Цветы, плоды, снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства,

Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

(методические подходы Н.А. Курочкиной)

Вопросы, на которые следует ответить для закрепления материала.

Какие сенсорные игры используют для закрепления представлений детей о натюрморте?

На какие средства выразительности обращаем внимание детей при рассматривании натюрморта?

Какие игровые приемы можно использовать для «вхождения в образ на картине»?

В какой последовательности дети старшей группы учатся рисовать натюрморт?

Натюрморт.

2 младшая группа. Основная задача на данном этапе – вызвать интерес,

удовольствие, эмоциональный отклик; важно формировать зрительный ряд,

«насмотренность» от истинно прекрасных произведений. Ребенок должен

получить общие представления о том, что картины рисует художник, чтобы

порадовать нас, доставить нам удовольствие; обратить внимание на красоту

окружающих нас предметов, их свойства; качество их поверхности.

Детям этого возраста предлагаются однопорядковые, одновидовые

натюрморты. Объекты должны быть знакомы детям, их не должно быть

много на картине. Одновременно дети рассматривают только один

натюрморт.

Перед встречей с картиной - подготовительная работа по обогащению

чувственного опыта детей, хорошо дать принять участие в сборе овощей,

фруктов, попробовать их, рассмотреть; цветы – понюхать, полюбоваться их

цветом, формой. Можно использовать сенсорные игры типа «Чего не стало», «Узнай на вкус, на ощупь» и т.д. Возможно использование художественно-развивающих игр и заданий на упражнение в узнавании форм, цвета, составления композиции натюрмортов («Составь букет», «Собери фрукты в вазу», «Разложи красиво ягоды» и др.). Это могут быть настоящие объекты или их изображения.

Первые встречи с картиной лучше проводить в условиях небольшой группы

детей, обязательно проведя предварительную работу.

Перед рассматриванием картины нужно вызвать у детей интерес;

эмоциональный настрой, атмосферу увлеченности, ожидания чего-то

необычного, т.е. должна быть мотивация на восприятие картины. Затем

необходимо дать детям некоторое время молча рассмотреть картину.

Объяснение воспитателя должно быть минимально коротким, а беседа не

превращаться в «допрос» (необходимо использовать игровые приемы).

Использование художественного слова, музыки, продуктивная деятельность

помогут обогатить представления о картине.

После рассматривания 2-3 натюрмортов в течении нескольких встреч с

прекрасным, хорошо устроить небольшую выставку: из уже знакомых детям

натюрмортов и 2-3 новых.

Рекомендуемые репродукции картин:

А. Головин «Купавки»; П Кончаловский «Сирень в корзине», «Клубника»;И. Левитан «Васильки»; К.Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»; И.Репин «Яблоки».

Средняя группа.

Задачи несколько усложняются тем, что рассматриваются натюрморты

Разного вида (не только с изображением овощей, цветов, фруктов, но и

предметов быта, натюрморты смешанного характера). Формируем у детей представления о натюрморте как особом жанре живописи, его видах – разных как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности.

Работаем над обогащением словаря детей сенсорно-эстетическими и

эмоциональными эталонами с тем, чтобы дети использовали их в своих

суждениях. Учим внимательно вглядываться в картину, видеть красоту,

контрастность или гармонию предметов; свойства и качества объектов,

изображенных на картине; обращаем внимание на цвет как средство

передачи эмоционального настроения, сезонного состояния природы или

времени суток, формируем отклик на красоту теплых и холодных тонов, их

контрастность и создаваемое ими настроение. Привлекаем детей и к анализу

композиции картины.

Этапы работы:

1 Знакомство с трудом художника.

2 Знакомство с натюрмортом как особым жанром живописи, его видах.

3 Знакомятся с некоторыми средствами выразительности живописного

натюрморта.

4 Экскурсия, выставка, художественно-развивающая игра, закрепляющие

представления детей о натюрморте как особом жанре живописи.

Также как и в младших группах, ознакомление с натюрмортом предполагает

большую подготовительную работу. Дети могут принимать участие в сборе

овощей, фруктов, ягод, цветов, составлять из них натюрморты, букеты;

играть в различные сенсорные и художественно-развивающие игры. На

прогулках, экскурсиях полезно использовать загадки, игры типа «Кто увидит

больше». Музыка, литература обогащает образные представления детей.

Первый этап работы хорошо начать с наблюдения за трудом художника.

Хорошо рассмотреть, чем рисует художник, какие материалы и инструменты

он использует, дать детям возможность порисовать некоторыми

материалами.

Прежде чем знакомить детей с натюрмортом необходимо обратить на

основные свойства предметов, вызвать эмоциональную заинтересованность

детей объектами. Сочинить историю, сказку о самом обычном предмете.

Использовать проблемные ситуации: «Посмотрите на этот стеклянный

графин. Кто расскажет, какой он? Какую тайну он скрывает?». Можно

придумать или прочитать сказку о цветах, фруктах или о тех предметах,

которые дети в дальнейшем увидят на картинах. Интересны и творческие

этюды. Ребенку предлагают задание: «Представь, что ты самовар. Ты гордый, злой или др. Как это можно показать?

Следующим может быть упражнение «Придумаем натюрморт». Сказать, что о каждом предмете можно рассказать не только словами, но и движениями,

рисунками, можно вылепить его. Так поступают и художники, скульпторы.

Но они сначала внимательно рассматривают предметы, узнают их тайну

(мотивация). Затем детям рассказывают о том, как составляют натюрморты и

потом они самостоятельно их создают и зарисовывают.

В дальнейшем дети знакомятся с разными видами натюрморта

(однопорядковыми, смешанными). Дошкольников эмоционально готовят к

восприятию картины (чтение, музыка, игры), предупреждают, что они пойдут

на «выставку» картин. Дети входят, звучит тихая музыка, они молча

рассматривают картины, любуются ими. Через несколько минут проводится

короткая эмоциональная беседа. Затем детям дается понятие – натюрморт,

читается стихотворение. В заключении можно провести игру «Убери

лишнюю картину». На этом же этапе с детьми рассматриваются некоторые

средства выразительности в однопорядковых натюрмортах. В этой группе

уже используется сравнение картин. Необходимо включать гармоничное по

настроению сочетание музыки, поэзии, изобразительного ряда, тогда один

образ будет полно представлен различными средствами художественной

выразительности. Хорошо включать художественную деятельность самих

детей – рисование, аппликацию, игры, этюды.

На третьем этапе можно познакомить детей с натюрмортами, написанными в

теплой или холодной гамме, с натюрмортами смешанного типа. Перед этим

провести работу по ознакомлению с теплой и холодной гаммой. Если

знакомятся одновременно с двумя или несколькими картинами, то сначала

открывается и рассматривается одна, а затем другая. И только после этого

идет их сравнение. На данном этапе также включается продуктивная

деятельность детей, можно использовать такую игру «Найди картины,

написанные теплыми или холодными красками», задание: подобрать цветные

полоски, которые подходят к цветовой гамме картины.

На заключительном этапе следует обобщить представления о натюрморте.

Может быть проведена экскурсия на выставку натюрмортов, можно

организовать разные виды деятельности: слушание музыки, чтение стихов,

пение, игры.

Рекомендуемые репродукции: М.Асламазян «Цветущий кактус»; А. Головин

«Купавки»; И Грабарь «Хризантемы», М. Кончаловский «Сирень белая и

розовая», «Персики», «Сухие краски»; И. Левитан «Белая сирень»,

Старший дошкольный возраст.

Продолжается работа на более сложном уровне. Предлагаются разные виды

натюрмортов, более сложных по содержанию: одновидовые, но не только

цветы, плоды, снедь, а и предметы быта, труда, произведения искусства,

одежда и др.; натюрморты смешанного типа, сюжетные; натюрморт как часть произведений других жанров. Главной задачей является формированиеэмоционально-нравственной отзывчивости на настроение и содержание картин. Обращаем внимание не только на то, что изображено, но и как, и почему именно так. Приобщаем к элементарным искусствоведческим

знаниям, языку искусств, видению творческой манеры художника, умению

выражать свои чувства в речи. Учим использовать познанное в собственной

творческой изобразительной деятельности.

Первый этап – уточнение и расширение представлений детей об искусстве

(изобразительном в частности). Используются те же формы и методы

организации. Рассматриваются вопросы: виды искусства, виды

изобразительного искусства, жанры живописи.

Второй этап связан с расширением и закреплением представлений

детей о натюрморте. Вначале идет закрепление представлений о натюрморте,

как жанре живописи, его видах. Затем дети приобретают знания о сюжетном

натюрморте – типа «накрытый стол» и натюрморте как части других жанров

живописи, его роли в картине. Особое внимание уделяется развитию у детей

ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, использованию в

речи искусствоведческих, эмоционально-эстетических терминов, умению

общаться по поводу увиденного и использовать полученные знания в

собственном творчестве. Дошкольников знакомят с художниками, которые

часто рисовали натюрморты.

Здесь используется искусствоведческий рассказ. Рассказ воспитателя должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).

Обязательна мотивация, привлечение опыта детей.

Третий этап работы может включать несколько занятий, направленных на ознакомление детей со средствами выразительности натюрморта: цветом, композицией, рисунком. С детьми этого возраста ведется целенаправленная и более углубленная работа по ознакомлению их со свойствами цвета. Дети уже знают, что цвет помогает передать время года, суток, состояние погоды, освещенность; что он может говорить и о настроении художника или отношении его к изображаемому. Они уже на практике умеют составлять нужный цветовой тон, превращать его в более теплый или холодный, яркий, звонкий или глухой, нежный. Эти знания закрепляются у детей в различных художественно-развивающих или дидактических играх. После того как дети составят натюрморты, воспитатель предлагает найти для каждого натюрморта подходящий по цвету фон (ткань, бумагу) – так, чтобы натюрморт не сливался с фоном, выглядел нарядно.

Полюбовавшись вместе с детьми составленными натюрмортами, воспитатель предлагает детям сделать набросок натюрморта карандашом

(дети выбирают натюрморт по желанию). Для этого нужно решить, как

расположить лист бумаги – вертикально или горизонтально, чтобы вся

композиция поместилась на лист. Затем надо определить, где и как

расположены предметы (в центре, сбоку, вверху, внизу), сколько

пространства занимают ваза, цветы. Дети пишут натюрморт акварелью.

 При этом советует использовать сначала светлые цветовые тона, а затем более яркие и темные, предлагая составлять необходимый цвет на палитре и с палитры переносить его на бумагу.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!