Какие исторические события и каким образом повлияли на развитие русской культуры XVII в.?



Культура и быт России 17 века

       XVII столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры. Для него характерно зарождение осознания всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбах страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войн и освоения бескрайних просторов Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свой водоворот огромные массы людей и показали их мощь, вдохнули новые представления о «силе земли», «земского начала».

Обучение грамоте. Круг чтения. В XVI в. грамотных людей можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже было немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, прежде всего черносошных, отчасти крепостных и холопов, имелись грамотеи — старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян оставалась неграмотной. Немало грамотных было среди посадских – ремесленников и торговцев в силу своего профессии. Учились читать и писать по «Букварям» В. Бурцева и Кариона Истомина и «Грамматике» Мелетия Смотрицкого, которые неоднократно переиздавались. Стоили они одну копейку, или две деньги, весьма дешево по тогдашним ценам. За вторую половину XVII столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов. 

       В культуре наблюдается такое своеобразное явление как «обмирщение», т.е. проникновение светского, нерелигиозного сначала в литературу, живопись (появление портретов - «парсун»), появление первой придворной газеты, первого высшего учебного заведения (Славяно-греко-латинская академия), первого театра, созданного иностранцами. Значительно расширился круг чтения. Это были печатные и особенно рукописные книги; среди них и церковные, и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники религиозного, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.

Школы и академия. Окольничий Ф. М. Ртищев, любимец царя Алексея Михайловича, человек влиятельный, скорбел по поводу непросвещенности русских людей. В 40-е гг. XVII в. он пригласил из Киева ученых-монахов. Они должны были обучать в Андреевском монастыре, им основанном, славянскому и греческому языкам, философии и риторике, другим наукам. В Москве при Спасском монастыре открыли школу, руководителем которой был Симеон Полоцкий. Учеников собрали из молодых подьячих приказов, ибо приказы нуждались в образованных чиновниках. Через 15 лет устроили школу при Печатном дворе. В школе было 232 ученика—немало для XVII столетия! В 1687 г. начало работать Славяно-греко-латинское училище (академия). Академия стала не только церковным, а общим учебным заведением. Здесь постигали «семена мудрости» из наук гражданских и церковных школяры от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием. Училище было одновременно высшим и средним учебным заведением. Первые преподаватели, профессора были греки — братья Иоанникий и Софроний Лихуды. В соответствии с уставом в училище принимали людей «всякого чина, сана и возраста». В первый год учеников было 28, в следующем — 32. Но против братьев выступил влиятельный недоброжелатель светского образования иерусалимский патриарх Досифей. Его интриги закончились для Лихудов печально: их отстранили от любимого дела. Но преподавание в академии продолжили их русские ученики. Позже Академию закончит наш первый академик, самородок русского народа М.В. Ломоносов.

Научные знания. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. В документах часто упоминается о «пищалях винтовальных» — нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой. Хорошо в России отливали колокола, большие и малые, славился по всей стране их малиновый звон. Столь же успешно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.

       Особо следует сказать о крепостных стенах: точные расчеты высоты и толщины позволяли нередко обходиться без контрфорсов, что широко практиковали зодчие в Западной Европе. При устройстве водяных мельниц и, что особенно показательно и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Уже тогда мехи у домен и тяжелые молоты, ковавшие железо, использовали энергию воды.

       Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России знали об основах геоцентрической системы Птолемея, а в 70-е гг. появились переводы с изложением гелиоцентрических воззрений Николая Коперника.

       Расширялись географические знания, представления о России, ее территории и проживавших на ней народах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока. На рубеже XVI и XVII вв. появилась общая карта государства, основанная на чертежах отдельных его регионов.  В 1696 г. правительство решает составить общую карту новообследованных и присоединенных за столетие земель. Пять лет тобольский сын боярский Семен Улъянович Ремезов работал над картой, которую назвал «Чертежная книга Сибири».

       Еще большее распространение получили исторические сочинения — летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий.  Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему. К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое» подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны.

        В конце 70-х гг. в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нем дан краткий обзор русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен.

Фольклор. Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, церковно-литургического содержания, сборники песен и «крюков» (крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Стеньке Разине. Особенно хороши песни о Разине:

Ты взойди, взойди, красно солнышко,
Обогрей ты нас, людей бедных,
Добрых молодцев, людей беглых:
Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина мы работнички.

       Сборники пословиц и поговорок этого времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени, например: «Баснями соловья не кормят», «Взялся за гуж — не говори, что не дюж». Некоторые пословицы и поговорки отражают прошлое, не столь уж давнее: «Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест» (об ордынской неволе), «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (об отмене Юрьева дня).  

Литература. Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности все явственнее проявлялся в литературе XVII в. Эта литература, как и другие явления общественной, духовной жизни, ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил. События Смуты начала XVII в. подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в «Сказании» подробно повествует о «разбойничестве» первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев (Семенов) во «Временнике», И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений — взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних — за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других — за «безумное молчание» в связи с этим, третьих («рабов» господских) — за непослушание и мятеж.

       Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц. «Житие» Аввакума — талантливая и яркая автобиография, острая, полемическая и живая. «Просторечие», яркость зарисовок, наглядность образов, индивидуальная манера письма делают «Житие» новаторским произведением, несмотря на консерватизм взглядов автора-старообрядца.

       Столь же ярким явлением русской литературы того времени являются сатирические повести и сказания. Их авторы вышли из низших слоев приказной и духовной среды, отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и великой его славе». Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.

       Архитектура. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества. Деревянное зодчество, теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы деревянного дома   перешли и в каменные здания. Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством. Деревянные церкви сохранились в Карелии, Архангельской, Вологодской, Костромской, Тверской и других областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры был дворец в Коломенском (1667—1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя — при Екатерине II. Современники прозвали его восьмым чудом света. Своей сказочностью и красотой, разнообразием форм и богатством резных узоров, яркими красками и позолотой он поражал воображение, напоминал драгоценную и уникальную игрушку.

       Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. XVII в. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за другой по всей стране строятся шатровые церкви и соборы — Архангельский собор в Нижегородском кремле, где похоронен Минин, церковь Покрова в Медведкове (имение князя Д. М. Пожарского), Успенская «Дивная» церковь в Угличе и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности и интимности. Эти черты постепенно нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве.  

       К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. В Нарышкинских палатах на Петровке в Москве, церквах в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и многих других используется башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.

Изобразительное искусство. Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин — наиболее замечательные представители этой школы, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

       В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626— 1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника XVII в., и других мастеров намечается стремление к реализму. Ушаков имел учеников — Ивана Максимова, Михаила Милютина и многих других.

       Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проявляли и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве (возможно, их авторы Владимиров и Ушаков), Ильи Пророка в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною») и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

       Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуна (портрет) М. В. Скопина-Шуйского (1610) сделан в обычной иконописной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. Таковы портреты царей — Алексея Михайловича (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вухтерс).

Театр. При дворе царя Алексея Михайловича в противовес скоморошьему народному лицедейству, появился театр, в котором ставились пьесы на библейские, историко-героические темы. После кончины царя (1676) театр закрыли, и он более не возобновлял свои постановки.

Быт. Самый устойчивый компонент жизни людей — быт, и он испытал в XVII в. изменения. В наименьшей степени они происходили у крестьян. По-прежнему большинство их жило в «черных», или «курных», избах без трубы, и потому дым из топившейся печи выходил через отверстие в крыше, окна закрывал бычий пузырь вместо слюды или стекла, вечером свет давала лучина, вставленная в светец. Вместе с людьми зимой в избе находились телята, овцы и куры. На деревянных лавках у стен и сидели, и спали. Ели деревянными ложками из мисок, блюд, тарелей, пили из стаканов, ковшей, братин. Посуда тоже в основном была деревянной. Посуду, поставцы для нее, сундуки и коробья для домашнего имущества украшали росписью, нередко красочной, многоцветной — цветами и травами, фантастическими зверями и птицами, рисовали и бытовые сцены. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная, медная. Ели крестьяне хлеб, в основном черный, горох, толокно и гречневую кашу, капусту и морковь, свеклу и огурцы, репу и редьку, лук и чеснок. По праздникам к столу подавали мясо. Рыбу употребляли свежей и соленой. Пили квас и пиво, которые готовили дома.

       Важную роль в повседневном быту играли обряды: песни и причитания, ряженье и гадание; в ночь на Ивана Купалу — вязание венков и прыганье через костер. Любили деревенские жители глядеть на пляски и слушать песни, представления и прибаутки скоморохов, Петрушку — кукольный театр на открытом воздухе, в котором часто присутствовали политические мотивы. Одежду крестьяне шили из домотканого холста, который красили в разные цвета, покрывали вышивками из цветных ниток, из сермяжного сукна. Летом носили лапти, зимой — валенки.

       Посадские (городские) люди жили тоже в основном в деревянных избах; у зажиточных они были просторнее, при них имелись всякие служебные постройки — погреба, амбары, «сушила», конюшни. Появились и каменные палаты под железо. В доме стояли те же столы, лавки вдоль стен, но были и шкафы, а также кресла, стулья, зеркала на западноевропейский манер. Для платья и других вещей заводили сундуки, ларцы, коробья. Хозяйство в домах простых людей вели очень расчетливо, все в семье неукоснительно подчинялись хозяину, соблюдали церковные обряды, вели себя благочестиво. Так, во всяком случае, велела жить книга «Домострой», и его правила соблюдали, не без исключения, конечно, о чем и повествует сатирическая литература.

       Гораздо больше иноземных новшеств наблюдается в дворянском и особенно княжеско-боярском быту. Бояре, например В. Голицын, Троекуровы и др., имели большие каменные дома со многими комнатами и высокими потолками. Снаружи их украшали резные крылечки, карнизы, наличники; высокую крышу покрывали медными золочеными листами. Стены внутри украшали росписи («личины») и ковры, зеркала и гравюры. С потолка свешивались люстры. К концу XVII столетия одежда постепенно заменяется более скромной и удобной, на западный манер. Бояре и дворяне начинают стричь волосы и брить бороду, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака. В среде феодалов также соблюдали старинные обычаи, слушали русские сказки и смотрели представления скоморохов. Но разница в быту господ и простолюдинов становится заметнее, резче.

Вопросы для повторения и осмысления

Какие исторические события и каким образом повлияли на развитие русской культуры XVII в.?


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!