В чём смысл первых трёх снов Раскольникова? Коротко (в 8–10 предложениях) перескажите содержание каждого сна.

Рабочая тетрадь

Ф.М. Достоевский,

Роман «Преступление и наказание»

Задание 1.

Выпишите из текста романа «Преступление и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, образы «желтого» Петербурга, сцены уличной жизни.

Ответ:

 Каморка Раскольникова:

1) «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походило на шкаф, чем на квартиру» (часть 1, глава I)

2) «Это была крошечная клетушка, шагов шесть в длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, … Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем
исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; … неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая
постелью Раскольникову.» (часть 1, глава III)

3) «Перед софой стоял маленький столик» (часть 1, глава III)

Комната Сони Мармеладовой:

1) «Тут Соня заметила его. Она прошла третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом:
«Капернаумов портной».» (часть 3, глава IV)

Квартира Мармеладовых:

1) «Маленькая закоптельная дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.» (часть 1, глава II)

2) «…комната его (Мармеладова и его семьи) была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки … была притворена.» (часть 1, глава II)

3) «…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…» (часть 1, глава II)

Описание улиц Петербурга:

1) «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу…» (часть 1, глава I)

2) «…его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам…» (часть 1, глава V)

3) «…он был до того худо одет… Впрочем, квартал был таков, что
костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иной фигурой…» (часть 1, глава I)

Задание 2.

Дайте характеристику литературному герою. Старуха-процентщица. Автор рисует портрет не очень приятного человека. Можно ли предположить, что он делает это умышленно? Зачем?

Ответ:

Имя старухи-процентщицы – Алёна Ивановна. Ей около 60 лет: «…старушонка, лет шестидесяти…» (часть 1, глава I). Алёна Ивановна
содержит дома что-то вроде ломбарда. Она даёт в долг деньги под проценты взамен ценных вещей: «…той самой старухи Алёны Ивановны, коллежской
регистраторши и процентщицы…»
(часть 1, глава V). О внешности известно: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка.» (часть 1, глава I). Алёна Ивановна является состоятельной женщиной. Выдаёт деньги по залог ценных вещей. Старуха даёт своим клиентам в 4 раза меньше денег, чем стоят их вещи: «Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь…» (часть 1, глава VI). Старуха-процентщица – злая и вредная женщина по мнению её клиентов. «Только стерва ужасная…» (часть 1, глава VI), «И он стал
рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днём
просрочить заклад, и пропала вещь»
(часть 1, глава VI). Старуха-процентщица, по словам Раскольникова, является недоверчивой женщиной: «…жилища
оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись её сверкавшие из темноты глазки…»
(часть 1, глава I).

Задание 3.

Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова? Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории
Раскольникова? Какие последствия преступления Раскольникова, не предвиденные им, убеждают нас в несостоятельности его «теории»?

Ответ:

Социальными истоками его поступка являлись крайняя степень нищеты главного героя и его матери с сестрой. Не было денег, чтобы платить за каморку, в которой он проживает, нечего было есть. Философскими истоками можно назвать возмущения Раскольникова о социальном неравенстве людей. корни преступления уходят в теорию героя о двух разрядах людей, разрешающую людям первого разряда убивать людей второго. Эта бесчеловечная теория заполнила всё сознание героя

Задание 4.

В чём смысл первых трёх снов Раскольникова? Коротко (в 8–10 предложениях) перескажите содержание каждого сна.

Ответ:

Первый сон был о лошади, которую до смерти забивают кнутом. Сон
раскрывает противоречие натуры Раскольникова, который испытывает неприятие к насилию, но при этом сам он задумал жестокое убийство. Второй сон был о далёких сказочных странах. Смысл сна – подчеркнуть контраст между серой и унылой жизнью Раскольникова и его мечтами. В третьем сне Раскольников
боится, что за ним придут, при этом не делает попыток убежать и спрятаться. Сон как бы предсказывает, что Раскольников не сможет долго таить в себе
преступление и всё равно в нём признается.

Первый сон, сон о лошади: Далёкое детство Родиона. Они с отцом
направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родион видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена
в большую телегу. Родион пытается заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают.

Второй сон, сон об Африке. Этот сон приснился Раскольникову накануне преступления. При этом Раскольников находился в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок. «...Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…” Этот сон – сон контрастный, он является совершенной противоположностью реальной жизни Раскольникова – жалкой, бесцветной, серой.

Третий сон об Илье Петровиче и хозяйке: сон происходит как в бреду. Во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьёт хозяйку квартиры.

Задание 5.

Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они
раскрывают ошибочность философии главного героя?

Ответ:

Господин Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых придерживается в жизни. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории "целого кафтана". Согласно теории "целого кафтана", Лужин верит, что все в мире строится на личном интересе. Свою теорию Лужин объясняет
примером: имеется у какого-то человека кафтан, а рядом находится другой
человек без кафтана. Что лучше: разорвать кафтан, поделиться с неимущим и обоим замерзнуть или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить?
Понятно, что Лужину предпочтительней второй вариант. Он открыто проповедует разумный, как он его называет, эгоизм и индивидуализм: “Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Эта теория является по сути версией теории Раскольникова, которая оправдывает преступления из личных интересов. Лужин хочет видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении. Так появляется теория о разделении людей на два разряда. Причем и Лужин, и Раскольников хотят видеть свою принадлежность к высшей категории. Это стремление
приводит к тому, что Раскольников присваивает себе право убить старушку-процентщицу, а Лужин – погубить Соню.

Свидригайлов олицетворяет в романе идею вседозволенности, свободы от каких бы то пи было моральных ограничений. Развратный самодур Свидригайлов считает, что ради цели можно переступать через многое. Раскольников в свою очередь изобретает теорию, которая по-своему оправдывает преступления. Свидригайлов не ошибается, заметив в разговоре с Раскольниковым, что между ними существует "какая-то общая точка". Действительно, Раскольников, как и Свидригайлов, причислил себя к разряду "необыкновенных" личностей, имеющих право пренебрегать нравственными "предрассудками". В этом заключается основное сходство теорий Свидригайлова и Раскольникова.

Лебезятников, по замыслу автора, отображает увлечение молодёжи
новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Задание 6.

Раскольников идёт на каторгу. Какую роль в его жизни теперь играет Соня? Как к Родиону относятся каторжане? А к Соне? Почему? Можно ли сказать, что именно каторга «подарила» преступнику очищение? И подарила ли?

Ответ:

Соня поселилась возле Раскольникова, и навещает героя, терпя его мрачность и равнодушие. Каторжане из простонародья ненавидят его как «безбожника». Но и сам Раскольников к каторжанам относится высокомерно, ведёт себя отчужденно. Он и здесь чужой, среди тех людей, «униженных и оскорблённых», ради которых он решился на преступление. Он ненавидит и Соню, отвергает её заботу, её сочувствие и её любовь. К Соне каторжане относятся с нежностью и любовью. Попав в тюремный госпиталь, Раскольников видит сон: таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичную убеждённость в собственной правоте и нетерпимости к «истинам» других. «Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе» (эпилог, глава 2), пока не истребился весь человеческий род, кроме нескольких «чистых и избранных». Наконец, гордость ума ведёт к гибели, а смирение сердца – к единству в любви и полноте жизни. В нём пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новую жизнь» Раскольников берёт в руки Евангелией.

Задание 7.

Опираясь на факты биографии писателя и текста романа «преступление и наказание», раскройте смысл высказывания Достоевского: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Используйте предложенные материалы.

Ответ:

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 1009; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!