СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Филологический факультет
Кафедра истории России
ДОКЛАД
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭТНОЛОГИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ
«НАРОДЫ АФРИКИ: МАСАИ»
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Профили подготовки: Русский язык и история
Форма обучения: очная
Выполнил обучающийся: Алибекова Алиса Хаирбековна 5 курс, группа ОБ-РИ-41 | |
Руководитель: Евгеньев А.А. | |
____________ ________ (оценка) (подпись) | |
Оренбург, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1.ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ………………..……..………3
2.ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ………………...…5 3.СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ…….9
4.ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА…………………………………………...……….11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..…………………………………………………..14
ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Масаев без преувеличения можно назвать «титульной нацией» Кении. Даже несмотря на то, что с развитием структуры национальных парков Кении масаи утратили изрядную часть своих земель и обязаны следовать неизбежным ограничениям цивилизации, они до сих пор имеют славу отчаянных и суровых воинов, чему немало способствовало восстание 1960-х г.г., приведшее Кению к независимости. Сегодня в Кении живёт около миллиона масаев.
|
|
МАСАИ («ил-масаи», «маасаи», «барагуйу») - народ группы нилотов в пограничных районах Кении и Танзании. Численность в Кении 400 тыс. человек, в Танзании 270 тыс. человек. Язык масаи шари-нильской группы нило-сахарской семьи. Придерживаются традиционных верований.
Этногенез масаи связан с миграцией нилотов с верховьев Нила в середине I-го тыс. до н. э. В XV-XIX веках они расселились по рифтовой долине от горы Марсабит на севере до современного города Додома на юге, подчинив себе кикуйю, джагга и другие народы региона (т. н. войны лойкоп). Вследствие этой миграции масаи продвинулись дальше всего к югу из нилотских народов. В 1883-1902 годах (период, прозванный масаи эмутай - исчезновение) численность масаи резко сократилась из-за эпидемий оспы, засухи и массового падежа скота. Договорные отношения с англичанами с начала XX dtrf. К середине XX века утратили значительную часть своих пастбищ. Для них были выделены резервации (ныне заповедник Масаи-Мара и национальный парк Амбосели в Кении, природоохранная территория Нгоронгоро в Танзании).
|
|
Согласно их устной истории, масаи произошли из долины нижнего Нила и начали мигрировать на юг примерно в 15 веке. Многие этнические группы, которые уже сформировали поселения в регионе, были насильственно перемещены прибывающими масаи, в то время как другие, в основном южные кушитские группы, были ассимилированы в масаи. Нилотские предки календжинов также поглотили некоторые ранние кушитские популяции.
ХОЗЯЙСТВО И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Основное традиционое занятие - полукочевое скотоводство (зебу, козы, овцы, ослы); скот пасут неженатые мужчины, доят женщины. Развиты также рыболовство, охота, пчеловодство. Земледельцы (баракуйо и аруша) выращивают просо-элевсину, кукурузу, тыквы. В XX веке многи масаи вынужденно переходят к земледелию, считающемуся непрестижным занятием. Ремёсла: ткачество, кузнечество, производство щитов и одежды из шкур, посуды, табакерок из рога и копыт. Существовал обмен с соседними земледельческими народами (кикуйю, джагга). Современные масаи заняты в торговле, работой по найму, обслуживанием туристов.
|
|
В прошлом масаи не обрабатывали землю, не выращивали овощей и злаков. Их главная забота была скот, который давал всегда пищу и одежду. Издавна главным в рационе масаев были молоко, мясо и кровь домашнего скота (овец, коз, коров, быков, ослов). Широко распространен «коктейль» из коровьего молока и крови. Коровы – «основа жизни» масаев. Сухой навоз скрепляет стены их хижин, а дети и подростки пьют кровь животных – бутылочки из длинных тыкв приспособлены у масаев для питья. Чтобы животное жило и здравствовало, разработана особая «дойка»: с помощью стрелы из лука с близкого расстояния в шейной вене животного пробивается отверстие, кровь собирается, а дырка затем заклеивается специальной лепёшкой из навоза.
Кровь
По истощении пастбища масаи перекочевывают на другое место. Поэтому они не строят постоянных домов. Жилище масаев напоминает поставленный на ребро кирпич, несколько округленный вверху. Войти в эту глиняную хижину можно только согнувшись. Свои дома масаи обычно располагают почти вплотную друг к другу и в непосредственной близости от изгороди, что опоясывает поселение. В изгороди делается один или два прохода, которые, как правило, закрываются с наступлением темноты.
|
|
По возвращении с пастбища скот загоняют в центр поселения. Днем это место всех работ и всякой другой деятельности. Самой почетной обязанностью мужчины является уход за скотом. У масаев распространено поверье, что весь крупный рогатый скот в мире принадлежит им. Они убеждены в своем праве присваивать себе скот других племен. Вот почему были широко распространены нападения масаев на другие племена с целью захвата скота.
Масаи любят украшать себя. Женщины питают страсть к большим серьгам, ожерельям и браслетам спиралевидной формы, сделанным из меди. Их носят на руках и ногах.
Единственным убранством мужчины является замшевый плащ, ниспадающий с плеч мягкими складками и напоминающий римскую тогу. Прикрыть наготу плащом довольно сложно, все зависит от положения тела. Понятия ложной стыдливости у них не существует. На автобусных остановках в Аруше, Найроби можно прочитать вывески:, «Без штанов в автобус не заходить». Это предупреждение масаям.
До шестнадцати лет молодые люди обоего пола выполняют легкие работы и развлекаются, пользуются полной свободой общения друг с другом. С шестнадцати лет юноши носят меч и копье, а по истечении семнадцати лет они подвергаются особым испытаниям и обряду обрезания. С этого момента они и считаются моранами, защитниками первой оборонительной линии в охоте на льва, а в тридцать лет женятся или становятся воинами второй оборонительной линии и уже не носят косы. Распространено у масаев обрезание и среди девушек (клитородектомия) – обычай искусственного нарушения девственности.
За последние годы правительствами Кении и Танзании сделаны шаги к улучшению условий жизни масаев. В районах масайских поселений созданы закупочные пункты, магазины, открыты школы. Масаям объясняют современные методы скотоводства, пытаются решить проблему орошения засушливых масайских земель. Танзанийское правительство призвало вождей масаев искоренить изжившие себя вредные обычаи (такие, например, как обучение моранов краже скота), ведущие часто к военным конфликтам. Правительство Кении приняло план перевода на оседлый образ жизни около 20 тыс. масаев. Этот план предусматривает создание около 200 групповых ферм, предоставление государственных ссуд и кредитов, гарантий по обработке и сбыту продукции, оказание технической помощи.
СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Основной социально-экономической ячейкой общества у масаев являлась патриархальная семья.
Центральная единица общества масаев - это возраст. Мальчиков отправляют с телятами и ягнятами, как только они начинают ходить, но детство для мальчиков - это в основном игра, за исключением ритуальных побоев для проверки храбрости и выносливости.
Девочки несут ответственность за такие домашние дела, как приготовление еды и доение, навыки, которым они учатся у своих матерей в раннем возрасте. Каждые 15 лет или около того будет инициировано новое и индивидуально названное поколение моранов или ил-мурранов (воинов). Это касается большинства мальчиков в возрасте от 12 до 25 лет, которые достигли половой зрелости и не относятся к предыдущему возрасту. Один из обрядов перехода из детства в статус младшего воина - это церемония обрезания, проводимая без анестезии.
В наше время мальчики, живущие недалеко от городов с врачами, могут выдержать церемонию в более безопасных условиях, но все же без анестезии, потому что они должны терпеть боль, которая приведет их к зрелости. Этот ритуал обычно проводят старейшины, которые используют для процедуры острый нож и самодельные бинты из шкуры крупного рогатого скота. Слово маа для обозначения обрезания - эмората. Мальчик должен молча перенести операцию. Выражение боли приносит бесчестье, хотя и временно. Любые восклицания могут вызвать ошибку в этом деликатном и утомительном процессе, что может привести к пожизненным рубцам, дисфункции и боли. Процесс заживления займет 3–4 месяца, в течение которых мочеиспускание бывает болезненным и временами почти невозможным, и мальчики должны оставаться в черной одежде в течение 4–8 месяцев. В течение этого периода молодые люди, прошедшие обрезание, будут жить в «маньятте», «деревне», построенной их матерями.
Маньятта не имеет окружающих баррикад для защиты, что подчеркивает роль воина в защите сообщества. Внутренний крааль не строится, так как воины не владеют скотом и не берут его на себя. Для достижения статуса старшего воина требуются дополнительные обряды посвящения, кульминацией которых является церемония эуното, «достижение совершеннолетия».
Когда будет инициировано новое поколение воинов, существующие ил-мурраны станут младшими старейшинами, которые несут ответственность за политические решения, пока они, в свою очередь, не станут старшими старейшинами. Этот переход от воина к младшему старейшине происходит на большом собрании. У бывших воинов сбриваются длинные волосы ; старшие должны носить короткие волосы. Воинам не разрешается вступать в половые отношения с обрезанными женщинами, хотя у них могут быть подруги, являющиеся необрезанными девушками. Теперь воины проводят большую часть своего времени в прогулках по землям масаи, за пределами границ своих участков.
Один из мифов о масаи состоит в том, что каждый молодой человек должен убить льва, прежде чем ему сделают обрезание. Охота на львов была в прошлом, но она была запрещена в Юго-Восточной Африке, но на львов все еще охотятся, когда они калечат скот масаи, и молодые воины, которые занимаются традиционным убийством львов, не сталкиваются с серьезными последствиями. Тем не менее, убийство льва дает человеку большую ценность и статус знаменитости в обществе. Молодые женщины также подвергаются иссечению (« женское обрезание », « калечащие операции на женских половых органах », «эмората») в рамках тщательно продуманного ритуала перехода под названием «Эмуатаре», церемонии, которая вводит молодых девушек масаи во взрослую жизнь посредством ритуального обрезания, а затем в ранние браки по договоренности. Масаи считают, что женское обрезание необходимо, и мужчины масаи могут отвергнуть любую женщину, которая не прошла его, как не подлежащую браку или достойную значительно сниженного выкупа за невесту. В Восточной Африке необрезанных женщин, даже таких высокообразованных членов парламента, как Лина Килимо , можно обвинить в том, что они недостаточно зрелы, чтобы воспринимать их всерьез.
Эти обрезания обычно выполняются приглашенным «практикующим», который часто не масаи, обычно из группы доробо . Ножи и лезвия, которые делают разрез, изготавливаются кузнецами, которые делают свое оружие для масаев (ножи, короткие мечи, копья и т. Д.) . Подобно молодым мужчинам, женщины, которые будут обрезаны, носят темную одежду, раскрашивают лица отметинами, а затем закрывают свои лица по завершении церемонии. Замужние женщины, которые забеременели, освобождаются от любой тяжелой работы, такой как доение и сбор дров. Сексуальные отношения также запрещены, и к беременным женщинам применяются особые правила.
Неженатые мужчины-воины в возрасте до 30 лет (мораны, ил- мурран) жили в особых краалях (маньятта), пасли скот и совершали набеги для захвата скота. Пройдя ещё один переходной обряд (эуното), мужчины получали возможность жениться.
Масаи традиционно полигинны. Считается, что это давняя и практическая адаптация к высоким показателям младенческой смертности и смертности воинов. Также практикуется многомужество.
Интересно, что похоронный обряд у масаев используется только для неинициированных детей. Когда умирает взрослый, прошедший обрезание, не важно, мужчина или женщина, его тело уносят в саванну и оставляют диким зверям. Считается, что так поддерживается круговорот жизни.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Верховные божества масаев - бог солнца и дождя демиург Нгаи (Энгаи), даровавший племени скот, и его жена, богиня луны Олапа. Практикуются жертвоприношения скота. На Сегодня некоторые племена масаи исповедуют христианство, а в некоторых племенах присутствуют даже мусульманские меньшинства.
Устное творчество. Характерно пение без инструментального сопровождения. В ансамблевом пении респонсорного типа с полифоническими элементами значительна роль запевалы (олараньяни).
Мораны и девушки исполняют песни и танцы ухаживания и выбора невесты. Среди женских песен распространены: колыбельные, хоровые унисонные песни-прославления сыновей (исполняются во время обряда эуното), разнообразные по сюжетам развлекательные песни с танцами.
Эуното включает также мужское гортанное пение (с элементами полиритмии, с вибрацией, обертонами и др. специфическими вокальными приёмами), мужские круговые танцы с прыжками танцоров-солистов в центре круга, сигнальные звуки трубы из рога антилопы (единственный музыкальный инструмент масаи).
Литература
1. Арутюнов С.А. Культурная антропология / С.А. Арутюнов, С.И. Рыжакова. М.: Директ-Медиа, 2014. - 217 с. - (Наследники Геродота). - [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235161 (18.03.2016).
2. Энциклопедия народов мира. [Электронный ресурс]. – 2008-2016, Etnolog.ru. – Электрон.дан. - Режим доступа: http://etnolog.ru.– Загл. с экрана
3. [Электронный ресурс].https://masterlang.ru/zhizn-i-kultura-afrikanskogo-plemeni-masai/
Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!