Задание 2. Задания для выполнения (практические задания для отработки навыков).



СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Актуализация ранее изученного по теме.

Представьте подробные письменные ответы на 3 вопроса (произвольно выбранных вами), представленных ниже:

1. У истоков Российского государства:
а) происхождение восточных славян и их культура накануне образования государства;

Ответ.

Происхождение. Многие современные историки видят в венедах древних славян, еще сохранявших свое этническое единство и занимавших территорию приблизительно нынешней Юго-Восточной Полыни, а также Волыни и Полесья.

Византийские авторы VI в. были более внимательны к славянам, так как они, окрепнув к этому времени, начали угрожать империи.

  Иордан возводит современных ему славян – венедов, склавинов и антов – к одному корню и фиксирует тем самым начало их разделения, протекавшего в VI-VIII вв . Относительно единый славянский мир распадался как в результате миграций, вызванных ростом численности населения и «давлением» других племен, так и взаимодействия с разноэтнической средой, в которой они расселя лись (угро-финны, балты, ираноязычные племена) и с которой контактировали (германцы, византийцы).

По византийским источникам устанавливается, что к VI в. н.э. славяне занимали обширные пространства Центральной и Восточной Европы и делились на 3 группы: 1) склавины (жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы); 2) анты (Междуречье Днепра и Днестра); 3) венеды (бассейн Вислы). Всего авторы называют около 150 племен славян.

Однако источники VI в. не содержат еще указаний на какие-то различия между этими группами, а, наоборот, объединяют их, отмечают единство языка, обычаев, законов.

«Племена антов и славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам и своей любви к свободе», «издавна живут в народоправстве» (демократии), «отличаются выносливостью, храбростью, сплоченностью, гостеприимством, языческим многобожием и обрядами». У них много «разнообразного скота», они «возделывают хлебные злаки, особенно пшеницу и просо». В своем хозяйстве они использовали труд «рабов – военнопленных», но не держали их в бессрочном рабстве, а по истечении «некоторого времени отпускали за выкуп» или предлагали остаться у себя «на положении свободных или друзей» (мягкая форма патриархальной системы рабства).

Данные о восточнославянских племенах имеются в «Повести временных лет» монаха Нестора (начало XII в.). Он пишет о прародине славян, которую определяет в бассейне Дуная. (Согласно библейской легенде их появление на Дунае Нестор связывал с «вавилонским столпотворением», приведшим, по воле Бога, к разъединению языков и их «рассеиванию» по всему миру). Приход славян на Днепр с Дуная он объяснял нападением на них воинственных соседей - «волохов», вытеснивших славян с прародины.

Таким образом, название «славяне» появилось в источниках только в VI в. н.э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов – крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине I тысячелетия н.э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту.

Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (VI – VIII вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях Восточной Европы, именовалась антами (слово иранского либо тюркского происхождения) .

Выдающиеся историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский поддерживали версию русских летописей (в первую очередь - «Повести временных лет») о том, что прародиной славян является Дунай.

Правда, В.О. Ключевский вносил дополнение: с Дуная славяне попали на Днепр, где оставались около пяти веков, после чего в VII в. восточные славяне постепенно расселились по Русской (Восточно-Европейской) равнине.

Большинство современных ученых считает, что прародина славян находилась в более северных регионах (Среднее Поднепровье и Поприпятье или же междуречье Вислы и Одера).

Академик Б.А. Рыбаков, на основании новейших археологических данных, предлагает объединить оба варианта прародины славян. Он считает, что праславяне размещались в широкой полосе Центральной и Восточной Европы (от Судет, Татр и Карпат до Балтийского моря и от Припяти до верховьев Днестра и Южного Буга).

Культура. Основные занятия восточных славян - земледелие, скотоводство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают земледельческим народом.

 

Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге, в степной и лесостепной зонах, широкое распространение получил плуг. Севернее чаше встречалась соха, которая лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке.
Скотоводство играло в жизни славян большую роль. Это видно из того, что в древнерусском языке слово "скот" означаю также деньги. Свиней и овец содержать было легче, чем лошадей и коров, - продолжительная и холодная зима, ограниченная кормовая база сдерживали развитие животноводства.

Изобилие рек и озер способствовал) развитию рыболовства. Реки также служили главными торговыми путями. По территории Восточной Европы проходил знаменитый торговый путь "из варяг в греки", который активно осваивали жители Скандинавии - варяги. Не приходится сомневаться в его важности и для восточных славян. Не случайно именно вдоль этого пути располагались племенные центры, превратившиеся со временем в города, среди которых главные - Киев и Новгород. Торговали и с Востоком.

Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, важная функция которого - зашита сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание - вене и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.

Картина мира древних славян была пронизана языческими представлениями. Древние славяне одушевляли и обожествляли природу. Весь окружающий мир они заселили разнообразными сверхъестественными существами.

 

б) образование и расцвет Древнерусского государства. Социально-экономическое отношение и политический строй;

Ответ.

К середине IХ века у восточных славян сложились предпосылки государственности. Возникли крупные союзы племен. Особенно значимыми были племенной союз во главе с полянами с центром в Киеве и племенной союз во главе с ильменскими словенями с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» содержит легенду, согласно которой новгородцы пригласили из-за моря варягов, как называли на Руси выходцев из Скандинавии ( в Западной Европе их называли норманнами ). Пришли три брата : Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Преемник Рюрика Олег в 882 году совершил поход на Киев и объединил восточнославянские племена в единое государство. Так возникла Киевская Русь. С объединением Северной и Южной Руси в единое государство его столица была перенесена в Киев, откуда и пошло название Киевская Русь. В IХ – ХI веках это было раннефеодальное государство. Эта стадия развития общества характеризовалась, с одной стороны, формированием феодальных отношений, а с другой, сохранением пережитков родового строя и рабовладельческого уклада.

      Во главе государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Старшие            дружинники – бояре были ближайшими советниками князя во всех важных вопросах. Сохранялась еще роль народного собрания – вече, совета старейшин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен. Сбор дани назывался полюдье. Основное население - свободные общинники, людей. Людины объединялись в сельскую общину – вервь(обладала определённой территорией, в ней был отдельные экономический независимые семьи).Смерды - несвободные/полусвободные княжеские данники(не имели права оставлять имущество непрямым наследникам).Рабы – холопы, челядь (полностью бесправны. Полные/неполные(стоили дороже, имели некоторые права) рабы. Рабство не было распространено. Изгои – отпущенные холопы, пополняли ряды городских ремесленников(большая группа, к 12 веку – более 60 специальностей). Появились купцы. Дружинники – составная часть княжеской дружины, аппарат управления. Наиболее приближённые – в Думе – бояре.

 

 


г) принятие христианства и его значение. Культура и общественная мысль Киевской Руси;

Ответ.

Складывание единого государства требовало и принятия единой веры, так как язычество мешало развитию феодальных отношений. Важнейшим событием стало принятие христианства по византийскому православному образцу в 988 году князем Владимиром.

Княгиня Ольга в 955 г крестилась в Константинополе и стала христианкой, подав тем самым пример будущим поколениям.

 

Ее примером воспользовался внук Игоря и Ольги – князь Владимир Святославович, принявший христианство как государственную религию в 988 году. Князь Владимир Святой правил на Руси с 980 по 1015 гг. В начале своего правления он пытался создать единый пантеон языческих богов для всех восточных славян во главе с богом Перуном, но его попытка оказалась неудачной. После этого Владимир пошел по пути христианизации Киевской Руси.

 

Христианство определило дальнейший ход духовного развития Древней Руси и, одновременно, решило множество геополитических задач древнерусского государства. Принятие христианства позволило Древней Руси разрешить также целый ряд проблем, связанных с международными связями: улучшились торговые связи с Европой, стали заключаться междинастические браки и т.д. С этим переходом Русь стала частью европейской цивилизации и восточным бастионом христианства. Христианское древнерусское государство стало барьером для наступления ислама на Европу (к тому времени под влияние мусульман попали Южная Италия и Испания). Таким образом, по своему геополитическому значению Русь стала преемницей Византии.

 

Византийская культура оказала огромное влияние на формирование древнерусской культуры: Древняя Русь унаследовала культурные традиции византивизма – особого культурного феномена, в котором сплелись воедино культурные традиции многих народов.

Культура и общественная мысль. Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам

уровень культуры. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием

во второй половине IX в., уже в X в. проникает на Русь. Так, договор

911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и

славянском. К середине X в. относится и первая надпись кириллицей на

найденном во время раскопок в Гнездове (под Смоленском) обломке горшочка.

В начале XI в. грамотность уже проникает в среду феодалов. Так, Ярослав

Мудрый, по словам летописи, «книгам прилежа и почитая е (т. е. книги)

часто в нощи и в дне». Он создал княжеские мастерские по переписке книг и

переводу с греческого языка на русский. Еще раньше Владимир, по сообщению

летописца, «у нарочитой чади», т. е. у дружинников, собирал детей и «даяти

нача на учение книжное». Летописец говорит, что матери этих детей «плакаху

по них... акы по мртвеци», так как еще не утвердились в вере. Вероятно, из

этих детей должны были готовить кадры будущих церковных иерархов.

Поскольку православные епископы и архиепископы должны быть монахами, монах

же официально считался «живым мертвецом», матери оплакивали судьбу своих

детей, которым суждено было стать монахами.

«Почитание книжное» в Киевской Руси считалось престижным. Недаром

летописец отмечает любовь к чтению (естественно, «священных» книг) как

положительную черту Ярослава. Его дочь Анна, королева Франции, умела

читать и писать (сохранилась ее подпись), в отличие от своего мужа,

французского короля, ставившего вместо подписи крест. Подлинный гимн

знанию, культуре можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха. Убеждая

своих детей не лениться, Владимир Мономах советует им не забывать того

«доброго», что они умеют, а чего не умеют, «тому ся учите», ставя в пример

своего отца, который «дома седя, изумеяше 5 язык, в том бо честь есть от

инех земель».

О широком распространении грамотности свидетельствуют владельческие

записи на шиферных пряслицах, кувшинчиках и других ремесленных изделиях

XI — XII вв., колодки с именами заказчиков, надписи на стенах церквей,

наконец, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи для памяти и

письма, начиная с XI в.

К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Книг,

естественно, сохранилось не очень много. Средневековая культура была

элитарной. Прежде всего исключительно дорог был материал для книг. Это был

пергамен, специально выделанная кожа, на Руси — обычно телячья.

Дороговизна материала побуждала писцов к особо тщательной, медленной

работе. В древнерусских рукописях каждая буква не столько выписана,

сколько даже нарисована, по строгим правилам — уставу. Отсюда и название

основного типа русского письма XI — XIII вв. — устав. Заказчиками книг

могли быть только самые богатые люди, поэтому не жалели средств на

украшения, великолепные иллюстрации, заставки разных цветов с

использованием золота, изысканные и затейливые инициалы. Среди древнейших

дошедших до нас русских рукописей — «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные

для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В «Изборниках» собрано много

разнообразных произведений — религиозных, философских, поучительных.

 

 

2. Русские земли и княжества в период раздробленности. Нашествие на Русь с Востока и Запада:
а) Русь и Золотая Орда;

Ответ.

Раздробленность Руси была использована европейским феодальным колониализмом. Захват русских земель, их подчинение католичеству и крестовые походы, одновременно на Русь с востока обрушились орды Батыя. Натиск с запада сливался с нашествием монголо-татар на Русь с востока. В начале XIII в. выдающийся руководитель племенного объединения монголов Чингисхан образовал гигантское раннефеодальное государство, простиравшееся от берегов Тихого океана до Каспия. В 1223 г. передовые монголо-татарские отряды появились в причерноморских степях. Половцы позвали русских князей на помощь. Откликнувшиеся на призыв южнорусские князья выступили совместно с половцами, но в битве на Калке потерпели поражение. Победителей запомнили. На Руси внимательно следили за их продвижением из монгольских степей на Запад. Когда в 1237 г. армия завоевателей под командованием Бату-хана (на Руси его называли Батый) — внука Чингисхана — двинулась на русские земли, она встретила отчаянное сопротивление, но князья часто действовали порознь и пали поодиночке. Видимо, большинство правителей русских княжеств приняли татаро-монгольское вторжение за обычный набег кочевников, надеясь отсидеться в крепостях. Но татаро-монгольские ханы пришли не просто грабить, а завоевывать и править. Монголы, покорившие многие народы Азии, обладали огромной военной силой — крупными конными массами войск, хорошей осадной техникой, заимствованной у китайцев, и высокой военной организацией. Действуя концентрированными и быстро перемещающимися силами, они внезапно нападали на русские города, которые героически оборонялись. Жители Козельска («злой город», по определению монголов) оказали наибольшее сопротивление, его осада длилась семь недель. Захват городов завершался жестокой резней жителей и пожарами. В течение пяти месяцев Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, а в 1239 — 1240 гг. — юго-западные земли, захватив и Киев. Избежали нашествия только Новгородская земля с Псковом и всеми северными территориями, Смоленск, Полоцк, Минск и соседние земли.

В 1242 г., узнав о смерти главного монгольского хана Гуюка, Батый повернул обратно на восток. Монгольская же империя, как и все раннефеодальные империи, вскоре распалась. Отделившаяся от нее Золотая Орда включала покоренные земли в Приуралье, Поволжье, причерноморские степи, Крым и большинство русских княжеств. Столицей этого обширного государства стал г. Сарай на нижней Волге.

 

 

 


б) борьба с западными завоевателями.

Захват русских земель, их подчинение католичеству, крестовые походы санкционированы Папой Римским и германским императором Фридрихом II. В 1201 г. рыцари ордена Меченосцев основали в устье Западной Двины город Ригу как опорный пункт для завоевания Прибалтики. В 1219 г. датские рыцари захватили часть побережья Финского залива, основали город Таллин. В 1226 г. в Прибалтику прибыли рыцари Тевтонского ордена. Началось завоевание прибалтийских земель, покорение местного, а затем и славянского населения, насильственное обращение его в католичество. Экспансия крестоносцев встретила отпор. В 1234 г. меченосцы потерпели поражение от новгородско-суздальских войск, а в 1236 г. — от литовцев и земгалов. На следующий год меченосцы объединяются с тевтонами и создают отделение Тевтонского ордена — Ливонский орден (по наименованию территории, населенной племенем ливов). Тяжелым положением Руси поспешили воспользоваться также шведские и датские феодалы. В 1240 г. шведский флот с рыцарским войском вошел в устье Невы с намерением основать здесь крепость, а затем закрепить за Швецией земли по Неве. Князь Александр Ярославич со своей дружиной и небольшим ополчением новгородцев разгромил рыцарское войско (за эту победу его позднее прозвали Невским). Летом того же года Ливонский орден, датские и немецкие рыцари начали наступление на Новгород, захватили Псков в 1241 г. и приблизились к Новгороду до 30 км. Вече, до этого поссорившееся с Невским, вновь призвало Александра для защиты города. Александр Невский, возглавив новгородское войско, освободил Псков, а 5 апреля 1242 г. нанес сокрушительное поражение рыцарям на льду Чудского озера («Ледовое побоище»). Русский князь вошел в историю как великий полководец средневековья, сумевший разгромить превосходящие силы врага. Ледовое побоище — одно из самых выдающихся сражений средневековья, яркий пример разгрома рыцарского войска в полевом сражении силами пехоты.

 

 

3. Возвышение Москвы и начало процесса объединения русских земель:
а) возвышение Москвы. Иван Калита, Дмитрий Донской;

Ответ.

Постепенное восстановление экономики после золотоордынского ига в русских княжествах настоятельно требовало усиления тенденций к объединению земель в единое централизованное государство. Возвышению Московского княжества способствовал ряд факторов. Выгоды географического положения делали Москву в годы иноземного ига центром хлебной торговли Руси. Это обеспечивало ее князьям приток денежных средств, на которые они покупали ярлыки на великое Владимирское княжение, расширяли собственные территории, привлекали переселенцев, собирали под свою руку бояр. Прочное экономическое положение московских князей позволило им стать лидерами общерусской борьбы с завоевателями. Важнейшую роль играл и личный фактор - политический талант потомков Александра Невского. В своем становлении Московское княжество прошло четыре этапа.

 

Начальный этап (последняя треть XIII - начало XIV в.) ознаменовался собственно рождением княжества и его первыми опытами по расширению территории. Первоначально московские князья опирались исключительно на татарскую поддержку, позже - на растущую военную силу и престиж. В Москву, прежде всего, попадало и оседало население в поисках спокойной жизни. С запада ее прикрывало Смоленское княжество, с северо-запада - Тверское, с востока - Нижегородское, с юго-востока - Рязанское. Для привлечения к себе населения московские князья практиковали «белые слободы», жители которых на время освоения территории полностью освобождались от всех поборов и повинностей. Увеличение плотности населения способствовало введению трехполья и переходом к барщине, которая вызывала заинтересованность в прикреплении сельского населения к земле. Немалые средства вкладывали московские князья в восстановление городов и развитие железоделательного промысла, что позволило им стать первыми создателями русской артиллерии. Параллельно с территориальным расширением и экономическим подъемом в руках московских князей концентрировалась и власть. После прочного закрепления за правителями Москвы титула великих князей Владимирских, служба им стала обещать больше выгод и почета. Поэтому в Москву отовсюду потянулись бояре, слуги вольные и князья, отказавшиеся от верховных государственных прав в своих уделах, чтобы владеть своими уделами под покровительством московских князей. В XIV в. сложился слой московского боярства и слой служебных князей – княжат. Второй период (XIV в.) характеризовался борьбой за первенство с Тверью и выделялся именами двух выдающихся политических деятелей - Ивана I Даниловича (по прозвищу Калита) (1325 - 1340) и его внука Дмитрия Ивановича Донского (1363 - 1389). Иван Калита смог добиться устойчивого первенства в борьбе с Тверью. В награду за подавление тверского антиордынского мятежа Иван Калита получил от хана ярлык на великое Владимирское княжение, который без перерывов удерживали и он сам, и его сыновья - Симеон Гордый и Иван II Красный.

Закрепил за собой Иван Калита и право сбора дани, которую монголы передоверили владимирским князьям. Это стало одним из источников обогащения Московского княжества. Уже к концу правления Ивана I оно стало самым сильным, а Москва из небольшого второстепенного города превратилась в общерусский политический центр. Большую роль в усилении Московского княжества сыграла церковь. В тесной дружбе с Иваном Калитой находился митрополит Петр, который после смерти в 1326 г. был канонизирован и стал почитаться небесным покровителем Москвы. При его преемнике митрополите Феогносте в 1328 г. в Москву была перенесена из Владимира митрополичья кафедра, что превратило город в религиозный центр Руси. О росте политического влияния московских князей говорил и их титул. Начиная с Ивана I, они именовали себя «великими князьями всея Руси».

Со времени правления Дмитрия Донского за московскими князьями закрепился статус общенациональных вождей в борьбе с Золотой Ордой. Московско-тверская междоусобная война 1375 г., завершившаяся в конечном итоге победой Дмитрия, заставила тверичей окончательно признать Владимирский стол «отчиной» московских князей. С этого времени Москва стала представлять общероссийские интересы во взаимоотношениях с Ордой и Литвой.

 

 


б) борьба московских князей с противниками объединения. Феодальная война на Руси.

Феодальная война 1433 – 1453 годов была вызвана столкновением старинного права наследования «от брата к брату» и более нового «от отца к сыну. К концу XIV века на территории московского княжества образовалось несколько удельных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшие удельные образования на территории Московского княжества были Галицкие и Звенигородские земли, которые находились во власти Юрия Дмитриевича.

Юрий Дмитриевич, должен был наследовать престол, после смерти своего брата Василия I. Однако перед смертью Василий I, передал престол своему десятилетнему сыну, Василию II. В итоге началась очередная усобица, вошедшая в историю как феодальная война 1433 – 1453 годов.

Юрий, как старший в роду, начал борьбу за великокняжеский престол со своим племянником Василием II. Вскоре Юрий Дмитриевич умирает, но его дело продолжат его сыновья – Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Война приобрела характер борьбы сторонников и противников централизации государства.

Феодальная война 1433 – 1453 годов была жестокой и бескомпромиссной. В ход шли любые средства: заговор, обман, изуверство. Василий II был ослеплен врагами, за что был прозван Василием Темным. Завершилась феодальная война 1433 – 14453 годов победой Василия II, московского князя. Итогом стало разорение и ослабление обороноспособности русских земель и, как следствие, ордынские набеги на Русь. Установилось четкое правило престолонаследия «от отца к сыну», и усилился характер единоличной княжеской власти.

Задание 2. Задания для выполнения (практические задания для отработки навыков).

Представьте подробные аргументированные ответы на следующие вопросы.

1. Процесс образования Древнерусского государства. Процесс образования и развития Древнерусского государства освещаются исследователями с различных позиций, в чем необходимо разобраться ? Особое внимание следует уделить «норманнской теории» и отношению ученых и общественности к этой противоречивой теории.

Ответ

Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, согласно которому народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов (называемых в Западной Европе норманнами).

 

Сторонники норманизма считают варягов норманнами и рассматривают их как основателей или активных участников формирования первых государств восточных славян: Государства Рюрика, а затем Киевской Руси. Норманизм зародился на основе историографической концепции «Повести временных лет» (начало XII века) и дополнил её широким кругом письменных, археологических и лингвистических источников. Понятия норманская теория, норманизм являются весьма неоднозначными. Они могут означать лишь признание того, что упоминаемые летописью варяги — это норманны. Классический норманизм включал положения о приходе норманнов на восточнославянскую территорию, влиянии их на местную культуру, основании ими Русского государства и правящей княжеской династии, а также о скандинавском происхождении названия «Русь». Современный научный норманизм может не разделять идею о том, что норманны являлись единственными или приоритетными создателями раннего Русского государства, и сводится к присутствию скандинавов на территории восточных славян, их влиянию на экономические и этнокультурные процессы, происхождению от них княжеской династии и названия государства[6].

 

В современной науке также распространено понимание норманизма как концепции, согласно которой скандинавы являются именно основателями Древнерусского государства. С этой точки зрения норманизм практически отсутствует в современной научной среде, в которой считается, что к моменту прихода варягов славяне уже обладали всеми предпосылками для создания государственности, и славяно-скандинавские отношения носили договорной характер.  Согласно «Повести временных лет» 862 году, для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (чудь и весь) обратились к варягам-руси с предложением занять княжеский престол. Важным аргументом норманской теории является сочинение византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 год). Арабский путешественник Ибн Фадлан в деталях описал обряд захоронения знатного руса со сжиганием в ладье и последующим возведением кургана. Данное событие относится к 922 году. Могилы такого типа обнаружены под Старой Ладогой и более поздние в Гнёздове[19]. Способ захоронения, вероятно, возник в среде выходцев из Швеции на Аландских островах и позднее с началом эпохи викингов распространился в Швеции, Норвегии, на побережье Финляндии и на территории будущей Киевской Руси[20].

 

Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей[21].

 

В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, возможно позднее ставшее символическим трезубцем — гербом Рюриковичей[22]. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939—941).

 

При археологических исследованиях слоев IX—X веков в Рюриковом городище обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, предметы скандинавского типа (железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка валькирии и др.), что свидетельствует о присутствии выходцев из Скандинавии в Новгородских землях во времена зарождения русской государственности.

России широкую известность норманская теория получила в первой половине XVIII века, благодаря работам немецких историков в Российской академии наук Г. З. Байера (1694—1738), позднее Г. Ф. Миллера, Ф. Г. Штрубе де Пирмонта и А. Л. Шлёцера. Политическую и идеологическую остроту «варяжский вопрос» приобрёл в середине XVIII века, когда против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства, активно выступил М. В. Ломоносов, предложив иную, не скандинавскую идентификацию варягов, отчасти совпавшую с неизвестными ему взглядами Ивана Грозного. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые, по его мнению, имели династические связи с князьями ильменских словен. Этим и было обусловлено его приглашение на княжение.

 

В дискуссии 1749 года обозначились два диаметрально противоположных взгляда: признание скандинавов в качестве основателей Древнерусского государства, трактовка наименований «русь» и «варяги» как обозначения скандинавов (Г. Ф. Миллер, опиравшийся на исследования Г. З. Байера) и отрицание какого-либо участия скандинавов в социально-политической жизни Руси, утверждение, что слова «русь» и «варяги» — греческие или славянские (М. В. Ломоносов, В. К. Тредиаковский и др.). Обе стороны исходили из единых представлений о возможности создания государства одним человеком и считали летописные сообщения полностью достоверными, но расходились в их интерпретации[25].

 

Один из первых русских историков середины XVIII века В. Н. Татищев, исследовав «варяжский вопрос», не пришёл к определённому выводу относительно этнической принадлежности призванных на Русь варягов, но предпринял попытку объединения противоположных воззрений. По его мнению, основанному на «Иоакимовской летописи», варяг Рюрик происходил от норманнского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла.

                          Н. М. Карамзин

В начале XIX века Н. М. Карамзин, опираясь на критический анализ летописных известий, сделанный А. Л. Шлёцером, сформулировал концепцию создания древнерусской «монархии» варягами-скандинавами во главе с Рюриком, который был приглашён новгородским старейшиной Гостомыслом для управления славянскими и финскими племенами. Построение Карамзина преобладало до середины XIX века[25]. В свою очередь, под влиянием трудов И. Ф. Г. Эверса[31] С. М. Соловьев, признавая происхождение первых князей и дружины норманским, в целом оценивал их влияние как незначительное.

 

 

2. Раздробленность на Руси: причины, последствия. При подготовке по второму вопросу следует обратить внимание на то, что наступление раздробленности не особенность политического и социально-экономического развития Руси, а историческая закономерность для стран, перешедших к феодальному способу производства. В период раздробленности русская государственность не исчезла, а сохранялась в самостоятельных княжествах и землях.

Одна из внешних угроз Руси созрела на Востоке и стала реальной в первой половине XIII в. Необходимо, опираясь на различную литературу, дать оценку этой угрозе и отношениям Руси и государства – Золотой Орды, созданного монголо-татарскими ханами.

Другой реальной угрозой для Руси были западные завоеватели. Следует попытаться разобраться в захватнических целях крестоносцев, в роли новгородцев и князя Александра в отстаивании независимости не только Северо-Западной Руси, но и будущего страны.

Ответ

Закономерность для стран, перешедших к феодальному способу производства

На протяжении всего XI века на Руси проходила череда междоусобных войны за право владения Киевским престолом. В 1097 году в городе Любеч состоялся съезд русских князей, в котором принял участие Владимир Мономах и другие князья. Был предложен следующий план развития страны: Киев признавался первым среди равных, князья прекращали борьбу за него. Удельные княжества получали огромную автономию от Киева. Каждый князь занимался благоустройством и отвечал только за свою землю. Во внутренней политике действовал принцип «Каждый держит отчину свою». К началу XII века на Руси сложились основные княжества, которые сохраняли свое существование на всем протяжении периода раздробленности. Первоначально на Руси имелось 14 княжеств, к концу раздробленности их было более 50. Рассмотренный период был закономерным этапом в Средневековье.

Совокупность негативных факторов совпала с нашествием Батыя, что повлекло за собой политическую зависимость от хана.

Требования завоевателей были выражены в уплате дани, дважды в год, виде зерна, тканей изо льна, меха, прочих богатств Руси, для этого оставляли в крупных княжествах баскаков, они были представителями орды, наблюдатели за настроениями в среде жителей. Забирали молодых мужчин в армию орды из местного населения. Так как завоевания продолжались по всей территории от Иртыша до Дуная, на Кавказе, в Крыму, Западной Сибири и в Северном Хорезме, то и войска монголо-татар должны были обладать мобильностью и большим количеством воинов, для того чтобы держать в страхе такую большую территорию.

 

Первым в стан Золотой Орды, на поклон, прибыл Князь Ярослав. Получив ярлык на княжение, он получает и защиту от прочих врагов, имеющих свои виды на землю русскую. Союз с Александром Невским и ордой предусматривал, например, охрану городов Новгород и Псков от немцев и литовцев. Это были единственные юридические документы о признании факта порабощения. Таким образом, русские князья, приняв рабскую психологию поклонения азиатам, получили и власть над своим народом. И если орда, основав город для своей ставки Сарай (теперь - Астрахань), редко посещала русские селения, то сами князья пользовались властью в своих интересах от её имени повседневно. Александр Невский также поступил правильно в стратегическом плане когда поругал сына своего в отпоре монголам сказав что Русь еще слаба для восстания и попросил прощения у хана. Вывод: Русь допустила ошибку в отношении раздора и междоусобицы но возродилась и стала сильной после победы над монгольским игом.

 

Западные захватчики

Цель

 

1) Захват Северо-Западной Руси и Прибалтики иностранными феодалами;

2) Насаждение католической веры;

3) Захват русских земель был назван "Дранг нах Остен" ("натиск на Восток"). Проводился в интересах купечества северонемецких городов и католической церкви.

 

Новгородцы не дали немцам продвинуться из Прибалтики на восток.

Сорван план крестоносцев по захвату Северо-Западной Руси.

Укрепление международного авторитета Руси.

Ликвидация угрозы с запада способствовала последующему объединению русских княжеств

1240 - Новгородский князь Александр Яросла-вич в устье Невы разгромил шведских захватчиков. Получил прозвище Невский

1241 г. - А. Невский разбил крестоносцев у крепости Копорье

 

 

3.

Объединение русских земель вокруг Москвы. В третьем вопросе следует выяснить, – какие предпосылки привели к началу объединительного процесса и почему Москва, в остром соперничестве с другими центрами Руси, стала центром собирания Руси? Необходимо понять роль московских князей в этом процессе и их гибкую политику, как к золотоордынским ханам, так и в отношении русских князей. Сложность объединительного процесса дает возможность понять, почему собирание русских земель растянулось на два века.

Ответ

Возвышение Москвы объясняется рядом причин. Москва принадлежала к числу старых городов Владимиро-Суздальской Руси. Район Москвы представлял собой центр развитого земледелия. Ещё до татаро-монгольского нашествия Москва была городом, в котором имелся значительный торгово-ремесленный посад.

 

Сожжённая монгольскими захватчиками, она была быстро восстановлена и скоро сделалась одним из наиболее крупных русских городов. Москва была центром особо сложных ремёсел, здесь было сосредоточено производство оружия и предметов роскоши. Торгово-ремесленное население Москвы поддерживало сильную великокняжескою власть в её борьбе с крупным боярством за политическое объединение. Росту Москвы способствовали также её расположение на пересечении торговых путей, удалённость от восточных и западных окраин, подвергавшихся особенно частым и опустошительным вторжениям со стороны как монгольских ханов, так и литовских феодалов. Значение Москвы в качестве будущей столицы Русского централизованного государства определялось и тем, что она находилась в центре территории, занятой формирующейся великорусской народностью. Роль Москвы поднималась по мере того, как она становилась центром борьбы русского народа с татаро-монгольским игом. Иван Калита в 1328 г. получил великое княжение. Длительная борьба между Москвой и Тверью закончилась победой Москвы. Со времени Ивана Калиты великое Владимирское княжение, как правило, занимали московские князья. Для усиления политического влияния Москвы большое значение имело перенесение туда из Владимира митрополичьей кафедры. Имея право назначения епископов в других городах и суда над ними, митрополит использовал это право в интересах борьбы за политическое усиление Московского княжества.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 71; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!