Понятие научно-технического прогресса

Материальная культура

Философия техники

К числу предшественников современного философского анализа техники можно отнести Каппа, Хайдеггера и Шиллинга. Их идеи, которые можно охарактеризовать как то, что техника представляет собой некую искусственную среду, но идет она от природы. Машина есть проекция органов человека на природный материал. Техника – это способ самореализации человечества. Она не просто конструирует "технический мир", в котором она же победоносна и универсальна, но она и подчиняет своему диктату практически все пространство бытия. Техника есть особая универсальная ценность. Она позволяет обнаружить глубинные свойства бытия и выявить то, что сокрыто в нем. Через сущность техники человек говорит с бытием. Важно правильно определить истинную перспективу техники в истории человеческой культуры.

Вопросы, которые возникают сегодня у культурологов, таковы: 1. В чем генезис техники? 2. Каков ее онтологический статус? 3. Показывает ли она новые грани свои сущности? 4. Архетипичны ли технические нововведения? и т.д.

 

Техника как феномен

По определению К. Ясперса, техника – это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой. Цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды. С помощью техники связь человека с природой проявляется по-новому. Возникает, однако, опасность, что сам человек может задохнуться в той второй природе, которую создает техника.

Техника способна либо помочь человеку, либо навредить ему. Она помогает властвовать над природой. И власть – это, прежде всего, знание.

Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Техника различается по видам: 1) производящая энергию и 2) производящая продукты. В некоторых случаях техника открывает возможности духовного самосовершенствования (например, музыкальные инструменты, фотоаппаратура).

С точки зрения культурологии интересно проследить развитие технической культуры: от мускульной лопаты, через создания парового двигателя и динамо-машины, до космическо-ракетной техники.

По мнению К. Ясперса, в возникновении технического мира связаны между собой естественные науки, дух изобретательства и организация труда. Естественные науки создают свой мир, не помышляя о технике. Дух изобретательства творит что-то необычное, новое. А организация труда определяет производственный процесс, в который оказывается втянутыми люди.

Существует также феномен страха перед техникой. Боясь, что техника может подчинить себе человека и привести к трагическим разрушениям (компьютеризация, роботизация, создание ядерного оружия), философы все больше и больше дискутируют на эту тему. Сегодня проблема техницизации общества становится в один ряд с глобальными проблемами человечества.

 

Культурные мутации

Современные культурологи выделяют в истории человечества несколько возможных стадий развития. Например, по некоторой схеме выделяются: "традиционное, аграрное" общество, "индустриальное общество" и "постиндустриальное, информационное" общество.

Американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер пытается доказать, что история человечества развивается драматично. По его мнению одна волна сменяет другую. Таких стадий он насчитывает, по крайней мере, три. Первая «волна» – цивилизация, которая выросла из владения землёй. Вторая «волна» есть индустриальная цивилизация. Но мир стоит уже на пороге третьей, информационной, «волны». Именно информация есть её пароль. Тоффлер доказывает, что информатизация общества чревата катаклизмами. Как следствие информационного бума преображается технология, политика, семья. Позитив просматривается лишь в том, что рождается цивилизация будущего, которая во всех отношениях будет иной, мало похожей на сегодняшнее бытие.

Вместе с этим отмечается и то, что неслыханный темп, который характерен для современных культурных и политических изменений подталкивает человечество к гибели. Человечество, по мнению Тоффлера, может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов, а от психологического шока, который испытывают люди. Шок вызывает информационный бум, пропагандируя сексуальные извращения и насилие, а также обостряя «больные» моменты современного общества.

То обстоятельство, что сегодня культурологи еще не создали теорию о том, как связать общество изнутри с экономикой, ставит еще одну проблему – соотношение органики культуры и техницизма.

 

Понятие научно-технического прогресса

Сначала развитие науки и техники шло медленно и относительно параллельно. Начало их объединения в научно-технический прогресс произошло в XVI веке.

Первым этапом НТП стал этап механизации, машинизации производства. Вторым этапом стала современная автоматизация, связанная с развитием электроники, вычислительной техники и т.д. В НТП происходят научно-технические революции. Сущность НТР заключается в качественном преобразовании наличных производственных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Это означает: во-первых, то, что научные знания становятся неотъемлемым компонентом практически каждого занятого в процессе производства; во-вторых, то, что управление производством, технологическими процессами возможно только на основе науки; в-третьих, включение научно-исследовательской и конструкторской деятельности как непосредственного звена в структуру производственного процесса.

Таким образом, наука способствует не только развитию техники, но и производительных сил, а НТР затрагивает не только производственно-технологические, экономические процессы, но и ведет к изменениям в социально-культурной среде.

На Западе считают, что НТП грозит выйти из под контроля общества и разрушить цивилизацию.

 

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!