МАССОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ.



Типология массового художественного восприятия

Изучение социально-психологических проблем восприятия помогает определить разные типы восприятия искусства в одной культуре. Современные исследования позволяют дифференцировать мотивы приобщения к искусству. О.А. Кривцун1, опираясь на исследования социологов, дает определение типологии публики (четыре группы):

· к первой относится проблемно ориентированный зритель (25 - 27%);

· ко второй - нравственно ориентированный зритель (14 - 15%);

· к третьей - гедонистически ориентированный зритель (свыше 40%);

· к четвертой - эстетически ориентированный зритель (около 16%).

Группы, как видим, отличаются по характеру изначальных художественных установок, определяющих их потребность в искусстве.

1. Проблемно ориентированная группа зрителей ждет от искусства возможности расширения своего жизненного опыта, ярких впечатлений, возможности прожить несколько жизней, испытать ситуации, которые возможно никогда не встретятся в судьбе.

2. Нравственно ориентированную группу отличает интерес к восприятию образцов и моделей поведения в сложных ситуациях, способам разрешения конфликтов, а интерес к искусству связан с потребностью обретения нравственной устойчивости, формирования навыков общения.

3. Группа гедонистически ориентированных зрителей ожидает от искусства удовольствия, наслаждения, релаксации, а искусство ценно тем, что способно выполнять компенсаторную

функцию эмоционального насыщения, отдыха, развлечения, - функцию, выступающую противоположным полюсом монотонной рутинной повседневной жизни.

4. Эстетически ориентированный зритель владеет языком искусства, знаком с многообразием художественных форм и стилей и способен подходить к каждому произведению искусства с присущей ему меркой; обладает познавательными, нравственными и гедонистическими потребностями, но актуализирует те измерения, в которых нуждается художественный текст. Он рассматривает акт художественного восприятия не как средство решения прагматических задач, а как цель, имеющую ценность саму по себе.

Из подобных наблюдений и исследований следует простой вывод: произведение искусства дает реально каждому столько, сколько человек способен от него взять. Познавательные функции искусства («парадоксальность искусства»)

Часто можно услышать, что искусство - это учебник жизни - могучее средство познания мира и самого себя. Однако произведения искусства всегда искажают реальность. Приведем примеры:

1. Художники с завидным упорством изображали Наполеона гарцующим на белом коне, хотя император избегал белых лошадей.

2. Английский король Генрих VII увидел портрет Анны Клевской кисти несравненного Г.Гольбейна. Он поверил Гольбейну как портретисту и выбрал Анну себе в жены. Когда ее привезли на свадьбу, разочарование его было столь велико, что он постарался быстрее отослать ее обратно (не стоит по портрету выбирать невесту).

3. Еще менее осмыслен выбор невесты по мелодии, написанной в ее честь композитором.

4. Многие знают о Сальери по трагедии А.С.Пушкина.

По мнению В.М.Аллахвердова1, Сальери не должен был завидовать Моцарту, т.к. его положение в обществе, получаемые гонорары намного превосходили то, на что мог рассчитывать его молодой протеже. Сальери был:

· придворным композитором и капельмейстером;

· руководил Венским оперным театром и придворной капеллой;

· позднее стал первым директором Венской консерватории.

Его оперы не только ставились во всех оперных театрах Европы, но многие открывающиеся европейские оперные театры («Ла Скала», «Нуово» и др.) считали за честь начать свою театральную судьбу именно с оперы Сальери и у него учились композиторы Бетховен, Шуберт, Лист.

Художники иногда специально изучали исторические реалии того, что описывали, хотя «научный подход» не заставляет быть скрупулезно точными при создании художественных текстов и вряд ли по их картинам стоит изучать историю.

Таким образом, искусство - не лучший способ постижения реального мира, ибо всевозможные несуразицы пронизывают художественные произведения. В.М.Аллахвердов2 утверждает, что именно эти невероятные нелепицы, встречающиеся в произведениях искусства, во многом создают художественный эффект и могут потрясти наше воображение:

1. Описание реки, равной которой, по мнению Н.В.Гоголя, нет в мире: «редкая птица долетит до середины Днепра».

2. Мы умиляется, когда оперный тенор поет нам о том, как он любит героиню, имени которой не только не знает, но и принципиально не хочет узнать, «земным названьем не желая ее назвать». Беда, если кто-либо из слушателей поверит в правильность такой позиции и захочет забыть имя любимой девушки!

3. Благородный Гамлет из шекспировской пьесы в первых строках текста решает отомстить убийце своего отца, но после этого пять актов убивает совсем других людей и постоянно мучается вопросом: не лучше ли перед отмщением убить вначале самого себя (Знаменитый монолог: «быть или не быть?»)? и т.д.

4. Рафаэль позволяет себе всего лишь нарисовать в «Сикстинской мадонне» однокрылого ангела или изобразить шестипалого римского папу.

5. Э.Делакруа скромно рисует лилового коня (и за фиолетовый цвет получает при этом массу упреков).

6. Однако К.С.Петров-Водкин уже рисует откровенно красного коня (и критики сразу восторгаются глубиной и символичностью замысла).

7. На картине Р.Магритта человек, смотрящий в зеркало, видит свою спину и затылок.

8. Создание музыкальных пьес, авторы которых воспроизводили в звукозаписи любые экзотические шумы: «Хор лягушек в сопровождении пилки для ногтей» (Ф.Маш).

9. «26 вариаций для двери и вздоха» (П.Анри).

Таким образом, В.М.Аллахвердов отмечает, что искусство:

· пишет о том, чего нет и быть не может;

· рисует то, что нельзя увидеть;

· придумывает сочетания звуков, которые ранее никогда не были слышны;

· воссоздает такие шумы, которыми никому в голову не приходило восхищаться.

Следует заметить, что искусство всегда условно, а наслаждение искусством - это результат преодоления условности, сличения художественного с реальным, узнавания реального в «условном».

Сравним две басни.

1. У одной вдовы была курица, которая каждый день несла по яйцу. «Попробую я давать птице больше ячменя, авось она будет нестись два раза в день». Сказано – сделано, но курица ожирела и вообще перестала нестись. Кто из жадности гонится за большим, лишается последнего (Эзоп).

2. Собака с куском мяса плыла по реке и увидела в воде свое отражение - какая-то собака с куском мяса плывет. Захотела отобрать мясо у той собаки, выпустила изо рта свой кусок и осталась ни с чем (Обработка римским баснописцем Федром). Мораль такая же, как в басне Эзопа.

На вопрос какая из двух басен поэтичнее специалисты уверяют, что басня о собаке, хотя басня Федра более условна, т.к. описывает совершенно невозможную ситуацию: плывущая по воде собака так взбурлила бы вокруг себя воду, что не смогла бы увидеть собственное отражение.

Следует заметить, что для художника то, о чем он пишет зачастую является более подлинной реальностью, чем окружающая жизнь. Но если потребность вживания в образы своих героев становится системой, то она ставит художника в трудное положение, о чем свидетельствует множество самонаблюдений художников, которые могут воплощаться в воображаемый образ, бессознательно идентифицируя себя с ним:

· Когда Флобер описывал отравление Эммы Бовари, его организм повел себя так, будто сам писатель принял яд, ощутил во рту вкус мышьяка, дважды ему становилось очень плохо - все симптомы отравления.

· И.С.Тургенев в процессе работы над романом «Отцы и дети» вел даже дневник героя этого романа Базарова. О каждой прочитанной книге, о каждом встреченном человеке он вносил в дневник записи, какие должны были бы придти в голову Базарову, если бы он являлся автором этого дневника.

· Умирающий от чахотки Ф.Шопен в последние годы своей жизни вечно замерзал, ему не помогала ни теплая одежда, ни зажженный камин, а согреться он мог только когда играл на рояле, когда получал тепло от реального соприкосновения с музыкой.

· Гете горько плачет, когда представляет себе сцену свидания в «Ифигении», а о «Вертере» говорит, что писал в каком-то забытьи и внутреннем жаре, не отличая поэтическое от действительного, боялся перечитать свой роман, чтобы снова не впасть в «патологическое» состояние.

· Бальзак плачет от волнения, когда работает над «Лилией долины», а когда создавал «Отца Горио», то был объят воспоминаниями и чувством ужаса, которые терзали его десять дней подряд

Строгую грань между реальностью и условностью провести невозможно. До сих пор не существует критерия, позволяющего однозначного определить подлинность искусства, отличить шедевры от рядовых произведений. Подлинное искусство вызывает эмоциональные переживания, которые всегда индивидуальны, поэтому все оценки произведений искусства крайне субъективны. Вместе с тем, мнение людей за всю историю человечества нельзя узнать, как и оценку, которую дадут современным художникам через сто-двести лет. В ходе истории оценки меняются весьма кардинально: Картины В. Ван Гога продается на художественных аукционах за десятки миллионов долларов, а при жизни художественные критики лишь потешались над ним. Сам Ван Гог смог продать всего лишь одну свою картину, по цене сопоставимой со стоимостью кочана капусты. Б.Шоу начинал как музыкальный критик, а через 50 лет он извинялся за то, что в своих ранних рецензиях издевался над музыкой Г.Малера.

Искусство вызывает эмоциональные переживания, но сложно объяснить, чем оно очаровывает зрителей, слушателей, читателей.

Мощным способом самовыражения и эмоционального потрясения окружающих может быть испуганный детский плач, синкопированные крики африканских дикарей, завывающие звуки собравшейся вокруг виселицы «линчующей» толпы, пение птиц и рев крупного рогатого скота и др., но все это не является музыкой.

Как заметил А.Ф.Лосев, воздушные колебания не имеют никакого отношения к музыке как таковой, как не имеют отношения к эстетическому восприятию картины живописца анализ химического состава тех красок, которыми живописец в данном случае пользовался.

Исследователи стали говорить о языке искусства и изучать его структуру:

1. Почему человек может вспоминать про себя стихи (рассказ, мелодию, кинофильм) и испытывать эмоциональные переживания?

2. Есть люди, готовые заплакать, когда они вспоминают хорошо знакомые стихи или поют старые песни.

Все это происходит потому, что люди вспоминают не только стихи, но и то свое эмоциональное состояние, которое у них было в тот момент, когда впервые читали данное стихотворение.

Однако следует заметить, что эмоциональная память:

· существует всегда и любая вещь способна вызвать эмоциональные воспоминания (объяснение эмоционального воздействия хорошо знакомых произведений вряд ли связано со спецификой собственно эстетического воздействия);

· всегда менее ярка, чем непосредственное эмоциональное переживание (сколько ни вспоминай о халве, во рту слаще не станет).

Человек меняется и по-разному воспринимает одно и то же произведение в разные периоды своей жизни. Один и тот же текст несет разную информацию для читателя.

Например: «Война и мир» Л.Толстого, прочитанная в 15, 30, 60 лет - это субъективно очень разные романы, поскольку в каждом возрасте читающий обращает внимание на другие детали, иначе понимает и интерпретирует описываемые события.

Таким образом, тайна эмоционального воздействия искусства остается не раскрытой.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!