Повседневная жизнь в XVII - XVIII вв.



Повседневная жизнь всех социальных слоев в Ранее Новое время претерпевает серьезные изменения. Многие их них были связаны с демографическими пертурбациями. К 1600 г. в Европе проживало порядка 100 млн человек, к концу века 105 млн, в XVIII в. население начинает быстро расти, к середине века оно составляет уже 145 млн., к концу века порядка 187 млн, т.е. практически удваивается. Такие изменения были опосредованы, в частности, концом т.н. «малого ледникового периода» (Ф. Бродель «Старый биологический порядок»), улучшаются урожаи и калорийность получаемых в сельском хозяйстве продуктов, улучшается питание людей. Это в свою очередь приводит к постепенному отступлению чумы и падению детской смертности. Для «старого биологического порядка» были характерны высокая рождаемость и высокая смертность, связанная как с плохими климатическими условиями, а также с очень плохим состоянием гигиены, люди вполне чистые были редким исключением, питьевая вода была очень сильно загрязнена. В городах только-только появлялись мостовые и тротуары, поэтому по улицам было опасно ходить, Руссо называл города источником болезней тела и болезней души. Умерших всегда стремились хоронить в пределах церковной ограды, отчего воздух там был часто отравлен. Вокруг постоянно бушевала чума, огромные демографические потери причиняли многочисленные войны, притом большая часть их приходилась на небоевые потери, а гибель от ран или антисанитарии. И все же эпоха XVII-XVIII вв. ознаменовалась некоторыми улучшениями по части гигиены, борьбой с эпидемиями, введением прививок, применением новых лекарств и карантинов для больных и зараженных судов, вывозом из городов нечистот. В XVIII в. чума постепенно сходит на нет по всей Европе. Происходят изменения в обычае похорон, кладбища постепенно выносят за пределы городов.

Снижается детская смертность: до этого причинами ее высоких показателей было то, что детей часто оставляли дома одних – Талейрана в детстве оставили без присмотра, он упал, повредил себе ногу и хромал всю жизнь, их часто использовали на производстве, часто их задавливали родители, спавшие с ними в одной постели, особенно высока была послеродовая смертность). Детство в Средние века и при Старом порядке собственно ен сознавалось как отдельным важный период, ребенок сразу оказывался в обществе взрослых людей, к нему и относились как к маленькому взрослому (пьеса Мольера «Мнимый больной», у одного из героев две дочери, одна на выданье, а вторая только научилась ходить, ее за ребенка не считают, поскольку она может умереть в любой момент). Не существовало специальной детской одежды, немного подросшего ребенка просто одевают в одежду его сословия, они, как и взрослые, играют во многие безнравственные или азартные игры. Изменения здесь происходят в XVIII в., когда появляется специальный костюм для мальчиков, появляются особенные детские портреты (Ван Дейк портрет детей Карла I) полностью же мир детства утверждается только в XIX в. Во второй половине XVIII в. сначала с медицинской и педагогической точки зрения, под большим влиянием эпохи Просвещения, формируются основы физического воспитания детей и юношей, ему уделяется специальное внимание. Частым явлением при Старом порядке было отсутствие очень сильной привязанности между родителями и детьми, семья была в первую очередь социальной данностью, а не эмоциональной категорией, детей очень часто рано отдавали в обучение или услужение в чужие семьи.

Лекция VIII

В Раннее Новое время рождается новый тип школы, связанный с новой моделью отношения к детям. Средневековое образование больше держалось на практическом обучении в чужой семье, теперь оно становится тесно связанным со школой, становится инструментом социализации, переходным этапом между детством и взрослой жизнью. Большое влияние на программу и культуру передачи знаний оказывали идеи Возрождения, но вплоть до рубежа XVII-XVIII в. основные принципы образования все еще оставались средневековыми, т.е. ориентированными на принятие духовного сана, не дифференцированным по предметам, одновременно преподавание предметов разного уровня, методика преимущественно устного повторения, смешение возрастов, отсутствие современного деления на классы по возрасту, невнимание к моментам воспитании нравственности, связанным с отсутствием начального образования, школа начиналась с изучения латыни и заканчивалась на том уровне знаний, что был нужен для работы в той или иной профессии. Современник не замечали и мало замечали такого смешения школьных возрастов, поскольку вообще не слишком сильно различали возраста. Лишь в XVIII в. латынь начинает вытесняться преподаванием национальных языков, появляется отношение к детству как особенному периоду. В это время появляется новый тип школы – коллеж, в котором возраста разделены, дети подчинены особой дисциплине и отделены от мира взрослых, увеличивается дистанция между учителями и учениками (ранее преподаватели воспринимались практически как товарищи, для них устраивались пирушки, их угощали вином), происходит переход от сообщества учеников и учителей к жесткому правлению последних, увеличивается дистанция между ними. Это, впрочем, наталкивается на сопротивление старых корпоративистских традиций, полное отделение учителей от учеников произойдет в конце XVI в. в иезуитских коллежах, их уставы содержат авторитарные принципы руководства жизнью юношей, усиливается дисциплинарный контроль над их жизнью, школе начинает придаваться важнейшая роль в нравственном воспитании юношей. Первыми в отдельную группу выделяются самые младшие, постепенно дифференциация охватывает весь школьный возраст, притом разделение это первоначально основывалось не на возрасте, а на объеме тех знаний, что имел ученик, практика деления на классы утверждается в XVII в., для отдельных классов выделяются отдельные же помещения. Одновременно появляется понятие о недееспособности ребенка и об ответственности учителя за своего ученика и его поведения – этих принципов не существовало в Средние века. За учениками устанавливается постоянный контроль и надзор, расцветает доносительство, широко применяются телесные наказания (в Средние века вместо них были штрафы). Впрочем, существовали и исключения: например, в Коллеж Пур-Рояль устав специально отменял телесные наказание, запрещает доносительство. Во второй половине XVIII в. отношения внутри школы сильно смягчаются под влиянием идей Просвещения, педагогических проектов, новые педагогические программы будут требовать уважения к человеческому достоинству ученика, воспитание будет заключаться в первую очередь в том, чтобы пробудить в ученике чувство собственного достоинства и ответственности. Школа начинает рассматриваться как подготовительный этап перед жизнью, который должен как моно сильнее развить добрые качества в ученике. Большинство же детей - члены подлых сословий, учатся и в это время по старой традиции практического обучения, учатся «в людях», т.е. вне дома ремеслу или грамоте, девочки получают образование преимущественно дома. В это же время начинается создание дома как личного пространства семьи, защищенного от вторжения посторонних, происходит изоляция комнат, которые отныне сообщаются только коридором, комнаты начинают специализироваться, вообще появляется само понятие «частной жизни», влияющее на моральные установки общества. Все эти изменения, само собой, происходят почти исключительно в среде благородного сословия или горожан и мало затрагивают массу крестьян и бедных ремесленников, которые продолжают жить там же, где работают, жить многими семьями в одном доме. Почти вся мебель еще в начале XVII в. была складной, могла легко собираться и уноситься из комнаты в комнату, поэтому и комнаты были многофункциональными и не специализированными. Прогрессом в утверждении частной жизни и приватности становится появление в XVIII в. стационарной постоянной кровати, во многих языках слово «комната» начинает противопоставляться слову «зал». В XVIII в. появляются большие стеклянные окна. Слуги постепенно удаляются из личного пространства, поэтому в XVIII в. появляется обычай звать прислугу звоном колокольчика. Выделение особого мира семьи отражается в появлении особых обращений, например, мужья начинают называть жен так же, как их называют дети, детей начинают называть с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов, все это подчеркивает обособленность, отделенность отдельной семьи от остального мира.

Яркий феномен эпохи Раннего Нового времени –ведовские процессы. В это время вырисовываются современные конфессиональные границы, очень медленно начинается переход от современного теоцентрического сознания к современному секуляризованному сознанию, XVII в. начинается яростными религиозными баталиями, Тридцатилетней войной, пуританской революцией в Англии, появлением бесчисленного количества сект. В это время над Европой появляется фигура дьявола как антипода Бога, этот образ во многом творит сама церковь, он и вызывает в значительном степени жестокие и массовые ведовские процессы в конце XVI – XVII вв. Другая важная причина – яростная и хаотичная конфессионализация, светские и церковные властители разных стран стремятся контролировать социальное поведение своих подданных, воспитать из него добродетельного христианина и гражданина, и протестантские и католические богословы считали многие вышедшие из народа обряды суеверием и ересью, боролись за чистоту веры. В сумрачной атмосфере последней великой битвы перед концом света стремительно развиваются эсхатологические настроения, e.g. в «молоте ведьм» «дьявол идет на последний приступ», его фигура гораздо более тщательно разрабатывается, это активно способствует сама церковь, он как бы постоянно «сопровождает» Бога как его оппозиция, как функция Того, Кому он должен противостоять. В средние века дьявол или черт – неотъемлемая часть народной религиозной культуры, но он нем очень мало говорят религиозные мыслители и священники, эта ситуация меняется в Раннее Новое время, чему в свое время очень поспособствовали монашеские ордена (монахи испытывали психические расстройства, которые относили на счет искушений). Когда христианский мир начинает ощущать Опасность – от еретиков-протестантов, или от папистов, от турок-мусульман, начинает формироваться «осадное мышление» - ощущение массированного наступления на христианство, которым предводительствует некая очень мощная фигура – т.е. дьявол. Все люди, которыми он действует, «дети дьявола», «колдуны», все нехристианские народы, которыми априори повелевает дьявол (Америка – владение дьявола, в ходе колонизации, по мнению европейцев, шло отвоевывание этих земель у дьявола для Господа Бога), виновны в его преступлениях, и только уничтожая их люди могут как-то выстоять (впрочем, Лютер в свое время писал, что против турок как сил ада можно сражаться только духовно). «Осадное мышление» порождает массовую истерию, в массовом сознании складывается образ дьявола, князя тьмы – ужасного и отвратительного внешне, но со множеством обманчивых ликов, в том числе прекрасных людей, животных. У дьявола множество помощников, многие теологи честно пытались подсчитать, сколько же их – 66 легионов, по 66 когорт, в каждой из которых по 666 демонов, ими наполнен весь мир, они находятся среди людей, на земле и в воздухе, они наводят на дурные мысли, мешают слушать молитвы и т.д. Поэтому изгнание бесов приобретает такое важное значение в Раннее Новое время, это процесс должен был внушить страх, показать всемогущество Бога, еще раз обосновать особенную силу духовенства, для этого в 1614 г. в католической церкви специально утверждается специальный обряд изгнания бесов, по нему изгоняющий дьявола не должен быть болтлив и особенно не пытаться узнать у дьявола будущее, главная же его задача – разоблачить дьявольский заговор, найти его пособников среди людей, поскольку сам дьявол совершенно неуловим, ему приписывается знание множество искусств и наук, особенно архитектуры. Ему приписывают огромные мосты («Чертовые мосты») и стены, например, Вал Адриана в Британии. Через слабое человеческое тело он стремится завладеть человеческой душой, используя телесные слабости человека, ибо же занятия магическими ритуалами. В это время существовала белая и черная магия – не связанная с причинением вреда людям и связанная, церковь осуждала оба вида, считая, что обращаясь к магии, человек отступает от веры в Бога, магами церковь считала астрологов и преследовала их. В отдельный вид науки в XVI-XVII вв. выделяется демонология, в ее жанре пишет, например, Яков I Стюарт. В обществе, особенно в податных сословиях были очень распространены крайне архаичные представления об людях, обладающих особыми возможностями, волшебниках и чародеях, о духах, нимфах и т.д. Церковь только нагнетала эту истерию, уделяя особое внимание роли женщин-колдуний – ведьм, которые портят воду, скот, вызывают неурожай, дожди, холода и мятежи, болезни, их существование церковь официально признавала, в народе ходят маленькие книжки-брошюрки с описаниями этих демонических существ, картинки-лубки, изображающие их и их злодеяния. Появляются учебники по демонологии и папские буллы против них, подобная литература, благодаря, книгопечатанию, получает очень широкое распространение, самое знаменитое из них – Malleus maleficarum («Молот ведьм»), колдовство рассматривается людьми всех сословий как очевидная для всех данность, юристы даже составляют дифференцированные перечни тех преступлений, что совершают ведьмы и колдуны. Появляется разработанные «порядки» шабашей (дьявольское «богослужение» наоборот), считается, что колдовской народ обычно собирается ночью с четверга на пятницу и тоже имеет свои большие праздники (Хэллоуин, Вальпургиева ночь). Главное доказательство принадлежности к дьявольскому племени – договор, заключенный с дьяволом, заключенный чисто юридический, контракт, долговая расписка дьяволу, подписанная кровью. С конца XVI в. преследования ведьм стихийно распространяются и достигают пика в середине XVII в. почти во всех странах Европы, за исключением, разве что, Голландии. За век «вельдомании» так или иначе пострадало от 100 до 200 тыс. человек, многие участники ведовских процессов пользовались поднявшейся истерией в своих собственных корыстных целых, например, т.н. «комиссары ведьм», в «охоте на ведьм» переплетались и экономические, и даже политические интересы (так во Франции королевская власть использовала борьбу с ведьмами как способ более полного подчинения крестьянского населения, уничтожения его авторитетных предводителей). До 70% осужденных ведьм и колдунов были женщинами, причем, как правило, пожилыми – вдовами и старыми девками. Особенно сильна и массовая ведовская истерия была в деревне. Вопреки распространенному мнению, инквизиция возбудила не так уж много дел о ведовстве и, как правило, проводила тщательные расследования со следственными экспериментами. Одной их самых охваченных ведовской истерией страны была Шотландия, наименее ей была охвачена Республика Соединенных провинций, последняя казнь ведьмы там состоялась в конце XVI в., а последний ведовской процесс закончился оправданием в 1610 г. Высмеивал ведовской психоз в своих сочинениях Мишель Монтень. Окончательное «изгнание дьявола» из Европы произойдет уже в XVIII в. многие работы Просвещения будут посвящены именно искоренению связанных с дьяволом и ведьмами суевериям и предрассудкам, которые в конце XVIII в. перейдут в литературно-фольклорную традицию (как у Гете в Мефистофеле).

(Здесь пропущена лекция про Просвещение)

Лекция X


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!