких полуциркульных нишах. Сверху апсида завершаешься над карнизной невысокой стенкой аттикового полуэтажа. Колокольня храма как бы составлена из трёх равновеликих прямоугольных объемов, разделанных по высоте карнизными тягами, и верхнего цилиндрического барабана, увенчанного шлемовидным куполом со шпилем и крестом. Построенная позже, в 1852-1854 гг. по проекту архитектора К.Г. Турского и разделанная филенками, колокольня несла на себе черты упадка стиля николаевского времени. Однако такое решение не производит резкого диссонанса с классическим ампиром основного храмового объема. И вход в здание храма с западного фасада со стороны колокольни выполнен слабее, менее выразителен, нежели портик с северной стороны.


ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АВТОБУСНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ «ЕКАТЕРИНБУРГ-ПРАВОСЛАВНЫЙ»

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 93; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!