Если волхвов трое, почему на некоторых картинах изображено много народа перед Христом?



Кто такие волхвы?

Русскоязычные христиане называют их волхвами, западные — магами, волшебниками. А изначально подразумевались, видимо, жрецы-астрологи, персидские или вавилонские.

Евангелист Матфей сообщает о мудрецах с Востока. Но со временем молва наделила их именами — Каспар, Мельхиор и Бальтазар. И дополнительными смыслами. Они стали символизировать разные части света: Европу, Азию и Африку (вот почему один из волхвов часто изображён темнокожим). И разные возрасты: Каспар обычно — седой старец (и первым подносит свой дар Младенцу Иисусу), Мельхиор — взрослый мужчина, а Бальтазар — юноша (иногда Мельхиор и Бальтазар меняются местами на шкале времени).

 

Беноццо Гоццоли. Капелла волхвов.
Фрагмент с шествием волхвов. 1459

 

К эпохе Возрождения мудрецов станут называть царями, а изображать их с коронами на головах. Во-первых, это согласуется с пророчеством о том, как языческие цари принесут свои дары Царю Израиля. Во-вторых, коленопреклонённый царь, снявший корону перед Младенцем, — это очень доходчивый образ.

 

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI век.

 

Преклоняясь с дарами перед Иисусом, волхвы признают в Младенце будущего Царя. Почему для акта признания понадобились пришлые люди? Вот как объяснял этот сюжетный ход богослов Иоанн Златоуст:

— Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев. (Беседа на Евангелие от Матфея. 6:3)

 

Ян Госсарт. Поклонение волхвов. 1515

 

Почему волхвы так разодеты?

С помощью роскошных и вычурных одежд волхвов художники подчеркивают их статус (они богаты и уважаемы в своих краях), а также то, что они чужаки, люди из другой цивилизации.

Правда, костюмы волхвов обычно имеют мало общего с реальными национальными костюмами жителей Азии или Африки. Как правило, это фантазийные наряды. А некоторые художники и вовсе одевали волхвов по моде своего времени, придавая значение лишь их богатству.

Помимо волхвов рядом с Богородицей и Младенцем изображается обычно ещё и святой Иосиф, обручник Марии. Его узнать легко: он, плотник по профессии, одет гораздо скромнее волхвов.

 

Триптих «Поклонение волхвов». Питер Кук ван Альст. 1530-е

 

Если волхвов трое, почему на некоторых картинах изображено много народа перед Христом?

Первое объяснение многолюдности — бытовое: богатые волхвы не отправились бы в путь без свиты и слуг. На некоторых картинах мы видим даже охотничьих собак: волхвы в пути развлекались и добывали себе пищу.

Кроме того, длинная, «движущаяся нескончаемым потоком» процессия выглядит торжественнее трёх одиноких паломников. И сама толпа поклоняющихся, за которой ещё попробуй разглядеть Младенца с Богоматерью, даёт понять, какое грандиозное событие перед нами.

Нередко художнику приходилось разрабатывать сложную многофигурную композицию, чтобы уместить на полотне заказчика картины и всю его родню: ценители живописи считали вполне нормальным представать на картинах в образах библейских персонажей.

 

Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов. 1475.

На этой картине в образах волхвов и их сопровождающих Боттичелли изобразил не только могущественный клан Медичи (это семейство купцов и банкиров управляло Флоренцией), но и самого себя — художник стоит у правого края картины в рыжем плаще и смотрит на зрителей.

Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. 1504.

Эта картина немноголюдна, но её автор и здесь нашёл способ разместить автопортрет. Нет, Дюрер изобразил себя вовсе не слугой, притаившимся справа на ступеньках. С себя Дюрер списал самого красивого из волхвов — высокого, с вьющимися волосами. И поставил в центре полотна.

 

Поклонение волхвов. Карло Дольчи

А иногда художники объединяли на одной картине сразу два сюжета — поклонение пастухов (они первыми пришли и поклонились Младенцу, об этом рассказывает евангелист Лука) и поклонение волхвов. Так на картине становится не только больше людей, но и больше даров. Или изображали на заднем плане другие события из рождественского цикла: например, у Гирландайо показано избиение младенцев.

 

Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов. 1488

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!