Объясните понятия: качество. количество, мера, скачок.
Приведите свой пример проявления закона перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания (двойного отрицания)
Единство отрицания, утверждения, преемственности и повторения — один из законов диалектики. Без отрицания нет изменений, развития. Отрицание предшествующего состояния изменяет вещь в определенном отношении. Но отрицание не являемся зачеркиванием вещи во всех отношениях. Отрицание абсолютно и относительно.
Аннигиляция всех качеств вещи не происходит ни при каком превращении, ибо всегда что-то остается в вещи. В каком направлении пойдет развитие — это зависит от того, что отрицается в вещи.
Метафизически мыслящие люди замечают наличие отрицания и полагают, что оно является безотносительным. Но такого отрицания в мире нет. Метафизическим может быть понимание отрицания, отношение к нему, основывающееся на отрыве отрицания и утверждения друг от друга, но в развитии нет никакого метафизического или какого-либо иного, кроме диалектического, отрицания. Метафизическое раздувание отрицания ведет к нигилизму.
Ошибка нигилистов не во всеобщности отрицания, а в тем, что их отрицание — только отрицание, не связанное с противоположностью (утверждением), отрицание вещи во всех отношениях. К. Маркс в статье «Морализующая критика и критизирующая мораль» писал об отрицании как всеобщем моменте развития так: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить, как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. Если, например, народ в своем развитии переходит от абсолютной монархии к монархии конституционной, то он отрицает свое прежнее политическое бытие. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».
|
|
Боязнь отрицания не лучше нигилизма, она следствие «удержания» вещи во всех отношениях. Диалектическая позиция проявляется в отрицании чего-то в вещи и сохранении другого. Мысль Гегеля о том, что все с самого начала обременено своим отрицанием, что все преходяще, была правильной.
Поскольку единство, так сказать«нет» и «да» является онтологическим, то оно в отношении к познанию и деятельности выступает как методологический принцип. Об этом писал В. И Ленин в «Философских тетрадях» следующее: «Не голос отрицание, не зрящное отрицание,не скептическоеотрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, — которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания и притом как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного, т. е. без всяких колебаний, без всякой эклектики».
|
|
Развитие безусловно начинается с отрицания чего-либо в вещи, но ведь не всего же абсолютно. Что-то от вещи и сохраняется. Что может возникнуть на пустом месте, из ни чего? Этого-то и не понимают нигилисты, - люди, которые стремятся, вроде Базарова, сначала уничтожить абсолютно все старое и уже потом, на пустом месте, предоставить возможность кому-то, благо не себе, строить (спрашивается из чего?) новое.
Однако единством отрицания, утверждения и преемственности не исчерпывается закон отрицания отрицания. Дело в том, что поскольку развитие есть ряд отрицаний, то второе отрицание является ничем иным, как синтезом двух противоположных состояний (качеств, элементов и т. д.): исходного в того, которое имело бытие вместо исходного в результате отрицания. Это повторение исходного момента с сохранением пройденного пути, его «достижений». Если исходным качеством является положительное число 2, то отрицание его дает –2, т. е. бытие противоположного качества (2 здесь не отрицается), новое отрицание дает –(–2), что равнозначно положительному числу, вместе с тем является и отрицательным. Возврат к старому находится в единстве с сохраненном результата первого отрицания: с числом мы будем оперировать как с отрицательным. Подобное имеется при логическом отрицании отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении оно равнозначно утвердительному.
|
|
Четко указал на причину сходства третьей фазы с первой Г.В. Плеханов: «Всякое явление, развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление тоже в свою очередь превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой»2.
Развитие есть повторение триад, причем вещь как совокупность качеств развивается в разных отношениях, в которых есть свои отрицания и утверждения. В выделенном отношении можно увидеть, как в этом повторении триад каждое состояние выступает в качестве исходного по отношению к следующим за ним, отрицания по отношению к непосредственно предшествующему и отрицания отрицания (синтеза) по отношению к другому исходному.
Третья фаза приводит развитие к исходной точке. Но поскольку это не просто возврат к прежнему, а сохранение пройденного пути, это движение не есть движение по кругу. Это виток спирали.
|
|
Развитие идет по спирали, причем любая спираль развития подчиняется закону отрицания отрицания, т. е. является витком другой спирали. Вот поэтому изображения спирали развития не в виде витка другой спирали является неправильным.
Ф. Энгельс определенно говорил о всеобщности закона отрицания отрицания. Бабочки «развиваются из яичка путем отрицания его, проходят через различные фазы превращения до половой зрелости, спариваются и вновь отрицаются, т. е. умирают, как только завершился процесс воспроизведения, и самка отложила множество яиц. Что у других растений и животных процесс завершается не в такой простой форме, что они не однажды, а много раз производят семена, яйца или детенышей, прежде чем умрут, — все это нас здесь не касается, здесь нам нужно пока что показать, что отрицание отрицания действительно происходит в обоих царствах органического мира», — писал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге»'.
Вопросы:
Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!