Сорокин П. Структурная социология.

Контрольная работа заключается в самостоятельной работе студента по философской интерпретации текстов конкретных философских традиций. Студент вместе с текстом, подлежащим интерпретации, получает перечень вопросов, ответы на которые должны содержаться в предлагаемом им толковании данного текста.

Задание № 1.

       В качестве предмета интерпретации студенту предлагается следующие фрагменты текста.

Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг.

Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым... Действительное единство состоит в его материальности, а эта последняя доказывается...длинным и трудным развитием философии и естествознания [42,­т.­20,­с.­43].

Декарт Р. Первоначала философии.

Что ни попадало бы под наше восприятие, мы рассматриваем это как вещи или как некие впечатления от вещей; наконец, это как бы вечные истины, не имеющие никакого Бытия за пределами нашего сознания. Из того, что мы считаем вещами, наиболее общее значение имеют субстанция, длительность, порядок, число и другие понятия того же рода, распространяющиеся на все роды вещей. При этом я признаю лишь два; высших рода вещей: одни из них–вещи умопостигаемые, или относящиеся к мыслящей субстанции; другие–вещи материальные, или относящиеся к протяженной субстанции, т.е. к телу. Восприятие, воления и все модусы как восприятия, так и воления относятся к мыслящей субстанции; к протяженной относятся величина, или сама протяженность в длину, ширину и глубину, фигура, движение, положение, делимость этих вещей на части ит.п. Но мы испытываем в себе и нечто иное, не относящееся исключительно к мысли или исключительно к телу и проистекающее от тесного и глубинного единения нашей мысли с телом: таковы чувство голода, жажды и т.д.; сюда же относятся побуждения, или страсти души, заключающиеся не в одном только мышлении: таковы побуждения к гневу, к радости, к печали, любви и т.п.; наконец, все ощущения боли, щекотки, света и цветов, звуков, запахов, вкусов, тепла, твердости и прочих осязаемых качеств…[29,­т.­1.,­­с.­333].

Вопросы к тексту.

1. Какие варианты определения понятия «бытие» представлены в отрывках – материалистический, идеалистический, эмпирический, рационалистический?

2. В чем принципиальные различия представленных в отрывках противоположных мнений? Охарактеризуйте их существенные показатели.

3. Являются ли идеи авторов первого и второго фрагментов абсолютно противоположными или альтернативными?

4. Есть ли связь понятий «бытие», «начало», «единство мира» - Маркса, Энгельса и Декарта?

 

 

Задание № 2.

В качестве предмета интерпретации студенту предлагается следующие фрагменты текста.

Августин Блаженный «Исповедь».

Что за странное явление! Откуда оно и в чем его причина?

Когда дух приказывает телу, оно повинуется тотчас, а когда приказывает самому себе, то сам же противится. Дух велит, что­бы рука двигалась, и все тут так просто, что приказ едва отличим от исполнения. При этом дух–это душа, а рука–это тело. Но вот дух велит духу захотеть, дух остался прежним, однако не повинуется теперь.

Что за странное явление! Откуда оно и в чем его причина?

Хотеть требует тот, говорю я, кто не стал бы принуждать, если бы не желал того, и вот сам же он не слушается приказа! Не весь объят он желанием, вот почему и веление его не все сильно. Он требует в той мере, в какой желает, и настолько не исполняется приказ, насколько не достает ему желания. Ведь воля сама себе, а не другому кому-то повелевает, чтобы родилась воля. Когда не вся она целиком требует, то и не наступает то, чего она требует.

 

Вопросы к тексту:

1. Как может быть определена концепция субъективности Августина Блаженного?

2. В чем заключается теологический смысл предлагаемой Августином модели волевого акта?

3. Традиция какого жанра религиозного текста заложена в «Исповеди» Августина?

4. Каково влияние рассуждений Августина о субъективно-психологической сфере человека на европейскую культурную традицию?

 

Задание № 3.

В качестве предмета интерпретации студенту предлагается следующие фрагменты текста.

Кассирер Э. Опыт о человеке.

Поворотным пунктом в греческой культуре и мышлении стал момент, когда Платон совершенно по-новому истолковал смысл афоризма «Познай самого себя». Это истолкование поставило проблему, которая не только была чужда мысли досократиков, но и выходила за рамки сократовского метода. Чтобы выполнить тре­бование дельфийского оракула, Сократ должен был подойти к че­ловеку как индивидуальности. Платон признал ограниченность сократовского пути познания. Чтобы решить проблему,— заявляет он,— мы должны перевести ее в более широкий план. Явления, с которыми мы сталкиваемся в нашем индивидуальном опыте, настолько разнообразны, сложны и противоречивы, что мы вряд ли в состоянии в них разобраться. Человека должно изучать не в его индивидуальной, а в политической и социаль­ной жизни. Человеческая природа, согласно Платону, подобна трудному тексту, значение которого должно быть расшифровано философией. В нашем индивидуальном опыте этот текст написан столь мелкими буквами, что прочесть его невозможно. Первое дело философии — сделать эти буквы заметнее. Философия не может дать нам приемлемую теорию человека, покуда не будет построена теория государства. Природа человека заглавными буквами впи­сана в природу государства. И тогда неожиданно выявляется скрытое значение текста, и то, что казалось темным и запутан­ным, становится ясным и понятным.

Однако политическая жизнь — не единственная форма обще­ственного существования человека. В истории человечества госу­дарство в его нынешней форме — довольно поздний продукт цивилизации. Задолго до того, как человек открыл эту форму социальной организации, он предпринимал другие попытки органи­зовать свои чувства, желания и мысли. Язык, миф, религия и искус­ство и есть способы такой организации и систематизации. Лишь на этой более широкой основе можно построить теорию человека. Государство, конечно, очень важно, но это еще не всё: оно не может выразить или впитать все другие виды человеческой дея­тельности. В своей исторической эволюции эти виды деятельности были тесно связаны с развитием государства, да и поныне они во многих отношениях зависят от форм политической жизни. Не обла­дая самостоятельным историческим существованием, они, тем не менее, имеют свои собственные значения и ценность.

 

Сорокин П. Структурная социология.

Родившись, человек еще не является личностью или субъектом надорганической жизни. Его "я" и имя,  научные идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фонографом, на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фонограф конечно же лучше воспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть — симфонию Бетховена или джаз, — не зависит от фонографа. Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать "социокультурные записи", чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Зовут ли его Смит или Джонс, протестант ли он или буддист, говорит ли он по-английски или по-турецки, республиканец он или демократ, лифтер или король, является ли он гражданином России или Сиама, состоит в моногамном или полигамном браке, носит восточную или американскую одежду — эти и другие социокультурные характеристики не наследуются биологически, а приобретаются в процессе взаимодействия с людьми, среди которых он рождается, воспитывается, получает образование.

Джозеф Райнхарт, рожденный в американской семье, был в возрасте трех лет брошен своими родителями, усыновлен китайской семьей, привезен в Китай и воспитывался там до девятнадцати лет, став типичным китайцем по языку, мыслям и верованию, манерам и образу жизни.  Близнецы,  рожденные с одинаковыми организмами, развивают свой ум до разного уровня и имеют разные социокультурные характеристики, если их помещают в разную социокультурную среду. Мейбл и Мери, однояйцевые близнецы, выросшие одна - на американской ферме, другая — в американском городе, показали множество различий по тесту Стэнфорда-Бинэ. Они также имели ярко выраженные отличия в манерах и нравах несмотря на то что социокультурные различия между сельской и городской американской средой не являются слишком существенными.

Организмы двух людей могут совсем немного разниться, а могут быть и совершенно разными в биологическом смысле, например, они могут быть относительно слабыми и сильными физически, относительно посредственными и блестящими умственно, однако оба эти человека могут стать королями или мультимиллионерами в зависимости от социокультурных условий.

Несмотря на значительные различия в биологической наследственности, дети, родившиеся и выросшие в англоязычных странах, имеют родным языком английский; в римско-католическом окружении от 80 до 100% детей становятся католиками, и т. д.  А это означает: что касается социокультурных черт и жизненного пути человека, то каждый находится под воздействием надорганической среды, в которой он рождается и воспитывается. Даже определенные биологические характеристики косвенно определяются социокультурными факторами. Во многих обществах предписывалось убивать детей, рожденных с определенными табуированными чертами. Другие общества запрещают браки между высшими и низшими кастами, между рабами и хозяевами или между определенными этническими, расовыми и религиозными группами. Таким путем социокультурные факторы обусловливают и контролируют до значительной степени то, какие виды биологических организмов воспроизводятся, а какие уничтожаются. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять социокультурные функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, как социокультурные индивиды, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы. В связи с указанными выше обстоятельствами предмет социологии и социальных наук в целом отличается от предмета физических и биологических наук.

Вопросы для анализа проблем.

1. Каковы причины противоположности индивидуальной и общественной форм человеческого существования? Связаны ли они с внутренними или внешними условиями жизни человека?

2. Относится ли «текстовое» содержание бытия человека к структуре «социокультурных сил», детерминирующих поведение человека? Как возможно оптимальное единство природных (биологических) «текстовых», социокультурных факторов человеческого бытия?

3. В чем значение предметной активности человека в организации собственного бытия? Почему, по мнению мыслителей, она незначительна (или существенная) в сравнении со значениями языка, религии, искусства? Соответствуют ли эти идеи реальности техногенной цивилизации?

4. Охарактеризуйте роль языка мифа, религии, искусства в организации человеческого бытия, учитывая мнения мыслителей и известную Вам учебную и научную литературу.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!