Особенности натюрмортов русских художников.



Первые русские натюрморты – «обманки» – работы Г. Теплова и Т.Ульянова появились в России в 18 веке. «Обманные» натюрморты, изображающие развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем, что художники стремились довести до предела иллюзию – зритель должен был обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование, увлечение искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта.

В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы», «Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу моря».

 На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин

и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные

произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского  сезаннизма». Его натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с самой лучшей их стороны. В натюрморте «Синие сливы» художник стремился передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах «Снедь московская. Хлебы» мастер стремился привлечь внимание к красоте самих красок – густых и очень ярких.

 В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над

натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А.Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов. Своеобразные по манере, отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич.

 Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта,провозгласивших после засилья абстракционизма «возвращение к реальности». Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров,детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.

Учебный натюрморт.

Учебный натюрморт - постановка различных по цвету, форме, структуре предметов, направленная на улучшение восприятия материалов предметов молодыми художниками. Учебные натюрморты бывают тематическими, жанровыми, светлыми и темными, направленными на изучение той или иной структуры материалов. Например постановка их 7 бутылок различных цветов и плотности стекла. Цель: передать разницу материалов. Или Белая ваза с белым цветком на белом фоне. Цель: уловить разницу белых предметов и т.п.

 Учёный натюрморт.

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за ее пределами

Цветочный натюрморт.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Современный натюрморт.

Главная задача художника раскрыть в современном натюрморте то прекрасное, которое в обычной жизни не замечается. Сказочный вид картины натюрморта на фоне гор при закате солнца, подобные натюрморты пишутся как правило не с натуры, а по воображению художника.

Творчество современных художников относится к эпохе постмодернизма. Для его определения в последнее время применяется также выражение «актуальное искусство». Сюда относятся произведения, созданные с начала 1970-х годов по сегодняшний день.

1970 год стал поворотным моментом в истории изобразительного искусства. Именно тогда появился термин «постмодернизм». Кроме того, начиная с этого момента, художественные движения стало очень непросто классифицировать. Это связано с тем набором средств и технических новинок, которые стали доступны современным художникам. Отличительной особенностью современного искусства также является его социальная ориентированность.

Сам термин «актуальное искусство» в последние годы стал в России отождествляться с некоторыми чертами авангардизма. Например, российские современные художники портретисты чаще используют в своем творчестве технические возможности фотографии, Интернета и компьютерных программ, комбинируя такие современные технологии с некоторым социальным вызовом, нестандартностью видения мира, порой сгущая краски и поднимая даже в таком, казалось бы, статичном жанре, как портрет, глубокие социальные проблемы. Их творческие изыскания можно рассматривать как поиск альтернатив постмодернизму, что выражается в использовании высокотехнологичных средств и материалов для изображения действительности.

В любой галерее, в любой частной коллекции, в любом интерьере есть картины натюрморты. Символ уюта, создатель настроения, показатель вкуса – натюрморт сегодня, пожалуй, один из самых популярных жанров живописи. Эстетике русского натюрморта присуще совершенство живописных техник, одухотворенность и живость «мертвой натуры. Личностное, трепетное отношение художника к банальным предметам бытия, умение раскрыть тайный смысл этим предметным миром – составляющие искусства картины натюрморт. Вложить свое сокровенное в это буйство красок, игру света и тени может только настоящий мастер живописи.

В советское время картины «натюрморты» стали идеологической отдушиной многих художников, не воспевающих режим. Как способ самовыражения, картины художников «натюрморты» - своеобразная летопись творчества изгоев советского художественного мира. Современные художники заняты не идеологической борьбой, а чистым творчеством.       

Натюрморты современных художников можно подразделить на две категории: те, на которых изображены непосредственно традиционные предметы (вещи, еда, цветы) и те, которые имеют глубокий символический смысл. Интерес к последним подогревает закодированные в них глубокие социальные посылы и идеи.

Современные художники :

Художник Николай Мазур.

 Его произведения поражающие своей реалистичностью, мастерское владение цветом, выверенность композиции.

Живописец Мазур Николай Владимирович родился городе Красноярске. Профессионально занимается живописью более 20 лет. Участник многочисленных выставок

Художник отдаёт предпочтение жанру натюрморт.в стиле реализм.

Художник Алексей Антонов.

Живописец Алексей Антонов родился в России в 1957 году;

С раннего детства проявлял способности к творчеству. Уже в 3 года писал свои первые картины

У него уникальная реалистическая техника письма, бережное отношение к деталям.

С 1990 года постоянно живёт и работает В США.

Заключение

Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.

Поэтому, особенно в последние годы, когда стал вопрос о формировании национального самосознания, большое внимание стали уделять национально – культурному мировоззрению, эстетическому развитию, стали более углубленно и подробно изучать искусство как фактор воздействия на развитие молодого поколения нашей страны.

Натюрморты, посвященные народному искусству, раскрывают историю нашей страны, ее традиции, что позволяет формировать патриотизм, национальное самосознание.

Натюрморты приобщают к вечному, к культуре.

 Используя различные средства выразительности в натюрморте, художник показывает нам свои чувства, свое отношение к тому, что изображено.

В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

Искусство вещи издавна, еще задолго до превращения в самостоятельную область художественного творчества, было неотъемлемой частью всякого значительного произведения. Роль натюрморта в картине никогда не исчерпывалась простой информацией, случайным добавлением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы более или менее участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла.

По сравнению с тематической картиной или пейзажем в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые может в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку.

Наблюдая окружающую действительность, художник обращает особое внимание на те предметы, которые привлекательны своей формой, цветом, то есть эстетическим содержанием. На особенностях зрительного восприятия основывается закон композиционной цельности.

Выразительность изображения неразрывно связана с проявлением закона контрастов, который, в свою очередь, основывается на закономерностях человеческого зрения и особенностях зрительного восприятия действительности.

Тоновое решение натюрморта обычно строится на контрасте темных предметов на светлой поверхности или, наоборот, на контрасте светлых предметов на темной поверхности. Сверяя отношения между предметами, нужно добиваться верных светотеневых градаций, особенность которых заключается в том, что каждый предмет имеет свой, отличный от других тон. Не следует забывать также о контрастах. Чем ближе предмет к источнику света, тем ярче проступают на нем светотеневые контрасты.

Таким образом, работа с натюрмортом требует хорошего художественного и эстетического вкуса, знаний законов композиции, контрастов, тоновых и светотеневых градаций.

Натюрморт - это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия - это состояние, в котором он живет, и живет постоянно. Взволнованность - вот что неизбежно проявляется в картине, если это сопутствовало ее созданию. Холодное искусство мертво. Нельзя имитировать чувства, делать вид, что переживаешь. Надо любить и волноваться.

Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины.

 

Список используемой литературы:

1. Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М., 1989.

2. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.

3. Виппер Б.Р. Проблема натюрморта. Казань, 1992.

4. Всеобщая история искусств - М.; 1972.

5. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.

6. Герчук Ю.Я. Живые вещи - Советский художник; - М.; 1977.

7. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;

8. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.

9. 7.Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.

10. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца

11. XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX веков - Искусство.;

12. 10.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом -Просвещение, 1982.

13. Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - начала XX в. М., 1970

14. 12.Шитов Л.А., Ларионов В.Н.  Живопись - М.; - Просвещение.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 491; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!