Заселение Луганщины казаками.



Рост крепостничества в XV — XVI веках в Росcийском и Польско-Литовском государствах привел к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли южной и юго-восточной окраин России и Малороссии, в основном по рекам Днепр, Дон, Яик и их притокам.

В конце ХVI века сформировались две такие области, которые объединили казачество. Наибольшая область Запорожская Сечь, которая, в основном, состояла из этнических малороссов.

Другая область — донские казаки, состоявшие из местного населения (потомки половцев, тюрков и др. кочевников), русских (известных тогда под названием “черкасы”), а также беглых крестьян из Московии.

Расположенные по татарскому пути, так называемой Кальмиусской сакме, земли нынешней Луганщины свыше двух столетий были полем боя запорожских, а позже слободских казаков с татарскими ордами. Ежегодно весной немало запорожцев шло сюда, присоединяясь к тем казакам, которые постоянно проживали здесь в зимовках и пограничных залогах. Они оставались основной вооруженной силой в Придонцовье, и московское правительство все чаще было вынуждено обращаться к их услугам. Так, 1559 году казаки во главе с гетьманом Дмитрием (Байдой) Вишневецким разгромили татар у Айдара. От 1641 по 1643 годы запорожской пограничной стражей возле Донца руководил казацкий предводитель Иван Богун. В 1650 году сюда, к реке Миус, приводил запорожское войско старший сын гетьмана Богдана Хмельницкого — Тимош.

Прошлое Луганщины связано с двумя ветвями Малороссийского казачества — Войском Запорожским и Слободским казачеством. Южная часть нынешней Луганской области принадлежала к Кальмиусской паланке Войска Запорожского Низового, а северная — к Изюмскому и Острогожскому слободским казачьим полкам.

Казаки не жили все на Сечи, но Сечь была столицей, а казацкие паланки были чем-то вроде областей, но территориально были обширней.

Каменный Брод на реке Лугани — сейчас Каменнобродский район областного центра — древнее запорожское займище, старинная казацкая местность. Первые упоминания о поселении в этой местности датируются 1740 годом. Так, существовал зимовник казака Вергуна на реке Лугани (нынешнее село Вергунка Октябрьского района г. Луганск). К сожалению, не сохранило свое название поселение Макаров Яр — нынешнее село Пархоменко Краснодонского района. Эта местность с древних времен была любимым убежищем для запорожского казачества. 1738 здесь поселился зимовником отставной сечевик Макар Безродный. Вблизи этого села есть Скелеватый Яр и Тертышный Байрак. В 1690 и 1700 годах казаки этих зимовников поставляли в Бахмутскую крепость на продажу большое количество скота, зерна и других продуктов. Почему-то не сохранил свое название Черкасский брод — ныне это г. Зимогорье Славяносербского района, упоминается в 1645 году. Запорожцы Лисьего Байрака на Донце (сейчас город Лисичанск) еще в ХVII веке использовали каменный уголь для бытовых нужд и при ковке железа, однако годом основания Лисичанска считается 1710-й.

А у нынешнего поселка Чернухино Перевальского района проходил казацкий путь из Сечи на Дон и Кагальник. В начале ХVII века запорожцы устроили там одну из своих главных попутных станций с большими запасами продовольствия, оружия и других припасов. Путешествующие казаки могли там отдохнуть и запастись продовольствием.

Поселки донских казаков, подобные Луганскому городку, распространились на значительной территории нашего края. Земли по Северскому Донцу и его притокам – Айдару, Деркулу, Боровой, Красной, Лугани донские казаки считали своими.

История этих поселков начинается по-разному. Так, в 1607г., когда под Тулой царские войска разгромили повстанческую армию Ивана Болотникова, согласно легенде, один из его сподвижников- атаман Шульгейко с уцелевшими казаками ушел на земли Дикого поля. Здесь на берегу реки Айдар, они основали городок Шульгин, названный по имени предводителя (ныне село Шульгинка Старобельского района).

В связи со строительством Белгородской черты в 40-е годы XVII столетия появляются городки, основанные донскими казаками: Боровской в устье реки Боровой, возле татарского перевоза и Кальмиусской сакмы, Старый Айдар в устье реки Айдар (ныне село Старый Айдар Станично-Луганского района) и другие.

Поскольку со временем жителям старых казачьих городков становится тесно, из них выделяются новые населенные пункты: Новый Боровской городок в 1672 году (ныне пгт Боровское Лисичанского горсовета), Новый Айдар в 70-80-е годы XVII века (ныне пгт Новоайдар).

В 1680 году в 16 верстах от Старого Айдара был построен городок Трехизбенск. Название ему дали три избы казаков-уходников, то есть крестьян ушедших от крепостной неволи и занимавшихся здесь рыболовством и охотой. В задачи нового городка входила защита от набегов крымских татар (ныне село Трехизбенка Славяносербкого района).

К концу XVII века относятся основания еще одного ряда казачьих городков. Среди них Караяшник у слияния рек Евсуга и Ковсуга (ныне пгт Петровка Станично-Луганского район), Сухарев городок неподалек от устья реки Красной, Красноярск и Кабанье на реке Красной (ныне пгт Краснореченское Кременского района). На месте татарского городка на реке Деркул, по сведениям старожилов, возникло Городище (ныне Беловодского района).

Кроме городков у казаков были еще временные поселения-зимовища. Там в шалашах и землянках проводили зиму казаки, не имевшие своих домов в городках. С наступлением весны они уходили в походы. Одни зимовища забрасывались, а другие превращались в городки.

Со временем свободной земли становилось все меньше и меньше. Разрешение на основание городков-станиц начинает давать Войсковой Круг Войска Донского, роль которого возрастает во всех сферах жизни донских казаков.

Жизнь и быт донских казаков.

Войско Донское начинает формироваться с середины XVI века. Управление войском было сосредоточено в городе Черкасске, расположенном в низовьях реки Дона (ныне станица Старочеркасская Ростовской области). Высшим органом власти Войска Донского являлся Войсковой Круг. Он избирал атамана, двух есаулов и дьяка-письмоводителя. Атаман избирался на один год большинством голосов.

На рассмотрение Круга выносились важнейшие вопросы жизни Войска Донского:

-организация военных походов;

-принятие законов;

-политика и отношение Крыма, Турции, Москвы.

Разбирались на Кругу и конфликты, возникшие между казаками. Самым серьезным преступлением у донских казаков считались:

-измена;

-трусость;

-убийство товарища;

-воровство у своих.

За них полагалась смертная казнь-«в куль да в воду» (утопление).

Круг тщательно следил за соблюдением неписанного закона: «С Дона выдачи нет». Это означало, что ни правительства, ни бывшие владельцы не вправе требовать от Войска Донского убежавших сюда людей.

Таким образом, Войско Донское в решении своих внутренних проблем было вполне самостоятельным в течении XVI-XVII веков.

Однако в своей внешней политике донское казачество уже в тот период во много зависело от Москвы.

Политика Москвы по отношению к донскому казачеству носила двойственный характер. С одной стороны, Россия нуждалась в военной силе казаков для борьбы с Крымом и Турцией. С 1570 года московский двор высылал на Дон порох, свинец, хлеб, вино и денежное жалованье. Донские казаки нанимались на службу в русские сторожки и станицы для защиты от татарских набегов. Да и сами походы донцов против турок и татар во много соответствовали задачам обороны южных рубежей Российского государства.

С другой стороны, своевольное казачество, притягивавшее к себе угнетенных и недовольных, страшило Москву. Опасения эти не былы напрасными. Донские казаки приняли активное участие в антиправительственном восстании под предводительство Ивана Болотникова (1606-1607 гг.). Еще более заметна их роль в восстании крестьян и казаков под руководством донского казака Степана Разина (1670-1671гг.).

После разгрома этого восстания донские казаки были вынуждены принести присягу на верность русскому царю.

Это произошло 28 августа 1671 года в городе Черкасске. Казаки обязывались раскрывать все возмущения и тайные заговоры «против государя и отечества», защитников отправлять в Москву, а их последователей казнить.

Все присягнувшие казаки вписывались в книгу из Посольского приказа. Вторая книга была оставлена в Черкасске. В нее должны были вписывать имена новых казаков.

Военный промысел составлял основу жизни донского казака. Это обстоятельство наложило глубоки отпечаток на весь образ жизни дончаков, их нравы, обычаи и традиции.

Жестокие по отношению к врагу, жадные к военной добыче, донские казаки относились к друг другу по-братски, уважительно и доверчиво.

Холостые казаки жили по куреням своеобразными коммунами, включавшими 10-20 человек. Продукты и многое другое имущество у них были общими. Называли казаки друг друга товарищами или односумами (так как у них вся добыча шла в одну общую сумку).

В отношении врагов казаки проявляли определенное благородство. За несколько дней до нападения они направляли своим врагам «размирную грамоту», в которой сообщали о начале военных действий.

В мирное время казаки старались быть на виду. Их тянуло на майдан (площадь), в станичную избу. Здесь, сидя в кругу, они вязали сети и тенета, рассказывали о военных эпизодах, пели. Молодые казаки в присутствии старых стреляли из луков и ружей в цель, состязались в искусстве верховой езды.

Если в походы донские казаки одевались скромно, то на людях стремились показаться во всем великолепии. В публичных местах их можно было увидеть в бархатных кафтанах, атласных зипунах, шелковых рубашках, подпоясанных дорогими турецкими кушаками, в красных или желтых сафьяновых сапогах, куньих шапках с бархатным верхом. Некоторые одевались в трофейные богатые турецкие, черкесские, калмыцкие одежды.

Часть казаков обзаводилась семьями. Они женились на захваченных турчанках, татарках, черкешенках, русских. Жили женатые казаки в отдельных куренях.

Одевались зажиточные казачки красиво и богато. Они носили турецкие, татарские, черкесские одежды, русские сарафаны. У них были дорогие, иногда серебряные пояса. Зимой носили длинные шубы. Головы девушек украшали повязки с медными позолоченными гвоздиками и бахромой. В косы они вплетали яркие ленты и махры. Замужние казачки носили «кички» (шапкообразный головной убор). На лоб на лоб одевали вышитую повязку с подвесками, нитки с жемчугом или бисером. На шее носили «ожерельники» из монет или монисты. Руки украшали браслетами, обували красные сапожки на каблуках.

Главная роль донского казачества в освоении нашего края в то время состояла в вооруженной защите от татарских набегов.

Мирные занятия казаков- скотоводство, охота, рыболовство-закладывали основу использования природных богатств Подонцовья.

Таким образом, в XVII веке донская колонизация нашего края имела военно-промысловый характер.

Войско Донское в XVII веке было надежным убежищем для всех угнетенных и недовольных. Это заставляло крепостников из соседних государств умерять свои аппетиты в эксплуатации бедноты.

Как надежный щит против Крыма и Турции, донское казачество вполне устраивало Российское государство. Однако донская вольница все более раздражала Москву. И по мере роста мощи Российского государства усиливалось его стремление установить надежный контроль над Войском Донским.

Материал урока: Учебники и учебные материалы находятся в сообществе Vhttps :// vk . com / club 143877783


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!