Социальный строй и общественная организация

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Этнология стран Азии и Африки

Тема: «Народы Африки: Йоруба»

Выполнил обучающийся:

Чибилев Константин Сергеевич

5 курс, группа ОБ-РИ-51

Преподаватель:

Евгеньев А.А., кандидат исторический наук, доцент

Оренбург, 2020 г

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Этногенез и этническая история

2. Хозяйство. Материальная культура

3. Социальный строй и общественная организация

4. Духовная культура

5. Список литературы

 


 

Этногенез и этническая история

ЙОРУБА, народ на западе и юго-западе Нигерии, в Бенине (в районе Порто-Ново и Кету, где их называют нага), на юго-востоке Ганы и в Того (район Атакпаме). Общая численность 26,2 млн. человек, в том числе в Нигерии 25,5 млн., Бенине 380 тыс., Гане 200 тыс., Того 100 тыс. человек. Основные подразделения йоруба: ойо, ифе, иджеша, эгба, иджебу, экити, ондо. Говорят на языке йоруба группы ква нигеро-кордофанской семьи. Существует несколько близких диалектов: ойо, ифе, ила, иджебу, экити, ондо, эгба, ово и др. (от них отличен диалект говорящего на языке йоруба народа итсекири). Литературный язык на основе ойо. Письменность на основе латинского алфавита была создана в XIX веке европейскими миссионерами. Йоруба — христиане (протестанты, англикане, баптисты, методисты), часть мусульмане-сунниты, много приверженцев традиционных верований.

Этногенез йоруба изучен недостаточно. У йоруба существует несколько этногенетических преданий. Существует гипотеза об азиатском или египетском происхождении йоруба. В средние века йоруба были создателями пред- и раннегосударственных образований в виде городов-государств (Ифе, Кету и др.), самым могущественным из которых было Ойо, создавшее в XVIII веке «империю», простиравшуюся от реки Нигер на востоке до современной Ганы на западе. Традиционная культура йоруба отличалась достаточно высоким уровнем развития уже в средние века.

 


 

Хозяйство. Материальная культура

Основное занятие йоруба — ручное подсечно-огневое земледелие, у некоторых групп йоруба — также рыболовство. Из продовольственных культур выращивают ямс, кукурузу, маниок, бананы, различные овощи, в северных районах — земляной орех и просо. Главное земледельческое орудие — мотыга, распространена также современная сельскохозяйственная техника. Экспортной культурой является какао. Скотоводство развито слабо из-за заражённости многих районов мухой цеце, отсутствия достаточного количества земли под пастбища. Разводят преимущественно овец и коз, а также домашнюю птицу.
В прошлом значительную роль играла охота. При дворах правителей йоруба существовали отряды охотников, специализировавшиеся на определённых видах охоты — на слонов, леопардов, антилоп и др. Издавна развиты ремёсла: кузнечное дело, гончарство, ткачество, плетение, окраска тканей. Сохраняется разделение труда не только по возрасту, но и по полу (ямс, например, считается «мужской» культурой). Торговлей, исторически достаточно высокоразвитой, занимаются как мужчины, так и женщины. В настоящее время йоруба вовлекаются в современную экономику, появляются новые специальности. Развиваются рабочий класс, национальная буржуазия, интеллигенция, представители которых обычно не порывают традиционные связи и отношения. Появилась профессиональная культура, довольно мало известная широким слоям. Йоруба составляют значительную часть научного потенциала Нигерии. В основанном и населённом преимущественно йоруба городе Ибадан находится крупнейший в стране и один из известнейших в Африке университетов.
Большинство йоруба живёт в сельской местности. Однако у йоруба издавна существовали большие города-крепости, выполнявшие административные, торговые и многие другие функции, значительная часть которых сохранилась за ними и поныне. Основа традиционной социальной организации — община, состоящая из больших семей, сохранявшихся и в городах и не исчезнувшая в них полностью и в наше время. Традиционные ремесленные объединения в городах йоруба нередко совпадали с родственными объединениями. Цеха в европейском значении этого понятия возникли только в колониальную и постколониальную эпохи.

Для йоруба характерен уличный или линейный тип поселения, жилища вытянуты в одну или две линии вдоль улицы-дороги. Численность населения деревень колеблется от 20 человек до 4 и более тысяч; иногда одна деревня примыкает к другой. Традиционное жилище — одноэтажное, прямоугольное в плане. Постройки либо плетнёвые на деревянном каркасе, либо столбовые, снаружи и изнутри обмазаны глиной. Крыша дву- или четырёхскатная из соломы, пальмовых листьев или рифлёного железа. Господствующий тип жилища — однокамерная нерасчленённая постройка. На территории домохозяйства (агболе) сооружается несколько жилищ в зависимости от числа взрослых мужчин — членов большой семьи и её состоятельности. Имеются хозяйственные постройки.
Широко распространена традиционная одежда, ценится одежда из тканей ручной выделки. Мужская одежда украшается вышивкой. Разнообразны женские головные повязки. В городах распространяются европейская одежда, а также универсальная по покрою «общеафриканская» расшитая просторная одежда, надеваемая через голову.
В пищу употребляют клубни ямса различных видов: варят, жарят отдельно или в смеси с различными овощами. Из ямса готовят «фуфу» — блюдо, выполняющее роль хлеба. Широкое употребление имеет кукуруза: зёрна кукурузы варят с бобами, жарят, добавляют к мясу или бананам, готовят каши. Большое место в пище йоруба принадлежит бананам: их жарят, смешивают с бобовыми или ямсом. Всё большее распространение получает маниок, из которого делают муку, пекут лепёшки. В пищу употребляют также батат, тыкву, плоды хлебного дерева и др. В северных районах распространены блюда из сорго и риса. Большинство блюд очень острые, в них кладут много специй. Из мяса и рыбы готовят разные виды жаркого с острыми соусами. Для приготовления пищи используются растительное, в первую очередь пальмовое масло. Из сока масличной пальмы приготовляют вино — «эму». Из кукурузы, бананов и сахарного тростника варят пиво.
У йоруба сохраняются календарные праздники, маскарады, многочисленные ритуалы, обряды жизненного цикла, сопровождающиеся музыкой, пением, танцами. Богато устное народное творчество, прежде всего стихотворный и песенный фольклор, чрезвычайно разнообразный по тематике, сказки, мифы. Из художественных ремёсел выделяются резьба по дереву и бронзовое литьё.

Средневековые поселения йоруба были окружены массивными грязевыми стенами . Планы зданий йоруба были похожи на планы святилищ Ашанти, но с верандами вокруг двора. Стеновые материалы включали грязь и пальмовое масло, а кровельные материалы варьировались от соломы до алюминия и гофрированного железа. Знаменитое укрепление йоруба, Эредо Сунгбо , было вторым по величине стеновым сооружением в Африке. Здание было построено в IX, X и XI веках в честь традиционного аристократа Олое Биликису Сунгбо. Он состоял из широких глинобитных стен и долин, окружавших город Иджебу-Одэ в штате Огун . Эредо Сунгбо - самый большой доколониальный памятник в Африке, больше, чем Великая пирамида или Великий Зимбабве.

Йоруба работали с широким спектром материалов в своем искусстве, включая; бронза, кожа, терракота, слоновая кость, текстиль, медь, камень, резьба по дереву, латунь, керамика и стекло. Уникальной особенностью искусства йоруба является его поразительный реализм, который, в отличие от большинства африканских художников, решил создать человеческие скульптуры в ярко реалистичных формах в натуральную величину. История искусства соседней Бенинской империи показывает, что между соседними Йоруба и Эдо происходило взаимное обогащение идей. Медные литейщики при дворе Бенина научились своему искусству у мастера Ифе по имени Игегха, которого послали из Ифе около 1400 г. по просьбе бенинского оба Огуола. Действительно, самые ранние датированные памятные головы из литой латуни из Бенина воспроизводят утонченный натурализм ранних скульптур йоруба из Ифе.

 

Резной браслет из слоновой кости из народа йоруба Ово

Многие произведения искусства йоруба, в том числе посохи, придворные платья и вышивка бисером для корон, связаны с дворцами и королевскими дворами. Суды также заказали многочисленные архитектурные объекты, столбы веранды, ворота и двери, украшенные резьбой. Дворцы йоруба обычно построены с более толстыми стенами. Искусство йоруба также проявляется в святынях и традициях маскировки. Святыни, посвященные указанным богам, украшены резьбой и набором алтарных фигур и других ритуальных принадлежностей. Традиции маскировки различаются в зависимости от региона, различные типы масок используются на различных фестивалях и торжествах. Аспекты традиционной архитектуры йоруба также нашли свое отражение в Новом Свете в виде домов с дробовиком. Однако сегодня на традиционную архитектуру йоруба сильно повлияли современные тенденции.

 


 

Социальный строй и общественная организация

В 1-й половине 2-го тысячелетия вокруг Ифе возникли города-государства Иджеша, Игбомина, Ойо, Ову, Эгба, Эгбадо, Иджебу, Авори, Наго, Лагос, Кету, Шабе, Даса, Ондо, Махин, Ово, Экити. Большие полигинные семьи (идиле, эби, оригун, иди) составляли домохозяйства (иле, оли, агболе), в основе которых был патрилинидж (идиле, буквально - корень дома) во главе со старшим мужчиной (бале, олори эби). Домохозяйства объединялись в кварталы (адугбо), главы которых составляли городской совет. Во главе центрального города (илу аладе) стоял сакральный правитель (оба), подчинёнными ему городами (илу эреко) управляли его наместники (бале). Города были окружены 1-3 поясами глинобитных стен и рвами с водой, имели мостовые из керамических черепков, святилища и священные рощи; в центре города находились окружённая стеной дворцовая территория и рынок. Илу эреко подразделялись на два типа: город с рынком (илу олоджа) и поселение без рынка (илето). Жители городов занимались земледелием и во время сельскохозяйственных работ жили во временных посёлках (аба). Существовали также профессиональные союзы торговцев, ремесленников (часто совпадавшие с родственными объединениями), охотников (при дворах правителей имелись отряды, специализировавшиеся на добыче определённых видов дичи - слонов, леопардов, антилоп) и др., тайные союзы (Огбони, Геледе, Эпа, Эгунгун, Оро, Элуку и др.), профессиональное жречество. Существовало рабство (должников и военнопленных), имущественное неравенство, распространена полигиния. Были развиты торговля на дальние расстояния, ремёсла: кузнечное дело, ткачество, изготовление ручной керамики, изготовление латунной и терракотовой скульптуры, резьба по дереву и слоновой кости.

В 16-19 века йоруба выступали посредниками в трансатлантичной работорговле. В 16-18 века Ойо усилился и превратился в могущественную державу.

Вместе с пришедшими с севера торговцами к йоруба проникал ислам: в 18-19 века в северных городах существовали мусульманские кварталы. В 1-й половине 19 века возникли города-государства Ибадан и Абеокута. В 1-й половине 19 века Йоруба государства боролись с экспансией с севера халифата Сокото, в конце 1830-40-х годах начался период междоусобных войн. С середины 19 века распространяется христианство, сформировалось йорубское духовенство, создавалась богословская литература и гимнология на языке йоруба, сформировались христианско-африканские культы. В 1893 над большинством Йоруба государств был установлен британский протекторат (Кету, Шабе и Даса вошли во французскую колонию Дагомея), в 1906 включённый в протекторат Южная Нигерия.

 


 

Духовная культура

Письменность, в отличие от языка и религии народа Йоруба, была создана недавно – в 19 веке, к этому руку приложили миссионеры из Европы.

Среди йоруба есть приверженцы таких религий:

  • христиане (различные конфессии);
  • мусульмане (сунниты);
  • традиционные верования.

Традиционная религия йоруба всегда была важна для населения Нигерии так как зародилась именно в этих краях, поэтому и сейчас многие её исповедуют. Это – смесь магии с религиозными понятиями, основанная на знаниях о силе природы.

В йоруба утверждено, что каждый дух, называемый ориша, ответственен за определённую природную силу и выполнение всевозможных желаний людей. Например:

  • Ошун – отвечает за пресные воды, любовь и золото;
  • Шанго – управляет огнём и грозой, защищает от недругов;
  • Элеггуа – контролирует перекрёстки, заправляет изменения судьбы.

В соответствии с языком и религией народа Йоруба на весь мир эти африканцы смотрят как на две половины:

  • силы добра (Ориша);
  • силы зла (Адшогуны).

И тем, и другим природным проявлениям принято делать подношения, только одних это задабривает, а другим так проявляют своё уважение. В основном такими дарами являются красивые цветы, сладкие фрукты и блюда или свечи.

Приверженцы такого верования очень многочисленны среди африканцев, это жители не только юго-западного Лагоса но и соседних стран, так как их насчитывают около 15 миллионов.

В прошлом столетии на йоруба оказывал весомое влияние тайный союз, именуемый Огбони, который избирал короля. Его представители владели особыми знаниями и говорили на неизвестном непосвящённым наречии. Данное явление и сейчас – загадка.

 


 

Список литературы

1. Бондаренко Д. М., Исмагилова Р. Н. Йоруба // Народы и религии мира / Глав. ред. В. А. Тишков. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

2. Дэвидсон Б. Новое открытие древней Африки / Пер. с англ. М. К. Зеновича. Под ред. И. И. Потехина. — М.: Изд-во восточной литературы, 1962. — 316 с.

3. Кочакова Н. Б. Священный Иле-Ифе: идеализированный образ и историческая реальность / Институт Африки РАН. — М.: ИАфр РАН, 2007. — 272, [16] с. — 400 экз.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!