Общественные отношения – это специфические взаимосвязи между группами людей по поводу удовлетворения своих различных потребностей и интересов.



ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА (1).

1.Понятие общества. Основные концепции его развития.

2.Общественные отношения и их виды.

3.Природа и общество. Основные этапы их взаимодействия.

 

Общество – чрезвычайно сложный и противоречивый предмет познания. Оно постоянно меняется, иногда медленно, иногда быстро. Оно изучается многими науками: экономикой, социологией, историей, философией и др. Поэтому и понятие «общество» имеет несколько различных значений. Этот термин используется:

1.для характеристики групп лиц, связанных совместной деятельностью для реализации общих целей и интересов (общество книголюбов и др.);

2.как определенный этап в развитии человечества или страны (первобытное общество и т.д.);

3.как характеристика качественного состояния в развитии человечества или страны (общество потребления и…);

4.общество – это предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определенным образом взаимодействует с ней. Это понятие философское. Раздел философии, который изучает общество, называется социальной философией.

  Чем отличается философский подход к изучению общества от подходов других наук?

  Например, социология изучает социальную структуру общества: социальные группы и институты, отношения между ними и механизмы их регулирования, законы их развития и функционирования.

  Философия изучает состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

Что такое общество? Можно ли назвать обществом табун лошадей или стая волков? Нет. Общество есть только там, где есть сознательное взаимодействие, где есть обмен идеями, чувствами, волевыми актами, т.е. среди людей. Только люди способны размышлять над внешними обстоятельствами, над своими связями с ними и с другими людьми, над смыслом собственного бытия. Только человек способен творить.

1.Общество – это сверхсложный организм. Центральной точкой общественной жизни является человек. Он есть автор, режиссер и актер своей собственной жизни. У.Шекспир: «Весь мир театр, а люди в нем актеры». Общество составляет единство многообразного: потребностей и интересов людей, их идеалов, норм и поступков, это единство различных социальных групп и личностей, единство политики и экономики, морали и права, прошлого и настоящего и т.д.

2.Общество - система с упорядоченными связями и отношениями, с собственной структурой и логикой развития.

3. Общество – это, с точки зрения философии, специфический вид объективной реальности и особая ступень в развитии материи. Это высшая форма движения материи. Являясь специфической системной организацией, оно отличается от других материальных систем: включает в себя материальное и духовное производство, различные формы общественных отношений, особый механизм передачи информации и способы исследования. Единственно возможным способом существования и развития общества является человеческая деятельность.

Итак, исходя из вышесказанного, дадим определение ОБЩЕСТВА. Общество – это высшая ступень в развитии материи, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности людей.

Философское учение об обществе прошло длительный путь развития. Уже в древнем мире были важнейшие его положения. Этими проблемами уже занимались древнекитайский философ Конфуций, древнегреческие философы Демокрит, Платон и Аристотель. Каждый новый этап в развитии общества порождал новые проблемы, а значит и людей, которые пытались их теоретически обобщить, проанализировать и указать пути их решения. Решая эти проблемы, философы в большей или меньшей степени тяготели к трем основным концепциям общественной жизни: натурализму, идеализму и материализму.

Натурализм получил широкое распространение в 17-18 вв, существует и сейчас, хотя его формы изменились. Натурализм исходит из того, тип общества и ход истории определяются следующими факторами:

1.Биологическими факторами. Сторонники этого подхода исходят из того, что человек является частью природы, а общество – это продолжение природы, поэтому оно развивается по законам природы (например, закон естественного отбора – выживает сильнейший). Некоторые теории в рамках этого подхода связаны с расизмом. Так ли это? (Проблема для семинарского занятия).

2.К числу теорий, которые на первый план выдвигают природный фактор, относится географический детерминизм. (Детерминизм – онтологический принцип, который утверждает всеобщую обусловленность явлений и событий и всеобщий характер причинности). Суть этого подхода: географическая среда (климат, почва, наличие полезных ископаемых, водные ресурсы и т.д.) являются определяющими факторами в развитии общества. ( Анализ данного подхода на семинарском занятии).

3. Тип общества и ход истории определяются ритмами солнечной активности и космическими излучениями. Суть: мощные всплески биохимической энергии космоса порождают повышенную социальную активность. Поэтому в этот период люди могут изменить направление своей деятельности. Все революции, восстания, бунты и войны, с их точки зрения, проходят в периоды максимальной солнечной активности. ( Анализ – на семинарское занятие).

4.Демографический детерминизм. На первый план выдвигается проблема народонаселения. Английский экономист Т.Мальтус сформулировал закон народонаселения: темпы роста населения увеличиваются в геометрической прогрессии, а средства существования – в арифметической. Это вызывает непосильный труд, голод, эпидемии, войны, которые как бы уравновешивают это противоречие. В последствии Мальтус все-таки предоагал определенные меры, чтобы его разрешить: половое воспитание, регулирование рождаемости, улучшение средств обработки земли.

Существуют и другие, более современные теории в рамках натурализма: техноцентризм и информоцентризм.

Таким образом, натурализм 1. Сводит высшие формы бытия к низшим, а человека – до уровня природного существа. Принижается человеческая активность, отрицается его воля. 2.Человек понимается как социальный атом, а общество как механический агрегат индивидов – атомов, поглощенных лишь собственными интересами. Связи между людьми приобретают исключительно природный характер, игнорируется их социальная и духовная составляющая.

II. ИДЕАЛИЗ М.

Что объединяет людей в общество? Идеализм видит  сущность связей, которые объединяют людей в общество, находится в духовной сфере: в комплексе идей, верований, мифов. Он превращает духовную сферу в самостоятельную субстанцию, которая является основанием, причиной происхождения и функционирования общества. Выделяются субъективно-идеалистическое и объективно-идеалистическое понимание общества.

  С точки зрения субъективного идеализма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их успехи, ошибки и поражения приводя к тому или иному событию. Совокупность таких событий определяют ход истории.

     Объективные идеалисты отводят решающую роль надличностным силам в истории: божественной воле, абсолютной идее, мировому духу. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей, даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил.

  Итак, идеализм абсолютизирует духовный фактор в человеческом бы- тии. Конечно, роль субъективной сферы в жизни общества нельзя преуменьшать, она значительна. Но нельзя эту роль преувеличивать и даже абсолютизировать. Идеи, даже самые хорошие, часто разбиваются о реальность бытия, теория отрывается от практики. Да и сами выдающиеся личности сами по себе сделать ничего не могут, они всегда ищут опору в массах.

III. Материалисты имеют давнюю историю в постановке и решении проблем общества.

                                1.Теория договора (Томас Гоббс, англ. философ) 17в. Он утверждает,что общество – это сумма индивидов, каждый из которых имеет собственные интересы. В естественном состоянии человек человеку волк, поэтому – война всех против всех. Для того, чтобы вместе сосуществовать люди должны заключить договор. В результате такого договора появляется государство, которое призвано защищать граждан от внешних врагов и поддерживать внутренний порядок. Государство – это, согласно Гоббсу, «механическое чудовище», которое обладает страшное силой. Оно устанавливается навечно.

2. Органистических подход (О.Конт): общество – это огромный живой организм, система, которая имеет свою структуру наподобие человеческого организма, где каждый его элемент должен выполнять свою функцию: кто-то призван только управлять, а кто-то только трудиться. Отношения людей определяются консенсусом (согласием).

                              3.Диалектико-материалистический подход (К.Маркс и Ф.Энгельс). Суть: основываясь на учении Дарвина, Маркс и Энгельс исходили из того, что человек выделяется из природного мира в результате социально-побудительных мотивов в поведении. Благодаря этому кроме природного отбора в силу вступает и социальный отбор. Процесс социализации человека осуществляется в первую очередь благодаря труду. Труд побуждал людей к общей деятельности, благодаря ней возникли разные виды отношений, появилась речь. В процессе совместной деятельности люди создают те жизненные средства, которые им необходимы.

          В основе развития и функционирования общества лежит определенный способ производства материальных благ. Социальные, политические и духовные процессы определяются материальными факторами. Прежде чем заниматься наукой, нужно обеспечить себя едой, жилищем, одеждой. Духовный фактор активно участвует в историческом процессе, но не является основной и единственной причиной развития.

В каждом конкретном случае надо исследовать причины и объективные условия, которые решающим образом оказали влияние  на исторический процесс.

Общество – это естественно-исторический процесс (упор делается на объективность процессов, происходящих в обществе).

                 III. Общественные отношения и их виды.

Более глубокому анализу сущности общества, его структуры и законов развития способствует понятие общественных отношений. Общественные отношения – многообразная, многоплановая и сложная система. Они обеспечивют устойчивую связь между элементами конкретной социальной системы. Это тот специфический фактор, который отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Они обеспечивают устойчивую связь между элементами конкретной социальной системы.

Основу общественных отношений составляет человеческая деятельность, труд. Труд включен в те продукты, на которые он нацелен, он объединяет людей, потому, что всегда носит общественный характер (даже простую булавку делает большое количество людей). Вообще за пределами деятельности социального не существует. Благодаря деятельности человек вступает в разнообразные и разноотраслевые отношения. А поскольку человек всегда включен в какую-то социальную группу(член семьи, нации, студент, книголюб и т.д.) и в определенной мере выражает интересы этой группы, то и отношения между индивидами одновременно являются и общественными отношениями. Люди вступают в отношения под воздействием своих потребностей и интересов.

Общественные отношения – это специфические взаимосвязи между группами людей по поводу удовлетворения своих различных потребностей и интересов.

Все общественные отношения органически связаны между собой и проникают друг в друга. Общество представляет собой систему общественных отношений. Какие же общественные отношения можно выделить?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные сферы жизнедеятельности общества. Это экономическая, социальная, политическая и духовная. Этим сферам соответствуют и определенные виды отношений.

1.Основой любого общества являются экономические отношения. Это отношения между группами людей, социальными слоями, классами по поводу собственности, производства материальных благ, их распределения, потребления и обмена.

2.Социальные – это отношения между группами людей ( семья, классы, нации, коллективы и др.) по поводу их положения в обществе (заработная плата, стипендии, пенсии, доступ к образованию, медицинскому обслуживанию и т.д.)

3.Политические – отношения по поводу осуществления власти.

4. Духовные – отношения по поводу создания условий для духовного развития, доступа к духовным ценностям.

Кроме этих отношений можно выделить и многие другие:

- правовые – по поводу осуществления прав и свобод и их гарантий со стороны государства;

- этические – по поводу выполнения норм морали;

- эстетические – по поводу удовлетворения потребностей в красоте;

- научные – по поводу обмена идеями, теоретическое усвоение накопленных знаний и продуцирование новых идей;

- психологические – по поводу психологического комфорта или дискомфорта;

- религиозные – по поводу удовлетворения потребностей в вере.

Все отношения взаимосвязаны и влияют друг на друга. Эти отношения составляют всю жизнь человека. Они объективны.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!