Методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников



Методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников

 

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

К теме детского творчества, к проблеме развития креативных способностей педагогика обращалась во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно ее особенности, установки, взгляды, приемы и методы.

           Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного                                     процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Это способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.                                                                                                             

         Учитель обязан всегда помнить о том, что задания ученик должен выполнять без назидательности и принуждения, при этом поддерживать у него естественный интерес ко всему новому, неизвестному, сохраняя радость познания и самостоятельных открытий, стимулируя стремление к исследованию, экспериментированию и творчеству. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопроса в проблемной ситуации, направленного на ее расчленение и всестороннее исследование   

      Задача педагога в начальных классах - создать у детей богатый запас представлений памяти и воображения. Вместо беспорядочного и часто малосодержательного фантазирования надо формировать у детей такие представления, которые станут основой научных понятий, будут правильно отражать окружающую действительность.

           Существуют различные методы, направленные на развитие творческих способностей.

Методы - это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала .

В ходе внеурочной деятельности можно использовать следующие методы: словесный, наглядный, практический и ТРИЗ.

К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и другие. В процессе обучения обучающий посредством устной речи излагает и объясняет учебный материал, а обучаемые посредством устного восприятия запоминают и усваивают учебный материал.

Наглядные методы обучения желательно применять для обучаемых, имеющих хорошее визуальное восприятие действительности. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они применяются совместно со словесными методами обучения. К наглядным методам относятся иллюстрация (просмотр картин, иллюстраций) и демонстрация (просмотр фильмов)

Практические методы обучения относятся упражнение, игра и т.д. Во время использования этих методов обучения применяются следующие приемы: постановка задания, планирование выполнения задания, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков.

Практические методы применяются совместно со словесными и наглядными методами обучения. Поскольку практической работе должна предшествовать подача теоретического материала, практическая работа будет являться продолжением и закреплением теории, также необходимо предоставить обучаемым инструкцию о том, как именно необходимо выполнять практическое задание.

Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом именно методы ТРИЗ помогают в этом.

ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения.

В рекомендации представлена актуальность, почему стоит развивать творческие способности, на что следует обратить внимания родителям и учителям, на успехи ребенка или наоборот неудачи, как правильно вести себя с детьми.

Технология ТРИЗ показало:

1. Технология ТРИЗ помогает повысить эффективность любого занятия, как главной единицы образовательного процесса в начальной школе

2. Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

3. ТРИЗ – технология обучает творчеству, раскрывает потенциальную одаренность, в том числе и творческую одаренность.

Сочетая все методы можно добиться разностороннего развития ребенка, что положительно скажется на его интеллектуальных способностях.

Таким образом, традиционные методы и методы ТРИЗ работают на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

 

Методы и приёмы развития творческого потенциала младших школьников

Метод мозгового штурма

Данный метод изобрел руководитель рекламного агентства Алекс Осборн в конце тридцатых годов двадцатого века. Есть разные модификации данного метода. Он может употребляться не только в индивидуальном, но и в групповом режиме. Чаще всего можно наблюдать последний способ.

Технология мозгового штурма основывается на факте, что есть люди

а) фонтанирующие новыми, оригинальными идеями и предлагающие нестандартные, иногда даже -- не вполне «адекватные» решения. Это категория людей не особенно заботится о практической ценности выдвигаемых предложений и не слишком способна подвергать их взвешенному критическому рассмотрению;

б) склонные к анализу, умеющие рационально и доказательно аргументировать свою точку зрения. Они четко представляют себе практическую ценность своих идей и способны подходить к ним критически.

Технология мозгового штурма строится на успешном сочетании основ объединения и разделения разнородных элементов. В одной группе объединяются как профессионалы, так и новички и непрофессионалы в обсуждаемой области, представители разных специальностей, люди с различными интересами. Одним из принципиальных условий успешного традиционного мозгового штурма считается разделение во времени интенсивного генерирования идей и их критического анализа. Помимо этого, группы «криэйторов» и «критиков» нередко состоят из различных участников.

Принципиальные правила группового мозгового штурма

• участники должны стараться продуцировать любые, даже самые фантастические и нереальные на первый взгляд идеи и предложения, оставляя за критиками их дальнейшую оценку и отбор;

• дается установка сгенерировать максимальное количество идей;

• не приветствуются смещения темы обсуждения в сторону от изначально поставленной задачи или проблемы;

• любые предложения и идеи высказываются без всяких обоснований, аргументаций и доказательств;

• в момент генерации идей жестко запрещается всякая критика и ирония в адрес друг друга;

• предложенные идеи могут дорабатываться и модифицироваться;

• между участниками изначально должны быть доброжелательные отношения, необходимо всячески избегать конфликтов в процессе сессии.

В контексте решения практических задач из различных областей жизни, деятельности, бизнеса, науки, технологий и пр. процедуру мозгового штурма можно разделить на следующие основные этапы

• определение проблемной области;

• постановка задачи;

• подбор оптимальной по составу и количеству участников группы;

• генерирование идей;

• анализ и оценка практичности и потенциальной эффективности предложений;

• поиск возможностей для реализации отобранных идей;

• практическая реализация и внедрение;

• итоговая проверка качества идей и эффективности их реализации.

Одним из главных факторов, характеризующих эффективность мозгового штурма, считается групповая динамика и взаимодействие между участниками группы. Это взаимодействие во многом имеет возможность реализовываться посредством срабатывания психологических механизмов: трансляции «творческого эмоционального фона», когнитивного обогащения и сравнения.

Все же приобретенные в последние десятилетия экспериментальные данные говорят о том, что, кроме бесспорных положительных сторон, мозговой штурм как метод формирования творческого потенциала, решения задач и разрешения проблемных ситуаций имеет и ряд недостатков. Один из недостатков этого метода является малая производительность при больших затратах времени.

Работа в группах мозгового штурма нередко приносит его участникам настоящее удовлетворение. Несмотря на то, что объективно мозговой штурм далеко не всегда является наиболее эффективным в сравнении с индивидуальным творчеством, его смело можно рассматривать в качестве прекрасного средства развития творческого потеницала. Не менее интересным может оказаться использование и иного метода -- метода синектики, схожий по некоторым характеристикам с мозговым штурмом.

Метод синектики

Метод синтектики был предложен У. Гордоном. Он использует активизацию некоторых бессознательных механизмов в ходе творческой деятельности. Главный упор в данном методе делается на эмоциональных аспектах мыслительной активности человека, которые проявляются на внерациональном уровне и приводящих к активизации метафорического мышления. Как и мозговой штурм, метод синектики может применяться в группе. Но кроме сходства, между этими 2-мя методами есть и значительные различия. Во-первых, если в группах мозгового штурма соперничество между участниками не приветствуется и делается упор на достижении общегрупповых целей, то в группах синекторов фактор соревнования и конструктивной конкуренции может оказывать стимулирующее воздействие на их членов. Вовторых, в случае если в мозговом штурме наиболее весомую роль играют умственные характеристики его участников, стиль мышления и так далее, то в синектике -- прежде всего характеристики и параметры эмоциональной сферы группы.

При всем этом работает два главных принципа:

• превращение известного в неизвестное;

• превращение неизвестного в известное.

Наиболее увлекательным и перспективным с точки зрения стимуляции творческого воображения считается принцип превращения известного в неизвестное. Это означает нахождение в объекте новых и внезапных свойств и качеств, взгляд на него под совсем другим углом зрения. Для того чтобы сделать знакомое незнакомым, используются некоторые «хитрости», основанные на использовании различных аналогий

• прямой,

• личностной (персонифицированной),

• фантастической,

• символической.

Прямая аналогия. Ее использование подразумевает сопоставление аналогов из самых разных сфер жизни. Иными словами, принцип функционирования одной системы (чаще биологической) «переносится» в иную область для решения в ней намеченной цели либо проблемной ситуации.

Пример. Механизм работы червяка был применен для создания технического прибора для движения в грунте.

Личная (персонифицированная) аналогия подразумевает идентификацию субъекта со всей системой, требующей усовершенствования, либо с элементом данной системы. Чем качественнее человек это сделает, тем лучше у него получится увидеть обстановку, проблемную область либо главное противоречие «изнутри». Это может помочь отыскать уникальное решение проблемы.

Пример. Для наиболее качественного понимания закономерностей теории относительности Альберт Эйнштейн время от времени представлял себя лучом света, движущимся по кривой траектории.

Фантастическая аналогия просит оставить ограничения. Для этого человеку необходимо задействовать воображение и на время допустить такую проблемной ситуации либо её элемент, существование которого в реальной жизни кажется невозможным.

Пример. Владельца одного магазина волновала мысль о том, как обрести обратную связь от клиентов. Фантастическая аналогия «клиенты» -- «судьи» натолкнула его на идею вручить им судейские молоточки. Когда у покупателя появлялись возражения, он имел возможность постучать молоточком для привлечения к себе внимания и высказать свое мнение. Идея всем очень приглянулась, и дела у ее создателя пошли существенно лучше.

Символическая аналогия подразумевает абстрагирование, ассоциацию предмета с его более значимым признаком, а также визуализацию главных частей проблемной ситуации.

Пример. При создании подъемного механизма использовали символическую аналогию с верёвкой, твердеющей в руках факира.

Символическая аналогия также может быть связана с нахождением неизвестного, нового и необычного в привычных для нас ситуациях и предметах. В большинстве случаев достигнуть этого можно методом, которые имеет название "заглавие книги".

Для этого нужно в двух-трёх словах выразить непривычный взгляд на данную ситуацию либо предмет, представить их в необыкновенном ракурсе, образно, переносно.

Пример. Книга -- немой собеседник.

Овладеть методом синектики всё равно, что овладеть искусством. То есть нужно замечать что-то свежее и неожиданное, новое, то, что не укладывается в строгий алгоритм.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!