Глава 2 Политическая карикатура Франции первой половины 19 века



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»

                        

             

 

 

КАРИКАТУРЫ ВРЕМЕН

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812

 

                                                       

                                                          Автор:

Иванов Иван Иванович

Петров Петр Петрович                                   

                            учащиеся 8 А класса

                                   МБОУ «Школа № 32»,

                                   г. Прокопьевск

                                        Научный руководитель:

                                Сидорова Алла Павловна,

                                        учитель истории и обществознаня

 

                 

 

Прокопьевский городской округ 2019

                                        

Оглавление

Глава 1 Русская карикатура первой половины 19 века в России

1.1Сатирические иллюстрации - как главный источник информации..............5

1.2КарикатурыИ.И.Теребенёва………………………………………………..…6

Глава 2 Политическая карикатура Франции первой половины XIX века

2.1Карикатуры А.Г.Венецианова………………………………………..……….9

2.2 Карикатура как жанр во Франции в период войны 1812 года ……….......10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………............................13

Приложения……………………………………………..……………………….14

 

                                           

 

 

                                  

 

Введение

Отечественная война 1812 г. на многие годы определила экономическое, политическое и культурное развитие России. Вторжение армии Наполеона привело к небывалому подъему патриотического чувства всех народов России.

Идеи патриотизма и народности, порожденные войной 1812 года, были ведущими в русской общественной мысли и журналистике как в 1812–1815 годах, так и в последующую пору - в пору вызревания дворянской революционности, причем в русской периодике сразу наметились две линии в трактовке этих идей. Но уже вскоре после вторжения, начал выходить журнал «Сын Отечества». Он как будто бы в противовес консервативным рупорам печати преподнес читателям, гражданское свободомыслие.

Свободомыслие «Сына Отечества» проявилось в характеристике войны как борьбы за национальную независимость Родины. «Умрем свободными и в свободном Отечестве!» - таков был лейтмотив всех материалов журнала. По количеству информации «Сын Отечества» соперничал даже с газетами. Основной жанр иллюстраций - политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Рисовали для «Сына Отечества» известнейшие художники А.Г.Венецианов и И.И.Теребенев. Так же ярко французская широко использовался этот жанр. Император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя.

 Актуальность данной работы заключается в том, что  карикатура, как жанр изобразительного искусства, до сих пор доносит до читателя острые моменты политической, экономической, социальной жизни, обличая «острые» моменты современного общества.

Цель данной работы – изучить карикатуры выпускаемые в России и Франции  в период Отечественной войны 1812 года.

Задачи данной работы:

- подобрать и изучить карикатуры, выходившие в России и Франции в период Отечественной войны 1812 года.

- определить особенности карикатурного жанра в работах А.Г.Венецианова и И.И.Теребенёва;

- определить влияние карикатур на патриотический  подъем среди русского народа.

Объект изучения - русская карикатура.

Гипотеза - влияла ли карикатура на подъем патриотизма в России.

Практическое применение - использование информации как дидактического материала на уроках истории, литературы, МХК, музыки.                                                                                                                             

 

Глава 1 Русская карикатура первой половины 19 века в России

 1.1.Сатирические иллюстрации -  как главный источник информации 

Основными причинами Отечественной войны стали: Тильзитский мир 1807 года,  так как он был экономически не выгоден России; проводимая Наполеоном Бонапартом политика в отношении Пруссии так как она  шла в ущерб российским интересам; несогласие Александра 1 на брак его сестры Анны Павловны с Наполеоном, ухудшившее отношения между Россией и Францией.

 В пять утра 12 июня 1812 года французская армия стала переходить российскую границу. Численный перевес французской армии позволил Наполеону сразу же взять военную инициативу в свои руки. В русской армии не было  всеобщей воинской повинности,  армия пополнялась за счёт устаревших рекрутских наборов. [1]

6 июля 1812 года издан Манифест, с призывом собирать всеобщее народное ополчение. В результате своевременного проведения такой внутренней политики Александром I, в ряды ополчения стали стремительно стекаться разные слои российского населения. Дворянам разрешалось вооружать своих крепостных крестьян и вливаться вместе с ними в ряды регулярной армии. Война сразу же стала именоваться “Отечественной”.

Нашествие Наполеона нанесло огромный ущерб Российской империи было сожжено множество городов, обращены в пепел десятки тысяч деревень. Но общая беда сближает людей.

Небывалый размах патриотизма сплотил центральные губернии, десятки тысяч крестьян записывались в ополчение, уходили в лес, становясь партизанами. Не только мужчины, но и женщины сражались с французами, одна из них была Василиса Кожина.

 Отечественная война 1812 года оставила глубокий след в изобразительном искусстве. В России издавались журналы и «летучие листы». Влиятельным общественно-политическим и патриотическим журналом во время Отечественной войны 1812 года считался «Русский Вестник», основанный дворянином Сергеем Глинкой в 1808 году. Там помещалась информация с театра военных действий, печатались статьи, рассуждения, заметки на военную тему, очерки, зарисовки, патриотические стихотворения.

Война 1812 года рассматривалась как защита православной веры, государя и Отечества. Чтобы поднять русский дух среди населения страны, в 1812-1813 годах в журнале печатались статьи и стихотворные произведения, посвященные русскому патриотизму, храбрости, великодушию и другим добродетелям. [4]

 Враги России в войне - Наполеон и французы - изображались в «Русском вестнике» в карикатурном виде. На волне патриотического подъема, охватившего русское общество во время войны с Наполеоном, в 1812 году в Петербурге был создан журнал «Сын Отечества».

В каждом номере "Сына Отечества" публиковались воззвания и статьи, укреплявшие дух патриотизма и национальной гордости России. Образ Бонапарта изображался в сатирическом виде, что подчеркивало введенное новшество – иллюстрации - карикатуры художников Венецианова и Теребенёва.

 

Карикатуры И.И Теребенёва.

Иван Иванович Теребенёв был одарённым скульптором и ярким художником-графиком. Без теребенёвских карикатур трудно представить себе народную войну против Наполеона.

 Теребенёв в 1812–1813 годах работал без устали,  его сатирические «летучие листы» сразу узнавали. В русской карикатуре того времени, в частности у Теребенева, можно проследить три темы.

 Первая – шаржи на Наполеона: «Наполеонова пляска», «Наполеон в бане», «Обратный путь, или Действие слабительного порошка».

Вторая тема – подвиги русских.

Третья тема – бедственное положение французов во время их отступления. “Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России”. [3]

Главная цель этих карикатур – высмеять Наполеона и его армию. Причём сделать это не, только с помощью изобразительных средств, но используя бранные комментарии, четверостишия. Обычно русский народ, русские герои изображались более реалистично, без искажения формы. Французские солдаты и император изображались с элементами гротеска и шаржированностью лиц и фигур.

В работе Теребенёва «Наполеон в бане»  можно увидеть как Наполеон сидит на стуле, а возле него стоят солдат и казак. Солдат натирает ему спину, казак бреет его, а ратник поддаёт пару. Этой карикатурой Теребенёв хотел показать, что не стоит всякому идти на Россию и начинать войну. И если он всё-таки пришёл с нами воевать так пусть стоит до последнего, а русский народ защитит за свою Родину. (Приложение 1)

В карикатуре «Наполеоновская пляска» можно увидеть двух крестьян и Наполеона танцующего между ними. Один из крестьян играет на дудочке и француз под неё пляшет. Таким образом, карикатура нам показывает, что француз хотел устроить свои порядки в России и чтобы русские «плясали под его дудку», но сделать этого ему не удалось, так как его ослабевшая армия 6 октября покинула Москву под принуждением Русского войска. И сам художник подписал картину такими словами: «Не удалось тебе нас переладить на свою погудку; попляши же, басурман, под нашу дудку». (Приложение 2)

В работе «Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж», видно угрюмого, озлобленного Наполеона. Он опечален, тем, что у него появился огромный прыщявый нос, из-за которого ему стыдно появится перед французской публикой. Было решено, сказать парижанам, что нос у него такой из-за морозов и гололёдецы. [2]

  Этой карикатурой Теребенёв хотел  показать, что после Отечественной войны, Наполеону было стыдно, что он проиграл русским и остался «с носом». Поэтому он искал варианты как не опозориться перед своими поддонными. (Приложение 3)

 

Глава 2 Политическая карикатура Франции первой половины 19 века

Карикатуры Венецианова

Алексей Венецианов считается родоначальником русской жанровой живописи. Он стал одним из первых художников, которые ушли от академических канонов и традиций искусства, и стали писать повседневную жизнь людей с их бытовыми заботами и ежедневным трудом. Живописец долгие годы обучал молодых художников, а школа в его имении и ученики-последователи стали называться «венециановской школой».

Венецианов, родоначальник крестьянской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским. В своём фундаментальном труде Ровинский относил к авторству Венецианова 20 карикатур. Первые семь венециановских сатирических листов 1812 года, талантливых и высокотехничных по  исполнению, отразили состояние русского общества.

В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной компании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснений надписей, поэтому художественная сторона его работ преобладает над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И. Теребнёва. [3]

В работе Венецианова «Триумфальное прибытие в Париж Наполеона» мы видим, что Наполеон со своим товарищем, верхом на раке, приезжает в Париж, где их ни кто не встречает. Этой карикатурой автор хотел показать, что не стоит идти на Россию с войной, и не к чему хорошему это не приведет, ведь Россия очень мощная и сильная держава. (Приложение4)

В карикатуре «Изгнание из Москвы французских актрис» мы видим, как на повозке уезжают Русские актёры и актрисы, которые оставили французских актрис. Русские очень весёлые и радостные, они танцуют и поют. Французские актрисы очень грустные и повесили головы. Этой работой автор хотел показать, что из Росси выгоняли всех французов и даже тех которые не имели к армии Наполеона никакого отношения. Русский народ не хотел видеть ни кого из французского народа. (Приложение 5)

В работе Венецианова «Зимние Наполеоновы квартиры» мы наблюдаем, как Наполеон со своей армией потопают в больших снежных сугробах. Этой карикатурой автор хотел показать, как тяжело чужакам на земле Русской. Наполеон со своей армией не был готов к климату России.(Приложение 6)

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!