Источники и структура мусульманского права.



Тема 5. Религиозные и традиционные правовые семьи. Мусульманское право. Индусское право. Дальневосточное право. Африканское право.

ПЛАН

1. Понятие и особенности религиозной правовой семьи. Понятие мусульманского права.

2. Источники и структура мусульманского права.

3. Индусское право.

4. Правовые системы стран Дальнего Востока.

5. Понятие, особенности и история формирования традиционной правовой семьи.

6. Африканская правовая семья. Современные тенденции развития правовых систем африканских стран.

 

Понятие и особенности религиозной правовой семьи. Понятие мусульманского права.

 

Религиозная правовая семья представляет собой совокуп­ность правовых систем, в которых одним из базовых источников права являются религиозные нормы. Значимость и распростра­нение их на процесс регулирования общественных отношений различен, но общим является то, что религиозные тексты игра­ют роль правых актов, со всеми вытекающими последствиями.

В современном мире к данной правовой семье относятся мусульманское право, как наиболее яркий представитель данной правовой семьи, индусское право, дальневосточное право.

Мусульманское право (Иордания, Сирия, Тунис, Марокко, Ирак, Судан) как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII-X вв. в Арабском халифате и осно­вано на религии - исламе.

Основные черты мусульманского права.

1. Ислам исходит из того, что существующее право при­шло от Аллаха, который в определенный момент истории от­крыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Ал­лаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество долж­но руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и уш­ли века кропотливой работы мусульманских юристов-факихов. Шариат состоит из 2 частей:

- теологии, принципов веры (акида);

- право (фикх), или мусульманское право, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Эти две части и составляют предмет юридической науки. Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки.

2. Основная функция мусульманского права в сохранении неразрывных связей между законодательством и первичными источниками. У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы - школа Медины и иракская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры. В силу исторических причин сегодня насчитываются четыре суннитские - ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская - школы мусульманского права и три шиитские - джафаритская, исмаилитская, зейдитская.

3. Единственным источником мусульманского права, кроме, конечно же, религиозных текстов, являются труды ученых-юристов. Мусульманское право представляет собой пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. Основу мусульманских юридических норм составляет казуистический метод. Правовая наука играет роль законодателя.

Отсутствие деления на частное и публичное право, небольшое количество отраслей права (уголовное, судебное, семейное право).

5. Мусульманское право - тесное взаимодействует с местными традициями и обычаями (нередко доисламскими и  совпадающими со строгими положениями шариата), сочетание в нем как детализированных индивидуальных решений с общими принципами, так и стабильности и постоянства с гибкостью испособностью изменяться во времени.

 

Источники и структура мусульманского права.

 

Коран - священная книга, содержащая в себе собрание ИЗ речений Мухаммеда о нравственности и морали.

Сунна - собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его ПО» ступках и изречениях, это толкование Корана, произведенное авторитетными богословами и юристами после смерти пророка ни Коран, ни Сунна не содержат в себе каких-либо нормативных положений, указания на права и обязанности сторон.

Иджма - толкование обязанностей правоверного мусульманским сообществом. Выступает средством восполнения пробелов Корана и Сунны.

Кияс (аналогия) - применение к новым случаям правил, установленных Кораном, Сунной или Иджмой.

Кроме этого, дополнительными источниками выступают светские акты - главы государства, парламента, которые должны соответствовать религиозным текстам.

Характеризуя структуру мусульманского права, отметим, что здесь отсутствует классическое деление на публичное и ча­стное право. В базовых источниках глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые можно было бы отнести или к частному, или к уголовному праву. К ос­новным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.

 

Индусское право.

 

Индусское право распространяется на всех выходцев из Индии, исключая приверженцев ислама, христианства, иудаизма и парсизма (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия, Кения, Танзания, Уганда). Классическое индусское право отличается глубочайшими религиозно-нравственными истоками. Индуизм признает первенствующую роль заповедей и нравоучений для разных каст - слоев общества.

В основе правовой системы лежит учение индуизма, кото­рый состоит из нескольких вероучений: 1) буддизм; 2) джайнизм; 3) сикхизм. Основу учения индуизма составляет идея о перевоплощении душ и карма. Устанавливалось кастовое деле­ние. Каста - группа людей, объединенных специальным занятием или профессией. Традиционно выделяют 4 группы каст: брахманы (первоначально священнослужители), кшатрии (вои­ны), вайшья (торговцы) и шудры (слуги и ремесленники).

На основе положений индийской Конституции 1950 г. к на­стоящему времени отменены все правила, регулировавшие при­влечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индусы, особенно в сельской мест­ности, и сегодня придерживаются традиционных правил пове­дения. До сих пор крайне редко заключаются браки между чле­нами разных каст, особенно если женщина принадлежит к выс­шей касте. Кастовое деление во многом определило развитие правовой системы (семейное право, наследственное).

Главная особенность классического индусского права - тес­ное сплетение с религией. Индусское право не имеет относи­тельной самостоятельности и является по сути своей неотъем­лемой частью индуизма, традиционной системы, в содержание которой (помимо права) входят различные религиозные верова­ния и обряды, моральные, философские и другие идеологиче­ские ценности, предполагающие определенный образ жизни, определенный общественный порядок, социальную организа­цию и структуру.

Для индусского права характерно своеобразие источников - религиозные акты, обычаи, традиции.

Веды - сборники индийских религиозных песен, молит присловий (созданные на разных отрезках II тысячелетия до н.э. и раньше) содержат древнейшие тексты, отдельные строки которых можно истолковать как правила поведения.

Смритри — дарованная мудрость старых жрецов и ученых. Это как бы юридические справочники, состоящие из изречений о религиозных обрядах.

Дхармасутры - первые книги по вопросам права, разъясняющие как члены каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, родственникам, соседям.

Дхармашастры - своды правил, которые можно назвать юридическими. Их можно назвать кодексами или законами. Дхарма - сложное, не имеющее никаких аналогий в европейских языках понятие. В самом широком смысле оно означает всеобщий порядок в мире, пронизывающий и организуют всю живую и неживую материю. В более же узком и распространенном значении дхарма - это долг, обязанности, правила поведения, одним словом, образ жизни идеально благочестивого и добродетельного индуса, причем образ жизни во всех деталях. Понятие «дхарма» охватывает своим значением одновременно правовые, и религиозные, и моральные феномены. Как и в мусульманском мире, в XI-ХII вв. постепенно сформировались основные школы индусского права, отличающиеся различным подходом к решению трех важных вопросов: права наследия, правового режима имущества отдельных членов нераздельной семьи и раздела семейного имущества.

В период, предшествовавший британской колонизации классическое индусское право не основывалось ни на формальных нормативах, устанавливаемых светскими правителями, на судебных решениях. По существу, оно опиралось на труды ученых, на смрити, комментарии и их сборники. Классическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии. Современное индусское право непосредственно используется при рассмотрении следующих вопросов: семейное право - законность детей, опекун­ство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений и раз­дел имущества, наследование имущества умершего, включая неделимое, пережившими его родственниками; семейные обще­ственные вопросы - религиозные и благотворительные пожерт­вования; кастовое право и отлучение.

Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!