Лондонская симфония ми бемоль мажор № 103 (с тремоло литавр)



Тема 3. Характеристика творчества Й. Гайдна

Черты стиля    Музыка Й. Гайдна – жизнерадостная, энергичная, светлая.  Большинство произведений написано в мажорных тональностях (например, лишь одна из 12-ти Лондонских симфоний – минорная).  Одна из характерных черт стиля Й. Гайдна – неиссякаемая фантазия и остроумие.  
Жанры    Симфонии, камерные ансамбли, оперы, оратории, концерты для различных инструментов, произведения для клавира и др.  
Истоки музыкального языка    Австрийский музыкальный фольклор; интонации и ритмы немецких, венгерских, славянских, итальянских тем.  Вена была многонациональным городом (Австрию во времена   Й. Гайдна называли «Лоскутной империей»). На её улицах звучали немецкие, итальянские, славянские, венгерские песни и танцы.
Симфонический цикл I часть – быстрая. Сонатное аллегро. II часть – медленная. Анданте или Адажио. III часть – умеренная. Менуэт. IV часть – быстрая. Народно-жанровый финал. По одной из версий рассматривать части сонатно-симфонического цикла можно следующим образом: I часть – человек действует. II часть – человек отдыхает, размышляет. III часть – человек танцует. IV часть – человек действует вместе со всеми.
Новаторство    Й. Гайдн создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов.  В зрелых симфониях (Лондонских) окончательно сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл.  Утвердил в своём творчестве основной метод симфонического развития – мотивно-тематическое (выделение из темы короткого активного элемента и его развитие). В последних симфониях окончательно сформировался состав симфонического оркестра: струнный квинтет (две группы скрипок – I и II, альт, виолончель и контрабас) и группа духовых инструментов, построенная по принципу парности: две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы и литавры.  Обновил и обогатил народными интонациями тематический материал.    

 

Сонатная форма или форма сонатного аллегро

Вступление ЭКСПОЗИЦИЯ РАЗРАБОТКА РЕПРИЗА Кода

 В форме сонатно-симфонического цикла пишутся симфонии, сонаты, концерты, ансамбли (трио, квартеты), увертюры.

 В симфонии – четыре части, в сонате, концерте – три части.

Первый раздел сонатной формы

Экспозиция - Показ основных тем сонатной формы. - Партия – раздел сонатной формы, в котором могут быть одна или несколько тем. - Экспозиция может начинаться с темы вступления. - Два основных «действующих лица» сонатной формы – главная и побочная партии – всегда есть в сонатной форме. - Главная партия – Г. П. – всегда в основной тональности. - Побочная партия – П. П. – всегда в подчинённой тональности. Чаще всего это тональность V или III ступеней. Если основная тональность минорная, то П. П. чаще всего в мажоре. - Главная и побочная партии обязательно в какой-то степени контрастны. Обычно Г. П. – энергичная, а П. П. – песенная, танцевальная, лиричная. Но может быть и по-другому. - Два второстепенных «действующих лица» сонатной формы – связующая и заключительная партии. Они не всегда есть в сонатной форме. - Связующая партия – С. П. – выполняет плавную модуляцию из тональности Г. П. в тональность П. П. - в С. П. может быть:  развитие темы из Г. П.;  подготовка темы П. П.;  новая тема.   - С. П. может не быть совсем, тогда её роль выполняет 2-е предложение Г. П.  
- Заключительная партия – З. П. – утверждает тональность П. П. - З. П. может строиться на материале:  главной партии;  связующей партии;  разных тем экспозиции (тогда З. П. – итог всей экспозиции).   - З. П. может не быть совсем.

Второй раздел сонатной формы

Разработка - Самый неустойчивый и активный раздел формы. - Развитие тем экспозиции в любом порядке. - Основные приёмы развития:  мотивное дробление тем (мотивное развитие);  секвенционное;  ладотональное;  полифоническое (имитации, каноны);  регистровое;  тембровое;  ритмическое.   - Заканчивается на доминанте основной тональности («доминантовый предикт»).

Третий раздел сонатной формы

Реприза -Повторение экспозиции с тональным подчинением побочной партии основной тональности. -Все темы идут в основной тональности.

Тема 4. Симфоническое творчество Й. Гайдна

Годы создания симфоний

С конца 1750-х до середины 1790-х годов.

Ранние симфонии

 

 Мало чем отличались от сюиты и не выходили за рамки развлекательно-бытовых жанров.

 

Лондонские симфонии (1791 – 1792 гг.)

 

 Четыре части со вступлением, которое контрастирует с сонатным аллегро.

 Между главной и побочной партиями существует тональный (но не образный) контраст.

 

Вторые части симфоний

 

 В умеренно-медленном темпе.

 Форма – сложная трёхчастная или вариационная.

 Характер – задумчиво-лирический, сосредоточенный.

 

Третьи части симфоний

 

 Менуэты.

 Форма – сложная трёхчастная.

 

Финалы

 

 Сцены и образы народной жизни.

 Форма – сонатная или рондо-соната.

 

Оркестр

 

 Первоначально оркестр князя Эстергази насчитывал двенадцать музыкантов.

 В Лондонских симфониях участвуют уже около сорока  

 

 

 

исполнителей: струнный квинтет, по два деревянных духовых инструмента, две трубы, две валторны, пара литавр (такой состав называется парным).

 Ведущая роль принадлежит струнному квинтету: виолончели и контрабасы играют одну и ту же басовую партию в октаву; партии выписываются на одной строке.

 Духовые инструменты исполняют не только гармонию (голоса аккордов), но и участвуют в изложении и развитии тематического материала на равных правах со струнными.

 

 

 
     

 

Лондонская симфония ми бемоль мажор № 103 (с тремоло литавр)

 

Схема расположения групп инструментов в симфоническом оркестре

 

 Симфония № 103 написана во время второй поездки Й. Гайдна в Лондон.

 Год создания – 1795.

План симфонии:

План симфонии: Первая часть

Вторая часть

Третья часть

Четвёртая часть

Тональность

Ми бемоль мажор

до минор -

До мажор

Ми бемоль мажор

Ми бемоль мажор
Форма

Сонатная

Вариации на две контрастные темы

Менуэт.

Трёхчастная

с трио

Рондо-соната
Темп

Adagio – Allegro

Andante

Moderato

Allegro
Размер

3/4, 6/8

2/4

3/4

4/4
Характер

Жизнерадостный, задорный.

Первая тема: суровая, сосредоточенная.

Вторая тема:

радостная, торжественная.

Энергичный

(крайние части),

в трио более плавный, спокойный,

изящно-грациозный.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!