Определение, структура и виды общения

Лекция 1.

Тема: Цель и задачи дисциплины «Основы деловой этики и социального взаимодействия».

Предмет, цели и задачи дисциплины «Основы деловой этики».

Эффективность профессиональной деятельности в немалой степени обуславливается отношением человека к труду, уровнем его профессиональной подготовки, пониманием личной ответственности, умением держать слово. Этический аспект этой деятельности включает в себя оценку конечного продукта, результата этой деятельности, ее нравственную ценность для всего общества и конкретной личности. Имеет большое значение также этическая оценка самой деловой активности, ее сущности, содержания, целей, задач, средств и способов достижения целей с точки зрения их соответствия общечеловеческим нормам морали.

Этика как теория морали

Этическая регламентация крайне необходима для стабильного развития всего общества. Сказанное не только определяет особую значимость соблюдения этических норм деловыми людьми, но и порождает необходимость их специальной этической подготовки посредством изучения дисциплины «Основы деловой этики».

Цель дисциплины — подготовить теоретически и методически в этическом отношении делового человека к выполнению профессионального долга, а также сформировать понятие профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения с клиентами, со своими коллегами. Норма в деловой этике как первооснова высокого профессионализма. Соблюдение моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности как условие и требование времени.

Задача дисциплины состоит в следующем:

а) дать необходимый минимум общетеоретических знаний об этике и морали;

б) раскрыть специфику нравственных проблем и нравственных отношений в профессиональной деятельности;

в) проанализировать этические аспекты деятельности делового человека;

г) сформировать нравственную мотивацию и способствовать выработке высоких моральных качеств у будущих профессионалов.

Предмет дисциплины — это система знаний о профессиональной этике, включающей в себя этические нормы, принципы, ценностные ориентации, с позиций которых осуществляется профессиональная деятельность в современном российском обществе.

Изучение дисциплины следует начинать с рассмотрения исходных понятий «этика» и «мораль», их сущности, содержания, особенностей, соотношения и функций.

Именно этика определяет сущность таких понятий, как честь, достоинство, справедливость, порядочность, обязательность, а также определяет то, что связано с внутренней жизнью личности: чувство стыда за скверный поступок, осознание вины, раскаяние. Вместе с тем она выявляет и негативные моральные качества личности, такие как алчность, корыстолюбие, стремление к наживе любой ценой, разгильдяйство и расхлябанность, легкомыслие и беспечность, лень и нежелание жить своим трудом.

Этика является важнейшим элементом человеческой культуры. Изучение этики закладывает основы интеллигентности человека, воспитывает благородство и добропорядочность, формирует гражданственность личности. Именно этика занимается вопросами, связанными с внутренним миром человека. Ведь каждый человек задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что есть добро и зло, где честь и бесчестье, что такое справедливость, в чем смысл жизни. Может возникнуть вопрос: какое это имеет отношение к деловому общению? Ответ очевиден: деловое общение является сердцевиной экономической, финансовой и бизнес-деятельности предприятия, отрасли и страны в целом. Но чего стоит деловое общение без ее главного действующего лица — человека, который только и способен создавать морально окрашенные материальные и духовные ценности.

Этика (от др.-греч. — изначально «гнездо», позже «обычай») - философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы и роль в обществе.

Аристотель образовал прилагательное «этический» для обозначения человеческих качеств характера, назвав их этическими добродетелями (добро, честность, щедрость), а науку, изучающую их, — этикой. Греческому слову «этос» соответствовало латинское mos, от которого Цицерон образовал прилагательное moralis (относящееся к нравам), а затем возникло и слово moralitas — мораль. Таким образом, изначально термины «этика» и «мораль» в смысловом значении совпадали.

Помимо «морали» часто употребляется слово «нравственность». Как они соотносятся? Одни авторы рассматривают их как синонимы, выражающие одно и то же понятие. Другие истолковывают мораль как сугубо духовное явление: как форму общественного сознания или как субъективные переживания, оценки, замыслы совершаемых человеком поступков.

Под нравственностью следует понимать практические действия, поступки и их последствия с точки зрения их духовной и моральной оценки.

 

При определении этики как науки, ее предмета и круга решаемых задач приобретают важность ответы на вопросы:

1. Является ли она самостоятельной наукой или разделом философии?

2. Как она соотносится с практикой, в том числе и с деловой?

3. Каков характер ее связи с другими отраслями знания?

С одной стороны, этика является относительно самостоятельной наукой, поскольку у нее есть предмет, система закономерностей функционирования и развития, категориальный аппарат, а также основной вопрос - соотношение должного и сущего в нравственном поведении людей.

С другой стороны, этике присущ остро философский характер.

Во-первых, потому, что нравственные отношения носят всеобщий универсальный характер, поскольку затрагивают все стороны человеческих отношений, все сферы человеческой жизни. Экономические, политические, религиозные, юридические и другие виды деятельности содержат в себе нравственный аспект и подвержены этической оценке. Следовательно, философский статус этики вытекает из всеобщности морали.

Во-вторых, нравственные проблемы относятся к разряду вечных проблем, что также придает им философский характер. Перед каждым новым поколением и отдельным человеком в различные исторические эпохи и в разных цивилизациях встают одни и те же вопросы: что есть добро и зло, справедливость и несправедливость? А своеобразие исторического времени, социальных условий и индивидуальной судьбы определяет и своеобразие ответов на эти вопросы в системе этического знания.

В-третьих, вопрос о соотношении должного и сущего в нравственном поведении людей есть одна из форм проявления более общего вопроса о соотношении духовного и практического, материального в содержании человеческой деятельности.

В-четвертых, философский характер этики выражается в том, что она покоится на определенном философском мировоззрении и философской методологии, является их своеобразным приложением к рассмотрению проблем морали. Не случайно И. Кант называл этику «моральной философией».

Что же касается характера связи этики с другими областями знания, то она прежде всего выражается в регулятивном воздействии этических принципов и норм на деятельность ученых любой области знания и в использовании данных различных паук для этических обобщений и выводов. Кроме того, эта взаимосвязь выражается в возникновении пограничных областей исследований в виде педагогической, медицинской, биологической, юридической и других видов этики.

Определение, структура и виды общения

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в ХХ в.

Что такое общение? Вопрос на первый взгляд кажущийся простым, на самом деле невероятно сложен. Каждый из нас на основе личного опыта знает о чем идет речь. Говорит человек по телефону, объясняет сокурснику как решить задачу по математике, выступает на конференции – все это общение. Но с определением понятия общения дело обстоит также, как и с определением понятия времени. Итак, общению существует такое определение:

Общение– взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера (В. Н. Лаврененко).

В данном определении акцент делается на том, что в процессе общения происходит процесс обмена мыслями, идеями, чувствами, эмоциями.

В более широком плане общениеможно определить как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

 

Наиболее простая модель общения может быть представлена рис. 1:

 


       С1                                                        С2

 

Рис. 1. Модель общения

 

Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа.

Общение специфически русское понятие, которому очень сложно дать строгое определение и точно перевести на другие языки. В зарубежной литературе по психологии не существует адекватного перевода русского слова «общение», в ней в качестве аналога употребляется термин «коммуникация».

 

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

 

 


- перцептивная: включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению, познания и понимания людьми друг друга и установление на этой основе определенных межличностных отношений;

- коммуникативная: состоит в обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств;

- интерактивная: заключается в обмене действиями между людьми, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего партнерам по общению реализовать некоторую общую для них деятельность.

Под функциями общения понимают роли и задачи, которые выполняет общение в процессе жизни человека. В соответствии с выделенными выше сторонами общения выделяются аффективно-коммуникативная, информационно-коммуникативная и регуляционно-коммуникативная функции общения (Ломов Б. Ф.):

1. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.

2. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения. С этой функцией связаны такие явления как подражание, внушение, убеждение.

3. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, в том числе партнера по общению, направлена на регуляцию эмоциональной сферы психики человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

 

Выделяют следующие виды общения:

«Контакт масок». Это формальное общение, при котором отсутствует стремление понимать и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.), набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Примитивное общение: другого человека оценивают как нужный или мешающий объект; если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо узнавания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение: учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Духовное. Межличностное. Это общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

Манипулятивное. Оно направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей его личности.

Светское. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характер коммуникаций.

Общение – сложный многогранный процесс, включающий (Б. Д. Парыгин):

- формирование определенных образцов и моделей поведения;

- взаимодействие людей;

- взаимное влияние людей друг на друга;

- обмен информацией;

- формирование отношений между людьми;

- взаимное переживание и понимание людьми друг друга;

- формирование образа внутреннего «Я» человека.

 

Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, то оказывается, что может быть четыре цели:

- цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;

- цель общения заключена в нем самом;

- цель общения состоит в приобщении партнера к опыту и ценностям инициатора общения;

- цель общения – приобщение его самого (инициатора) к ценностям партнера.

Далее нас будет интересовать только деловое общение – общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т. д.

Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффек­тивности.

В деловом общении предметом общения является дело:

Дело

Рис.2

Особенности делового общения:

1. партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

2. общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

3. основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.

 Деловое общение можно рассматривать в единстве трех его сторон: (рис.2) 

1. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения);

2. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения);

3. общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта - оно служит средством для достижения каких-либо других целей.

Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за ка­кой-либо другой товар в этом мире».

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!