Цветы в Европе в XVII - XX веках

История создания букетов                                          

 

Цветы в древнем мире

Любовь к цветам зародилась еще в древности. Индусы считали, что цветы появились на свет не ради красоты и аромата, а для того, чтобы ими одаривать любимых. Поэ­тому цветы должны были быть сорваны в собственном саду, так как близким нужно дарить цветы, которые вы­ращены собственными руками.

Многим цветам приписывали божественное проис­хождение и о них слагали легенды. К примеру, в Древней Греции существовала легенда о том, что прекрасные ли­лии появились из капель молока матери всех богов - Геры. Когда она пыталась покормить маленького Герак­ла, сына Зевса и царицы Алкмены, младенец оттолкнул богиню, молоко брызнуло, и на небе образовался Млеч­ный путь, а на Земле - лилии.

Название величественного водного цветка лотоса в Древней Греции связывали с легендой о Лотис - прекрас­ной нимфе, укрывшейся в его венчике от преследовате­лей Приама.

Астра в переводе с древнегреческого значит «звезда». По легенде, ей приписывается звездное происхождение: она выросла из пылинки, упавшей на Землю со звезды. В Древней Греции этот цветок носили как амулет на счас­тье.

Всем известна легенда о прекрасном юноше Нарцис­се, сыне речного бога Цефеза. Увидев свое отражение в воде, он так и не смог оторваться от созерцания своей красоты, и за самолюбование и заносчивость боги нака­зали его, превратив в цветок.

Пестрый цветок ириса был посвящен у древних греков богине радуги Ириде; ярко-желтые звездочки цветка адо­ниса, по преданию, возникли из капель крови возлюб­ленного Афродиты - бога Адониса; анемоны - из слез богини любви и красоты Афродиты, плачущей над его те­лом.

В Древнем Риме гладиолус считался цветком гладиа­торов, его корень носили на груди в качестве амулета, считая, что он приносит победу. Гладиолус в переводе с латыни значит «меч».

Одним из древнейших видов украшений из цветов, по­пулярным в древние времена, был венок. Ведь в Греции, Риме, да и на Руси букетов не делали, а плели венки для украшения головы или гирлянды для украшения жилищ. Именно венкам посвятил целую главу в своем научном трактате Теофраст - древнегреческий философ и естест­воиспытатель, живший в III в. до н. э. и считающийся од­ним из первых известных ботаников. Венками украшали статуи богов, венками обменивались влюбленные. Во время пиров в знак дружеского расположения вместе с вином выпивали лепестки цветов, из которых был спле­тен венок. Человека, явившегося на вечер без венка из роз, римляне переставали уважать. Искусством плетения венков занимались девушки, которые обладали вкусом и художественным мастерством.

Знали плетение венков и на Руси. Белые цветы в них были рядом с красными, красные - с желтыми, а желтые и розовые - с сиреневыми. Считалось, что цветов в вен­ках должно быть не больше двух-трех видов, разных по форме и окраске. В древних славянских обрядах венки играли большую роль. Лучшим украшением для девушек и юношей во время народных праздников служили венки из ярких полевых цветов. Венки использовались также для гаданий. На Ивана Купалу девушки пускали их на воду и по тому, как они поплывут, старались узнать свое будущее. Древнеславянский обычай украшать голову не­весты венком сохранился и до наших дней.

Народные предания о любимых цветах были распрост­ранены и у наших предков. К примеру, появление ланды­ша одни легенды связывали со слезами Волховы - морской царевны, которую разлюбил Садко, другие - со счастливым смехом Мавки - лесной красавицы, впервые испытавшей чувство любви. Ландыш всегда считался символом чистоты, нежности и любви.

Существовала легенда и о купальнице, или купаве, по которой юная русалка полюбила веселого и красивого пастуха Алексея, но, не дождавшись ответного чувства, превратилась в маленький желтый цветочек, растущий на берегах рек.

В древних славянских сказаниях водная кувшинка связана с русалками - прекрасными дочками подводного царя, поэтому называют ее русалочьим цветком. А в мар­гаритки, по легенде, превратились жемчужины с разор­вавшегося ожерелья красавицы Любавы, рванувшейся навстречу своему возлюбленному Садко.

На Древнем Востоке в III - IV вв. зародилось искусст­во составления цветочных композиций - икебана. В пе­реводе с японского языка слово «икебана» значит «вторая жизнь цветов». И сегодня икебана является обязательной частью интерьера в домах Японии. Особенностям искусс­тва составления таких композиций будет посвящена от­дельная глава данной книги.

На Востоке были очень популярны цветочные гирлян­ды, в которых яркие цветы переплетались с листьями и ветвями растений. Без этого эффектного цветочного ук­рашения и в наше время в Индии, Китае и на Шри-Ланке не обходится ни одно праздничное шествие.

Многие цветы пришли к нам с Востока, с ними связа­ны легенды и определенная символика.

Символом божественной тайны, священным цветком у восточных народов древности считалась роза - царица цветов. Первые упоминания о ней относятся ко II веку до н. э. По древнему персидскому преданию, лепестки розы были сначала белоснежными. Но соловей увидел благоу­хающую красавицу, полюбил ее и в порыве восхищения прижал цветок к груди. Вдруг из сердца соловья, пронзен­ного шипами, брызнула кровь - лепестки розы окраси­лись в алый цвет. В Древней Индии человек, принесший царю розу, мог просить исполнения любого желания. Ро­зами платили дань, а розовое масло ценилось на вес золо­та.

Родина хризантемы - Япония, там этот цветок назы­вают «кику», что в переводе значит «солнце». Хризантема с древних времен считается символом дневного светила, ее изображение являлось и является священным, а ткань с рисунком цветка могли носить только члены импера­торской фамилии.

В Древней Индии существовало предание о бессмерт­нике, в нем рассказывалось о влюбленных, растерзанных в лесу дикими зверями. Именно на месте их гибели и вы­рос бессмертник.

Большое значение на Востоке придавали цветку лото­са. Красный лотос олицетворял бесконечную божествен­ную мудрость и плодоносящие силы природы.

В Древнем Египте лотос играл очень важную роль. Он был посвящен богу солнца Озарису и богине плодородия Изиде. Обилие лотосов во время разлива Нила, по народ­ным приметам, обещало богатый урожай.

Великое множество легенд, преданий и определенной символики, относящихся к происхождению и значению цветов, берет свое начало в древности. Подробнее об этом будет сказано в отдельных главах этого издания. Но даже по приведенным выше легендам и преданиям, можно иметь представление о любви к цветам и о том значении, которое в древнем мире придавал этим прекрасным рас­тениям человек.

Цветы в средние века и в эпоху Возрождения

Внимание к цветам в Европе проявляется в средние века, то есть с XIV века, когда возникает мода на особые ароматы. В петлицах и на корсажах платьев как мужской, так и женской половин человечества на довольно продол­жительное время поселяются маленькие букетики из фи­алок, гвоздик и других пахнущих цветов.

В этот период в качестве украшения использовали цве­ты и травы, помещенные в медные, латунные или оловян­ные емкости, которые имели форму вазы, кувшина, молочника, а также в керамические кувшины простой формы. Вазами для растений служили и аптекарские со­суды: стеклянные банки для мази или круглые емкости, называемые альбарелло.

Первое время цветы, которые предназначались для де­коративных целей, к примеру, для украшения алтарей в костелах, выращивали в монастырских садах. Такие сады назывались «раем Марии» и в основном в них высажива­лись розы и лилии. Этим цветам придавалось большое значение в ту эпоху.

Одна из самых кровопролитных войн в истории Анг­лии, которая длилась почти 30 лет (1455-1485 гг.), назы­вается войной Белой и Алой розы. Именно эти цветы были геральдическими знаками боровшихся за английс­кий престол домов Йорков (белая роза) и Ланкастеров (алая роза).

Что касается лилии, она всегда была символом чисто­ты и непорочности. Поэтому на фресках художников Возрождения святые изображались с белоснежной лили­ей в руках.

Со временем ассортимент цветочных растений стал расширяться: появились маки, пионы, ирисы, аквиле­гии, рябчики и ландыши, символизировавшие слезы Ма­рии. Тысячелистник называли травой святого Иосифа - покровителя столяров. С алтарной свечой сравнивали вербаскум.

Позднее в черте замков появились первые малые свет­ские сады, в которых можно было встретить незабудку, душистую лаванду, гвоздику, жасмин, мак, но, конечно, чаще остальных - розу и лилию. Эти растения были наи­более почитаемыми в качестве украшения и их изображе­ние можно найти в произведениях раннего средневековья. По преданию, гвоздика помогла войску Людовика IX Святого справиться с эпидемией чумы.

В начале XV века появились первые цветочные компо­зиции из различных растений. На картинах этого периода цветы изобража­лись в емкостях и располагались в них таким образом, что самые высокие, например лилии, занимали левую заднюю часть ем­кости, а мелкие цве­ты и травы разме­щали на краю ком­позиции (рис.1).

 

Рис. 1. Букет средневековья

В эпоху Возрож­дения в Европе воз­никли большие дворцовые сады, в которых стали вы­ращивать новые цветы.

Правда, на картинах того времени все чаще изобража­ли дикорастущие растения: примулу, одуванчик, клевер, землянику, маргаритку, крестовник.

Для этого времени характерен скромный, но изыскан­ный букет, состоящий из одного или нескольких цветов. Для аранжировки цветов в основном используются кув­шины и другие емкости из керамики, появляются первые вазоны из стекла, отличающиеся скромностью, элегант­ностью и простыми линиями. Цветочные композиции получают другой характер и стиль.

Большую роль в особенностях цветочных композиций того времени сыграло обращение к античному искусству. Основными параметрами его были пространство, цвет, игра света и тени, определенные пропорции, эталоном которым служило человеческое тело. При создании буке­та самые высокие растения в два раза превышали высоту емкости, в которую их ставили. И группировали их в цен­тре симметричной емкости, что предопределяло симмет­ричность самой цветочной композиции. Крупные цветы стояли в середине, а мелкие их как бы дополняли, распо­лагаясь свободно и просторно. Растения, из которых сос­тояла композиция, не заслоняли края вазона, а центр самой композиции находился посередине между самыми высокими цветами и краем емкости (рис. 2).

Для Возрождения характерны многочисленные расти­тельные мотивы, среди которых - гирлянды из цветов и овощей, нередко служащие орнаментом на рамах картин, деталей оформления фасадов домов и предметов домаш­него обихода. Растительные орнаменты можно увидеть и на узорчатых тканях того времени, к при­меру, на известных вавельских гобеле­нах.

Появление мно­жества новых расте­ний в Европе той эпохи обязано похо­дам в Азию. Именно оттуда были приве­зены миндаль, гра­нат, цитрусовые деревья, мирт, кедр, маслина, а из цветов - разноцветные анемоны. Первый тюльпан в Западную Европу из Турции привез австрийский посол в XVI веке.

 

Рис. 2. Букет эпохи Возрождения

Одним из главных стиле­вых направлений в искусстве Ев­ропы с конца XVI века было барокко, что в пе­реводе с италь­янского языка значит «стран­ный, причудли­вый».

Под влиянием этого направле­ния сменилась форма, ее характерной чертой стала нерегулярность, что опре­делило стиль букетов барокко - он стал динамичным (рис. 3).

Рис. 3. Букет в стиле барокко

Появи­лись новые детали в композициях из растений: раковины, ящерицы, мотыльки и другие насекомые, птицы и их гнезда, а также фигурки, вырезанные из дерева. Нередко такие цветочные композиции увеличивали с помощью зеркального отражения.

В это время в моде были цветы с широкими лепестка­ми - анемон, мальва, лилия, ирис, пион, мак, и растения ярких красок, украшенные листьями, - наперстянка, канна. Именно такие цветы наиболее часто встречаются на картинах фламандских мастеров того периода.

Декоративность композициям придавало богатство используемых растений, их цвета, бархатистость лепест­ков и изогнутость линий. Такие роскошные букеты ста­вили в массивные тяжелые вазоны, в качестве которых использовались урны из металла или камня, округлые грубые флаконы из стекла и фарфора, а иногда корзины. Эти цветочные композиции можно было увидеть в домах фламандской знати или зажиточных купцов, торгующих с Дальним Востоком или Индией. Именно оттуда в Гол­ландию нередко попадали всевозможные сосуды для цве­тов.

В Европе появились экзотические растения, которые скрещивали с местными растениями и тем самым полу­чали новые сорта и гибриды.

Цветы в Европе в XVII - XX веках

В XVII веке второй родиной тюльпанов стали Нидер­ланды. Из этих цветов составляли модные богатые букеты и ставили их в красивые позолоченные и серебряные вазы. В них помещали также розы, лилии, флоксы, пио­ны, мальвы, георгины. Из этих цветов составлялись сим­метричные букеты в форме овала, которые требовали большого количества растений.

Главную часть такой композиции занимали высокие цветы, в центре размещались самые крупные, а мелкие ставили с краев. В середине букета цветы располагались густо, а в нижней его части мелкие цветы свисали по бо­кам, слегка закрывая вазу. Цветочные композиции были светлых тонов и в них преобладали излюбленные краски того времени - сочетания красного, розового и белого.

Во Франции с первой половины XVIII века, во време­на царствования Людовика XV, барокко вступило в свою последнюю форму - рококо. В переводе с французского языка это слово значит «осколки камней, раковины». Бу­кет, составленный в стиле рококо, отличался роскошью, асимметричностью и плавными линиями, а вся компози­ция приобретала своеобразную легкость (рис. 4).

 

Рис. 4. Букет в стиле рококо

Ставил­ся такой букет в легкие емкости из хрустального стекла, фарфора или алебастра. Изменилась и форма сосудов для цветов - патеры разной величины и конструкции, чарки и вазы с китайскими узорами. Для украшения интерьера использовали канделябры, множество зеркал и мелкие фигурки из фарфора.

В этот период изменил­ся и подбор цветов для растительных компози­ций. Стали цениться цве­ты с тонкими лепестками, иногда с изрезанными краями и необычных от­тенков.

В букетах в основном преобладали холодные го­лубые тона в сочетании с множеством желтых от­тенков. Во времена рококо самыми модными и люби­мыми цветами были пио­ны, мелкие маки и кобея.

На смену асимметричному букету в стиле рококо при­ходит букет, отличающийся классической симметрией и простыми линиями. Это происходит в конце XVII - на­чале XIX века, после открытия Помпеи. Именно класси­ческая красота древнего города вновь пробудила интерес к правильным формам. Возникает новое течение - клас­сицизм, основывающееся на традициях античности и Возрождения. Классицизм делится на два периода: ран­ний классицизм эпохи правления Людовика XVI и Марии Антуанетты (1774 - 1793) и поздний - эпохи правления Наполеона I Бонапарта (1800 - 1815), где господствовал стиль ампир, завершивший развитие классицизма. Для раннего периода характерны элегантность, классическая простота форм, а для периода ампира - символы власти, заменяющие на картинах того времени цветы (ампир в переводе с французского значит «империя»).

В период раннего классицизма аранжировка цветов отличалась симметрией, букеты ставили в специальные емкости - урны (рис. 5).

 

Рис. 5. Букет эпохи раннего классицизма

Во времена гос­подства стиля ам­пир главным цвет­ком в композициях была роза - коро­лева цветов. Рядом с ней в букетах присутствовали лилии, листья, ко­лосья пшеницы, в этот период появ­ляются и нарцис­сы. В композициях того времени с цветами соединяли плоды граната, айвы, инжира, винограда. В аранжировке начинают использовать консервированные цветы и лис­тья. Сосудами для всевозможных букетов служат рюмки разных размеров, алебастровые урны, фарфоровые пате­ры, рога, бронзовые вазы с золотым орнаментом или эт­русскими узорами. Основными колерами цветочных композиций того времени были зеленый, розовый и ко­ролевский пурпурный как лучший фон для золота, также использовались красные и небесные краски.

Для аранжировки в стиле ампир характерна симмет­рия, заключенная в треугольнике. Цветы крепко стояли в вазе, нередко на них совсем не было листьев, что создава­ло нагромождение цветов и придавало композиции тя­жесть и помпезность.

На смену ампиру приходит новый стиль, господство­вавший в основном в немецком и австрийском искусстве в 1815 - 1848 гг., - бидермейер (рис. 6).

 

Рис 6. Бидермейер

Его особенностями являются склонность к удобству, домашнему уюту, мно­гочисленным безде­лушкам и драпиров­кам. В этом стиле преобладают светлые тона.

Основным буке­том того времени был популярный до сих пор свадебный би-дермейерский букет, на смену которому пришел «макартовский» букет, по имени его создателя, венс­кого художника-де­коратора Ганса Макарта. О том, что представляли собой эти композиции, вы узнаете в специальной главе, посвя­щенной классическому немецкому букету.

В конце XIX - начале XX века приходит новое стиле­вое направление - «модерн» (в переводе с французского - «новейший»). Ему свойственны стилизованность, нео­бычность, вычурные формы, кривые и ненатуральные линии. Букет, выполненный в стиле «модерн», отличают асимметричность, небольшое количество цветов, в ос­новном изящных, с изогнутыми стеблями. В это время становятся популярны выгнутые формы водяной лилии, маков и подсолнухов. Сосуды для цветов также претерпе­ли изменения. Это были вазоны из стекла и фарфора пас­тельных тонов, переливающиеся, покрытые орнаментом темных оттенков, а иногда и с рисунками модных стили­зованных цветов.

Что касается немецкого «модерна», он был слишком тяжелым, неестественным, а цветочные композиции производили впечатление перегруженности. К примеру, можно было встретить букет подсолнухов в вазоне с нари­сованными на нем теми же подсолнухами, но стилизо­ванными.

В букетах стиля «модерн» набор цветов был достаточно богатым, основное место в них занимали дикие цветы ле­сов и полей, а культурные сорта использовались редко.

Цветы в России

Самыми первыми популярными букетами в России были букеты для подношения. Букеты из белых роз под­носили невестам, из роз ярких цветов - дамам в праздни­ки. Бальные залы нередко украшали яркими букетами.

Предназначенные для подношения цветы оформляли в букетные манжеты, так называемые портбукеты. Они представляли собой картонные воронки, обтянутые атла­сом и по краям обшитые ажурным тюлем или кружевны­ми фестонами, сделанными из бумаги. В такие воронки укладывали влажный мох и в нем проволокой укрепляли цветы и листья.

Нередко букеты для подношения оформляли в вазах и они назывались вазовыми букетами. Такие букеты сос­тавлялись, как правило, из двух-трех десятков роз, листь­ев папоротника, рогоза и нескольких видов декоративной зелени. Выглядели они очень эффектно.

Достаточно пышные композиции из цветов подноси­ли юбилярам. Это были корзинки с розами и другими цветами, укрепленными при помощи проволоки на мо­ховой подушке. В центре такой корзинки размещали розы, вокруг них - более низкие цветы, а по краям - са­мые низкорослые, такие как маргаритки, фиалки, кроку­сы, или просто коротко обрезанные цветы. Всю эту богатую композицию украшали золотыми шнурами.

Для праздничных букетов в России чаще всего исполь­зовали розы, лилии и ландыши. Пользовалась успехом композиция из различных цветов, сочетающихся с лента­ми и кружевами и оформленная в виде подушки. Чтобы создать цветочную подушку, на проволочный каркас ук­ладывали мох и на нем создавали симметричный рисунок из живых крашеных цветов и листьев с лентами и круже­вами.

Среди высшей дворянской знати того времени цени­лись «макартовские» букеты. Ими украшали комнаты, из них изготавливали траурные венки. Об особенностях этих букетов .

«Букет» - французское слово, что означает «связка» или что-то собранное вместе. Еще в старые времена делали грамотные композиции из цветов, в которых каждое растение имело свой смысл и значение, неся за собой какую-нибудь легенду или поверье. Роза во все времена и во многих культурах была олицетворением любви, а лилия – чистота, невинность, добродетельность. В эпоху правления Великой Екатерины II негласно было заведено, что букеты из красных цветов означал признание в любви, верность – букеты в голубых тонах, а измена – желтые.

       Знать азбуку цветочного языка очень полезно, особенно когда букет предназначен для женщины, но про свою интуицию забывать тоже не стоит она может подсказать, каким цветам отдает предпочтение дама. Букет, подаренный, просто так или по случаю всегда будет оценен, если он подарен от чистого сердца и с благими намерениями. Весной городские жители могут порадовать друг друга гортензиями и тюльпанами.

      Ни одна свадьба не может обходиться без цветов, так как они не только праздничный декор, но и неизменный атрибут невесты. Кто и когда ввел традицию свадебного букета, никто точно не знает, но цветы, которые в нем используют, имеет древнюю символику. В языческие времена было принято надевать венки с цветами ярких ароматов, не всегда приятными, для отпугивания нечисти. В древней Греции невесты носили плющ, символизирующий вечную любовь. Испанская невеста к своему одеянию прикрепляла цитрусовую веточку, которая сулила всяческие блага и счастье.

     Сейчас девушка, будучи невестой, подбирает свадебный букет под свой наряд. Такой букет должен подчеркивать ее нежную и утонченную натуру. Цветы лучше всего подбирать к уже выбранному платью. Современные традиции предусматривают наличие в букете небольших роз неярких пастельных тонов. Но это нестрогие правила, поэтому за невестой остается право выбора других растений и цветов: ландыши, орхидеи, лилии.

    Белый цвет традиционный свадебный, он несет символ невинности, нежности и чистоты чувств. Этот цвет замечательно гармонирует с любыми яркими тонами. К тому же цветы в соседстве с тканями меняют свои оттенки. Лилии светлых тонов в сочетании с атласной снежной тканью смотрятся, как светлая карамель. Необязательно использовать белые цветы, можно букет сформировать из других цветов, но желательно светлых тонов. Желательно, чтобы букет гармонировал с тканью платья. Кружевные мотивы наряда хорошо сочетаются с мелкими цветами, такими как, маргаритки, ландыши, ромашки.

   Один из самых грандиозных букетов был создан в честь бракосочетания наследного принца Катара. Он занимал всю длину набережной, где проходило торжество, и его вес достигал более 42-х тонн. Но все же свадьба не повод для попадания в Книгу рекордов Гиннеса, так как букет для невесты должен быть легким и не слишком громоздким, ей еще полдня его нужно будет держать. Следует заранее предусмотреть аллергические реакции и раздражающие запахи не только для невесты, но и в целях комфорта гостей. Поэтому стоит обратиться к специалистам, которые способны предусмотреть все особенности и нюансы этого торжества. Они соберут букет с учетом модных направлений и учтут все пожелания.

Откуда берет свое начало традиция, кидать букет незамужним женщинам, никто не знает, но это стало стандартным развлечением на любой свадьбе. Многие подходят очень творчески к этому событию, делая для свадьбы три или два букета. Один для самой невесты, другой для бросания в воду во время гуляний (если местность имеет речки или другие водоемы, принятые посещать во время свадебных прогулок) и третий непосредственно для незамужних подружек.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!