Американский специалист по правам человека Э.Клайн убежден в том, что



 права меньшинств, включая этническое групповое право на сохранение национальной культуры, являются фактором обуздания власти национальных государств;

 признание прав меньшинств не должно служить для государств, этнических групп и иных образований предлогом для нарушения или принижения индивидуальных гражданских прав,предусмотренных Пактом о гражданских и политических правах;

 если самоопределение народа приводит к ситуации, представляющей очевидную опасность для жизненных интересов других народов, оно может быть отложено или его условия могут быть модифицированы, а в экстремальных случаях решение о нем может быть отменено;

 отделение не должно быть первым рассматриваемым вариантом при разрешении проблем этнического плюрализма, поскольку оно часто приводит к насилию и к болезненным нарушениям в экономической и социальной сферах.

Если государство демократическое, то возникающие в нем конфликты сопровождаются структурными изменениями самой политической системы государства, а если авторитарное - усилением репрессий и зажимом движений, что приводит к новым узлам напряженности.

Особенно трудноразрешимой проблемой для новых режимов является та, которая предусматривает политические права этнических групп. Профессор социологии Гумбольдтского университета К.Оффе предложил следующие:

 метод убеждения общественности;

 торга при закрытых дверях;

 использования президентских прерогатив;

 вмешательства наднациональных акторов.

Урегулирование этнополитических проблем представляется также возможнымэволюционными методами. Политический путь предполагает снижение доверия к националистическим элитам со стороны их избирателей. Массовое сопротивление разорению страны и страданиям способны породить общее осознание того, что нынешний конфликт, война и репрессии создадут историческое оправдание для эскалации конфликта и превращения его в перманентный.

Другой эволюционный путь может заключаться в успешном проведении экономических реформ. Выгоды, которые получат в результате проведения экономических реформ немногие, и относительные потери и утрата уверенности в завтрашнем дне, которые падут на долю большинства, могут способствовать изменению структуры конфликта, поскольку при таком повороте событий объединение, строящееся по профессиональным и классовым признакам, станет более насущно необходимым и актуальным, чем объединение, основанное на этнических различиях. В конечном итоге эти разнообразные линии общественных расколов начнут пересекаться, тем самым нейтрализуя друг друга. В итоге этнические споры будут постепенно уступать спорам материальным, а именно проблемам прав и распределения.

Кроме политического и экономического путей стабилизации этнополитического процесса может быть использован путь культурной модернизации. Он заключается в изменении такого положения дел, когда принадлежность человека к определенной этнической группе составляет сущность его идентичности, чтобы перейти к ситуации многообразия идентичностей - в ней и сам человек и другие люди, с которыми он связан, в зависимости от конкретных условий считают особо значимыми либо его свойства и качества как человеческого существа, либо его идентичность как члена национальной, профессиональной, этнической или религиозной общности.

К числу мер, ведущих к разрешению этнических противоречий, можно отнести:

 передачу существенной доли власти этнорегиональным территориям;

 принятие избирательных законов, стимулирующих межэтнические переговоры;

 создание условий для роста благосостояния экономически неблагополучных меньшинств.

Когда этнические группы требуют определенной доли должностей в государстве (и определенной доли государственных средств) в соответствии с долей в населении, этнополитика переходит в долевой национализм, который претендует не на территориальное господство, а на господство в первую очередь над подвижными общественными финансовыми средствами.

Несомненно, консолидированные демократии имеют относительно больший успех в предотвращении и урегулировании этнополитических конфликтов, однако даже они не обладают иммунитетом против этни­ческого насилия, и политика идентичностей не всегда легко нивелиру­ется даже в плюралистических демократических обществах.

 

Литература:

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент. М.: Дело, 2005. - 472 с.
  2. Бреннигмейер О. Предотвращение этнического конфликта // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 38-46.
  3. Кагиян С.Г. Управление этническими конфликтами //Философские науки. 2003. № 2. С. 27–34.
  4. Рыкалина Л.А. О природе этнонационального конфликта // Социально-политический журнал. 1995. № 5. С. 216–219.
  5. Савинов Л.В. Смыслы и концепты этнополитической безопасности / Л.В. Савинов // Изв. ВУЗов. - 2010. - №1. - С. 35-38. - (Сер.: Социология. Экономика. Политика).
  6. Стрелецкий В. Этнотерриториальные конфликты: сущность, генезис, типы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1998. – С. 225–249.
  7. Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Этнополитология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 155–161.

Контрольные вопросы:

1. Какие этнополитические конфликты называют «конфликтами репатриации»?

2. Что такое «спорные территории»? Приведите примеры.

3. Почему этнополитические конфликты относят к категории трудноразрешимых?

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!