РОЖДЕНИЕ ХРИСТА (NATIVITY OF CHRIST)



Лекция о Рождестве Христовом

 

План

Рождество Христово

Неслучайная звезда

3. Богословие   Рождества Христова

 

Рождество Христово

РОЖДЕСТВÓ ХРИСТÓВО – величайший из двунадесятых праздников в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме; отмечается 25 декабря7 января. Предваряет праздник Рождественский пост, который начинается 1528 ноября. Два воскресенья («недели»), предшествующие празднику, посвящены памяти предков Христа по плоти и ветхозаветных праведников. Богослужение этих дней отражает библейскую историю как подготовку к Боговоплощению. Читается «Родословие Иисуса Христа» из Евангелия от Матфея. Это «драгоценное родство», как называл его митрополит Иосиф, напоминает нам о великой тайне. Бог становится Человеком, Братом людей, чтобы бесконечно приблизить их к Себе.

День и месяц рождения Спасителя в Евангелиях не указаны, поэтому не сразу была назначена дата празднования этого события. О празднике Р. X. впервые упоминается у Климента Александрийского, который относит его к 6 января под именем Богоявления. В Западной Церкви он называется Natalis и с древних времен праздновался 25 декабря. Празднование в этот день Р. X. окончательно установлено Церковью с IV века. В V веке для этого праздника были написаны священные песнопения. В этот день народы Римской империи издавна праздновали «рождение Непобедимого Солнца». Дневное светило поднималось на один градус над точкой зимнего стояния, и люди славили божественный Свет, грядущий в мир. Церковь превратила 25 декабря в прославление родившегося на земле Христа. Январский праздник не был, однако, отменен. Его отождествили с днем Крещения Господня.

В подобных фактах противники христианства часто хотят видеть доказательство его происхождения из культа Митры, Осириса и других языческих богов. Но следует помнить, что почти все праздники Церкви возникли после того, как Евангелия были уже написаны и вера Христова распространилась от Индии до Гибралтара. Наложение церковных праздников на священные времена древних культов отцы Церкви объясняли как сознательное действие Церкви, желавшей связать основные вехи годового праздничного круга языческих народов с воспринятым ими новым христианским образом жизни.

Сотериологическое значение Рождества Христова. С рождением Христа Спасителя от Девы Марии человеческое естество в Его Лице соединилось с естеством Божественным. В этом смысле Господь Спаситель есть Родоначальник обновленного благодатию человечества, Новый Адам и Восстановитель в верующих изначального благодатного состояния, присущего человеческой природе до грехопадения. Воссоединение в Богочеловеке человеческой природы с Божеством имеет отношение к состоянию всех верующих, объединяющихся со Христом покаянием и верою. В церковных песнопениях говорится, что Р. X. умножило на земле боговедение, открыло людям путь к освобождению от греха и осуждения за него, путь к победе над смертью и диаволом. Оно обусловило и предначало личное человеческое просвещение и обожение благодатию, отверзло людям рай и блаженство вечного богообщения.

Вникая в богослужение Рождества, можно постичь историческое и догматическое учение Церкви о Воплощении. Рождение Христа Бога воссияло́ миру – свет разумения (Божества). Из людей первые волхвы, служащие звездам, были учимы звездою поклоняться Христу – Солнцу Правды. С Р. X. постепенно прекратилось прельщение людей идолами. Наступило вечное Царство Божие. Народы, объединенные единой Римской империей, уверовали во владычество Единого Бога. Язычники, издревле потопляемые тлением страстей, уверовав во Христа, стали противостоять греху. Полученное ими безмерное богатство Христовой благодати восстановило в них образ и подобие Божие и освободило их от рабства страстям.

Спаситель, написавший Себя вместе с рабами римского кесаря, освободил подлинных рабов греха от непреодолимого склонения в мрак греховный. Повитый пеленами разрешил человеческое повитие греховностью и обратил естество верующих на «цветотворные» пастбища благодати. После того «жалкая утроба Евы получила разрешение от древней клятвы», а уверовавшие во Христа освободились от осуждения за грехи. Враг и человекоубийца диавол уязвился, видя Богомладенца, лежащего в худых яслях. Воплотившийся Сын Божий крепкою Божественною рукою начал тогда разрушение диавольского владычества над держимыми в растлении людьми; Он – Неприступный Свет от Света и Отчее Сияние, по облачении в человеческую природу сделался доступным для людей из плоти и крови и начал приводить их «от бессолнечных ворот к жизненному свету». Благодатное единение со Христом обновляет Богоподобие у отпадших от Божественной жизни и укрепляет их нравственную силу растворением их существа с благодатию.

Совершенное покаяние верующих и беспрепятственное воссияние их благодатию есть то, что называется в богословии обожением. Личное обожение людей по вере во Христа происходит в силу того, что Христос Спаситель, обнищав в Вочеловечении, обожил принятое Им перстное естество излиянием в него Божества Слова. В связи с Боговоплощением и по дару Христову просвещение благодатию открывает спасающимся в Церкви рай. Вочеловечившийся Спаситель разрушил препятствия ко входу падших людей в рай. Он привел их вновь ко вкушению райской пищи издревле удаленных от нее за непослушание Богу и всем проложил путь к Небу.

Божия Матерь, вопреки Еве, ходатаице смерти, ввела в мир Христа, жизнь и спасение людям. Ее чрево явилось мысленным раем, в котором Божественный сад. Вкушая от его плода, верующие во Христа будут живы. Богомладенец – Создатель бессмертного райского сада – Сам есть вместе с тем Древо Жизни. Вкушающие от этого плода в таинстве Евхаристии принимают вечную силу жизни. Таково значение и следствия Р. X. для спасения падшего человечества по литургическому изображению.

«Что принесем Богомладенцу Христу за явление на земле нас ради», – спрашивает один из церковных песнопевцев от лица Церкви; и следует ответ: «Каждая из бывших чрез Него тварей приносит Ему благодарение: Ангелы приносят пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастыри – чудо, земля вертеп, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву... Благословим Ее утробу, явившую из девственных ложесн Божие Слово, – этот источник живоносной благодати... Богоматерь – одушевленный город Царя и Бога, в котором Христос, пожив, соделал спасение».

Исполненные духовного восторга при созерцании Р. X., богодухновенные церковные песнотворцы завершают живописание картины праздника призывом к ликованию всей твари: «Сегодня веселятся небо и земля! Да играют и ликуют горы, холмы, долины, реки и моря! Да торжествуют Ангелы и люди, ибо ныне Христос пришел для обновления и спасения душ наших»... «Пойте и радуйтесь ныне, все земные царства, веселитесь отечества народов! Взыграй, пророческий сонм, видя сегодня исполнение своих слов!»

 

РОЖДЕНИЕ ХРИСТА (NATIVITY OF CHRIST)

«Еммануил... с нами Бог» (Мф. 1:23) – вот мотив, пронизывающий рассказы о рождестве Христа: Бог становится обычным человеком; трансцендентное становится имманентным, невидимое и непостижимое – явным и близким. В самой прекрасной из всех историй высвечивается чудо воплощения, соединение божественного с человеческим. В рождестве выражается сочетание возвышенного и смиренного. Ангелы во славе своей встречаются с простыми людьми – пастухами, плотником и его невестой – среди их повседневных дел.

В рассказах о рождестве принимают участие обычные люди – Мария, Иосиф, пастухи, Симеон и Анна. В трех из шести снов, записанных в Евангелии от Матфея, ангел является Иосифу – простому плотнику. У Луки описывается встреча Марии с Гавриилом. Выразив поначалу удивление и сомнение относительно возможности чудесного зачатия и Своего низкого положения, Мария смиренно приняла предназначенную Ей роль, признав Себя рабой Господней (Лк. 1:38). Столь же смиренно вели себя пастухи, первыми услышавшие о рождении Мессии и первыми сообщившие о Нем своим землякам (Лк. 2:8–20). Непритязательным выглядит даже Вифлеем – наименее значимый из иудейских городов, но именно он был избран местом рождения Мессии, как и предсказывал простому народу в сельской Иудее современник Исаии пророк Михей (Мих. 5:2).

Вместе с тем, в рождестве возвышенное сопоставляется со смиренным. Мария поет возвышенный гимн хвалы, Магнификат, с прославлением Бога, смиряющего сильных, возвеличивающего слабых и избравшего Ее в качестве сосуда для рождения Христа (Лк. 1:46–55). В этом отношении гимн Марии перекликается с песнью Анны (1Цар. 2:1–10); Анна тоже благодарила Бога за сына и говорила о возвышении низких. Единственными язычниками в рассказе о рождестве показаны зажиточные волхвы с востока (Мф. 2:1–12). Они проделали большой путь за собственный счет и с большим риском принесли дары Царю. Их направляла не похожая ни на какую другую звезда, которая остановилась над Иерусалимом, подождала их там, а затем привела их в Вифлеем. Зачатие Девой, путеводная звезда и явление ангелов главным героям рассказа – все эти события соединяют божественное с человеческим (см. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ). Рождество происходит в атмосфере чудес и видений, раскрываемых простым людям.

В такой атмосфере божественно-человеческого сотрудничества при уникальном событии рождества Христова показан последовательный ряд сцен и действий, напоминающих читателю о других библейских событиях. Пасторальная сцена с пастухами, получившими от ангелов возвещение о рождении Мессии, сходна в некоторых отношениях с Божьим призывом Давида, пасшего овец, управлять Израилем (2Цар. 7:8). На другом конце ряда располагается сцена во дворце, когда Ирод, узнав, что волхвы не вернулись, чтобы сообщить ему, где родился Мессия, приказал избить всех младенцев «от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). В пророчестве Иеремии (Иер. 31:15) печаль по поводу этого события связывается с аналогичной сценой в жизни Моисея, когда фараон повелел бросить всех новорожденных мальчиков «в реку» (Исх. 1:22). Как в Египте, так и в Иерусалиме планы нечестивых царей были расстроены. Но только в рассказе о рождестве есть сцена в конюшне (или в пещере, как ее называют некоторые исследователи). Ни в одной другой библейской истории нет аналогии необычайному рождению «Чудного, Советника, Бога крепкого, Отца вечности, Князя мира» (Ис. 9:6) при таких скромных обстоятельствах. Это уникальная история, и Ребенку в центре событий, связанных с рождеством, нет равных в Писании.

Среди архетипов рождества преобладают образы света и тьмы. Исаия пророчествовал, что «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис. 9:2); в отсутствии Мессии Божий избранный народ живет без надежды, не способен видеть духовно. Еще более сильным образом, чем пророчество Исаии избранному народу, выглядит панегирик Иоанна, прославляющий Logos, Который пришел на землю ради всех людей. Иоанн пишет, что Logos (Христос) – Творец – был «жизнью» и «светом» для всех людей (Ин. 1:4). Разумеется, не все люди признают, что они живут во тьме и что Иисус есть Свет (Ин. 1:5). Свет, который дает Logos, Иоанн связывает со светом Христа при рождестве, ибо пишет о воплощении, что «Слово стало плотию и обитало с нами» и «мы видели славу Его» (Ин. 1:14). С образом света евангелист связывает также Иоанна Крестителя и пишет, что Иоанн свидетельствовал «о Свете» (Ин. 1:7), Христе, пришедшем в мир, чтобы дать свет всякому человеку (Ин. 1:9). Свет – один из ключевых мотивов в ступенчатой структуре нарисованной Иоанном картины Слова, жизни и света.

Образы света мы видим и в Евангелии от Луки. Ангелы, явившиеся пастухам, осияли их «славой Господней» (Лк. 2:9) – не менее яркое переживание, чем слава Шехина, (буквально `пребывание`, `проживание`. В Талмуде и раввинистической литературе Божественное присутствие, одно из имен Бога, означающее имманентное присутствие Бога в мире. Шхина – это Бог, рассматриваемый в терминах пространства и времени как Его присутствие, особенно в земном контексте, когда Он освящает некое место, определенный предмет, какого-то человека или весь народ – откровение святого в несвященной среде. Иногда слово «Шхина» употребляется просто как один из способов обозначения самого Бога, наподобие выражений «Святой Благословенный» или «Милосердный», http://leven.co.il/article/14969) являвшаяся израильтянам раньше. В своей благодарственной молитве восхищения «Те Деум» Захария говорит о Мессии как о «восходящем солнце», просвещающем «сидящих во тьме и тени смертной» (Лк. 1:78–79 NIV) и направляющем их на путь мира. Слова Захарии перекликаются с пророчеством Исаии и определенно связывают свет в Исаии с Младенцем Христом. Распространяя спасительное служение Христа на всех людей, Симеон в «Ныне отпущаеши» поет о Мессии как о «свете к просвещению язычников» и «славе народа Твоего Израиля» (Лк. 2:32). Первым Божьим творением был свет (Быт. 1:3), но, начиная с рождества до грядущего царствования во славе, Христос предстает апофеозом образа света в Писании, как о том свидетельствуют образы света при преображении (Мф. 17:2) и в Откровении (Отк. 1:12–16; 22:16).

В полной мере оценить смысл рождества мы можем при близком сопоставлении возвышенного со смиренным, света со тьмой, дворца с конюшней, божественного с человеческим в библейских рассказах о рождении Христа. Хотя многие темы связаны с Ветхим Заветом и с продолжением Нового Завета, этой истории нет аналогов. Как нет их Главному Герою

 

Слава в высших Богу, и на земле мир,

в человеках благоволение. Лк.1:14 .

Неслучайная звезда

 Астрология в древности была весьма заметным явлением в жизни общества, а волхвы или маги пришли с Востока или из Парфянского царства, возможно – из Вавилона, настоящей родины астрологии.

Существует точка зрения, согласно которой в 7 году на небе каким-то значимым для наблюдателей образом сошлись три звезды – планеты Юпитер, Сатурн и Марс. Одна из них, в соответствии с астрологическими представлениями, была «звездой Иакова» (то есть Израиля), другая «царская» звезда, третья – «звезда» войн и преобразований. По ним волхвы узнали о рождении великого преобразователя мира, Царя Иудейского, и пошли в Иудею.

Предание о том, что они были царями, известно по крайней мере уже со II или III века: Тертуллиан называет их «почти царями» – fere reges. Предание называет их имена: Каспар, Валтасар, Мельхиор. Узнав об их приходе, жестокий и подозрительный тиран Ирод решил избавиться от возможного соперника. Вначале он узнал от иудейских книжников о месте, где должен родиться Мессия. Затем, призвав волхвов, послал их в Вифлеем, попросив их разузнать все о Младенце, якобы для того, чтобы поклониться Ему. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. С радостью они поклонились Младенцу и деве Марии и принесли Ему дары: золото как Царю, ладан – как Богу, и смирну – как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Получив откровение не возвращаться к Ироду, волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. На Западе они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Что же касается избиения младенцев – то, как повел себя Ирод, вполне соответствует его характеру, подозрительному и коварному. По свидетельству Иосифа Флавия, за одно подозрение в посягательстве на свою власть он уничтожал ближайших родственников, в том числе свою любимую жену Мариамну, и вырезал целые общины. Тем более для него не было никаких препятствий в уничтожении ничтожных для него младенцев в небольшом селении Вифлеем, если перед своей смертью он приказал казнить наиболее выдающихся граждан громадного столичного города Иерусалима, сказав: «Обо мне плакать не будут, так пусть плачут о них».

Бегство Святого Семейства в Египет – также черта историческая: Египет являлся римским императорским доменом и в нем все-таки существовало некое подобие законности, Ироду не так легко было бы в нем убить Младенца. И то, что по смерти Ирода святой Иосиф не захотел вернуться в Иудею, убоявшись сына Ирода, Архелая, также соответствует историческим реалиям. После смерти отца Архелай развязал гражданскую войну и убил в Иерусалиме три тысячи человек, завалив Храм трупами. Соответственно, у нас есть все основания доверять сообщениям евангелиста Матфея

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!