Речь Сократа после вынесения смертного приговора (фрагмент):

Задание 1 . Соотнести понятия и термины, дополнить недостающую пару.

Понятия   Определения  
Мифология Умение мыслить по законам логики
Знание   Форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир
Понятийность   Система наиболее общих взглядов человека на мир, на себя, на свое место в этом мире
Мировоззрение   Умение мыслить с помощью слов и терминов
Религия   Мировоззрение древнего общества, совмещает в себе фантастическое и реалистическое восприятие окружающей действительности
Философия   Интеллектуальная составляющая мировоззрения: знания, взгляды, оценки, убеждения, мысли и т.п.
Логичность   Всеобщие, универсальные понятия, которые прямо или косвенно применяются во всех науках и являются основой человеческого интеллекта
Вера   Форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие содержания этого мышления.
Категории философии   Внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо путём необъяснимой уверенности
Миропонимание   Умение мыслить в соответствии с законами интеллектуальной познавательной деятельности
Ритуал   Способы, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование
Мироощущение   Система утвердившихся ритуалов и догматов
Дискурсивность   Эмоциональная составляющая мировоззрения: переживания, эмо- ции, аффекты и т.п.
Методы философии   Многопроблемное соотношение «мир-человек», исторически разнообразные формы соотношения материи и духа (сознания)
Культ Обрядовая церемония, которой  приписывается некий мистический смысл
Миф   Основное положение вероучения или положение, принимаемое за непреложную истину 
Догма (догмат)   Многопроблемное соотношение «мир-человек», исторически разнообразные формы соотношения материи и духа (сознания)
Космоцентризм   Форма и способ теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие содержания этого мышления.
Главный предмет философии   Философское мировоззрение эпохи Древнего мира, в основе кото- рого лежит объяснение мира, явлений природы через могущество, всесильность и бесконечность внешних сил 
Диалектика   Устное народное сказание, передававшееся из поколения в поколение,  о происхождении и устройстве мира,  о жизни и смерти, добре и зле в чувственно-наглядной форме
  Особый, научно-теоретический тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, стремлением понять мир в целом
  Способность выдвигать и обосновывать выдвигаемые суждения 
  Селективная , упорядоченная , определенным способом полу- ченная и оформленная информация,  имеющая социальное значение

 

Задание 2.. Выполните кроссворд «Философия и мировоззрение»

 

1   1            

 

 

2                        

 

3      

 

 

4                      

 

 

5              

 

 

6                        

 

 

7    

 

 

8            

 

9                

 

                                       

 

По вертикали:

1. Система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

По горизонтали:

1. Способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития.

2. Совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регулятивов его поведения.

3. Сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность.

4. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.

5. Момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения, положения, принимаемые с меньшей уверенностью или даже с недоверием.

6. Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

7. Образное, синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

8. Система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

9. Взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям.

 

 

Задание 3

Платон. Апология Сократа

Историческая справка (информация преподавателя):

«Апология Сократа» единственное произведение, написанное Платоном не в диалогической форме. Платон передаёт в ней – вероятнее всего, очень близко к буквальному тексту – содержание трёх речей, произнесённых Сократом в собственную защиту на суде, который был устроен над ним афинскими демократами и окончился смертным приговором великому философу. Слово «апология» в буквальном переводе означает «оправдание». Целью Платона при написании «Апологии» было посмертно оправдать Сократа от ложно возведённых на него обвинений.

Сократ вместе с софистами открыл новую эпоху истории античной философии, обратив-

шись от космологии и натурфилософии к проблеме человека, и в частности к проблеме

разума. В свое время это, несомненно, было чем-то вроде философской революции. А всякая революция требует героев и по необходимости должна идти на великие жертвы. Таким героем и такой жертвой как раз и оказался Сократ. Его постоянное стремление анализировать традиционные человеческие понятия, добиваться их ясности, стараться сохранить все лучшее и сокрушить все худшее естественно вызывало у многих его современников недоумение или боязнь, а некоторые даже испытывали ужас и испуг. Сократа стали обвинять в безбожии, в развращении молодежи, в подрыве существующего государственного строя и даже во введении каких-то новых божеств. 

Та сила духа, с которой Сократ проводил свои идеи и выявлял ложь, прикрываемую благоприличным поведением людей и их якобы благонамеренными суждениями, всегда вызывала у Платона неизменный восторг, так что Сократ навсегда остался для него живым символом самой философии. Образ этого великого мыслителя и рисует нам Платон в «Апологии» .

Речь Сократа после вынесения смертного приговора (фрагмент):

Немного не захотели вы подождать, о мужи афиняне, а вот от этого пойдет о вас

дурная слава между людьми, желающими хулить наш город, и они будут обвинять вас в

том, что вы убили Сократа, известного мудреца. Конечно, кто пожелает вас хулить, тот

будет утверждать, что я мудрец, пусть это и не так. Вот если бы вы немного подождали,

тогда бы это случилось для вас само собою; подумайте о моих годах, как много уже про-

жито жизни и как близко смерть.

Это я говорю не всем вам, а тем, которые осудили меня на смерть. А еще вот что

хочу я сказать этим самым людям: быть может, вы думаете, о, мужи, что я осужден пото-

му, что у меня не хватило таких слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону,

если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы уйти от наказания. Вовсе не так. Не

хватить-то у меня, правда что, не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и же-

лания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать, вопия и рыдая, делая и

говоря, повторяю я вам, еще многое меня недостойное – все то, что вы привыкли слышать

от других. Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого

что-нибудь рабское, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом, и го-

раздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защи-

щавшись иначе. Потому что ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-либо другому не

следует избегать смерти всякими способами без разбора. Потому что и в сражениях часто

бывает, очевидно, что от смерти-то можно иной раз уйти, или бросив оружие, или начав-

ши умолять преследующих; много есть и других способов избегать смерти в случае какой-

нибудь опасности для того, кто отважится делать и говорить все. От смерти уйти нетруд-

но, о, мужи, а вот что гораздо труднее – уйти от нравственной порчи, потому что она идет

скорее, чем смерть. 

И вот я, человек тихий и старый, настигнут тем, что идет тише, а мои обвинители,

люди сильные и проворные, – тем, что идет проворнее, – нравственною порчей. И вот я,

осужденный вами, ухожу на смерть, а они, осужденные истиною, уходят на зло и неправ-

ду; и я остаюсь при своем наказании, и они – при своем. Так оно, пожалуй, и должно было

случиться, и мне думается, что это правильно.

А теперь, о мои обвинители, я желаю предсказать, что будет с вами после этого.

Ведь для меня уже настало то время, когда люди особенно бывают способны пророче-

ствовать, – когда им предстоит умереть. И вот я утверждаю, о, мужи, меня убившие, что

тотчас за моей смертью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той смерти,

на которую вы меня осудили. Ведь теперь, делая это, вы думали избавиться от необходи-

мости давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю я, совсем обратное: больше

будет у вас обличителей – тех, которых я до сих пор сдерживал и которых вы не замечали,

и они будут тем невыносимее, чем они моложе, и вы будете еще больше негодовать. В са-

мом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от порицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты и не вполне возможен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше. Ну вот, предсказавши это вам, ко-торые меня осудили, я ухожу от вас.

Перевод М. С. Соловьева.

В кн.: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 1. М.: «Мысль», 1990.

 

Задание

Почему Сократ говорит, что те, кто голосовал за его смертную казнь, причинили зло не ему, но себе самим? 

Почему Сократ не смог защитить себя на суде?

Почему Сократ считает, что для него – смерть не зло? 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 116; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!