Синтез искусств на телевидении

ТЕМА: Синтез искусств – органичное единство художественных средств и образных элементов различных искусств

Домашнее задание:

Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мюзиклу.

Синтез искусств

Понятие синтеза, т. е. соединения, объединения, различных видов искусства в рамках единого художественного целого применяется при рассмотрении двух близких, но не идентичных по содержанию явлений в области искусства.

Существует группа искусств, которые по своей природе являются синтетическими. Это пространственно-временные, или зрелищные, искусства -- театр, кино, телевидение, эстрада, цирк. Здесь объединение средств различных искусств на основе творчества актера, сценического действия и оформления. Проблема синтеза тут выступает как проблема художественной целостности, органического единства того или иного произведения. Но помимо зрелищных искусств, где синтез происходит как бы внутри данного вида искусства, существует также синтез как объединение различных искусств в единый художественный ансамбль или художественное целое.

Принципиальным основанием синтеза искусств как художественного творчества стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. Синтез искусств необходимо понимать в двух смыслах:

как историческую категорию, отражающую содержание художественных целостностей, сложившихся на определенном этапе развития искусства в результате постоянного процесса интеграции (наряду с процессом дифференциации);

как вполне определенную целостность, доступную созерцанию и анализу.

При объединении искусств каждое из них вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащает это целое присущими данному искусству специфическими возможностями и чертами. Вместе с тем, входя в синтетическое целое, каждое искусство так или иначе приспосабливается к другим и к целому, приобретает особые черты, в которых не было бы необходимости при обособленном существовании. Поэтому синтез не механическое объединение отдельных искусств, а органическое художественное целое, обладающее новым качеством по отношению к каждому входящему в него искусству.

Синтез искусств осуществляется под эгидой одного вида искусства и опирается на свойственную ему образность. Отсюда типологически синтезы различаются на пластический, театральный и кинематографический.

В основу пластического синтеза искусств заложено архитектурное сооружение (здание, архитектурный комплекс), оно дополняется скульптурой (статуи, рельефы, лепной декорацией и т. д.), живописью (фрески, панно, мозаики, витражи, орнаменты и т. д.), а также произведениями декоративно-прикладного искусства (народные промыслы и промышленный дизайн), которые развивают и конкретизируют собственно архитектурный образ. Примерами удачного синтеза искусств могут служить: средневековые соборы, современные культурно - спортивные сооружения, станции метро и т. д.

Наиболее яркими синтетическими видами искусства являются театр и кино.

Главным элементом театрального зрелища является сценическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

Театральный синтез искусств включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления.

Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства - будь то драма или балет, опера или пантомима.

В 20 в. театральная практика пополнилась множеством экспериментальных форм: появился театр абсурда, театр камерный, театр политический, театр улицы и т. д.

Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза, включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.

Исторически в кинематографе сложилось три жанра: игровой (художественный), неигровой (документальный и научно--популярный) и мультипликационный. В игровом кино художественный образ создается на основе сценария, оригинального или написанного по мотивам литературного произведения. При этом с помощью специфических художественных средств игрового фильма воспроизведение жизненного материала на пленке формирует иллюзию безусловной реальности экранного действия.

Все жанры кино взаимодействуют между собой, используя различные монтажные, звуковые и цветовые приемы. Происходит взаимопроникновение и взаимообогащение жанров.

Синтетическим можно назвать искусство, в котором произведение построено на органическом взаимодействии средств различных, самостоятельно существующих видов искусства.

Так, музыкальные произведения и драмы существуют самостоятельно; но музыка и драма соединяются в оперную постановку, это образует новый тип произведения, специфика которого и состоит именно во взаимодействии музыки и сценического искусства. То же относится и к другим синтетическим видам, как балет пли формы вокальной музыки. Поэзия и музыка также существуют автономно, независимо друг от друга, но в песне, в вокальной музыке они действуют сообща и вместе образуют целостность нового, высшего порядка.

В синтетическом искусстве средства каждого из действующих совместно искусств поддерживают и дополняют друг друга. Это касается и кино, где объединяются средства выразительности разных видов искусства: зрительных - живопись и графика, театр и фотография (также архитектура) - и звуковых - прежде всего музыка, а также некоторые жанры литературы, в первую очередь драматические формы.

В фильме сюда привходит еще красота природы, которая до сих пор служила скорее объектом искусства. Она могла быть предметом изображения в живописи или темой для произведения программной музыки, объектом описания в поэзии.

В архитектуре элемент красоты природы имеет значение только как активный впечатляющий фон. В фильме впервые красота природы средствами фотографии вовлекается в общий синтез. Отдельные виды искусства пользуются только своими собственными средствами выражения: в кинофильме эти средства действуют либо параллельно, либо скрещиваясь, либо в контрапункте.

Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д.

Театральный синтез искусств включает авторское содержание, режиссерское прочтение, актерское исполнение, с участием музыки, хореографии, художественного оформления. Театр объединяет самые различные жанры сценического искусства – будь то драма или балет, опера или пантомима.

Основным средством выразительности, является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром, не обязательно может быть живой человек. Это может быть кукла, управляемая человеком, или же предмет, которым управляет человек. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Зритель испытывает на себе воздействие сюжета литературного произведения, лежащего в основе сценария спектакля. Декорации и костюмы, создающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальности, в которой разворачивается сюжет.

К синтетическим жанрам можно отнести и модные сегодня различные шоу на телевидении, в которых для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду.

Соотношение искусств, участвующих в синтезе, определяется стилем произведения, художественным замыслом автора и вкусом заказчика.

Синтез искусств сегодня можно наблюдать в архитектуре театров. Их фасады и интерьеры часто украшают рельефы, мозаики или декоративная живопись, передающие характер и тематическую направленность здания.

Синтез искусств на телевидении

Является ли телевидение искусством? Открытый вопрос. По массовости аудитории зрительской превосходит кино.

Телеви́дение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние.

ТВ – информационная техника, предназначенная для репродуцирования произведений других видов искусств (театра, музыки, кино и др.).

Существуют кабельные региональные сети, спутниковое ТВ, лазерные техники связи, объемное голографическое цветное ТВ.

Появление ТВ связано с научно-техническим прогрессом, оно выходит за пределы собственно художественной культуры. Оно имеет возможности для развития в качестве особого вида визуальных искусств.

Использование ТВ имеет более широкий социально направленный характер:

обеспечивает зрителей информацией о текущих событиях и разнообразных сферах объективного мира, влияет на ритмы жизни, обеспечивает определенное художественное развитие, осуществляет определенное идеологическое воздействие на зрителей.

Аспекты:научно-технический, социологический, эстетический.

Пример современной массовой коммуникационной сети. ТВ имеет глобальный характер

Характер и функции ТВ как средства массовой коммуникации:

· Включение в массовые коммуникационно-информационные процессы – важная особенность жизни современного человека;

· ТВ оказывает влияние на социокультурные процессы, включает человека (опосредованно) в систему социальных связей, определяет (задает или выявляет?) динамику и направление развития общества;

· Коммуникационный процесс не нейтрален, несмотря на основную функцию ТВ как репродукционной техники. ТВ распространяет и пропагандирует в обществе разнообразную информацию, обеспечивает (в определенной степени) освоение багажа науки, техники и искусства (образовательные и просветительские передачи, научно-популярные телефильмы);

· ТВ формирует идеологически лабильное (мягкое, податливое, восприимчивое) мировоззрение, о социальной функции которого индивид даже не подозревает. Оно может быть направлено также и на развитие человека, на формирование культурного и научного мировоззрения, определенных нравственных идеалов;

· Информация как связующее звено между культурой и мышлением человека должна соотноситься со скоростью ее осмысления. Дефицит осмысления информации при наличии бесконтрольного ее количества – отличительная черта массовых коммуникативных техник ТВ.

 

Пагубные последствия бесконтрольных телепросмотров:

· ТВ становится орудием оглупления масс;

· Оболванивает непрерывным потоком информационного воздействия и развлечениями, от которых некуда скрыться;

· Непрерывное зрелище парализует волю, убивает желание действовать, т.е. жить.

Находится в процессе становления (с начала 1960-х гг.) и разработки собственных художественных приемов и эстетических принципов.

Огромно информационное, просветительское значение ТВ.

Жанры специфического ТВ-зрелища:

· Трансляция в записи или в прямом эфире различных общественных и культурных событий (митингов, демонстраций, концертов, спектаклей, спортивных матчей),

· Телерепортаж с места события,

· Документальный фильм,

· Многосерийный телефильм (сериал),

· ток-шоу («говорящие головы»),

· Игры, конкурсы (коммерчески-развлекательные).

Главное завоевание ТВ – документальность, подлинность живого контакта с реальностью, донесенная до зрителя.

А в телесериале – «эффект присутствия» зрителей, т.е. отражение синхронности в характере показа действия и его восприятия. Отсюда несколько замедленный ритм развития событий, обилие диалогов, возвраты в действии или повторы отдельных событий.

Специфические телеприемы

· Серийность, ежедневная трансляция фильма в одно и то же время на протяжении длительного времени;

· Окончания серий в неожиданных местах, интригующие концовки подпитывают интерес зрителей;

· «Закадровый голос» комментатора (автора = самого зрителя);

· Вставки кино-или телехроники врезки реальной жизни);

· Включение в действие реальных публичных персон или документальных материалов.

 

Рассчитано на миллионную аудиторию, воспринимается индивидуально в «домашнем» режиме просмотра вне публичного пространства (камерный индивидуальный характер восприятия информации) – камерный характер восприятия, ослабление публичного пафоса.

ТВ экран предполагает интимное личное (задушевное, лирическое, проникновенное и т.д.) общение с миллионной зрительской аудиторией как с отдельным человеком, способность обращаться непосредственно, напрямую к каждому зрителю как к единственному.

Воспроизведение «живых» явлений на пленке в прямом эфире или в записи отражает репродукционные возможности ТВ.

ТВ максимально приближает произведение искусства, тиражированное и транслируемое через телеприемник, к конкретному зрителю в каждый дом, как бы уничтожая дистанцию и присваивая его, «одомашнивая». Так, непосредственная «доступность» восприятия (потребления) переходит в иллюзию понимания и освоения культурных ценностей на уровне понимания, доступном данному конкретному индивиду. А духовно несозревший индивид объявляет доступное ему видение и понимание критерием коллективных (общественных) духовных и культурных ценностей, а затем и навязывает их окружающим в качестве нормы.

ТВ передачи в «прямом эфире»:

создают эффект реальности, непреднамеренности жизненного материала и разворачивающихся событий («жизнь, захваченная врасплох»).

Живой процесс контакта со зрителем также реализуется через прямой эфир (в реальном времени) и в интерактивном режиме (к примеру, вопросов и ответов).

Интерактивный режим: двусторонняя связь со зрителями осуществляется через ведущих прямого эфира. Последний оказывается медиатором (посредником) в коммуникационном процессе.

Отличительная особенность – максимально развитое импровизационное начало в работе телеоператора, в репортаже, в работе диктора или тележурналиста-ведущего.

Специфика ТВ – органичный сплав документальности и художественного мышления. Подпитывается опытом и художественной спецификой других искусств (кино, театра), в то же время оказывает и на них воздействие.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 357; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!