Употребление горячих напитков из сибирских трав



Давайте немного погрузимся в историю сибирских чаев. Издавна принято считать черные и зеленые чаи родными русскими напитками. Но это не так. Исконно русские напитки, по мнению, - мед, березовое дерево, квас, сикера, пиво, кисель, абитни, морс, рассол. Почему это произошло? Правильно, из-за отсутствия этнографического подхода в исследованиях чаепития без учета особенностей быта и верований этнокультурных групп.

 

А также на выставке представлены различные виды чайной посуды, предметы, связанные с торговлей чаем, а также упаковки от различного печенья, конфет и других сладостей к чаю; показано, какой чай и из какой посуды предпочитали пить разные слои населения, как менялись вкусы потребителя в зависимости от его социального статуса. Торговцы чаем всегда учитывали потребности разных слоев населения. Самым распространенным был «народный» — кирпичный чай. Его пили в основном низшие слои общества, а также инородцы. Чай варили в котлах или чайниках, в крестьянском быту для питья широко использовались так называемые чинаковки — деревянные, из березового капа, чашки с короткой ручкой.

До середины 1780-х гг. травы заваривали в чугунах и котлах, а потом уже появились и самовары. Самовары, кстати, появились после того, когда уже повсеместно в России пили китайский чай. А также в 1780-х гг. термин «чай» перешёл на горячие травяные напитки, которые до этого, как уже отмечалось, назывались заваркой. По этой причине в представлениях пожилых людей, живущих в сельской местности, до сих пор слово «чай» многозначно. Самовары были разнообразны по форме («банка», «рюмка», «ваза», «яйцо»), объему и металлу, из которого они были изготовлены (медь, латунь, серебро, чугун). Крестьяне приобретали самовары на ярмарках, в сельских лавках, городских магазинах. На крупных ярмарках, таких как Макарьевская, Нижегородская, имелись специальные самоварные ряды, где изделия продавали поштучно и на вес.

Стоимость их была разной и зависела от размера, наличия украшений, а также от популярности фабрики, на которой они изготавливались. Самовары по весу продавались оптом и в розницу по 15 рублей за пуд (16,38 кг). изготавливались они на самоварных заводах Тулы, Москвы, Екатеринбурга и некоторых уральских городов. Хорошо известны были заводы Назара Лисицына, Василия и Ивана ломовых, Ильи Федо-118 рова, крупное производство Баташевых, Тейле, Шемариных, Маликовых, а в конце XIX века их насчитывалось более ста. Самовары обычно штамповались заводскими печатями и штамповались медалями, полученными заводом на выставочных заводах. На территории России самовары ценились очень высоко. Красивые самовары часто дарили дочери в приданое. Самовар считался символом уюта и благополучия.

А директор музея Галина Михайловна Гут из с. Евгащино Омской области вспоминала: «Морковь сушили, ягоды: малину, чернику, землянику — и пили такой чай. Варенья не было. Это назывался чай, даже если траву заваривали. Морковный чай и т.д. Раньше всю ягоду сушили ― сахару не было, купить не на что было. Я помню русские печки, и вот на этих русских печках вся эта ягода сушилась…».

В Западной Сибири пьют чай из самоваров не только в доме, но и во время сенокоса и полевых работ. Летом, во время рабочего сезона, старожилы сибирских сел и деревень ходили в колхоз с самоварным огнем. При отсутствии лошадей семьи распределяли ношу между собой, договаривались, что кто-то должен сделать самовар, кто-то чашки, кто-то булки или булочки и т. д. Сибирские ямщики, отправляясь в дорогу, брали с собой, вместе с хлебом и клецками, также местные травы или китайский чай.

Виды китайских чаев.

Как мы уже с Вами узнали – зелёный чай не являлся исконно русским чаем. Он относился к китайским чаям. Есть множество различных видов данного напитка.А что же такое Органический китайский чай? Это разновидность чая или родственный продукт. Сейчас мы можем перечислить некоторые, которые существуют по сей день.

1) Органический чай Юй-Я. Производится в уезде Гуанси-Чжуанского автономного района. В сушенном виде имеет форму отдельных почек, равномерно белый пушок, настой – прозрачный, насыщенный цветочный аромат, освежающий вкус со сладким послевкусием, заваренные чаинки – нежные и мягкие.

2) Органический ароматизированный чай. Этот чай представляет собой разновидность базового сорта органического ароматизированного сорта чая, который производится в уезде Си провинции Аньхой. Сушенные чаинки – изогнутые, коричневато-зеленного цвета, аромат – чистый и аутентичный, вкус – насыщенный, крепкий, заваренные чаинуи – желтовато-зеленые, менее яркие, чем сушенный чай.

3) Чай Санча. Производится в уезде Суйчан. Сушенные чайные листочки имеют аккуратную скрученную форму, темно-зелёный цвет, запах каштана, нежный и освежающий вкус. Заваренный чай – желто-зеленый и прозрачный, чаинки распадаются в чашке.

Традиции

1. В Сибири распространение чая с китайскими листьями и местного образования populației населения в XVII-XVIII веках произошло почти одновременно, поэтому местные для потомков придворных людей и băutură этот напиток можно считать традиционным. Большая часть Сибирского тракта произошла на левой ветке знаменитого Великого Чайного пути, обеспечивающего трудоустройство населения, как гонщика, так и содержание гостиниц, магазинов [Ермачков, 2014, стр. 21]. Здесь, где чай распространился ранее на Европейскую Россию, даже" ужин "или" чат "был обозначен как чай или чай, а название" чай", "Чайки" означало, что его пригласили посетить. Чтобы обеспечить любого человека, входящего в дом, даже совершенно незнакомых людей, чай является характерной чертой Сибирского гостеприимства, известного в XIX веке. Поэтому рассказывая о нравах самых высоких слоев Сибирского общества

 2. Старые люди говорили, что гости должны пить одну чашку чая, три чашки пьют родственники или близкие знакомые, а две ― лакеи. Кроме того, чай должен был подаваться горячим, предлагать прохладный чай означало проявлять неуважение к гостям. Традиция включала как коллективные чаепития, включавшие неторопливые беседы, так и индивидуальные. Любовь к горячим напиткам порой вытесняла традиционную кухню, как известно, включавшую первые и вторые блюда, закуски.

3. Старообрядцы следовали старым русским традициям и употребляли травяные отвары или заварки в виде смородишника, малинника, иван-чая, из сборов калинового, черемухового цветов и пр. Например, имеются сообщения информантов, что старообрядцы Малышевской волости Барнаульского уезда Томской губернии ежедневно употребляли чай из сбора в равных частях шиповника и брусничника (Н.Н. Клочихина, Сузунский р-н Новосибирской обл.). У васюганских старообрядцев было принято делать на десерт густую как каша кулагу6 с добавлением сушеной малины, сахара и запивать травяным чаем [Фурсова и др., 2003, с. 89]

4. Горячие напитки входили в состав угощения во время разных календарных праздников, когда под угощением чаем понимался как горячий напиток на основе местных трав, так и китайский. Во многих старожильческих селах христославов не только одаривали на Рождество и Святки творожными сырничками, семечками, шаньгами, пирогами, но и подавали взрослым стопку водки или чай. После вечерней рождественской службы практиковался как вариант постной еды хлеб с чаем. Из рассказов старожилов Верхнего Прибоя следует, что чай был обязательным угощением во время зимних супрядок, а также, наряду с горячительными напитками, во время коллективных трапез святочных ряженых-шуликанов, шулюкенов и пр.

5. Чаепитие с китайским чайным листом, ставшее в начале ХХ в. русской национальной чертой культуры питания, досуга, общения, тем не менее, в отличие от повального увлечения у
англичан [Фокс, 2013, с. 378–379], не воспринималось однозначно положительно всеми группами
сибирского населения. Чаепитие входило в структуры идентификационных характеристик чалдонов, что даже позволяло интерпретировать их народное коллективное прозвище в соответствующем ключе.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!