Движение под предводительством Н. Махно

Введение

В сознании большинства людей, сформированном не без влияния советского кино и художественной литературы, махновское движение представляется как некая неконтролируемая сила, разрушающая какой бы то ни было порядок во имя вольницы, граничащей с хаосом. Но в действительности такое историческое явление как махновщина гораздо сложнее и многограннее. С историей махновкого движения связана одна из не многих попыток воплотить в жизнь идеи анархизма о построении свободного и безгосударственного общества, основанного на народном самоуправлении. Эта сторона махновщины изучена гораздо хуже.

Важность выбранной темы обусловлена тем, что махновское движение сыграло значительную роль в истории Гражданской войны, внеся огромный вклад в разгром белогвардейцев, возглавляемых Деникиным и Врангелем. Кроме того, его лидеры во главе с Нестором Махно предприняли попытку проведения анархистского социального эксперимента, в рамках так называемой «махновской теории» на Левобережной Украине. Они разработали политическую линию движения, обусловившую во многом процесс его развития. В дальнейшем, их большой практический опыт позволил внести значительный вклад в развитие анархизма.

Цели данной работы ;

Изучить роли махновского движения в ходе Гражданской войны.

Разобраться кем был Батька Махно - героем и патриотом или разбойником.

Понять каковы цели и идеи махновского движения.

Батько Махно - изувер или герой

Ранние годы и начало деятельности Н. Махно

Н.И. Махно родился 26.10.1888 г. в Гуляйполе (40 км от нынешней границы Донецкой области). Когда у Ивана Родионовича и Евдокии Матвеевны Махно родился пятый сын, по селу пронесся слух, что во время обряда крещения у священника загорелась ряса; это означало, что родился «разбойник, какого мир не видывал». Вот что писал о себе сам Нестор Махно: «Отец мой - бывший крепостной помещика Шабельского… Большую часть своей жизни он прослужил у того же помещика то конюхом, то воловиком… Он умер, когда мне было только 11 месяцев. Пятеро нас, братьев-сирот, мал мала меньше, остались на руках несчастной матери, ни имевшей ни кола ни двора. Смутно припоминаю свое раннее детство, лишенное обычных для ребенка игр и веселья, омраченное сильной нуждой и лишениями, в каких пребывала наша семья, пока не поднялись на ноги мальчуганы и не стали сами на себя зарабатывать. На восьмом году мать отдала меня во 2-ю гуляй польскую начальную школу. Школьные премудрости давались мне нелегко. Учился я хорошо. Учитель меня хвалил, а мать была довольна моими успехами». Но учебу скоро пришлось бросить: «Летом я нанимался к богатым хуторянам пасти овец или телят. Во время молотьбы гонял у помещиков в арбах волов, получая по 25 копеек в день». В 1903 г., «поднявшись немного и окрепнув», Махно поступил чернорабочим на чугунолитейный завод М. Кернера. Там существовал любительский театральный кружок, а Нестор желал стать артистом, чтобы «смешить людей». Смешить, однако, не пришлось: в 1906 г. волна первой российской революции докатилась до Украины и в считанные дни изменила жизнь провинциального Гуляйполя.

Осенью 1906 года Махно стал членом группы анархистов «Союз бедных хлеборобов». Через некоторое время его арестовали за незаконное хранение пистолета (к тому был повод: Махно пытался застрелить соперника своего ревнивого приятеля), но по малолетству его отпустили.

За год группа совершила четыре ограбления. Стремясь создать себе репутацию бесстрашного и беспощадного революционера, Махно не брезговал никакими средствами. 27 августа 1907 года Махно вступил в перестрелку со стражниками и ранил крестьянина. Спустя некоторое время его задержали и опознали, но анархисты то ли припугнули, то ли подкупили свидетелей, и те отказались от первоначальных показаний. Юный анархист вышел на свободу.

Однако будучи не единожды арестованным, он в конце концов оказался перед судом. Группа совершила несколько убийств. Нестор в этих убийствах не участвовал, но тогда особо разбираться не стали. Военно-полевой «столыпинский» суд, перед которым предстали подельники, давал виселицу и не за такое. Махно спасли хлопоты матери: смертную казнь заменили каторгой.

В августе 1911 года вместе с другими заключенными Махно был отправлен в Москву. Здесь, в Бутырках, он познакомился с анархистом П.А. Аршиновым (Впоследствии своего рода политическим руководителем махновщины и ее историографом). Именно Аршинов оказал на Махно большое влияние и, по сути, первым познакомил его с теорией анархизма.

В тюрьме Махно вел себя вызывающе, постоянно попадал в карцер, был закован в цепи.

Февральская революция выпустила его на свободу. 12 марта 1917 года он вернулся в Гуляйполе.

Под знаменем анархии

В феврале 1917 года Нестор вернулся домой и женился на крестьянке Насте Васецкой, с которой переписывался, сидя в тюрьме. У них родился сын, который вскоре умер. Брак распался. Махно уже было не до семейной жизни: он быстро выдвинулся в гуляйпольское руководство. Вернувшись в Гуляйполе бывалым революционером, он возглавил местный Совет, национализировал помещичьи земли и раздал их крестьянам, вооружил конфискованным оружием старых друзей-товарищей анархистов и создал первый свой отряд. В окрестностях Гуляйполя начали зарождаться коммуны (сам Махно дважды в неделю работал в одной из них), на предприятиях все большую силу приобретали органы рабочего самоуправления.

Тем временем Украину согласно условиям Брестского мира оккупировали немецкие и австро-венгерские отряды. 1 марта 1918 года они вошли в Киев, в конце апреля заняли Гуляйполе. Махно и несколько его товарищей-анархистов уехали в Таганрог. Оттуда будущий батька отправился в Поволжье, а затем - в Москву. Затем Махно нелегально вернулся в Гуляйполе и создал партизанский отряд, боровшийся против оккупантов и помогавшей им «державної варти» гетмана Скоропадского.

У отряда, созданного Нестором Ивановичем, было одно кардинальное отличие от петлюровцев и прочих независимых атаманов - отсутствие антисемитизма (вопреки распространенным представлениям). Батька погромов не устраивал, погромщиков не любил и расстреливал на месте. Костяк его штаба и военно-революционного Совета состоял из евреев-анархистов.

Батька на дух не переносил киевских националистов. По его инициативе гуляйпольские районные съезды Советов еще в июле и декабре 1917-го выносили резолюцию: «Смерть Центральной Раде!». Ее сторонников он в мемуарах называл не иначе, как «шовинисты», и писал о них: «Такая идея оскорбляла крестьян. Они стягивали с трибуны таких проповедников и били, как врагов братского единения украинского народа с русским».

В сентябре 1918 года Махно дал оккупантам первый бой. Он совершал налеты на богатые немецкие хутора и имения, убивал немцев и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.

В ноябре 1918, когда австро-германская оккупация потерпела крах, главари Петлюровщины выступили против гетмана Скоропадского и 13 ноября 1918 создали так называемую Директорию украинскую из представителей УСДРП, УПСР и самостийников во главе с В.К. Винниченко и Петлюрой. В конце 1918 Директория захватила власть на большей части территории Украины; войска Антанты оккупировали южную Украину и Крым. Местный Совет пал перед натиском Директории.

Когда в конце декабря 1918 года повстанческий отряд Махно и договорившиеся о союзе с ним большевики взяли Екатеринослав, большевики первым делом занялись дележом власти. Начались грабежи.

С первых дней января 1919 года к Махно направляются новые и новые группы людей. Анархистами организовывается реввоенсовет при Махно и военно-революционный комитет в Гуляй-Поле из своих сторонников. Махновцы всеми мерами превращаются из партизан, свергавших гетмана - в носителей анархического идеала, т.-е. фактически в борцов против Советской власти.

В Екатеринославе, где имя анархистов связалось с уголовщиной весной 1918 г. и нелепой гибелью сотен рабочих в декабре 1918 г., в феврале 1919 г. не была допущена лекция анархиста Барона. В ответ, секретариат «Набата» (орган конфедерации анархистских организаций Украины, объединившихся на апрельском Кременчугском съезде), 10 февраля 1919 г. зовет махновцев к выступлению против Советской власти.

В апреле 1919 года Деникин начинает удачные наступления на советскую Россию, занимает ряд городов и угрожает Екатеринославу и Харькову. Утомленные предыдущей неслыханно-тяжелой кампанией - красные войска дрогнули. В такой обстановке ожесточеннейшей гражданской войны рабочих, поддерживаемых крестьянами, с буржуазией, выбор был только между Деникиным и Советской властью. Начиная с марта месяца, Махно систематически не выполняет приказов боевого командования. Под непосредственным нажимом Деникина, когда десятки тысяч красноармейцев боролись с превосходящими силами наступавшего неприятеля, махново-анархистский Реввоенсовет решает созвать 15 июня новый съезд в Гуляй-Поле для окончательного формирования в своих пределах  анархистского государства,: «Территория, занимаемая Махно, все более расширяется. На ней ведется усиленная борьба против большевистского засилья».

4-го числа Революционный военный совет республики издает за подписью тов. Троцкого приказ за №1824, запрещающий тот Гуляй-польский съезд, который Махно собирал перед лицом Деникина для оформления своей республики и который неизбежно должен был дать новый мятеж в духе Григорьевского и открытие фронта белым.

В ответ на этот приказ Махно фактически открывает фронт Деникину, снимаясь со своими частями с того участка, который они держали. Махновский район без всяких потерь захватывается белогвардейской кавалерией Шкуро, и, таким образом, белые на огромном участке выходят в тыл красным войскам, начиная новое наступление на советскую республику в чрезвычайно выгодных для себя условиях.

Однако, с первых же дней «комиссародержавия» тактический союз анархистов с большевиками стал разрушаться. Достаточно было Деникину несколько недель поцарствовать на Украине, чтобы возбудить против себя массовую ненависть всего крестьянства. И Махно, поскольку он еще сохраняет некоторые связи с крестьянской массой, увлекаемый стихией крестьянского восстания, вынужден направить свое оружие против Деникина.

Махновцы пытались заигрывать с «белыми», потом изрядно били тех же белых. Опять заключили союз с «красными». Потом отбивались от красных, пока «мудрый Ленин» (так писал Махно в мемуарах) не организовал НЭП.

В конце Махно метался по Украине, спасаясь от Красных. Дни его были сочтены. Почти ежедневно отбиваясь от наседавших карателей, Махно с горсткой оставшихся в живых бойцов прорвался к Днестру и 28 августа 1921 ушел в Бессарабию.

Остаток жизни Нестор Иванович Махно провел в эмиграции - сначала в Румынии, затем в Польше (где отсидел в тюрьме по подозрению в антипольской деятельности) и во Франции. В Париже Махно активно занимался пропагандой идей анархизма - выступал, писал статьи, издал несколько брошюр. Одновременно, если позволяло здоровье, работал физически - рабочим на киностудии, сапожничал. Нестор Иванович умер в парижском госпитале 6 июля 1934 года.

Махно человек воли, импульса, страстей, которые бешено кипят в нём и которые он старается сдерживать железным усилием под холодной и жестокой маской. Он не был блестящим оратором, но чтобы его услышать, люди приходили за десятки километров.

Кем же на самом деле являлся этот легендарный человек - злым гением или освободителем украинского крестьянства - вопрос спорный. Было в нем и то и другое. Чего больше - пусть решает каждый для себя сам, но то что этот человек сыграл чрезвычайно сложную роль во всей Гражданской войне, не оспорит никто.

Движение под предводительством Н. Махно

Цели и идеи махновцев

Анархисты любят противопоставлять большевикам, как образец батьку-Махно. Он, мол, в отличие от большевистских вождей был действительным выразителем интересов трудящихся, сторонником безвластного анархо-коммунизма, в противовес ленинской партийной диктатуре. Так что же это было за явление - махновщина?

Выпячивание анархистской оболочки махновщины, попытки определить типологию данного массового крестьянского движения в качестве анархистского нередко подкрепляются ссылками на воспоминания Махно. С юношеских лет Махно попал под влияние екатеринославских анархистов, затем осваивал его во время многолетнего пребывания в Бутырской каторжной тюрьме, где в роли наставника молодого Махно выступил анархист Петр Аршинов. Жизненные университеты выковали в Скромном (кличка Махно со времен каторги) анархистские волю и жестокость. Являясь по своим взглядам приверженцем анархизма, Махно в теории разбирался неважно. Анархистский наставник Аршинов отмечал недостаток знаний (теоретических, исторических, политических) у Махно, вследствие чего Махно «часто упускал теорию из виду».

Съезд крестьян, рабочих и повстанцев революционной повстанческой армии Украины (махновцев), созванный в г. Александровске 28 октября - 2 ноября 1919 г., объявил о создании повсеместно на махновской территории вольных крестьянских организаций, их съездов (местных и областных) для решения насущных вопросов социального строительства. Значения второго термина из словосочетания «вольные безвластные Советы» никто из махновцев определенно не понимал, но первое воспринималось положительно: на практике многие уже познали, что представляют собой советы при большевистских ревкомах, белогвардейских и петлюровских комендантах.

«Вольный советский строй» означал в крестьянском восприятии отказ от налога на содержание государства, города, который ничего не мог дать взамен деревенских продуктов. Лозунг «вольных советов» выражал протест как против крепостнических остатков и капитализма, так и против военного коммунизма. Идея «вольного советского строя» предполагала организацию новой хозяйственной и общественной жизни свободных крестьян, основанной на идеи социального равенства и справедливости с ликвидацией классов, политических партий, национального неравенства.

Махновское движение возникло на собственной почве, развивалось как самостоятельное крестьянское движение с осознанными целями. Не оно пришло к анархизму, а группа анархистов-коммунистов примкнула к крестьянскому движению в качестве политических работников. Махновщина вобрала в себя элементы анархизма, которые могли способствовать достижению целей массового крестьянского движения.

Ближайшее окружение Махно состояло из его земляков, освоивших в основном начальный образовательный уровень (одно-двухгодичное обучение в начальной школе), включая малограмотного «полупролетария» Махно. Можно предположить, что они вряд ли штудировали анархо-коммунистические сочинения, но верили в уравнительный социализм. Для махновцев более понятен был язык, выраженный в одной из листовок штаба махновцев: «Повстанческая армия считает своим святым долгом встать на защиту интересов трудового крестьянства против попытки господ коммунистов запрячь в свой хомут трудовое крестьянство. Повстанческая армия - меч в руках трудового народа, призывает вас, товарищи крестьяне и рабочие, самим взять в свои руки и дальнейшее строительство своего счастья, и свои народные трудовые богатства без помощи партийных лиц, пророков и большевистских шарлатанов, которые достойны смерти как гнусные воры, трусы и разбойники перед трудовым народом, в котором они находят только «человеческий материал» и пушечное мясо». [4, с. 120]

Махно усвоил анархистское отрицание национальности как таковой и сплочение трудящихся на интернациональной основе: боролся с националистами-самостийниками, выступал против антисемитизма. Анархисты в окружении атамана в большинстве своем были евреи.

Обладавший природным прагматичным умом, Махно не мог не осознавать несоответствие анархических идей с их реальным воплощением. В соответствии с анархистской доктриной махновцы разрушали и взрывали тюрьмы в занятых городах - давали человеку свободу. Но анархические мечты и идеалы разбивались от столкновения с жизненными реалиями. Теоретики анархизма не могли придумать конкретных путей воплощения собственных идей в практике построения нового общества.

Анархисты ожидали, что теоретик анархокоммунизма П.А. Кропоткин укажет конкретные пути для организации крестьянского движения в деревне, объяснит, как трудящийся может завладеть землей без власти над собой. В мае 1918 г. из Гуляй-Поля Махно написал Кропоткину письмо, в котором сообщал о посылке продовольствия для теоретика анархизма и просил прислать в махновское издание статью «о социальном строительстве в деревне», что, по его словам, «очень важно было бы для крестьян». Летом 1918 г. Махно в Москве встречался с Кропоткиным. Но ожидания не оправдались. Мечтатель-идеалист Кропоткин не дал ответа на эти вопросы. Анархисты в махновщине самостоятельно пытались создать образ крестьянства в качестве творца и носителя революции в деревне.

Жизненная практика разрушила анархистские идеальные теории. Идея сделать Повстанческую армию махновцев Всемирной повстанческой армией являлась анархической грезой. Доктрина анархокоммунизма отвергала государство, но практика заставила Махно заняться основами государственного строительства: у нового «государства» (Махновии) образовалась столица - Гуляй-Поле, пришлось создавать государственные органы - советы («вольные» и «безвластные» по названию), заниматься повседневной организацией жизни населения.

Махновский реввоенсовет в своем постановлении продекларировал анархокоммунистический принцип свободного обмена продуктами труда, главным образом между трудящимися. Но попытка воплощения данной кропоткинской идеи по поводу непосредственного товарообмена деревни с городом, без участия посредника в лице государства на практике провалилась. Попытка устройства вольных коммун также оказалась безуспешной, когда государство заявило свои права на результат труда «свободных» коммунаров.

Период конца 1919 года в истории махновщины особо интересен. Это период самостоятельного «государственного» существования в тылу деникинских войск.

Махновцы очистив небольшую территорию в оккупированной Деникиным Украине, попытались построить свое безвластное государство, которое находилось во враждебных отношениях с буржуазией и в довольно натянутых с пролетариатом. Оно просуществовало полтора месяца. Это был один из моментов в мировой истории, когда анархисты пытались доказать жизненность своих идей.

Основные принципы махновского строительства были прокламированы на съездах советов крестьянских, рабочих и повстанческих депутатов в Гуляйполе в феврале и апреле 1919 года и в Александровске в конце октября 1919 года.

Съезд крестьян, рабочих и повстанцев революционной повстанческой армии в Александровске 28 октября - 2 ноября 1919 г. принял решение о «добровольной мобилизации» в махновскую армию. Резолюция по вопросу об организации военных повстанческих сил устанавливала проведение на территории, освобожденной повстанческой армией (махновцами), добровольно-уравнительной мобилизации мужчин возрастной категории с 19 до 48 лет. Формирование производилось по территориальному принципу - по селам, волостям и уездам. Специальная инструкция по формированию революционной добровольно-повстанческой армии из трудящихся разъясняла, что «все население мужского пола, начиная с 19 до 48-летнего возраста включительно, согласно добровольно-уравнительной мобилизации и с согласия каждого на то, что он идет добровольно в ряды Повстанческой армии для защиты интересов трудящихся масс от капитала, берется на учет и разбивается на следующие отдельные категории: а) от 19 до 28 лет включительно; б) от 29 до 38 лет; в) от 38 до 48 лет».

Учет каждой отдельной категории разделялся по военной специальности: пехота, кавалерия, артиллерия, инженерные части, из которых и проводилось формирование Повстанческой армии в боевые единицы: отделения, взводы, роты и т.д. Выборы командиров подлежали ограничению - до полка включительно. Выполнение инструкции возлагалось на местные военные отделы волостных Советов, в случае их отсутствия - на волостные Советы. Командиры крупных соединений - бригад, дивизий, корпусов назначались штабом армии и военно-революционным советом. Для установления «стальной товарищеской дисциплины» в рядах Повстанческой армии требовалось создать товарищеские суды.

Конечно, создание товарищеских судов в военной армии, в условиях Гражданской войны - сам по себе нонсенс. Для этой цели создаются другие органы - военные и военно-полевые суды, трибуналы. Анархии «вольной безвластной армии» в махновщине не существовало. Анархистская «выборность командного состава» не могла заменить принцип назначения и единоначалия: командиров частей и подразделений (не только крупных соединений, как было записано в приведенной инструкции) назначал сам Махно или его приближенные.

В соответствии с доктриной анархизма, отрицавшей власть государства, носители теории не должны были признавать обязательные государственные атрибуты - вооруженные и полицейские силы. Но в данном вопросе также анархистская теория столкнулась с противоречием практики: «безвластная» власть Махно устанавливала якобы безвластие силой оружия - винтовка рождала власть. Анархистское отрицание законов порождало произвол.

Основные принципы организации армии, по анархистской умозрительной конструкции, - добровольчество, выборное начало, самодисциплина - в действительности оказались не более чем фасадом реального построения вооруженного махновского воинства. Революционно-повстанческая армия махновцев в основе своей копировала организацию Красной армии(Пехота делилась на бригады, полки, батальоны, роты, взводы, отделения; кавалерия состояла из дивизионов, полков, сотен, эскадронов, взводов, отделений; артиллерия имела свои дивизионы, батарее). Махновцы переняли трехчленный состав каждой тактической единицы. Неисполнение приказов, нарушение дисциплины, по уставным требованиям, каралось вплоть до расстрела на месте. В махновской армии, как и в Красной, были штабы, реввоенсовет, политотдел (который носил наименование культпросвета), политотделы в подразделениях, институт комиссаров, разведка и контрразведка.

Разгром Махновщины

Когда махновцы вошли в оперативное подчинение Красной Армии в качестве Третьей повстанческой бригады они развернули бои против Деникина. Около двадцатых чисел августа махновцы вступили в непрерывные бои с деникинцами, разбили несколько их частей, отбили бронепоезд «Непобедимый» и заставили белых эвакуировать Елизаветград. Однако большевики намеренно держали махновскую армию на голодном пайке, лишая подчас самого необходимого. Мало того - в апреле 1919 г. по инициативе Троцкого против махновцев началась пропагандистская кампания.

25 мая Совет рабоче-крестьянской обороны Украины принял решение ликвидировать Махно.

Отправив гневную телеграмму Ленину, Троцкому, Каменеву и Ворошилову, в середине июня батька с небольшим отрядом исчез в гуляйпольских лесах. Красные расстреляли начштаба махновцев Озерова и нескольких видных анархистов. В ответ московские анархисты взорвали здание горкома партии в Леонтьевском переулке (Ленин, который должен был туда приехать, чудом избежал гибели). Началась новая фаза отношений между батькой и красными - открытой вражды.

Войска Красной Армии, посланные ловить батьку, в массовом порядке переходили на его сторону. Набравшись сил, Махно начал активные боевые действия против белых и красных одновременно. Он даже заключил соглашение с Петлюрой, также воевавшим с Добровольческой армией. Махновцы, проникнув под видом торговцев в Екатеринослав, на целую неделю (а потом вторично - на месяц) захватили город, который, по признанию очевидцев, отдохнул от постоянного страха и грабежей. Особую популярность среди горожан снискал батька, когда лично расстрелял на базаре нескольких мародеров. Махно пытался наладить мирную жизнь. На освобожденных территориях организовывались коммуны, профсоюзы, система помощи бедным, налаживались производство и товарообмен.

Махно снова начал переговоры с большевиками. Но был объявлен бандитом, заслуживающим ареста и казни. В середине января 1920 года Махно и бойцы его армии именем всеукраинского ревкома были вновь объявлены вне закона, как отказавшихся идти на польский фронт. И после этого между махновцами и большевистским командованием началась ожесточенная борьба. Борьба эта растянулась на 9 месяцев. Барон Врангель несколько раз посылал к батьке делегатов, но кого-то схватили красные, а кого-то казнил Махно.

Репрессии, которые обрушили на жителей губернии наступавшие части Врангеля, вынудили Махно сначала прекратить войну с большевиками, а потом и объединиться с ними. В начале октября 1920 года представители повстанцев подписали соглашение с большевистскими командирами. Повстанческая армия перешла в оперативное подчинение главкому Южного фронта Тимуру Фрунзе.

Никто среди махновцев не верил в продолжительность и прочность соглашения с большевиками. Все ждали нового похода на повстанцев. Четвертый пункт политического соглашения оказался абсолютно не приемлемым для советов. Однако махновцы настойчиво требовали либо подписания этого соглашения, либо объяснения, почему этот пункт отвергается. К середине ноября 1920 года этот пункт стал всюду привлекать к себе массы. Но к этому времени был ликвидирован Врангель. Это нисколько не могло повлиять на подписание этого соглашения, но когда об этом стало известно махновцам, они поняли, что это конец соглашению. Помощник Махно, Василевский сказал: «Ручаюсь чем угодно, но через неделю большевики будут громить нас».

Финал махновского движения связан с тактической комбинацией большевиков. Им за счет крупных политических обещаний удалось привлечь махновские отряды к участию во взятии Крыма, а после перехода через Сиваш окружить и разоружить их. Почти все махновские командиры были расстреляны. Махно, оставшийся в Гуляй - Поле, со значительно сократившимися силами продолжал борьбу до середины 1921 года. Однако соотношение сил резко изменилось, и эта борьба была обречена - тем более, что она скатилась до бандитских методов.

26 ноября 1920 года Каретников был вызван на совещание к Фрунзе, схвачен и расстрелян, а его части окружены. Однако махновцы сумели сбить заслоны красных и выйти из Крыма. Из бойцов, месяц назад ушедших к Перекопу, обратно к батьке вернулось не больше половины. Началась драка не на жизнь, а на смерть. Против остатков батькиной армии были брошены части Красной Армии. Им теперь было легче: противник остался один, да и перевес сил был астрономическим.

В момент окружения Гуляй Поля красными 26 ноября 1920 года, там находились лишь 150-200 человек кавалерии особой сотни. С этой сотней Махно дал отпор советской кавалерии и вышел из тесного кольца красных войск.

В первую неделю он организовал стекавшиеся к нему с разных сторон повстанческие отряды и некоторые Красные части, уходившие от большевиков. Создав отряд в 1000 сабель 1500 человек пехоты, с которыми затем пошел в наступление. Ровно через неделю он вошел в Гуляй Поле, разбив там 42-ю дивизию и взяв 6000 человек пленных. Из них примерно 2000 человек изъявили желание остаться в Повстанческой Армии.

Далее немного южнее Гуляй Поля, в селе Федоровка, махновцев окружают несколькими пехотными частями и кавалерией. Против Махно действовали четыре армии: две конные и две смешанные. Целью красного командования, было зажать Повстанческую Армию со всех сторон сильными военными заслонами, которые быстро сближались бы.

Эта борьба растянулась на несколько месяцев с беспрерывными боями. Махно попал в сложную ситуацию в Киевской губернии, но вышел из этого испытания. При своем третьем нападении на повстанческий район, советская власть приложила все усилия к тому, чтобы нанести смертельный удар махновщине. Отряд во главе с Махно в течение весны и лета 1921 ускользал от уничтожения, совершая рейды по всей Украине и Южной России. Благодаря массе войск, освободившихся после крымской операции и хорошему вооружению, ей удалось летом 1921 года разбить Повстанческую Армию и принудить главное ядро армии во главе с Нестором Махно переброситься на территорию, находящуюся под управлением румынских властней. После этого советские войска заняли весь повстанческий район, и революционные массы были насильственно подчинены диктатуре большевиков.

Таким образом мы видим что История махновского движения (1918-1921) является одним из наиболее заметных эпизодов в истории Гражданской войны в России. Его лидер - Нестор Махно - сумел объединить десятки тысяч украинских крестьян и рабочих в мощную и организованную силу, способную влиять на ход исторических событий и сыгравшую чрезвычайно сложную роль во всей Гражданской войне. В этом движении с наибольшей силой проявилось стремление к свободе и стихия анархизма, всколыхнувшаяся на крутом повороте истории.

Заключение

Представленная информация в данной работе не может отобразить повстанческое движение во всем его объеме. Здесь рассказано история лишь одного, главного потока движения, зародившегося в гуляйпольском районе. Махновщина как социальное движение украинских тружеников значительно шире того, что удалось отметить в этом реферате. Дух и лозунги ее всколыхнули большинство губерний Украины. Почти в каждой из них среди крестьян и рабочих происходил известный социальный сдвиг; в каждой из них раздавались призывы к социальной революции, зарождалась революционная борьба и революционное творчество масс.

Махновское движение, хоть и было активным и наступательным, являлось все-таки не всеобщим: охватывало лишь несколько губерний; оно за короткое время оказалось в окружении враждебных сил - государственников - петлюровцев, государственников - большевиков и многочисленных армий Деникина, которые с разных сторон обрушились на него колоссальной военной мощью. Движение должно было претерпеть сильные изменения в своей тактике, приемах и образе действия, будучи вынужденно отдавать большую часть своих сил военной стороне в борьбе за свободу.

Ни одно социальное историческое движение, как бы ни было оно преисполнено возвышенных порывов, не может избежать ошибок, существенных недочетов, отрицательных сторон.

Самым серьезным недостатком движения является то, что оно идет преимущественно военным путем. Но это не сущностное свойство движения, а беда его - необходимость, навязанная ему создавшейся на Украине обстановкой, хотя и в мирное время без радикальных действий также вряд ли обошлось бы.

Махновщина есть революционное движения масс, подготовленное историческими условиями жизни беднейших слоев русского крестьянства. Явись Махно или нет, движение все равно родилось бы в народных низах и отыскало формы проявления своих интересов.

В истории Гражданской войны вряд ли найдется какая-нибудь другая, кроме Махно, фигура, вокруг которой бы возникло такое количество мифов и легенд.

Память об этом легендарном человеке не растворилась в истории - 1 мая 1990 года во время демонстрации на красной площади прошла многотысячная колонна с черными анархистскими знаменами;. Загадочный батько Махно навсегда вошел в историю как одно из главных действующих лиц периода революции и Гражданской войны 1917-1921 годов.

Список литературы

1. Дашков С. «Н.И. Махно» // «Культ личности» - М., 2000 г. №8, с. 42

2. Нестор Махно. Мятежная юность. Под редакцией Волина - Париж, 1997, с. 110

3. Тайны Истории Аршинов П.А. История махновского движения (1918-1921), Махно Н.И. Воспоминания, Дневник Кузьменко - М., ТЕРРА; «Книжная лавка-РТР», 1996, с. 496

4. Шумов С., Андреев А. Махновщина - М., ЭКСМО Алгоритм, 2005, с. 413

5. Я. Яковлев «Махновщина и анархизм» - М., 2002, с. 378


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 32; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!