Японский театр, кино и музыка

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Благовещенский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет

 

ДОКЛАД

 

   на тему: Культура Японии XX века.

   по дисциплине: История стран Азии и Африки

 

Исполнитель:

Студентка группы 4 Из ____________ ____________ Н.В. Ефремова

Преподаватель: 

к.и.н., доцент               ____________ ____________ Д.В. Кузнецов

 

Благовещенск 2020 г.

Изменения в области культуры и ценностных ориентаций

В период оккупации культурная жизнь страны характеризовалась прежде всего знакомством населения с западными ценностями и образом жизни (конечно, в основном американскими), стремительным усвоением технических и культурных достижений Запада. Все неяпонское представлялось новым, прогрессивным, в то время как национальное, традиционное — реакционным и устаревшим.

В эти годы именно США воспринимались японцами как страна с высоким уровнем культуры, демократическими идеалами и свободами, которой надо подражать, у которой надо учиться. Вначале речь шла лишь о наглядно-примитивной пропаганде американского образа жизни. Ведь впервые широкие слои населения вступили в непосредственный контакт с носителями западной цивилизации. А затем воздействие переходило уже на более высокий уровень — заимствование опыта в области образования, средств массовой информации, индустрии развлечений.

Однако постепенно, по мере возрождения страны и достижения ею экономических успехов магия американского образа жизни и культуры начинала блекнуть, имидж «страны грез» тускнеть. И наоборот, появлялся «здоровый национализм», происходило возрождение традиционных ценностей (которые, кстати сказать, во многом содействовали созданию «экономического чуда»),  а иностранные адаптировались к японским реалиям, как это было в далеком прошлом во время распространения в Японии китайской культуры  или в середине XIX в. — западной. Таким образом, начался равноправный обмен культурными достижениями.

Япония — пример того, как ценности техногенной цивилизации вписывались в координаты традиционных; как на пути к техногенной цивилизации традиционное общество преодолело присущие ему замедленные темпы развития; как оно приспособилось к внедрению инноваций и изменениям в социальных отношениях и культурной традиции.

 

Культура: традиции и современность.

Несмотря на разнообразие климатических условий, основной тип традиционного жилища японцев практически одинаков во всех районах страны. Лишь некоторые небольшие горные и островные этнографические группы выделяются и вытесняются общеяпонскими (кроме острова Хокайдо) и сохраняются разве что в виде местных достопримечательностей.

Более того, не только традиционные городское и сельское жилища почти не различаются между собой, но даже в интерьере домов современной многоэтажной индустриальной застройки сохраняются традиционные черты.

Почти вся жилая площадь традиционного японского дома, кроме дощатого пола веранды, кухни, прихожей, покрыта соломенными матами – «татами», которые сделаны из прессованной рисовой соломы и обшиты с обеих сторон циновкой из особой травы «игуса», а по краям плотной тканью. Сверху татами содержатся в идеальной чистоте, потому что при минимуме мебели на них сидят, а на ночь стелят постель. Ходят в комнате по татами без обуви, даже домашней, только в носках.

Традиционная японская кухня

Существует поговорка, что «японец ест не только ртом, но и глазами». И действительно, оформлению блюда в японской кухне придается такое же значение, как и его приготовлению. Именно этим объясняются некоторые элементы японских блюд, отнюдь не предназначенные для того, чтобы их есть. Конечно же, такая важная сфера жизнедеятельности человека, как прием пищи, в Японии не может не сопровождаться различными традициями и ритуалами. Так, например, японцы никогда не садятся за общий стол, а пришедшему гостю накрывают отдельный столик, куда выставляется сразу все меню.

Здесь можно попробовать шашлык из куриных шкурок, кукурузный суп, лапшу из медуз, ломтики морского ежа с маринованными побегами бамбука и сырыми ракушками. Так как японцы едят все блюда палочками, заменяющими им довольно сложный комплект столового прибора европейца, суп приходится есть прихлебывая.. Именно японской кухне принадлежит секрет приготовления самого дорогого блюда в мире — «мраморного мяса».

Обыденный стол рядового японца гораздо скромнее. Рис, основа японской кухни, может быть приготовлен самыми разнообразными способами, но чаще всего он подается вареным или приготовленным на пару.  

Завтрак у японцев очень плотный: в него входит гохан — рассыпчатый отварной рис, коно-моно — маринованные огурчики пикули или мизоширу — фасолевый суп. На обед вновь подают гохан с отварными овощами, вареную чечевицу и блюда из сушеной рыбы и яиц. Ужинают опять гоханом с крепким бульоном или заши-ми — сырой рыбой. В целом, японская кухня отличается своей простотой и отсутствием лишних изысков.

Знаменитое японское сакэ также приготавливается из риса. Технология изготовления сакэ схожа с той, что применяется при варении пива, но в готовом виде напиток содержит в 3 раза больше спирта. Сакэ пьют подогретым из маленьких фарфоровых чашечек.

Огромное значение японцы придают бобовым культурам. Очень популярны в Японии бобовый сыр (тофу) и паста из соевых бобов (мисо).

Любимым традиционным напитком японцев является зеленый чай, который они пьют в любое время суток и чаще всего без сахара. На безнадежно испорченный черным чаем европейский вкус японский чай кажется безвкусным и  бледным. Следует учитывать, что главное в чаепитии — наслаждение тонким ароматом, для чего требуется большая сосредоточенность, столь важная, например, в чайной церемонии. Кроме чая, японцы пьют фруктовую воду со льдом.

 

Одежда.

Костюм как элемент материальной культуры японцев подвергся, пожалуй наиболее сильной европеизации. Однако национальная одежда в Японии сохранилась и продолжает развиваться по своему, отличному от европейской моды пути, только значительно сузилась сфера ее употребления.

Основной элемент японского национального костюма – халат кимоно. Кимоно не имеет пуговиц и в запахнутом состоянии удерживается поясом «оби», который завязывается бантом на спине. Старинный поясной элемент японской одежды – длинные, гофрированные широкой складкой юбка-штаны «хакама» в 20 веке можно встретить лишь в одежде священнослужителей.

Традиционные головные уборы – плоскоконические соломенные или бамбуковые шляпы сохранились в 20 веке только в полевой одежде крестьян.

Напротив, традиционная обувь – деревянные сандалии- скамеечки на двух брусочках «гэта» и мягкие сандалии «дзори», те и другие без верха, на шнурках, пропускаемые между большим и указательными пальцами ноги и в 20 веке были распространены, и их нередко можно было видеть в сочетании не только с национальным, но и европейским платьем. Под такую обувь одевались специальные японские носки «таби», связанные или сшитые в форме варежки, с отдельным напальчником для большого пальца.

Традиционная рабочая одежда крестьян и мастеровых- ремесленников – куртка «хаппи» сходна с хаори, но с узкими рукавами. С хаппи у мастерового сочетаются широкие шаровары, а у крестьян – узкие штаны «ноговицы».

Рабочие конца 20 века, как правило, одеваются в форменную фабричную одежду типа комбинезона. В городе на улице национальное платье можно было увидеть очень редко. Все служащие, мужчины и женщины, являются на работу одетыми исключительно по европейски (только женский обслуживающий персона гостиниц и ресторанов японского стиля носят на работе кимоно).

Многие явления, составляющие в наши дни неотъемлемую часть японского традиционного культурного наследия, хотя первоначально возникали далеко от Японии – в Китае, Индии, или странах Юго-Восточной Азии, в дальнейшем именно в Японии получали большее, чем в месте первоначального возникновения, развитие и затем уже воспринимались как специфические японские явления. Это относится к некоторым направлениям в японской живописи и поэзии, искусству чайных церемоний «тя-но-ю», архитектуре, декоративных садов, выращиванию карликовых деревьев и оранжировке букетов (икебана), борьбе «дзюдо», фехтованию (кендо) и многому другому.

Архитектура.

Японская архитектура 20 века развивается в основном в рамках конструктивизма. Следует помнить, однако, что этот интернациональный стиль немало заимствовал из принципов постройки традицонного японского жилиго дома с его раздвижными прямоугольными окнами-стенами – «сёдзи», строгостью линий и стандартизованностью всех измерений и деталей.

Кроме того, лучшие архитекторы Японии 20 века, подобно Кэндзо Тангэ, автору мемориала в парке мира в Хиросиме и олимпийского комплекса Ейоги (Токио), всегда стемяться в своем творчестве так или иначе исходить из традиций, по-своему преображая их. Небольшие ландшафтные сады с прудами и камнями и другие элементы традиционной стилизации – частая принадлежность декора построенных в современной манере гостиниц, офисов, учебных и других общественных зданий.

Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство Японии послевоенного периода представляло собой отражение борьбы двух внутренних тенденций: влияние американской культуры, насаждаемой оккупантами, и борьба прогрессивных и консервативных идей в национальной культуре. Менее всего было затронуто иностранным влиянием и сохранило связь с национальной художественной традицией искусство гравюры.

В 1949 году была создана организация, выдвинувшая лозунг «японской народной гравюры» (дзиммин ханга). «Общество японской гравюры» объединило художников-реалистов, основным направлением работ которых стала социальная тематика. Ядро общества составили художники Уэно Макото, Судзуки Кэндзи, Такидайра Дзиро, Нии Хирохава, Иино Нобуя. Особенно активно работал Оно Тадасигэ, выступающий не только как художник, но и как критик, искусствовед, один из крупнейших специалистов по истории гравюры. Широко известны его работы «Черный дождь» и гравюры, посвященные Хиросиме: «Хиросима», «Воды Хиросимы».

Большим мастерством отличаются работы крупного художника-графика Уэно Макото. Его работы посвящены трудовому человеку Японии. В гравюрах «Материнская любовь», «Жажда», «Старик-нищий» показана нелегкая жизнь простого народа. За работы, посвященные бомбардировке Нагасаки, художник получил премию Всемирного Совета Мира.

Литература

Перемены в социально-политической и экономической обстановке страны оказали значительное влияние на развитие литературы 50-60-х годов.

Известные представители литературы этих лет — Мацумото Сэйтё, писавший в жанре детектива, Ямаока Сохати, автор многих исторических романов, наиболее знаменитым из которых был «Токугава Иэясу».

В конце 50-х — начале 60-х годов наибольшей славой пользовались Танидзаки Дзюнитиро и Кавабата Ясунари. Общим для произведений этих писателей являются философское отношение к миру и поиски внутренней душевной красоты. Разлад между идеалом и реальностью объясняет, по мнению Кавабата, тот высочайший миг, когда человек и мир приходят в согласие. Он стал одним из первых японских писателей, удостоенных Нобелевской премии.

В последующий период развития японской литературы усилились идеи избранности японского народа. Откровенная пропаганда японизма и милитаризма становится важнейшей частью творчества Мисима Юкио. Если в 50-х годах он интерпретировал на современный манер пьесы для театр.

 Но, то уже в середине 60-х годов он начал открыто прославлять самурайские доблести и требовал возрождения божественности императора как фетиша для поклонения новых поколений японцев (эссе «Солнце и железо»). В своих размышлениях об избранности нации он пришел к признанию идей гитлеризма (пьеса «Мой брат Гитлер»). Однако, не удовлетворившись только пропагандой, Мисима создал на собственные средства ультраправую военизированную организацию «Общество щита». В ноябре 1970 года им была предпринята попытка военного переворота. Не получив поддержки, он совершил самоубийство традиционным способом — сэппуку. В историю культуры Японии этот факт вошел как последнее свидетельство следования воинскому кодексу чести — «Бусидо».

Японский театр, кино и музыка

Для театрального искусства наступило время значительной перестройки. После длительного периода трудностей театр Но вступил в полосу резкого увеличения числа театральных постановок, в связи с возникшей в общественной жизни страны тенденцией повышенного внимания к национальной культурной традиции (классическому театру, литературе, прикладному искусству, чайной церемонии, икебана, бонсай и т. д.).

Вместе с тем классические театры впервые в своей истории предприняли попытку отказаться от традиционных пьес и создать новые тексты на современном языке. В театре Но была поставлена пьеса «Записки Тиэко», а в Кабу-ки — инсценировка классического романа «Повесть о принце Гэндзи». Кукольный театр дзёрури восстановил постановку классических пьес и произведений западной драматургии.

Изменилась обстановка и в новом театре (сингэки), его труппы Хайюдза и Бунгакудза широко обращаются к мировой драматургии. Здесь были поставлены пьесы: «Лисистрата» Аристофана, «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова, «Тартюф» Мольера, «Трехгрошовая опера» Брехта, «Носорог» Ионеску.

В 1947–1950 годах в Японии появляются первые оперные труппы, целью которых была пропаганда оперного искусства и создание национальной оперы. С европейским балетом японцы познакомились лишь в 1922 году, во время гастролей русской балерины Анны Павловой. Затем были попытки организовать национальную школу балета. В 1958 году создана балетная ассоциация, ставящая целью объединение различных балетных трупп и оказание им помощи в постановке спектаклей.

50-60-е годы стали временем так называемого движения независимых, обусловивших развитие японского кинематографа. Первая компания кинопроката появилась в 1950 году и всего за несколько лет утвердила свою независимость в культурной жизни страны. Это позволило выпускать фильмы, которые по широте и смелости постановки социальных проблем в корне отличались от ранее выходивших на экраны картин.

На эти годы приходится активная деятельность нескольких режиссеров, в том числе Куросава Акира, Мидзогути Кэндзи, Имаи Тадаси, молодых режиссеров Имамура Сёхэй, Масумура Ясудзо и других.

В эти годы ставятся фильмы по произведениям классиков японской литературы (Ихара Сайкаку). Подобным фильмам свойственно следование концепции национальной эстетики и традиционным приемам художественной выразительности. Эта специфика японских фильмов сделала их чрезвычайно интересными для мировой кинематографии.

Однако с начала 60-х годов позиции киноиндустрии начинают сильно ущемляться развивающимся телевидением.

Тем не менее в эти годы выходят наиболее известные фильмы талантливых режиссеров, такие, как картины режиссера Тэсигахара Хироси, экранизировавшего несколько романов Абэ Кобо«Западня», «Женщина в песках», «Чужое лицо» и «Сожженная карта», «Красная борода» Куросава, фильм Имаи Тадаси «Повесть о жестокости бусидо».

Музыкальное искусство Японии насчитывает уже несколько веков развития. В современном мире до сих пор распространены народные песни. По своему происхождению они, в основном, относятся к бывшим религиозным гимнам и прочим музыкальным темам, сопровождающим ритуалы. Впоследствии они утратили свои первоначальные функции и теперь выступают в роли памятников фольклора. В крестьянской среде их часто исполняют в часы досуга. К тому же СМИ немало способствовали популяризации этого жанра и потере его исконных корней. В XX веке многие японские композиторы, вдохновившись традиционными напевами, создали множество подражательных произведений.

Наибольшее внимание людей сейчас привлекает японская популярная музыка. Среди молодежи есть огромное количество любителей западной музыки: джаза, латиноамериканской эстрады, рок-музыки. Популярные в Европе песни довольно быстро становятся достоянием японской общественности, что обусловливает влияние западной музыки на развитие современного музыкального искусства Японии. Существует также и японская популярная музыка, выросшая на национальной почве: каёкёку.

Расцвет этого жанра приходится на 20-е годы XX столетия. В музыкальном отношении сейчас этот стиль представляет собой некий синтез традиционной западной мелодики и специфических японских приемов.

 

 

Список использованных источников:

1.Восток в новейший период (1945-2000 гг.) / отв. ред. В.Я. Белокреницкий, В.В. Наумкин — 1095 с. 

2. «Страны и народы» Восточная и центральная Азия – 1982. -284с.

3. Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии. Е. А. Гаджиева

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!