Деятель культуры современной России.

Лекция № 12. Развитие культуры в России.

Современная русская культура требует глубокого и многостороннего рассмотрения. С одной стороны, непосредственно соприкасаясь с русской культурой прошедших веков в смысле хотя бы просто хронологического «соседства», современная культура тесно увязана с накопленным культурным опытом, даже если внешне отрицает его, или играет с ним. С другой стороны, являясь частью мировой культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Поэтому, для понимания современной культуры России необходимо обращение, как к русской культуре предшествующих эпох, так и к мировой культуре в целом, к общим тенденциям культурного развития современности.

 

Современный мир произвел значительные изменения человеческого сознания – человеческий взгляд обращен к пределам жизни, не ограничивающейся в сознании датами рождения и смерти. Становится тенденцией осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, которое видится прежде всего процессом расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Таким

образом, значительные, прежде всего социальные изменения еще более утверждают важность, с одной стороны, вопросов самобытности культуры, с другой стороны – вопросов межкультурного взаимодействия.

Особенности культурного процесса в современной России

В начале 90-х гг. ХХ века в России сложилась новая ситуация в области культуры, обусловленная проведением либерально-радикальных реформ. На смену единому мировоззрению, монопольному господству советской идеологии пришел реальный плюрализм политический, идеологический, медологический, стилистический, воспринятый обществом как что-то хаотическое, «распад» культуры.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

На развитие российской культуры в 90-е гг. большое влияние оказывали сложные процессы, происходившие в экономической, социальной и политической сферах. Государственное регулирование культурной жизни осуществлялось прежде всего на базе «Основ законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденных в 1992 г. Документ определяет, что к обязанностям государства в области культуры относятся: разработка и осуществление федеральных государственных программ сохранения и развития культуры, создание условий для развития национальных культур РФ, обеспечение доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, обеспечение свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, создание условий для самореализации талантов, сохранение памятников истории и культуры, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

В 1990-е гг. произошли коренные изменения в сфере управления культурой. Если ранее монопольную роль здесь играло государство, то теперь в центре внимания — активизация внутренних сил культуры, усиление самоорганизации культурных процессов. Речь идет о преодолении жестких рамок контроля административной системы, бюрократических традиций, о повышении автономности учреждений культуры и ее создателей при усилении контроля со стороны гражданского общества.

Практическая реализация целей и принципов культурной политики в современной России сталкивается с большими трудностями. Следует отметить значительную сложность происходящих в российской культуре изменений.

Быстрый переход от единого целостного мировоззрения к культурному плюрализму породил состояние духовной неопределенности, дезориентации. Включение российской культуры ХХ в. в рыночные отношения, ослабление государственной поддержки и ориентации людей на собственную инициативу, стремление идти неизведанным и рискованным путем творческого поиска - все это сделало культурную жизнь страны сложным и противоречивым явлением.

В современной России на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Еще в 1992—1993 гг. ассигнования на культуру были невелики. Однако ситуация радикально изменилась в середине 1990-х гг., когда произошло обвальное сокращение бюджетного финансирования социально-культурной сферы. В 1995 г. объем финансирования культуры уменьшился на 40% по сравнению с 1994 г., а в 1996 г. — на 43% по сравнению с 1995 г. Из-за секвестрования федерального бюджета в 1996 г. средств на культуру выделено 42% от запланированных, а в 1997 г. — только 40%. В 1998 г. реальные расходы бюджета (с учетом инфляции) на социально-культурную сферу и науку по сравнению с предшествующим годом снизились в 2,2 раза. Только в 1999 г., по свидетельству вице-премьера В. И. Матвиенко, впервые культура была профинансирована на 100%, а федеральные программы — на 90%. Не выглядела оптимистично и динамика бюджетных расходов: в 1996 г. ассигнования на культуру и искусство составили 0,83%, а в 2000 г. — 0,55% от бюджета. Установленные законом нормативы бюджетных расходов на культуру (2%) на федеральном уровне не только не выдерживались, но и уменьшались. Резко ухудшилось материальное положение работников образования, науки и культуры, что повлекло падение престижности их профессий.

Следует отметить, что несмотря на все трудности отечественный кинематограф добился в эти годы некоторых успехов. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова «Кавказский пленник».

Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999). Устойчивое развитие получила кинодокументалистика («Россия, которую мы потеряли» С.С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в конце 90-х гг. ежегодными. Появилось большое количество частных киностудий, молодых режиссеров (А. Балабанов, Д. Евстигнеев, трагически погибший С. Бодров и др.). Одной из авторитетных наград в отечественном кинематографе стала премия «Ника».

Современное изобразительное искусство и скульптура представлены широким спектром художественных направлений. Современные художники получили возможность выставляться в многочисленных художественных галереях, активизировались их контакты с западными коллегами. Российское зодчество, освоив прежде малодоступные тенденции мировой архитектуры, постепенно выходит из кризиса, вызванного господством «архитектуры чиновников» последней четверти XX в.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. С другой стороны, 1990-е гг. стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры,

отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом самой широкой аудитории.

Широкое развитие получила культура массовых зрелищ и праздников, в том числе и спортивных. Идет процесс восстановления, в основном на коммерческой основе, инфраструктуры массового спорта. Сформировалась система профессиональных спортивных клубов в игровых видах спорта (футбол, баскетбол, хоккей). Широко применяется практика выступления российских спортсменов за спортивные клубы других стран.

В последнее время государство стало уделять больше внимания поддержанию в рабочем состоянии сети научных, образовательных учреждений, библиотек, музеев, памятников истории и культуры. Реставрирован Большой Кремлевский Дворец, воссоздан и действует Храм Христа Спасителя, восстановлен Храм Спаса на Крови, отремонтирована Третьяковская Художественная Галерея, ремонтируется Большой театр, государственная публичная библиотека и др.

Положительным фактом является восстановление в своих законных правах религиозной культуры всех народов нашей страны. Особенно интенсивно его повышение происходило в 1988—1992 гг. С середины 1990-х гг. тенденция роста уровня религиозности потеряла былые темпы, а в конце десятилетия он стабилизировался. По данным социологов, соотношение религиозного и нерелигиозного населения составляет примерно 2:1. Если же разделить верующих по конфессиям, то соотношение групп будет следующим. Из каждых 100 граждан России 29 — люди неверующие, 49 — считают себя православными, 8 — последователями ислама, 2 — последователи других конфессий, 12 — верят «по-своему» и не считают себя последователями какой-либо конфессии. Однако уровень реальной религиозности оценивается по-разному. В то же время церковь рассматривается в качестве важного традиционного исторического института, оказывающего стабилизирующее воздействие на общество.

В современных условиях фактором культурного развития общества становится использование новейших информационных технологий, включая «Internet». Информатизация в сфере образования и воспитания делает лучшие образцы отечественной и мировой культуры достоянием новых поколений и интенсивно наращивает духовно-культурный потенциал

Усиливается еще одна положительная тенденция в культурной жизни современной России - оживление региональных культур, возрождение краеведения.

Следует отметить, что в современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

 

Образование и наука

Скудость финансирования (в 2000 г. — 40 % от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят — в 1995 г. их оказалось 1,5 млн .человек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не удалось. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные образовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.

Пыталась адаптироваться к новым условиям и высшая школа. С 1992 по 2000 г. число государственных вузов выросло с 535 до 590. Особенно популярными были «рыночные» профессии: экономист, финансист, менеджер, юрист.

Литература

Российская литература в 1990-2000-е гг. обогатилась новыми произведениями В. П. Аксенова («Желток яйца»), В. П. Астафьева («Прокляты и убиты»), Г. Я. Бакланова («Свой человек»), Б. Л. Васильева («Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. А. Евтушенко («Не умирай после смерти»), Ю. М. Нагибина («Бунташный остров»), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование «Красное колесо»). Однако наряду с изданием и переизданием произведений классической литературы и эмигрировавших писателей и поэтов значительный сегмент на рынке принадлежит современным авторам.

Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Н. Доценко («Бешеный»), Ф. Е. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Б. Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской), «примадонна иронического детектива» Д. А. Донцова. С конца 1990-хгг. большим спросом стало пользоваться творчество мастера интеллектуального детектива Б. Акунина («Алтын-толобас»).

Рост инфляции, падение жизненного уровня людей, особенно работников гуманитарной сферы, засилье «массовой» культуры не могли не сказаться на издательском деле и прежде всего на выпуске серьезной литературы: политической, философской, экономической, исторической и т. п. Лишь отдельные издательства, такие, как «Республика», «Владимир Даль», «Алетейя», издательства Санкт-Петербургскогои Томского госуниверситетов, «РОССПЭН», «Евразия» и др., в трудных рыночных условиях продолжали специализироваться на выпуске интеллектуальной литературы.

 

Архитектура

Современная российская архитектура переживает время перелома. Определить какое-то конкретное направление, стиль, доминирующие в современной архитектуре России, сегодня невозможно.

Возникли первые архитектурные школы — то, чего в России не наблюдалось достаточно долго. И первой такой школой стала яркая и самобытная нижегородская школа А. Харитонова, снискавшая славу своему городу — Нижний Новгород признан лидером со- I временного градостроительства России. Для России это было что-тофеноменальное, когда в провинции возникла архитектура европейского уровня.

Ретроотдушиной для архитекторов служит Всероссийский фестиваль «Зодчество», его ежегодное проведение (с начала 90-х гг.) превратилось в традицию. Позднее начал проводиться престижный московский фестиваль «Золотое Сечение». Эти фестивали позволяют поднять общий уровень архитектурного творчества, будят в обществе интерес к архитектуре.

Вместо крупных проектных институтов появились персональные творческие мастерские, берущие на себя ответственность за создание полноценных произведений современного зодчества. Государственный заказ, который ранее определял архитектурные и строительные работы, практически потерял свое значение. Появились частные инвесторы.

 

 

Деятель культуры современной России.

 

Иван Алексеев (Noise MC)

Рэпер

25 февраля 2010 года Noize MC (Иван Алексеев) отреагировал на аварию с участием вице-прези­дента «Лукойла» Анатолия Баркова, в результате которой погибли две женщины (одна из них — знакомая музыканта). Барков не сделал никакого заявления; зато на следующий день после аварии в интернете появился клип Noize MC «Мерседес 666 — Дорогу колеснице», его посмотрели около 750 тысяч человек. А 31 августа Ивана Алексеева задержали после концерта в Волгограде, на котором он назвал милиционеров «животными», и посадили на десять суток «за мелкое хулиганство». Сразу после его освобождения в Сети был размещен клип на песню «10 суток», в которой Noize MC рассказал, как он провел время в заключении. Его посмотрели почти миллион пользователей. В современной культуре Noize MC фактически выпол­няет роль народного телевидения, которое в доступной форме рассказывает о происходящем вокруг и дает этому собственную оценку.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!