Чтобы собрать на место встречи,



Любовь Егорова

Как каленым железом по коже

 

Как каленым железом по коже,

Так по сердцу слова твои.

Оглянись, неслучайный прохожий,

Осень стелется в раны мои.

Одиночество. Холод. Сырость.

Двери настежь. На душу засов.

Ну, оставил бы кроху, на милость,

Мне тепла для рябиновых снов.

    

  Перечитайте это маленькое стихотворение.

  Оно все построено на обращении автора к «прохожему». Видно, что лирическая героиня одинока. Она сравнивает свое душевное состояние с тем состоянием, которое наблюдаем в природе осенью. Возможно, ее бросил любимый человек, и от этого отчаяния и душевного потрясения она не находит себе места. Но, пожалуй, что самую страшную травму он нанёс не столько своим уходом, сколько словом. Временное пространство как бы раздвигается, она не может сидеть дома одна, и вот она на улице. Легче ли ей стало? Она хочет поделиться своей тоской-печалью с первым же попавшимся ей человеком. Но это не совсем так. Оказывается, это не первый встречный, так как мы читаем следующее:

              Оглянись, неслучайный прохожий

  Возможно, этот человек ей знаком, да и делиться сокровенным с первым встречным вряд ли кто станет… И опять некая загадка: почему он проходит мимо? Почему он не хочет выслушать её? Ведь она просит его об этом. Это крик о помощи, так как читаем далее:

              Осень стелется в раны мои.

  Выходит, напрасно героиня ищет в «неслучайном прохожем» понимающего собеседника, который смог бы не только понять её и поддержать, но и пожалеть, посочувствовать ей в трудную минуту. А то, что эта минута именно такова, и говорит эта строка: «осень стелется…». Это больно, это страшно. И кажется, нет просвета, ведь на сердце итак «рана», а здесь ещё эта осенняя поволока – «стелется». Очень точное слово выбрано поэтессой для того, чтобы мы полнее ощутили состояние её лирической героини, ведь значение слова «стелется» таково: «распространяется», а не просто, например, появляется. Стелется обычно дым, туман – это общее заволакивание, и уже кажется, что нет выхода. Этот глагол усугубляет положение лирической героини. Мы ощущаем её боль. И далее:

                 Одиночество. Холод. Сырость.

  Далеко не случайное употребление назывных предложений. Это не просто констатация факта: мне одиноко, а на улице холодно. Нет, это как обвал, как взрыв. Это ощущение безысходности. «Одиночество», - заявляет лирическая героиня, и нам все ясно. Ни к чему сравнения, эпитеты. Собирательное существительное включает в себя всё, что «стелется в раны»…

  Вторая строфа и первая построены на противоречии: с одной стороны, героиня хочет раскрыть свою душу, с другой, - «на душу засов».

Обратите внимание на заглавие, в котором кроется сравнение. Это крик души.

  Стихотворение нельзя разделить на части, он неделимо, это композиционное целое.

  Нельзя не обратить внимание на используемые средства художественной выразительности. Помимо названного сравнения, хочется отметить, что оно, пожалуй, не просто сравнение, это слишком образное сравнение, сродни метафоре:

           Как каленым железом по коже,

           Так по сердцу слова твои…

  А ещё есть весьма весомые эпитеты: «неслучайный прохожий» (какой-то загадочный человек) и «рябиновые сны». Мне кажется, что «рябиновый» - значит «горький». И даже вспоминаются слова известной поэтессы Марины Цветаевой:

           Рябина – судьбина горькая.

  Да, действительно, рябина – символ женского горя.                        

  Всё стихотворение стилистически окрашено. Здесь можно выявить использование такого приема, как парцелляция («Одиночество. Холод. Сырость», «Двери настежь» - то есть особое членение предложений.) Такой прием необходим для раскрытия душевного состояния лирической героини.

  Где мы видим в стихотворении присутствие автора? Наверно, на протяжении всего лирического повествования его присутствие ощутимо (это её боль, её раны на сердце, это она одинока и ищет тепла, просит его, хотя бы «кроху, на милость» - кстати, это ещё один художественный прием – преуменьшение, или литота. Героиня умаляет то, чего ей так хочется, что так естественно и просто – немного тепла, человеческого участия, сострадания. Наверно, этого хочется любой женщине.

  Очень лирическое стихотворение, очень «женское», просто задевает за живое…

                                                           

Андрей Оленев

Белое одиночество

За стеной моего жилья

Зимний день одиноко стыл,

Яркий свет многоцветно лья

На морозные окна холсты.

Я за толщею стекол-льдин,

Я утоплен в белесой мгле.

В этом доме, в судьбе один

И вообще один на Земле.

За страницей того окна,

За границею мыслей-снов

Заплутала моя весна,

Затерялась моя любовь.

На стекле белый иней тал

От дыханья моей груди,

Потому что я так устал,

Я устал уже быть один.

 

  Самая главная тема, как мне кажется, которую раскрывает А. Оленев в своем творчестве, - тема одиночества. Поэтому данное стихотворение не является исключением. Лирический герой одинок, он устал уже от долгого одиночества. Кажется, в жизни многое потеряно, и зима длится слишком долго, нескончаемо.

  Если говорить о ключевых словах, то это следующие: «день одиноко стыл», «в этом доме, в судьбе один», «один на Земле», «я устал уже быть одинок». Положение почти безысходное… Ибо что может сделать человек один в таком состоянии!?

  В композиционном плане стихотворение нельзя разделить на части, оно неделимо, здесь нет отдельно описания «белой» зимы с её одиноким днем и описания одинокого человека. Все едино, и состояние человека сродни состоянию в природе: день зимний «стынет» (как может стынуть одинокий человек), и лирический герой «устал» от одиночества. В таком случае можно говорить о слиянии человека с природой – о некой гармонии.

  Зима не хочет уходить, поэтому читаем:

             Заплутала моя весна,

             Затерялась моя любовь

  Мы ощущаем, что из этого «зимнего» состояния герою не выйти.

Стихотворение мне очень понравилось, все кажется простым и понятным, и, пожалуй, актуальным: когда ты одинок, тебе очень трудно выкарабкаться из этого, а иногда и не хочется, а иногда и просто-напросто нет сил это сделать. И тогда оно, Одиночество,  посещает тебя надолго.

  Стихотворение глубоко интимно и в то же время так доступно… Мне видится лирический герой человеком, который не сумел изменить свою судьбу, поэтому он потерян в мире. Я вместе с ним ощущаю эту усталость на себе. Мне кажется, что когда читатель и писатель чувствуют одинаково, то цель достигнута.

  Интересны средства выразительности, используемые А.Оленевым:

белое одиночество» - эпитет, похожий даже на метафору, так как это очень образное сравнение: зима и лирический герой слиты воедино –все гармонично,

я утоплен в белесой мгле» - слияние вновь человека с природой (метафора).

  И все же… мне хочется верить в то, что герой оттает, как «оттаял» на стекле иней от его дыхания – он смотрит в окно и ждет, когда вернется его «заплутавшая весна». А она вернется, точно вернется, нужно только верить.

Костер

Закончен день. И снова вечер

Над нами руки распростер,

Чтобы собрать на место встречи,

На поэтический костер.

А в нем горят и души греют

Отнюдь не хворост, не дрова,

И светят ярче и сильнее

Слова, прекрасные слова.

Они волнуют, будят чувства,

И задушевных круг друзей


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!