Краткое концентрированное выражения замысла называется лаконизмом.

Фотокомпозиция .

Тема 1. 2 . Категории композиции, композиционные законы, основы построения фотоснимка.

Вопросы:

6) Линии и линейные построения фотоснимка.

7)  Лаконизм композиции.

8) Ритм в композиции.

9)  Передача глубины пространства.

 

6. Рассматривая изображение, зритель воспринимает форму и величину предметов, их расположение в пространстве через соотношения линий и тона. Благодаря линейной перспективе, которая возникает при использовании различных точек съемки, в кадре возникает пространство, появляется возможность оценить степень удаленности фигур и предметов друг от друга и их взаимосвязь. Являясь элементами, ограничивающими поверхность, линии определяют формы поверхностей, предметов и фигур. Линейное построение помогает легче раскрывать тему снимка.

Кадр в целом воспринимается как соотношение линий, тонов, цветов, при этом роль линий особенно велика, так как именно линии являются конструктивной основой любого изображения. Некоторые линии видны на снимке отчетливо (например, линия горизонта, дороги), а другие линии могут носить скрытый характер (линия раздела тонов, цвета, а также воображаемые линии по которым мысленно скользит взгляд, как бы соединяя между собой определенные элементы). Все эти комбинации различных линий в композиции образуют линейное построение снимка.

Линии по своему характеру и направлению разнообразны: они могут быть прямыми, зигзагообразными, наклонными, кривыми, плавными, с резкими изгибами. Каждая линия в композиции производит определенное зрительное впечатление. Линии и комбинации линий способны привлекать взгляд и направлять внимание зрителя в нужном направлении.

Линейные очертания способны выражать и характеризовать те или иные состояния покоя или движения по ассоциации.

По отношению к границам кадра линии могут быть:

- параллельными нижней границе;

- параллельными боковой границе;

- наклонными.

Прямые линии зрительно воспринимаются спокойно, создают впечатление твердости, спокойствия, уверенности, силы, однако считается, что они не достаточно выразительны, скучны и поэтому рекомендуется ограниченное их количество в снимке, особенно нежелательны прямые линии проходящие из одного края снимка в другой, так как они режут кадр на отдельные части. Поэтому рекомендуется всячески избегать прямых линий выходящий за пределы кадра, за исключением линии горизонта. Также нежелательны линии параллельные сторонам кадра, так как они отсекают от изображения какую-то часть и как бы кадрируют фотоснимок, нарушая этим композицию.

Горизонтальные линии напоминают гладкую и спокойную поверхность воды и линию горизонта. Такие линии глаз воспринимает спокойно.

Вертикальные линии подчеркивают впечатление высоты, стройности. Более активные по сравнению с горизонтальными. Они создают более динамичную композицию и влияют на направление движения.

Прямые наклонные линии воспринимаются на снимке лучше чем просто прямые, особенно идущие от одного вертикального края снимка к другому. Наклонные линии зрительно неустойчивы, динамичны и при этом как бы подчеркивают направление движения в кадре.

Диагональные линии очень ценны в снимке для передачи движения, из-за оптических свойств нашего глаза, создают впечатление неустойчивости и этим самым подчеркивают движение. Они дают глубину и тем самым вызывают ощущение перспективы и расстояния, они как правило противопоставлены вертикальным и горизонтальным линиям и создают напряженность в кадре.

Кривые или волнистые линии обладают изяществом, взгляд скользит по ним легко и спокойно, создают впечатление мягкости, нежности, красоты. Эти линии на столько симпатичны и приятны взгляду зрителя, что способны придать определенную привлекательность фотоснимку, независимо от его содержания.

Зигзагообразные линии (ломаные) подобны бурному морю с бушующими волнами. Зигзагообразные линии при восприятии вызывают беспокойство. В отличии от прямых более изящны. Удлиненные зигзагообразные линии способны придать снимку беспокойный и даже взрывной характер. Такое впечатление при рассматривании таких снимков связано с частичным скачкообразным направлением нашего взгляда. В некоторых случаях такие линии могут подчеркнуть тревожный характер запечатленных моментов, а в других спокойное лирическое настроение.

Сходящиеся линии наиболее сильные из всех, дают сильное ощущение глубины и не всегда очевидны в изображении.

Особую роль при линейных построениях отводится входящим линиям в кадр – это реальные или воображаемые линии, которые берут свое начало из нижних углов кадра и идут в глубину, чаще всего к смысловому центру снимка, расположенному в точке золотого сечения. Построенные по этому принципу снимки легко прочитать, их содержание мгновенно доходит, а это главная задача композиции. Происходит это потому что взгляд легко, не задерживаясь, скользит вдоль такой линии и находит тот элемент, которому отведена главная роль в трактовке снимка.

Линии могут быть и центром композиции, необязательно ведущими взгляд, куда бы то ни было. При использовании линии в качестве центра композиции необходимо учитывать её направление независимо от её конфигурации, только так на линию будет интересно смотреть.

Комбинация линий, определяющая очертания форм предметов и фигур в изображении, образует его линейное построение. В любом линейном построении всегда одна линия (или группа линий, сходных по своему направлению, либо характеру) будет главной. По этой главной линии можно судить о характере построения.

Линейное построение является одним из главных элементов композиции, т.к. оно связывает разрозненные элементы изображения, придавая ему целостность и содействуя восприятию основного замысла фотографа.

Линейное построение по горизонтали, вертикали или по треугольнику означает, что основные элемент (предметы) изображения расположены по этим линиям и вписываются в геометрические фигуры.

Горизонтальное построение способствует движению глаза из края в край изображения и дает ощущение ширины, простора, спокойствия и беспредельности пространства, продолжающегося и за рамками кадра. Горизонтальные построения часто встречаются при изображении природы. Если пейзаж ничем не замыкается по краям и не пересекается вертикальными линиями (деревья, здания), изображенное в нем пространство будет казаться большим, чем в случае, когда в кадре есть элементы, пересекающие горизонталь.

Вертикальное построение предусматривает восприятие изображения снизу вверх и часто встречается там, где требуется выражение торжественности, величия, приподнятости и высоты.

Построение по диагонали характеризует движение и подчеркивает его. Создается такое впечатление тем, что глаз, производя диагональное движение, мгновенно воспринимает резкое сокращение пространства, находящегося по одну сторону диагонали, либо резкое его увеличение. Сокращение или увеличение пространства, естественно ассоциируется с движением. Диагональ помимо усиления впечатления движения ещё и обладает способностью уводить взгляд зрителя в глубину изображаемого пространства. Для того чтобы движение было передано наиболее выразительно, направление диагональных линий не должно ничем перебиваться. Диагональные линии, уводящие взгляд за пределы изображения, усилят впечатление движения

Существует понятие разомкнутая и замкнутая композиция.

Если линейное построение выводит взгляд зрителя за пределы картинной плоскости, то такая композиция называется разомкнутой.

Если же взгляд удерживается в пределах картинной плоскости, то композиция называется замкнутой.

Часто сюжетно важные элемент изображения располагаются внутри кадра по простым геометрическим фигурам, например по треугольнику, квадрату, овалу. Считается, что зрительно лучше воспринимаются композиции, в которых элементы расположены по треугольнику.

При изображении вертикальных линий в горизонтальном формате возможно уничтожение высоты линий, т.к. горизонтальный формат мешает движению глаз по вертикали.

Подчиняя линейное построение основному композиционному замыслу, следует учитывать свойства линий и подбирать такие сочетания их и такой формат изображения, которые будут наиболее полно соответствовать выявлению содержания.

Краткое концентрированное выражения замысла называется лаконизмом.

Если в квадрате много лишних, малозначимых деталей, расположение хаотично, то такой снимок зрительно воспринимается трудно, основная мысль в нем не ясна.  Выразительность снимка вырастает за счет простоты и ясности формы. Чаще всего удается найти лаконизм в композиции, если в самом сюжете большое место занимает ровный, спокойный тон, число деталей включенных в кадр, невелико и они хорошо контрастируют между собой и с фоном.

 

8. Ритм в композиции – это равномерное чередование одинаковых линий, тонов, пятен на снимке, расположенных так, что взгляд переходит от одной детали к другой, не отвлекаясь на второстепенное. Ритмичность в большей или меньшей степени присуща любому виду искусства. Фотограф не может по своему желанию изменить форму и расположение предметов, именно поэтому фотографу сложнее чем художнику, но натренированный глаз без труда найдет ритмы в окружающем пространстве.

Ритм придает снимку живость, заставляет взгляд следовать от одного элемента к другому, создавая ощущение движения. Ритм – элемент общей композиции снимка и одно из средств, с помощью которых достигается ясность формы, а нередко и оригинальность воплощения темы.

К ритмическим построениям, прежде всего относятся снимки с четко выступающей изобразительной структурой, отчетливым делением пространства кадра на равные, подобные или похожие сюжетные, линейные или тональные элементы. С помощью ритмов возможно членение картиной плоскости в горизонтальном направлении. Ритмические повторы композиционного мотива идущие сверху вниз располагаются лучше в вертикальном кадре. Ритм диагоналей – это закономерное чередование наклонных линий, по направлению близких к диагоналям прямоугольника кадра. Кадры с глубинным построение могут содержать ритмическое распределение элементов композиции не по плоскости снимка, а от переднего плана в глубину кадра.

Понятие ритм принято относить к линейному рисунку кадра, но ритмичность может возникнуть и в светотональной структуре кадра, где в качестве элемента будут блики, тени, света и т.д

Типы ритмов в кадре:

а) Хаотично расположенные линии – линии схожи между собой, но они не вызывают ощущения ритма, так как в их расположении нет никакой системы.

б) Линии в четком порядке – параллельные линии вызывают ощущение монотонности, покоя.

в) Чередование разных линий – например по длине, создает приятное для глаза ритмичное сочетание.

г) Прямая линия ничего не выражает в плане ритмов, но, снабженная стрелкой как бы создает движение в указанном направлении. Стоит добавить стрелку с другой стороны, и движение в новь остановиться.

д) Зигзагообразная или волнистая линия – заставляет взгляд следовать медленней или быстрее в определенном направлении.

е) Сходные формы и тональные пятна – создают такое чувство ритма, как и повторяемость линий.

9. Прежде всего, действительный мир трехмерен. Фигуры и предметы имеют три измерения, они объемны и также находятся в трехмерном пространстве. Фотограф изображает мир с его объемами и пространствами на картиной плоскости снимка, имеющей всего два измерения – высоту и ширину. Третья координата глубина пространства – впрямую на снимке не передается. Возникает проблема создания иллюзии пространства, объемов, рельефов, фактур. Восприятию этих характеристик действительного мира в жизни зрителю помогает бинокулярность зрения: человек видит объект одновременно как бы с двух точек – правым и левым глазом, и это порождает эффект стереоскопичности. Фотоизображение рисуется объективом с одной точки.

Передача глубины пространства – с этой задачей фотограф часто сталкивается, так как все вокруг мы видим в трехмерном виде, а на фотографии двухмерное изображение. Зритель воспринимает глубину пространства на снимке благодаря накопленному ранее визуальному опыту. Объем предметов и расстояние между ними на фотографии воспринимаются потому, что мы ранее наблюдали подобные реальные соотношения в жизни.

Способы, которыми можно создать иллюзию глубины пространства:

- Линейная перспектива – одно из эффективных средств передачи глубины в снимке. При этом линии, параллельно расположенные в действительности, на снимке как бы сходятся в одной точке. Когда зритель видит на фотографии сходящиеся линии, ему кажется, что они удаляются. Хотя он смотрит на плоскостную поверхности снимка, у него создается иллюзия глубины пространства.

- Тональная перспектива – помогает в выявлении пространства. В реальной жизни на открытом воздухе предметы, расположенные вдали от нас, из-за воздушной дымки имеют менее резкие очертания и кажутся более светлыми, чем предметы, находящиеся ближе к нам. Особенно это заметно при тумане, измороси, в запыленном воздухе, во время дождя.

- Важную роль в создании пространственных снимков играет многоплановость. Наличие в снимке четко разграниченных планов хорошо выявляет перспективу. Особенно сильный эффект создается при небольшой глубине резкости. Резко изображенный передний план и размытый задний план искусственно имитируют собой воздушную перспективу.

- Освещение, также помогает выявлять глубину пространства. Прямой, лобовой свет делает изображение плоским. Боковой и заднебоковой придает изображении. Объемный характер.

- Постепенное уменьшение равновеликих предметов на снимке воспринимается как отдаление от этих предметов, что и создает иллюзию пространства.

Литература:

Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии» 1988г. М.: Высшая школа

Мусорин, Привалов «Фотография» 2003г. М.: Владос

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!