Знаменитые глиняные солдаты китайского императора Цинь Ши-хуан-ди – одна из самых интригующих загадок для исследователей.



Класс Тема: Искусство Древнего Китая и Японии

 

Искусство Древнего Китая

 

 

 

 

 

 

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э.

Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

В середине I тыс. до н.э. в Китае складываются два основных философских течения – даосизм и конфуцианство. Основатель даосизма Лао Цзы сформулировал философскую концепцию о вечно меняющемся мире, о Единстве двух противоположенных принципов Вселенной Инь и Ян– Конфуцианство и Даосизм, получивших статус государственной идеологии, и, повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны.

Основателем конфуцианства стал философ Кун Фу–Цзы («Учитель Кун»), живший в 551 – 449 годах до н.э. и обожествлённый после смерти (его имя европейцы трансформировали в Конфу́ций).

Кун Фу–Цзы («Учитель Кун») - Конфуций.

Основы философии Конфуция были изложены позже его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Рукописный текст "Лунь юй".

Он разработал стройное учение, целью которого было создание идеального государства, управляемого мудрым царём, руководствующимся Разумом и Законом.

Чтобы достичь этого идеала в жизни, нужно было всем без исключения жителям станы неукоснительно соблюдать «ли» (Установления, Ритуалы, Церемонии) и почитать Прошлое, подчиняя свою жизнь традиции.

По мнению Конфуция, только знание и соблюдение «ли» делает варвара культурным человеком. «Ли» способны «исправить» несовершенство человеческой натуры – облагородить её, возвысить, придать ей целостность и гармонизовать личность. Кроме того, следование «ли» каждым гражданином необходимо для установления определённого порядка в обществе, то есть имеет важное государственное значение.

Конфуций и его ученики

Не менее важно для личности и государства соблюдение древних традиций, завещанных предками: «Люблю древность и верю в нее!» - говорил Конфуций. Государство лишь тогда может избежать смуты и разрухи, когда в нём будет поддерживаться строгий порядок, основанный на неизменности того, что уже существует. Лучший правитель, по мнению Учителя – тот, кто ничего не делает и ничего не меняет, а лишь следит за соблюдением уже сложившегося порядка. Страна такого государя неминуемо будет процветать.

Правитель и народ

Соблюдение «ли» и следование традициям неизбежно приводят к созданию жёстких правил для всех проявлений человеческой жизни. Конфуций разрабатывает теорию об иерархическом строении общества, где каждый его член, точно знает «свое место» и соблюдает все положенные ему предписания и правила. Такое идеальное общество должно быть построено по принципу большой семьи, в которой авторитет старших непререкаем. Сын обязан подчиняться отцу, жена - мужу, младший брат – старшему, крестьянин – начальнику, начальник - чиновнику, чиновник - императору. То есть, в основе управления государством заложен принцип сыновней почтительности («сяо»).

Китайская семья.

Идеалом гражданина и человека (именно в этой последовательности), в учении философа, выступает «благородный муж» («цзюнь-цзы»), который должен быть наделён следующими качествами:

1. Знать и строго соблюдать «ли»;

2. Обладать «жень». Это слово имеет в китайском языке несколько толкований, чаще его переводят как «гуманность», «человеколюбие». Приведем слова Конфуция: «Случается, что благородный муж негуманен, но не бывает, чтобы гуманный оставался ничтожным человеком, ибо он поднялся к вершинам духа»;

3. Подчинять свою жизнь долгу - несению возложенных на него общественных и личных обязанностей;

4. Думать не о собственном благе, а в первую очередь, стараться быть полезным государству – отдавать все свои знания, умения, силы на его процветание и поддержание порядка, установленного священной Традицией.

5. Культивировать, воспитывать в себе «вэнь». Это понятие можно перевести, как культура, чувство прекрасного, эстетический вкус. Конфуций считал, что без воспитания внутренней культуры, в том числе - путём приобщения к различным искусствам, человек не сможет добиться действительного благородства.

Кроме того, «благородный муж» должен обладать почтительностью, обходительностью, правдивостью, добротой, преданностью, сдержанностью, осторожностью в разговоре, стремлением избегать любых крайностей.

Вот слова Конфуция о том, кто может называться «благородным мужем»:

«Благородный муж думает о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу»

Главное же - в своих поступках «благородному мужу» следовало руководствоваться «золотым правилом нравственности»: «не делать другим того, чего не желаешь себе». Конфуций говорил так: «Человек мелкий («сяо-цзы») требователен к другим, благородный муж («цзюнь-цзы») требователен к себе».

Примечательно, что «благородным мужем» мог стать любой человек вне зависимости от своего происхождения и социального положения.

Конфуций с учениками.

Когда конфуцианство получило статус государственной идеологии (с 59 г. – по 1928 г.), оно словно «законсервировало» китайскую культуру, подчинив абсолютно все стороны жизни строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Образ же «благородного мужа» стал тем эталоном, приближение к которому считалось делом чести для каждого жителя Китая, служило мерилом социального престижа гражданина страны.

Памятник Конфуцию. Китай.

 

 В III-IV вв. до н. э. была построена Великая китайская стена с системой диафрагм, благодаря которым она выдерживала частые землетрясения. Стена имеет длину около 3 тыс. км. Башни стены символизируют мужское начало, зубцы – женское. Высота стены 10м, ширина – 5-8м.

Во II в. до н. э. наладилась караванная торговля между Китаем и Средней Азией – Великий Шелковый Путь. В IV-VI вв. в Китае распространяется буддизм, который пришел сюда из Кореи. Основное течение здесь – махаяна. Приобретает значимость внутренняя жизнь человека, милосердие и сострадание.

Появляются буддийские постройки – пагоды (пагода Суньюэсы в Хэнани, VI в.; пагода Даяньта в Сияни VII в.). Они, как и дворцы, были деревянными и располагались в уединенных местах. К ним вели крутые тропинки, поднимаясь по которым, люди слышали звон колокольчиков, подвешенных к углам крыши храма (пагода Тигровой горы в Сучжоу, X-XI вв.; пагоды Баочу и Люхэта в Ханчжоу, X-XII вв).

 Строятся пещерные монастыри квадратные, прямоугольные, подковообразные в плане. Стены пещер делятся нишами, в которых располагалась скульптура, высокий или низкий рельеф, расписанный красками. (Юньган в провинции Шаньси; Луньмэн в провинции Хэнань; монастыри в провинции Ганьсу). Самый знаменитый буддийский пещерный храм Цянь фодун («Пещеры 1000 Будд») создавался в течении нескольких веков (с IV по XIV вв.).

В настенных росписях отражены представления художников о райских дворцах и благоухающих садах, о прекрасных танцовщицах, разбрасывающих цветы.


К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

• Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.

• Большая приверженность традициям.

• Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе.

 

 

 

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак – иероглиф– имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага – важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Художественная литература была в большом почете, и наибольшую ценность представляли исторические и философские труды. Настоящей сокровищницей древнекитайской поэзии стал сборник «Шицзин», включающий 305 поэтических произведений.

 

 Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требовавшие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту – приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен – пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

 

 

 

 

 

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

В китайской живописи большой популярностью пользовались жанры «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые на протяжении многих лет не теряли своей актуальности. Каждый изображенный предмет нес в себе определенный смысл. Например, сосна символизировала долголетие, бамбук – стойкость, а аист – одиночество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знаменитые глиняные солдаты китайского императора Цинь Ши-хуан-ди – одна из самых интригующих загадок для исследователей.

В III столетии до н.э. Китаем, по-тогдашнему – Поднебесной империей – правил Ин Чжен, взявший себе имя Ши-хуан-ди, в переводе означающее «первый император». Сразу же после вступления на престол в 221 г. до н.э. (в совсем юном возрасте) он решил позаботиться о своем загробном существовании.

По его приказу к ближайшей от столицы горе Ли-Шань согнали свыше 700 тыс. рабов и каторжников. Пробив каменную толщу, они выстроили в горе гигантский склеп с бронзовыми стенами. Посередине находилось место для саркофага. Под сводами на полу начертили карту земной поверхности, где ртутью разлились моря и реки. На потолке же изобразили небо.

Но властитель не мог отправиться на тот свет без сопровождения. В китайском потустороннем мире та­бель о рангах должна была соблюдаться еще точнее, чем при жизни. Божественную особу императора должна была охранять многочисленная гвардия с вооружением, лошадьми, боевыми колесницами. Слава Богу, умерщвлять или погребать заживо воинов Ши-Хуан-Ди после его кончины в 246 г. до н.э. не стали, только вылепили из глины их копии в натуральную величину.

 

Прошли века. Весной 1974 г. жители китайской провинции Шэньсин на окраине города Сиань рыли колодец и наткнулись на провал. Был открыт тоннель, который вел в громадные подземные залы с глиняными скульптурами.

Обнаруженная армия состоит более чем из семи тысяч полноразмерных статуй воинов и лошадей, которые были захоронены в 210-209 году до н.э. вместе с китайским правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая. Он впервые смог объединить под властью одного правителя семь отдельных государств на территории страны и основал династию, правившую в период с 221 по 207 годы до н.э.

Историки полагают, что Цинь был одним из наиболее могущественных и значимых правителей в китайской истории, однако его тирания и невероятная жестокость послужили причиной масштабного восстания крестьян вскоре после его смерти, положившего конец династии. Терракотовая армия, погребённая вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч (!) рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан, современного административного центра провинции Шаанкси, одной из центральных провинций Китая. Склепы, имеющие глубину от 4 до 8 метров, сейчас находятся на территории соответствующего музея. Первый из них был открыт для посетителей ещё в 1979 году, а полностью музей стал доступен лишь в 1994-м. На текущий момент археологи освободили от грунта около 1500 статуй.

То, что это копии, сделанные с живых людей, подтверж­дают не только выражения лиц, но и антропологические особенности. В них просматривается явное сходство с жителями центральной части провинции Шэньси: широкий лоб, большой рот с толстыми губами, корот­кие усы…

Чтобы «заселить» императорские захо­ронения глиняным воинством, ко двору приглашали тысячи ремеслен­ников. Вылепленные статуи обжигали в печи. После этого в течение нескольких дней они остывали в специальном помещении. Затем их разрисовывали, одевали в шел­ковые одежды, им приделывали дере­вянные руки и прикрепляли оружие. Деревянные руки свободно вращались в плечах — так легче было владеть оружием в загроб­ных битвах.

Все статуи - полые внутри. Мастера Цинь Ши-хуан-ди раскрасили их в соответ­ствии с табелью о рангах. Солдаты одеты в короткие халаты и нагрудные панцири без украшений; их волосы стянуты узлом, на ногах — обмотки и обувь с прямо­угольным носком. Офицеры – в нагрудных латах с украшениями, высоких шапках, на ногах — сапоги. Генералы — в чешуйчатых латах с украшениями и шапках в виде двух птиц. Стрелки — с луками и самостре­лами, в нагрудниках и коротких халатах.

Всадники, ездовые, стрелки с оружием в руках кажутся живыми. Полутораметровые кони застыли в ожидании стремительного броска… Несмотря на то, что краски сильно поблекли, вид фигур свидетельствует об очень высоком уровне мастерства и таланта древних китайских умельцев. И таких статуй – около 6 тысяч!

Тысячи отреставрированных специалистами, приведенных в «боевую готовность» терракотовых воинов составили удивительную экспозицию, которую стали называть «восьмым чудом света».

Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч).

Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит золотые и серебряные элементы. В скором времени после смерти императора его гробница была разграблена, а пожар, вызванный грабителями, привёл к обвалу потолка, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи.

При первых же попытках экскавации статуй учёные столкнулись с весьма печальным явлением: на воздухе внешний слой скульптур быстро деградировал.

Статуи, извлекаемые из грунта, тут же помещают в контейнеры, влажность в которых поддерживается на таком же уровне, как и в земле. Далее вся поверхность скульптур обрабатывается водным раствором вещества под названием гидроксиэтилметакрилат.

Британский ученый Морис Коттерелл считает, что в выражениях лиц глиняных воинов зашифрованы иероглифы китайского алфавита, с помощью которых Ши-хуан-ди пытался донести до потомков даосистскую мудрость. По мнению Коттерелла, каждый составляющий элемент глиняного воинства – от порядка построения до мельчайших деталей облачения – имеет строго определенное значение.

В сущности, терракотовое войско представляет собой своеобразную древнюю книгу, и расшифровав ее тайные символы, люди не только постигнут смысл жизни, но и узнают о будущем. По мнению Коттерелла, «шифровка» содержит информацию о расположении знаков Зодиака и астрологических событиях, на основании которых можно составлять гороскопы на любой момент времени.

 

                                 Искусство Японии


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!