Современный этап развития сестринского дела

Оглавление

 

Введение. 3

1. История развития сестринского дела в России. 4

2. Современный этап развития сестринского дела. 10

Заключение. 14

Список использованной литературы.. 16

 


 

Введение

 

Сестринское дело является неотъемлемой составляющей частью медицины. В наше время ни один врач не обходится без помощи медсестры. Более того, медсестры в различных направлениях медицины проявляют к пациентам, зачастую, очень разный подход. Для того, чтобы стать квалифицированной медсестрой, сейчас недостаточно просто желания и возможности обучаться и работать.

Современное сестринское дело - это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Кроме того, в основе сестринского дела лежит хорошая философская база, в которой описаны душевные качества, необходимые будущей медсестре для успешного выполнения своих обязанностей, закреплены основные принципы работы.

Объектом работы выступает сестринское дело.

Предметом реферата является история развития сестринского дела.

Целью исследования изучение особенностей истории развития сестринского дела.

Задачами работы является:

- проанализировать историю развития сестринского дела в России;

- охарактеризовать историю развития сестринского дела за рубежом.

- изучить современный этап развития сестринского дела.

Структура работы состоит из введения, основной части состоящей из двух глав, заключения и списка использованной литературы.


 

История развития сестринского дела в России

 

История ухода за больными и ранеными на Руси началась в эпоху Петра I (1803 год). В то время была создана служба «сердобольных вдов» при воспитательных домах Петербурга и Москвы. В это же время в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются «вдовьи дома» для призрения неимущих. Первым организатором службы сестринской помощи в России был X. Опель. Его первое руководство по уходу за больными на русском языке было опубликовано в 1822 году. В данном руководстве впервые давались основы деонтологии и требования к нравственным качествам ухаживающего персонала.

В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Фёдоровны из Петербургского «вдовьего дома» на добровольных началах были приглашены и направлены в больницу женщины для «прямого назначения» ходить и смотреть за больными.

После годичного испытания 12 марта 1815 г. 16 из 24 вдов были приведены к присяге, и императрица на каждую посвящённую вложила особый знак - «Золотой Крест», на одной из сторон которого было написано «сердолюбие». В 1818 г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов, а при больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Х. Опеля.

В 1844 году в Санкт-Петербурге по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России Свято-Троицкая община сестер милосердия. В общине не только ухаживали, воспитывали, но и обучали сестер милосердия гигиеническим правилам ухода за больными и некоторым лечебным процедурам.

В общину принимались, согласно Уставу, вдовы и девицы 20 - 40 лет всех сословий и вероисповедания, но с 1855 года - только православные. Всем поступившим давался годичный испытательный срок, затем проходила церемония принятия в сестры милосердия в торжественной обстановке. После литургии, совершенной митрополитом Санкт-Петербургским, на каждую принимаемую в сестры возлагался золотой крест с изображением на одной стороне Пресвятой Богородицы с надписью «Всех скорбящих радость», а на другой - с надписью «Милосердие». Принимаемая в сестры произносила присягу, в которой были следующие слова: «...буду тщательно наблюдать все, что по наставлению врачей будет полезным и нужным для восстановления здоровья вверенных моему попечению болящих; все же вредное для них и запрещенное врачами всемерно удалять от них».

По Уставу сестры милосердия не должны были иметь ни собственной одежды, ни мебели, ни собственных денег. «Все, что может за свои услуги сестра получить подарками или деньгами - говорилось в Уставе, - принадлежит общине. Если имелись нарушения, сестра исключалась из общины по Уставу, но в истории общины не было такого случая.

«Если сестра удовлетворяет своему назначению, - она есть друг его семьи, она облегчает физические страдания, она же успокаивает порой и душевные муки, она нередко посвящается больным в самые интимные его заботы и скорби, она записывает его предсмертные распоряжения, напутствует его в вечность, принимает его последний вдох. Сколько нужно для этого терпения, находчивости, скромности, твердой веры и горячей любви. Есть глубокий смысл в требовании безвозмездности труда сестры милосердия, ибо за оказание ею услуг нет и не может быть земной платы».

В 1847 г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций. Однако свои требования за больными в России предъявила Крымская война 1853-1856 гг.

Сестры милосердия принимали участие во всех событиях, связанны с военными действиями начиная с Крымской войны (1853-1856 гг.), до этого времени во время военных действий в войсковых перевязочных пунктах или лазаретах трудились только мужчины, как врачи, так и младший персонал.

Идея помогать раненым с помощью женского милосердия и участия принадлежит Великой Княжне Елене Павловне, супруге Великого Князя Михаила Павловича, брата Императора Николая I. Иностранка по происхождению, принцесса из Штутгарта, прибыла в Россию юной, но уже успевшей получить блестящее образование в Париже. Знавшая несколько языков, знакомая с литературой, естественными науками и математикой, она в короткий срок также выучила русский язык и Историю Карамзина - язык и историю той страны, в которой ей предстояло жить. Получив после венчания титул Великой Княгини и православное имя, Елена Павловна всей душой обратилась к своей новой Родине - России. Показав себя на редкость добросердечной и отзывчивой на чужие беды и страдания, стал первой ревнительницей и преемницей в деле попечения благотоворительных заведений, завещанных ей Императрицей Марией Федоровной. Княгиня отличалась незаурядным умом, прозорливостью, увлеченностью и кипучей энергией и уж если начинала какое-либо дело, то непременно доводила его до конца. Будучи очень скромной в своих личных потребностях, Елена Павловна неустанно занималась благотворительностью, которая поглощала большую часть ее собственных средств. В то время, когда об учреждении Общества Красного Креста еще никто и не помышлял, в голове Великой Княжны уже созрела человеколюбивая мысль о нем. Толчком тому явились военные события в Крыму.

Осада Севастополя обнажила самое печальное состояние организации медицинской помощи в российской армии. Опытного медицинского персонала катастрофически не хватало. И Елена Павловна решилась обратиться к русским женщинам за помощью - отдать защитникам Севастополя свою заботу и свой бескорыстный труд. Ее поддержал известный хирург Н.И. Пирогов, но военное управление встретила эту идею весьма неохотно и недоверчиво (уж если самому Пирогову понадобилось несколько месяцев, чтобы убедить военных чиновников в своей необходимости на передовой...). Тогда взгляд на военное дело был сильно отличен от современного и круг военного звания очень замкнут. Присутствие женщин у постели офицера, а тем более солдата, воспринималось как непростительное вольнодумство. Солдат выполнял свой долг и должен был умирать по форме - навытяжку, а его страдания мало кому приходило в голову обсуждать. Сам главнокомандующий А.С. Меньшиков встретил затею Елены Павловны и Пирогова крайне недоброжелательно и даже грубо, поинтересовавшись: «не открыть ли сразу же при фронте и венерологическое отделение...». В такой ситуации дело могли спасти только такая сильная воля и убежденность, какие были у Великой Княжны Елены Павловны. И она, сумев таки убедить Императора Николая I, человека далеко не мягкого, в необходимости этих мер, 25 октября 1854 года учреждает Крестовоздвиженскую общину Сестер милосердия о раненых и больных, с последующей их отправкой на театр военных действий в Севастополь.

Сестры милосердия принимали так же участие в русско-турецкой войне (миссия Красного креста в Яссах 1877-1878 гг.), в Русско-японской войне (1904-1905 гг.), первой мировой войне (1914-1918 гг.).

Расцвет христианской женской медицинской помощи связан с образованием в 1854 году Кресто-Воздвиженской общины, организованной сестрой императора Николая I - великой княгиней Еленой Павловной. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Эта община попала в непосредственное подчинение Н. И. Пирогову, который оценил способности таких сестер милосердия, как Е. Карцева, В. Щедрина, А. Стахович, Е. Меркулова, Е. Бакунина.

Н.И. Пирогов внес понятие о специализации в работе сестер общины: появились «хозяйки», «аптекарши», перевязочные и операционные сестры, появилось понятие «старшая медсестра» вместо должности «главной начальницы».

Пирогов Н. И. отстоял идею введения женского труда в госпиталях (до этого уход осуществляли в большей степени мужчины).

Н.И. Пирогов назначил Е. Бакунину старшей медсестрой Кресто - Воздвиженской общины. Она была твердо убеждена, что не религиозные, а моральные принципы важны в уходе за больными и ранеными. С ней не была согласна великая княгиня Елена Павловна и Е. Бакуниной пришлось расстаться в 1860 году с Кресто - Воздвиженской общиной, которая в дальнейшем стала прообразом РОКК (Российского Общества Красного Креста), созданного в Петербурге в 1867 году (его первоначальное название "Российское общество попечения о раненых и больных воинах", переименованного в РОКК в 1876 году).

Е.М. Бакунина считается родоначальницей сестринской службы и сельской медицины в России.

Основные принципы формирования общин сестер милосердия были сформулированы только к 70-м годам позапрошлого столетия.

Общины имели свой устав, утвержденный местным архиереем. В общины принимались физически здоровые и нравственно безупречные женщины в возрасте 20-45 лет. Престарелым сестрам обеспечивался пожизненный должный уход.

Среди крупных общин можно назвать Покровскую общину в Москве (1872 г.), Иверскую, Александровскую и Марфо-Мариинскую (основатель - княгиня Елизавета Федоровна-преподобномученица, впоследствии канонизирована Русской Православной Церковью).

Россия присоединилась к Женевской конвенции в 1867 г., и тогда же было создано общество попечения о раненых и больных войнах. С 1871 г. женщинам было разрешено работать в госпиталях и в мирное время. В 1897 г. Российское общество Красного Креста учредило в Петербурге институт, целью которого была подготовка мужчин для ухода за ранеными и больными. Срок обучения в институте составлял 2 года.

После революции в России существовало 109 общин и около 10000 сестер милосердия. Общество Красного Креста после революции претерпело ликвидацию, признание в 1921 году и возрождение в 1925 году. В 1938 году имущество Красного Креста передано различным наркоматам. Тем не менее, деятельность общества в тридцатые годы была кипучей. Появились отряды ГСО (готов к санитарной обороне) для взрослых и БГСО (будь готов к санитарной обороне) для детей. Возникли санитарные дружины, санпосты, население обучалось элементам ухода, оказанию доврачебной помощи.

Сёстры милосердия сыграли большую роль в уходе за ранеными и больными в Красной Армии и в борьбе с эпидемиями в годы гражданской войны. К 1940 г. обеспеченность средними медицинскими кадрами, по сравнению с 1913 г., возросла в 8 раз. В 1942 г. начинает выходить журнал «Медицинская сестра». В пятидесятые годы медицинские школы были реорганизованы в медицинские училища, создана система среднего специального образования.

В 1993 была создана и принята философия сестринского дела. В 1994 г. создана Ассоциация Медицинских сестёр России, принимающая участие в работе Международного Совета сестёр.

В 1995 г. впервые в России Г.М. Перфильева, инициатор создания факультета высшего сестринского образования в Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, защитила докторскую диссертацию на тему: «Сестринское дело в России».


 

Современный этап развития сестринского дела

 

В 1963 г. был окончательно решен вопрос о целесообразности открытия медицинских училищ при крупных многопрофильных больницах, являющихся одновременно клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году стали создаваться курсы повышения квалификации для средних медицинских работников при крупных лечебно-профилактических учреждениях.

Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению.

Система обучения, определение функциональных обязанностей медицинской сестры, разработка стандартов качества ее работы должны определяться положением ВОЗ о том, что сестринское дело является самостоятельной дисциплиной. Сестринский уход за больными рассматривается как организованный многоплановый процесс, направленный на личность, с ее физическими и психосоциальными проблемами. Такой подход к сестринскому делу, принятый в развитых странах мира, требует и подготовки специалистов особого уровня - медицинских сестер с высшим образованием.

Несмотря на разное экономическое положение, разные политические системы, культуру и язык, имеются универсальные факторы, оказывающие влияние на развитие сестринского дела в каждой стране. Среди них выделяют три основных: преобладание женщин среди специалистов сестринского дела; превалирование роли лечебной медицины над профилактической; отсутствие представительства медицинских сестер в органах законодательной и исполнительной власти.

5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена "Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации", в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.

Сегодня здравоохранению нужна медицинская сестра, которая является не только хорошим исполнителем профессиональных обязанностей, но и творческой личностью, которая бы учитывала психологические особенности больного и даже домашнюю обстановку и отношения в семье.

Важным событием в истории сестринского дела явилось создание в 1992 г. Ассоциации медицинских сестер России. Она была организована по инициативе медицинских сестер как неправительственная профессиональная организация. В "Проекте развития Ассоциации медицинских сестер России" были названы следующие направления работы Ассоциации: повышение роли медицинской сестры в системе здравоохранения, повышение престижности профессии; повышение качества медицинской помощи; распространение передового опыта и научных достижений в области сестринского дела; возрождение традиций сестринского милосердия; защита интересов медицинских сестер в законодательных, административных и других органах; организация сбора информации по сестринскому делу, ее анализ и распространение; сотрудничество с международными организациями и правительственными учреждениями. Ближайшими задачами деятельности Ассоциации стали:

- разработка стандартов профессиональной деятельности;

- внедрение контроля за качеством работы медицинской сестры;

- организация непрерывного обучения медицинских сестер в системе повышения квалификации и дополнительного последипломного образования;

- участие в разработке программ аттестации и сертификации медсестер;

- привлечение членов Ассоциации к научным исследованиям в области сестринского дела;

- юридическая защита интересов и прав медсестер;

- участие в работе экспертной и проблемной комиссий Министерства здравоохранения Российской Федерации;

- укрепление связей между региональными Ассоциациями медицинских сестер России;

- издание "Вестника медсестринских Ассоциаций России";

- поддержка связей с национальными Ассоциациями и Международным советом медицинских сестер;

- разработка документов для вступления в Международный совет медсестер.

Первый президент Ассоциации медицинских сестер России В. А. Саркисова, говоря о ее задачах, подчеркивает, что нерешенных проблем еще много. Это и статус медицинской сестры, которая должна обладать высоким профессионализмом, быть равным партнером в медицинской бригаде. Это и вопрос о страховании профессионального риска и обеспечения профилактических мер против инфекционных заболеваний для сестер реанимационного, операционного, анестезиологического и гематологического отделений. Это и пересмотр нормативов работы, и существенное улучшение социально-экономического положения медицинских сестер, вспомогательного и технического персонала. Одной из основных задач Ассоциации стало привлечение внимания Правительства к проблемам медицинских сестер, от решения которых зависит дальнейшее развитие сестринского дела в России.

В июне 1996 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всероссийская конференция по сестринскому делу. Организаторами конференции были Ассоциация медицинских сестер России и Министерство здравоохранения Российской Федерации. На ней обсуждались насущные проблемы сестринской практики и сестринского образования. Ассоциация получила признание как национальная организация, представляющая и защищающая интересы медицинских сестер России.

Это событие вошло в историю страны как конференция, на которой был принят проект первого "Этического кодекса медицинской сестры", разработанный Ассоциацией медицинских сестер России. Принятие этого документа вселяет надежду на полное возрождение морально-этических принципов в медицинской деятельности. В кодексе нашли отражение положительные и отрицательные результаты научно-технического прогресса в здравоохранении, вопросы повышения риска развития ятрогенных заболеваний, особенности происходящей в стране реформы сестринского дела и другие аспекты, касающиеся деятельности медицинских сестер.

 

 


 

Заключение

 

Понятие «сестринское дело» в нашей стране было введено в 1988 г., когда в номенклатуре образовательных специальностей возникла новая учебная дисциплина - основы сестринского дела.

Сестринское дело (медсестра Дорота Орем, 1971) – помощь человеку в саморегулирование, когда он по каким-то причинам это не может делать.

Сестринское дело (Международный Совет сестер, 1987) – является составной частью системы здравоохранения и включает в себя деятельность по укреплению здоровья, профилактике заболевания, предоставлению психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Эта помощь оказывается медсестрой в лечебных и др. учреждениях, на дому и везде, где есть в ней потребность.

Сестринское дело предусматривает целенаправленный уход за человеком в целях:

- его лечения;

- облегчения,

- укрепления здоровья.

Основные задачи сестринского дела в настоящее время:

1. Обеспечить эффективную подготовку высококвалифицированных медицинских сестёр, способствовать повышению их квалификации.

2. Обучать медицинских сестёр культуре общения с пациентами и членами их семей, коллегами, учитывая этические, эстетические и деонтологические аспекты поведения.

3. Проводить научно-исследовательскую работу в области сестринского дела.

4. Обеспечивать высокий уровень медицинской информации.

5. Вырабатывать у медицинских сестёр определённый стиль мышления.

Уход за пациентами является необходимой и важнейшей частью лечения и делится на:

· общий уход - включает в себя те мероприятия, в которых нуждается любой пациент независимо от характера его заболевания (инъекции, кормление, раздача лекарств, уборка помещений и т.д.).

· специальный уход - те мероприятия, которые применяются только к пациентам определённой группы: хирургическим (перевязки и др.), урологическим (промывание мочевого пузыря) и т.д.

Уход за пациентами является прямой обязанностью медицинской сестры.

 


Список использованной литературы

 

1. Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 2 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER2.htm

2. Дина Яфасова. Истоки сестринского дела. Глава 7 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER7.htm

3. История сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://i-z-m.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html

4. Основоположники сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: www.mosmedsestra.ru/load/0-0-0-53-20

5. Романюк В.П. . Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Российское общество Красного Креста в войнах и стихийных бедствиях конца XIX - первой половине ХХ века / В.П. Романюк , В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_4_1.htm

6.  Сестра милосердия у постели раненого. Фото 1906. :: Энциклопедия Санкт-Петербурга [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803991655

7. Сестра милосердия. Фото. Между 1914 и 1917. :: Энциклопедия Санкт-Петербурга [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.encspb.ru/ru/bigimage.php?kod=2803990427

8. Скворцов В.В. Волгоградский медицинский портал/Статьи/Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны / Скворцов В.В. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://medic.vgrad.net/articles/nursing_process/1263147868


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 138; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!