Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.



Анализ— это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности. Завершение процедуры анализа даёт возможность перейти к воспроизведению предмета или системы к целостности путём логического синтеза, входящих в них частей с целью раскрытия причин и закономерностей существования этих целостностей.

Синтез— это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового — взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция— это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения “наводят” на мысль, на общее. При индуктивном методе исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений “выводят” определенную мысль из других мыслей.

Аналогия— это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаключений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в

теории подобия.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод— способ исследования, который

состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод— способ исследования с использованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, изкоторых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Формализация— отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность.

Абстрагирование— мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования.

В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Обобщение— установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором

отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении несущественных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический методзаключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Примерами использования этого метода являются: изучение развития потребительской кооперации в течение длительного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотрение истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921–1927).

Системный методзаключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.

При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов.

При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

2. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

§ конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);

§ статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);

§ кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

 

 2.3. естественнонаучные и социально-гуманитарные

К настоящему времени сложилась традиция разделения всех дисциплин на две группы: естественно-научные и социогуманитарные знания. в связи, с чем выделяют два типа наук: естественные и гуманитарные, которые различаются объектами исследования:первые изучают природу, а вторые – человека и общество, характеризуются присущими только им особенностями познавательной деятельности. Они различаются также средствами и методами, формами результатов познания, стилем мышления и методологическими установками.

Различают формы культуры естественно-научного и гуманитарного познания. Так возникло и получило широкое распространение представление о «двух формах культуры» в науке – естественно-научной и гуманитарной.

Естественно-научная форма культуры –система знаний о природе.

Гуманитарная форма культура –система знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, человечества.

В XX в. Произошел заметный и все более увеличавающийся разрыв между естественно-научной и гуманитарной культурами. Это связано с тем, что XX в. Отмечен грандиозными успехами естествознания и последовавшей за этим научно-технической революцией. Достижения естественно-научной культуры существенно изменили стиль и образ жизни человека. Специфика естественно-научной формы культуры заключается в том, что знание о природе отчуждено от исследователя. Последний находится как бы за пределами сферы знания, сторонним наблюдателем. Поэтому естественнонаучное знание может постоянно совершенствоваться. Мультидисциплинарные идеи обретали плоть по мере умножения конкретных знаний.

Гуманитарная форма культуры ориентирована на общечеловеческие ценности, такие, как гуманизм, демократия, мораль, права человека и т. П. Но исследователь этой культуры находится внутри рассматриваемых проблем. Поэтому и методы исследования, используемые в области гуманитарного знания, разительно отличаются от естественно-научных и сводятся преимущественно к интерпретациям, толкованиям, сравнениям.

Сама дифференциация наук по предметам изучения возникла сравнительно недавно. В древности существовала единая наука о природе. Она называлась натурфилософия. На природу смотрели как на единую сущность, и поэтому это была одна наука.

С течением времени в связи с расширением практических потребностей человека появились спектр отдельных наук о природе. При изучении пограничных явлений возникли методы смежных наук, в которых появилась новая тенденция, заключающаяся в интеграции научного знания, ибо много наук порождало больше незнания, специфичность отдельных наук и их языка. Создаются физическая, химическая, биологическая и др. картины мира, каждые из которых имеют свои границы. Вот и пришли к парадоксальной ситуации изучения единой природы по частям, которые отнюдь не способны естественным образом к взаимному проникновению и взаимопониманию. Это случилось по причине ухода от единого предмета и объекта, как бы его не называли.

2.4 Философские подходы

В объективном идеализме сознание рассматривается как сверхчеловеческая всеобъемлющая духовная субстанция, своего рода мировой разум, который создает все мыслимое разнообразие мира. Предметный мир есть порождение мира идей (Платон), Бога (религиозная философия), духовных монад (Лейбниц), инобытие Духа (Гегель). Наше человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового духа.

В дуализме, признающем существование двух независимых субстанций – материальной и духовной, в качестве постулата принимается положение о том, что они, несмотря на абсолютную противоположность, способны воздействовать друг на друга. Такая позиция характерна не только для классической философии в лице Декарта, но и для выдающихся нейрофизиологов XX в., изучавших мозговые механизмы психической деятельности, знаменитых Нобелевских лауреатов Ч. Шеррингтона, Дж. Экклза, первооткрывателя функциональной асимметрии мозга Р. Сперри.

Субъективный идеализм рассматривает субъективную реальность индивидуального сознания в качестве единственной реальности. Этот постулат имеет разные интерпретации в истории философской мысли, начиная от Беркли и заканчивая современной философией.

Субъективный идеализм концентрирует внимание на ряде острых и трудных вопросов проблемы сознания, к которым относятся:

  • • уникальность и относительная закрытость субъективного мира личности;
  • • особенности познания собственной субъективной реальности;
  • • способы познания подлинных переживаний, намерений, мыслей другого человека.

Однако последовательное проведение постулата субъективного идеализма означает солипсизм, в котором несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.

Материализм утверждает, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая есть единственная вечная и всеобъемлющая объективная реальность. Сознание рассматривается в качестве субъективной реальности, отражающей объективную реальность.

Древнегреческие материалисты упрощенно понимали сознание как нечто вещественное. Демокрит говорил, что сознание состоит из особого сорта атомов, представляет собой соединение огня и воздуха, «теплое дыхание».

В эпоху Возрождения в рамках материализма получает развитие гилозоистическое понимание сознания. Согласно гилозоизму (с греч. - живое вещество) способностью ощущать или мыслить обладают все формы материи. Представители гилозоизма: раннегреческие философы, Дж.Бруно, Спиноза, Дидро и др. Например, нидерландский философ XVII в. Спиноза утверждал, что камень мыслит. А французский философ XVIII в. Дидро говорил: "И камень ощущает".

В рамках метафизического материализма в XIX в. возникло вульгарно-материалистическое понимание сознания. Представители вульгарного материализма (физиологи Бюхнер, Фогт, Молешотт, философ Дицген) рассматривали сознание только как следствие физиологических процессов, не учитывали его социальную сущность. Они отождествляли сознание с мате­рией, считали, что сознание не идеально, а материально. Например, Фогт утверждал, что мозг вырабатывает мысли так же, как печень выделяет желчь.

Современные варианты вульгарного материализма: мысль это электромагнитное поле, или биополе, или х-лучи. На эти представления порой опирается парапсихология — учение о передаче мысли на расстояние:

Современный представитель так называемого «научного материализма» американец Армстронг говорит, что задача заключается в том, чтобы показать, что духовные процессы являются чисто физиологическими процессами в центральной нервной системе.

Философские методы отличаются всеобщим характером применения. Эти методы используются для анализа природных явлений, социальных процессов, закономерностей сознательной деятельности человека.

Традиционно выделяются два философских метода:

1. диалектический метод
2. Метафизический метод
Эти методы отличаются друг от друга в понимании проблемы связей в мире, а также в понимании проблемы развития.

При понимании проблемы связей метафизика рассматривает вещи, отвлекаясь от их связи с другими вещами. диалектический метод, напротив, призывает познавать вещи и явления, учитывая их связи с другими вещами и явлениями.

При понимании проблемы развития метафизика или игнорирует развитие познаваемого предмета или сводит развитие к простым количественным изменениям предмета. диалектика же полагает, что понять предмет можно, лишь учитывая тенденции развития этого предмета.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!