Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980г. в Москве.

История Отечества

Тема: Культурное пространство СССР в эпоху «застоя»

Цель: рассмотреть  двойственный характер культуры советского общества в период «застоя»

Задачи урока:

- показать идеологическое давление и сущность отношений между творческой интеллигенцией и руководителями страны

- осознать противоречия этого общества

- сформировать представление о советской культуре 1960-начала 1980-х гг.

 

План:

1. Кризис официальной идеологии.

2. Движение диссидентов.

3. Борьба с «буржуазной культурой.

4. Развитие художественной культуры.

5. Система образования.

6. Физкультура и спорт.

 

Кризис официальной идеологии.

Зарождения кризисных явлений в 60-70-е г.г. отчетливо не были видны. Советская пропаганда в СМИ провозглашала преимущество «социалистического» строя над капиталистическим. Демонстрировались успехи, достижения социалистической системы (космос, ВПК, квартиры, путевки). Жизнь реально подтверждала эти факты. Со временем, разрыв между официальной идеологией и реальной жизнью привел к тому, что население перестало доверять властям. Люди стали терять веру не только в конечную веру, но и стимулы к труду. В 80 г. коммунизм так и не был построен, и власти выдвинули новую концепцию - «дальнейшего совершенствования развитого социализма». Это означало начало серьезного кризиса официальной идеологии.

Движение диссидентов.

В н.60-х гг. часть интеллигенции, осознав идейный кризис коммунистической идеологии, начала говорить об обновлении марксизма-ленинизма. Вскоре в стране возникло диссидентское движение. Оно включало 3 направления: правозащитное, национальное и религиозное. Диссидентство было представлено либерализмом (А.Сахаров) и национализмом (А.Солженицын). Сахаров выдвинул идею конвергенции - объединения социализма и капитализма.

Солженицын выступал за возрождение национального государства. В 1965 г. диссиденты выступили в защиту А.Синявского и Ю.Даниэля, опубликовавших свои произведения за границей. В 1969 г. возникла Инициативная группа защиты прав человека (С.Ковалев, Л.И. Плющ,), В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсингских соглашений в СССР во главе с Ю.Орловым. В 1969г. был раскрыт созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества. В 1975 г. капитан 3-ранга В.Саблин поднял мятеж на корабле «Сторожевой». За измену Родине он был расстрелян.

Борьба с «Буржуазной культурой».

В диссидентском движении власти видели влияние Запада и выдвинули тезис об обострении классовой борьбы. Диссидентов стали представлять как «агентов влияния»

Запада, или как шпионов. В 70-е гг. усилилась борьба с буржуазной культурой. Из репертуаров театров изымались пьесы зарубежных авторов, отменялись концерты известных исполнителей, запрещался прокат западных кинофильмов. Люди как чуткий барометр реагировали на недостатки общественной жизни. Отсюда и появление множества анекдотов о той эпохе (приводятся анекдоты) и магазинов «Березка» - символа отражения противоречий.

Развитие художественной культуры.

Советская культура при Л. И. Брежневе развивалась во многом по инерции, заданной ей предыдущим периодом. Нельзя сказать, что достижений не было, но большинство из них уходят корнями в тот краткий период относительной свободы творчества, который был результатом ХХ съезда. Росли количественные показатели, но яркого и нового было создано немного.

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), В. Г. Распутин «Живи и помни» (1974 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).Значителен вклад в литературу о войне внесли Ю. В. Бондарев («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильев (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов - художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина С.Ф. Бондарчука «Война и мир» (1965-1967 гг.). В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», «Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г., «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова - удостоена «Оскара». .. Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов, одна из них : «Ирония судьбы или С легким паром» 1976 г.Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин).Однако не все фильмы доходили до массового проката, например фильм А. А. Тарковского «Сталкер».Особое значение в культуре 60-70-х годов имело творчество В.М. Шукшина (1929-1974), - писателя, актера и кинорежиссера(фильмы «Живет такой парень» 1964 г., «Калина красная» 1973 г.).

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов таких как А. В. Вампилов «Утиная охота» 1970 г., Г. И. Горин «Тот самый Мюнхгаузен».

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Знамением времени стало появления «виа» - вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы - Аллы Пугачевой. Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин -балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977г.Власти требовали от деятелей культуры «золотой середины» - отказа от «очернительства» и от «лакирования действительности». Предписывалось создавать произведения на производственную тематику с положительным героем-партийным руководителем. В кинематографе на этот период пришелся расцвет творчества С.Бондарчука, Ю.Озерова, Т. Лиозновой, А.Тарковского, Э.Рязанова, Л.Гайдая и др. В театре свой взгляд на жизнь предлагали Г. Товстоногов, А.Эфрос, М.Захаров, О.Ефремоф, Г.Волчек и др. Огромной популярности достигли актеры, Е.Лебедев, К.Лавров, С.Юрский, О.Басилашвили, В.Тихонов, Р.Плятт, Т.Доронина и др. В то же время ряд деятелей культуры эммигрировали за границу - В.Аксенов, А.Солженицин, И.Бродский, А.Тарковский, М.Растропович, Г.Вишневская и т.д.

Советский балет, ставший лучшим в мире гордился М. Плиссецкой, М.Лиепой, Васильевым, Н. Павловой, в то же время остались за границей и получили там признание Р.Нуриев, М. Барышников, А.Годунов. Оперное искусство было представлено И. Архиповой, В.Атланотовым, З.Соткилавой, Е.Образцовой, Т.Синявской, Б.Штоколовым. Архитектурные достижения были связаны с именами В.Вучетича, Л. Кребель, Н.Томской и др. Характерной чертой культуры 60-70-х гг. стал расцвет авторской песни. Он был связан с творчеством мэтров жанра - Б.Окуджавы, Ю.Визбора, А.Городницкого, Ю.Кима, А.Галича и более молодых авторов - В.Высоцкого, В.Егорова, А. Суханова. . Специфической чертой культуры 1960-х- начала 1980-х гг. была «магнитофонная революция». В записях ходили по рукам сатирические выступления М.М. Жванецкого и др. Всегда с аншлагом шли концерты А.И. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества. Люди по-разному реагировали на пороки общественной жизни. Чаще обсуждали в семье, реже – с друзьями. И совсем редко - в полный рост. Боялись! В.Высоцкий поднялся в полный рост. Вопрос к классу: Знаете ли вы В.Высоцкого? Рассказ ученика о поэте и певце. Зачитываем строки из его стихотворения «Песня о Земле». Огромной популярности на советской эстраде получили А.Пугачева, И.Кобзон, Э.Пьеха, Л. Лещенко, М. Кристалинская, М.Магомаев, В.Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль.

Система образования.

А теперь мы с вами перенесемся в школу периода «застоя». Звучит песня «Чему учат в школе». В системе образование, как и в других сферах общественной жизни, существовал идеологический нажим. Отсутствие альтернативных учебников мешало развитию человека, способного свободно мыслить. Приводится пример наказа выпускнику. Тем, не менее власти по-своему пытаются развивать систему образования. Важнейшим достижением советской школы был переход к всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования. За 20 лет число ВУЗов выросло в 1,8 раза. Ежегодно они выпускали 1 млн. специалистов. В то же время многие задачи реформы 1974 г. не были достигнуты из-за катастрофической нехватки ресурсов.

1. Каковы были цели школьного образования?

2. Смог ли человек в таких условиях самореализоваться?

3. Какой социальный заказ был тогда, и каков сегодня?

4. Что требуется от вас сегодня? Какими необходимо быть вам сегодня?

Развитие физкультуры и спорта. Олимпийские игры 1980г. в Москве.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!