Искусство первой половины XVIII века.



Объем требований. Бакалавриат

На испытаниях творческой направленности по искусству абитуриенты должны продемонстрировать:

· знание основных видов изобразительного (архитектура, скульптура, живопись), музыкального (опера, балет, инструментальная музыка) и театрального искусства и особенностей их художественного языка;

· понимание закономерностей развития историко-художественного процесса в изобразительном, музыкальном и театральном искусстве;

· знание жанровой структуры произведений искусства;

· владение основной терминологией общей теории искусства;

· знание периодов исторической эволюции искусства, наиболее значительных произведений искусства и их авторов.

Основные периоды и произведения искусства.

Искусство X – начала XII вв.

Древнерусское искусство, его периодизация и истоки в художественной культуре восточнославянских племен. Воздействие византийской художественной традиции на сложение принципов древнерусского искусства.

Архитектура: византийский тип крестово-купольного храма и его трансформация на русской почве. Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Спасский собор в Чернигове. Новгородские храмы начала XII века.

Иконопись: перенесение на русскую почву принципов византийской монументальной храмовой декорации, использование византийской иконографии и техники иконописи. Сложение национальной русской школы иконописи. Мозаики и фрески киевской Софии и собора Михайловского Златоверхнего монастыря. Декоративно-прикладное искусство Киевской Руси.

Искусство XII – середины XIII вв.

Архитектура: сложение нового типа храмового сооружения (на примере Успенского собора Печерского монастыря) и его распространение, появление местных архитектурных школ (киевская, новгородская) и их особенности. Владимиро-суздальская школа и ее основные памятники: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др.

Иконопись: развитие и преломление византийско-киевских традиций в иконописи Новгорода и Пскова. Новгородская иконопись.

Искусство середины XIII – середины XV вв.

Предвозрожение в русском искусстве.

Архитектура Новгорода XIV – XV вв., развитие типа небольших каменных храмов. Архитектура Московского княжества, развитие в ней традиций белокаменного зодчества Владимиро-суздальской Руси.

Монументальная иконопись Новгорода и творчество Феофана Грека. Иконопись Москвы. Феофан Грек и сложение типа высокого иконостаса в древнерусском искусстве (иконостас Благовещенского собора в Москве). Творчество Андрея Рублева – ярчайшее явление древнерусского искусства. «Троица» Андрея Рублева: стиль, содержание, символика. Росписи Успенского собора во Владимире и деятельность мастеров школы Андрея Рублева.

Искусство конца XV – XVI веков.

Архитектура конца XV – начала XVI вв. Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля. Творчество Аристотеля Фьораванти.

Архитектура XVI века: интенсивное храмовое строительство в середине XVI века, светское зодчество. Храм Покрова Богородицы на Рву. Сложение типа шатрового храма: церковь Вознесения в Коломенском и др.

Иконопись конца XV – начала XVI вв. Творчество Дионисия: росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Иконопись XVI века: регламентация принципов иконописания, нарастание отвлеченно-умозрительных тенденций в иконописи. Икона «Церковь воинствующая».

Театр эпохи Средневековья и Возрождения. Маски комедии дель арте.

Искусство XVII века.

Светские тенденции в искусстве XVII века.

Архитектура: развитие шатрового зодчества, усиление черт декоративности и пышности в наружном оформлении церковных зданий. Местные архитектурные школы (Ярославль и др.), их особенности. Светское зодчество XVII века (Теремной дворец в Московском Кремле). Церковная реформа Никона и ее отражение в искусстве, строительство грандиозных монастырских комплексов (Новый Иерусалим и др.). «Нарышкинское барокко» в архитектуре конца XVII века и нарастание западноевропейского влияния в русском искусстве. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах.

Живопись: борьба иконоборцев и иконопочитателей в середине XVII века, ее выражение в искусстве. Творчество Симона Ушакова и эволюция принципов иконописи, икона «Насаждение древа государства Российского». Развитие светских жанров в живописи XVII века: портрет. Проблема т. н. «парсуны».

Зарождение и становление в Европе музыкального и драматического театра (Италия, Франция, Англия).

Доктрина искусства классицизма. Французский театр эпохи классицизма. Трагедии Корнеля и Расина. Комедии Мольера. Школьный театр в России и зарождение светского театра. Придворный театр царя Алексея Михайловича.

Искусство первой половины XVIII века.

Русское искусство в эпоху петровских реформ и приобщение русской художественной культуры к традициям западноевропейского искусства.

Архитектура: применение ордерных принципов и сложение новых типов архитектурных сооружений. Основание и застройка Петербурга: Петропавловский собор, Меншиковский дворец и др. Применение принципов регулярного градостроительства и деятельность «Комиссии о санкт-петербургском строении».

Живопись и скульптура: творчество иностранных мастеров и развитие светских жанров. Творчество Б.-К. Растрелли. И. Никитин и развитие портрета.

Жанры церковной и светской музыки в Западной Европе и в России. Музыка позднего барокко, творчество Баха и Г.Ф. Генделя. Жанр страстей («Страсти по Матфею»), ораторий («Мессия») и инструментального концерта («Бранденбургские концерты»), органная музыка.

Становление русского профессионального театра. Государственный публичный театр Петра I. Создание национального репертуара. Появление профессиональных театральных трупп «охочих комедиантов».

Искусство XVIII века.

Развитие принципов барокко в творчестве Ф.Б. Растрелли: Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе и др. Творчество Д.В. Ухтомского.

Живопись середины XVIII века: основные жанры, творчество русских художников-портретистов – И.Я. Вишнякова, И.П. Аргунова и др.

Классицизм, его основы и принципы. Зарождение и развитие принципов классицизма в архитектуре: творчество В.И. Баженова, М. Ф. Казакова, И.Е. Старова, Дж. Кваренги, Ч. Камерона. Важнейшие архитектурные мероприятия конца XVIII века: проект перестройки Московского Кремля, возведение загородных резиденций (Павловск) и др.

Живопись: жанровая система, преобладание в ней портрета, причины этого явления. Творчество Д.В. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, А.П. Антропова, И.П. Аргунова. Основание Академии Художеств, ее роль в развитии искусства.

Основные направления развития скульптуры во второй половине XVIII века. Творчество Ф.И. Шубина, М.И. Козловского.

Распространение идей Просвещения в Европе, их влияние на эстетику музыки и музыкального театра. Эмансипация инструментальной музыки; симфония и идея абсолютной музыки. Формирование сонатной формы. Оперная реформа Глюка («Орфей и Эвридика»). Венская классическая школа: Гайдн, Моцарт («Свадьба Фигаро», Симфония № 40). Творчество Бетховена (Сонаты № 8 «Патетическая», № 23 «Аппасионата», Симфония № 5).

Стили в русской музыке XVIII века. Творчество М. С. Березовского и Д.С. Бортянского.

Западноевропейский театр эпохи Просвещения. «Парадокс об актере» Д. Дидро. Комедии Бомарше. Драматургия Шиллера. Учреждение первого национального публичного театра в Петербурге (Указ 30 августа 1756 г.). Роль Федора Волкова и А.П. Сумарокова в его создании. Возникновение профессионального театра в Москве в 1759 г. Российская (университетская) труппа. Первые актеры и актрисы русского театра XVIII в. (И. Дмитриевский, Я. Шумский, Т. Троепольская и др.). Особенности русского сценического классицизма. Значение журналов Н.И. Новикова, роль сатирической комедии Фонвизина, Крылова, Капниста в развитии театра. Комическая опера.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!