Культура в классический период



Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500 - 449 гг. до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса - архаический и начинается период расцвета - классический. Победа греков, окончательное оформление классического рабовладения, развитие полисной демократии способствовали подъему экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры, центром которой стали Афины особенно во время правления Перикла (444 - 429 гг. до н.э.).

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло  представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Первым ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц материи Демокрит (ок. 470 или  460 г. до н.э. - ум.в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются  тела.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этот направления - софисты учили доказывать любое положение.

Из софистов вышел Сократ (469 - 399 гг. до н.э.), однако, он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Основой человеческого существования и развития знания Сократ считал разум.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525 - 456 гг. до н.э.). Он ввел второе действующее лицо и тем самым оживил драму, сделал ее более динамичной, интересной, с его именем связано также применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма - трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема у Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея». Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого греческого трагика - Софокла (497 - 406 гг. до н.э.). Прекрасно показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепой судьбы, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе.

Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480 - 406 гг. до н.э.).

Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые
так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Среди трагедий Еврипида особо следует отметить «Медею» и «Федру».    

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 385 гг. до н.э.), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (484 - 430 гг. до н.э.).Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение – «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 - 400 гг. до н.э.). В своей «Истории Пелопоннесской войны» он впервые применил научно-критический метод, попытался раскрыть причинные связи событий и тем самым способствовать росту политических знаний.

Главной задачей искусства V в. до н.э. было правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил -победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса.

В это время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора, который, как и в архаическую эпоху, раскрашивали, и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э.: Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс»-для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота, и слоновой кости, «Дорифор» («Копьеносец»), «Раненая амазонка»).

Важнейшее значение имел и написанный Поликлетом трактат «Каноны», посвященный анализу пропорций человеческого тела.

Античная культура пленяет нас своим пластичным, выразительно-чувственным, «телесным» характером. Весь мир – «космос» - понимается греками как одушевленное, живое и прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. «Именно телесно зримая красота привела античную эстетику к таким главенствующим в ней категориям, как мера и размеренность, симметрии, ритм и гармония» - отмечает крупнейший знаток античной культуры А.Ф. Лосев (История античной эстетики. М., 1985. T.I. С. 149). Гармония, соразмерность, классические пропорции - вот то, что завораживает нас в античном искусстве и что на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувство порядка и мерыодно из важнейших для античности: зло понималось ею как безмерность, а благо как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» - учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» - гласила надпись над входом в святилище Апполона в Дельфах.

Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отменить Полиенота и Аполлодора, которому приписывается открытие игры светотени, умение давать перспективу.
Их живопись до нас, к сожалению, не дошла. Основной, дошедший до нас, памятникживописи этого периода - прекрасная вазовая роспись, продолжавшая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции.

В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, и появляется новый, более нарядный, - коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн восстанавливаются города и памятники. Особое место в истории античной архитектуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный
персами в 480 г. до н.э., он заново отстраивается на протяжении всего V в. под общим художественным наблюдением скульптура Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикли др. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включал ряд сооружений - Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм Афин - Парфенон. В этом памятник архитектуры, решенном в дорических формах, ощущается влияние ионического стиля. 

Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя - Эрехтейон со знаменитым портиком  кариатид.

История Греции в IV е. до н.э. - это история кризиса полиса. Первые признаки этого кризиса проявились уже в годы Пелопоннесской войны (431 - 404гг. до н.э.) между Афинами и Спартой за господство в Греции, завершившейся  поражением Афин.

В дела Греции все больше вмешиваются другие страны, в частности Персия, Македония. И в конце концов в 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу II.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа – Платон иАристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской теологии. Платон (429 - 348 гг. до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу - Академию. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только отом, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимыевещи - лишь копии или отражения мира идей - невидимого и существующего где то в надзвездном пространстве. Уделяя большое внимание проблемам взаимоотношений общества и личности, Платон предлагал реформировать клонившийся к упадку полис. Основной идеей учения о государстве является идея справедливости, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов), воинов и так называемого третьего сословия - крестьян, ремесленников, торговцев и пр. Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй.  

Ученика Платона - Аристотеля (384 - 322 гг. до н.э.) по праву называет энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым различным наукам: политике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и
натурфилософы, а особенно Демокрит.

Аристотель оказал огромное влияние на философские направления Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей иматериалистического, и объективно-идеалистического направлений.

Аристотель был воспитателем Александра Македонского. В 335г. до н.э. создал собственную школу - Ликей. Сочинения охватывают все области знаний: логический свод «Органы», «Метафизика», «Физика», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «О душе», «О возникновении животных» и т.п.

Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э. - Пракситель, Скопас и Лисипп.

Изображения богов, воплощающих идеальную красоту, Пракситель (ок. 390-330 до н.э.) насыщает чисто человеческими настроениями самых различных оттенков («Афродита Книдская», «Аполлон, убивающий ящерицу» и др.). В отличие от Праксителя, изображающего легкие, приятные человеку эмоции, Скопас (2-я пол, IV в. до н.э.) показывает глубокие чувства, драматические ситуации («Геракл», «Вакханка» и др.).Переосмыслив канон изображения человека, созданный в V в. Поликлетом, Лисипп (2-я пол.IV в. до н.э.) делал тела людей с более легкими, удлиненными пропорциями. Он стремился создавать жизненно достоверные статуи («Анаксиомен», «Геракл», «Гермес» и др.) и скульптурные портреты (Сократа, Александра Македонского и пр.), предвосхищая основные художественные принципы эпохи эллинизма.

 

Культура эпохи эллинизма

Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356 - 323 гг. до н.э.) - сына Филиппа II, подчинившего себе Грецию. В результате похода (334 - 324 гг. до н.э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта - до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма, эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидое, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как знаменитый Архимед (ок. 287 -212 гг. до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных орудий.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276 - 194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиана и таким образом, установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в.- 1 -я пол.Ill в. до. н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180/190 -125 гг. до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герои Александрийский (ок. 1 е. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок. 300 - ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавших большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить труды ученика Аристотеля - Феофраста (372 - 287 до н.э.).

Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.

Придворный быт эллинистических монархий и жизнь больших городов породили особый вид поэзии - идиллию. Наиболее ярким представителем этого жанра был Феокрит (конец IV - 1-я пол.Ill е. до н.э.). В его идиллиях на фоне природы показана жизнь деревенских людей, в основном пастухов. И если у Феокрита еще не чувствуется сентиментальность, то в дальнейшем идиллия вырождается в идеализацию пастушеского быта - буколическая поэзия.

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.п.

Вместе с крушением полиса исчезает политическая комедия, на смену  приходит реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (ок 343 - ок. 291 гг. до н.э.). Широкое распространение в эллинистическую эпоху получают так называемые мимы - короткие драматические сценки из жизни обычных горожан. Наиболее известным автором мимов был Герод.

Философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного усовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.

Основателем эпикурейства был афинянин Эпикур (341 - 270 гг. до н.э.). Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, наивысшей формой которого признавалась атараксия, т.е., невозмутимость, душевный покой. Но, по мнению Эпикура, душевный покой требует освобождения человека от всех ложных представлений о природе вещей, от всего мифологического и религиозного.

Вторая система - стоицизм - была создана Зеноном (ок. 336 - 264 гг. до н.э.), жившем в Китионе на Кипре. Идеал добродетели стоиков - в независимости желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения является апатия, бесстрастие. Мудрец должен повиноваться только разуму, поступая так, он следует природе, т.е. мировому разуму, который стоики отождествляли с огнем.

Эпоха эллинизма привнесла ряд новых явлений в религию. Это культ монархов, выросший на почве обожествления личности царя, характерного для некоторых древневосточных обществ.

Другая характерная черта эллинистической религии - культ судьбы. Старое
греческое представление о слепых силах общества и природы, стоящих над
человеком, значительно модифицируется - судьба приобретает вид случая, удачи. Но наиболее типичным для эллинистической религии является синкретизм - смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространение греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей
ступенью образования считалось изучение философии и риторики. 

В эллинистическую эпоху строительство многих новых городов, а также перепланировка старых городов осуществлялись по определенной системе: город опоясывался массивными стенами, в пределах которых располагались улицы, ограничивавшие правильные прямоугольные кварталы. В городах увеличивается количество общественных сооружений: строятся булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы,
библиотеки, бани и т.д. В столицах эллинистических государств воздвигаются дворцовые постройки. Широко используются моздичные покрытия внутренних двориков, полов в парадных помещениях (как частных, так и общественных). Стены зданий украшаются росписями, имитирующими облицовку цветным камнем, нередко встречаются сюжетные росписи. В эллинистический период появляются
и такие специфические сооружения, как знаменитый Фаросский маяк в Александрии, Башня ветров в Афинах.

В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Эллинистические мастера проявляют повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени -динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы - в Пергаме, на Родосе, в Александрии. К наиболее значительным произведениям относятся: рельефы пергамского алтаря Зевса, Афродита с острова Мелос (Венера Милосская), «Ника Самофракийская»; скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык»; портрет Демосфена, не дошедший до нас бронзовый Родосский Колосс высотой 35 м.

Эллинские государства, возникшие в IV в. до н.э., существовали сравнительно недолго. Уже во II-1 вв. до н.э. большинство из них было завоевано Римом. С этого времени центром античной культуры становится территория современной Италии


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!