Сделайте описание и анализ картины А.Г. Венецианова «На пашне. Весна».



А.Г. Венецианов. На пашне. Весна. 1820-е гг. 52.3 х 66.7. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, зал 14.

Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Вышневолоцком уезде Тверской губернии [1].

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времён года [2]. Центральным образом в картине является статная фигура молодой матери-крестьянки, которая, ведя двух лошадей, в то же время наблюдает за сидящим у пашни ребёнком, изображённым в правом нижнем углу полотна [6]. Крестьянка одета в нарядный сарафан и кокошник [8], который воспринимается как античная диадема [3]. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. Героиня уподоблена античной богине плодородия Флоре. Младенец на первом плане воспринимается символом материнства и плодородия. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии. Повсюду разлита торжественная тишина – качество живописи классицизма [2].

В цветовой гамме картины важную роль играют голубоватые тона, но при этом нет ощущения холодности цвета — скорее наоборот, он выглядит тёплым и радостным, и его важным дополнением служит «мягкая зелень только что распустившейся листвы» [7]. В верхней, белесовато-голубой части картины художник использует «разбелённые, высветленные тона», а в нижней части преобладают зеленовато-охристые цвета. С использованием воздушной перспективы Венецианову удалось создать гармоничный переход тонов «от интенсивных на первом плане ко всё более успокоенным, затухающим в зоне встречи земли и неба» [4].

По колориту и по аллюзиям (у младенца васильки – это ключ к пониманию аллюзий в христианской символике, потому что в природе эти цветы растут летом, а на картине изображена весна; васильки ассоциируются с Девой Марией и Христом, как и голубой цвет) картина пасхальная (Пасха Красная; красный сарафан и кокошник – аллюзия на Богородицу). В картине есть движение по кругу (боронят обычно по прямой) и это похоже на танец. Также картина бесконфликтна, ничего страшного произойти не может, поэтому ребёнок спокойно сидит и плетёт венок. [5]

Список литературы:

1. Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: СканРус, 2005. — Т. 3: Живопись первой половины XIX века. — 484 с. — ISBN 5-93221-081-8.

2. Государственная третьяковская галерея. -URL: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/na-pashne-vesna/

3. Леонтьева Г. К. Алексей Гаврилович Венецианов. — Л.: Искусство, 1988. — 310 с. — ISBN 5-210-00022-2.

4. Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7.

5. Робинов Ю.В. Лекции.

6. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1955. — 230 с.

7. Ткач М. И. Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3.

8. Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. — М.: Искусство, 1978. — 168 с.

Сделайте описание и анализ картины А.Г. Венецианова «На жатве. Лето».

А.Г. Венецианов. На жатве. Лето. 1820-е г. 60.6 х 49. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, зал 14.

Картина "На жатве. Лето" – один из признанных шедевров Венецианова. С другим шедевром, "На пашне. Весна", ее объединяет тема времен года. Эпоха романтизма понимала её как символ круговорота человеческой жизни. Вековечный труд на вечной земле – главная тема обеих картин. Крестьянка с младенцем, традиционный символ плодородия, изображена сидящей на высоком помосте. Фигура женщины чеканным силуэтом выделяется на фоне пейзажа, а ясность и обобщенность пластической характеристики придают ей торжественность классического рельефа. Первый план приближен к зрителю, дали будто увидены из окна – с помощью такого приёма пейзажисты-романтики стремились запечатлеть природу в её целостности, неразрывности частного и вселенского. Спокойные ритмы горизонталей в сочетании с вертикальным форматом холста, разделённого горизонтом почти пополам, рождают ощущение абсолютного равновесия природных стихий, неба и земли. Ясная, лаконичная композиция заставляет вспомнить мастеров итальянского Возрождения [2].

По колориту и аллюзиям эта картина пасхальная (красный сарафан и кокошник девушки – аллюзия на Богородицу – Пасха Красная). Также мы видим серп, лежащий рядом с крестьянкой, перед ней поле наполовину убрано и снопы колосьев – жатва, видим на картине сеющего и жнущего – отсылка к словам пророка Иоиля «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоиль 3:13) и Ионна Златоуста «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут» (Ин 4:35) – гармония. Цветовая гамма нежная, тёплая. Спокойствие и умиротворение пронизывает её, здесь нет места конфликту или какому-то резкому событию [4].

Впечатление от воздушной необъятности, от протяжённости полей создаётся благодаря чередованию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта, поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А.Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. В полотне "На жатве. Лето" (как и в картине "На пашне. Весна") основной мотив развёртывается на первом плане, а затем ритмично повторяется несколько раз, подобно рефрену в песне [3].

Список литературы:

1. Библия Онлайн, 2003-2021. -URL: https://bibleonline.ru/bible/rst66/jol-3/

2. Государственная третьяковская галерея. -URL: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/na-zhatve-leto/

3. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Г96 Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с. -URL: https://sadlazur.ru/venecianov-na-zhatve-letom-opisanie-kartiny-opisanie-kartiny-alekseya.html

4. Робинов Ю.В. Лекции.

29. Сделайте этико-культурологический анализ стихотворения Маргариты Васильевны Сабáшниковой «На заре». Какие аллюзии картин А.Г. Венецианова мы на занятиях обнаружили в этом стихотворении?

Сабáшникова Маргарита Васильевна (1882 – 1973). На заре.

На заре[1] по земле Матерь Божия

Проходила высокою рожью,

И лучистый брала василёк[2],

Завивая Свой синий венок.

И Младенец склонялся над ни́вой[3],

Золотою, живой, топотливой,

Золотые колосья срывал,

Золотое в лазурь[4] заплетал.

А в безветрии светлого неба

Всколосились небесного хлеба

Щедрой жатвы святые снопы.

То Христово забрезжило Солнце!

Ангел гасит лучину в оконце[5],

Божьи жницы, точите серпы![6]

Печатается по: Антология. Книгоиздательство «Мусагет». М., МСМХI (1911). С. 187.

Это стихотворение было написано по картине А.Г. Венецианова «На пашне. Весна». Оно о Страшном суде и строки «Ангел гасит лучину в оконце,/ Божьи жницы, точите серпы!» это подтверждает. Страшный Суд — последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором Пришествии Господа Иисуса Христа (при этом все мёртвые люди воскреснут, а живущие изменятся (1Кор.15:51-52), и каждому будет определена вечная участь по его делам (Мф.25:31-46, 2Кор.5:10), словам (Мф.12:36) и помышлениям.

Васильки – это ключ к пониманию аллюзий в христианской символике, потому что в природе эти цветы растут летом, а на картине изображена весна; васильки ассоциируются с Девой Марией и Христом, как и голубой цвет.

Список литературы:

1. URL: https://azbyka.ru/strashnyj-sud

2. Робинов. Ю.В. Лекции.


[1] Заря — видимый свет или освещение от солнца, находящегося под небосклоном; || отражательный свет до восхода и по закате солнца; || время это и самая продолжительность его.

[2] Василёк и бессмертник, — василёк особенно, — любимы православными христианами на Балканах. Они – символы душ праведников, которые тем больше благоухают небесным ароматом, чем больше увядает и стареется их тело. Ибо эти два цветка, засохшие и увядшие, имеют лучший запах, чем когда они свежие. Василек употребляется еще при освящении воды. В этом случае он является символом благодатного благоухания горнего мира, которое, через крестную силу, сохраняет воду от порчи (Николай Охридский, епископ. Символы. Глава V. Растения как символы. — Журнал «Къ свету». 1995 № 17).

[3] Нива — обработанная пашня, поле, посевы; полоса, клин, участок.

[4] Лазурь — светлосиняя, тёмноголубая краска, цвет; || густой и яркий небесный цвет. «Лазурь в своем абсолютном значении представляет небесную истину... и символ бессмертия» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М, 1914. С. 558,559).

[5] «То Христово забрезжило Солнце! || Ангел гасит лучину в оконце…» — автор говорит о Свете Истины, сравнивая свет нашего солнца (а не «Христова Солнца») со светом лучины.

[6] «Божьи жницы, точите серпы!..» «Жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы» (Мф.13:39).


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!