Цивилизация и социальное развитие

Пятница, 11 декабря

Доброго здравия! Тема: Философия культуры.

Новое задание: ознакомиться с текстом лекции и в пиcьменном виде дать краткие ответы на вопросы.

Выполненное задание присылать мне на эл.почту для проверки: elena-rom77@mail.ru

Если возникнут вопросы, вы сможете их задать мне в личном сообщении на моей страничке в VK. Вот ссылка: id243658174 Елена Романова.

Срок выполнения - неделя, до следующего четверга.

Философия культуры

 Культура (от латинского – возделывание, обрабатывание) – совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Различают материальную (вся совокупность материальных благ, средства их производства) и духовную (совокупность всех знаний, все формы мышления и всю сферу мировоззрения) культуру.

Эти элементы культуры неразрывно связаны между собой, с одной стороны материальная, производственная деятельность человека, с другой стороны, результаты его духовной деятельности материализуются, превращаются в вещи, технические средства, произведения искусства.

Корни культуры уходят в глубь истории и связаны с происхождением человека. Развитие культуры характеризует степень овладение человеком силами природы, уровень развития самого человека, расширение его знания, совершенствование способностей и т. д. Изменяя естественную, природную среду, человек создает так называемую культурную среду, в которую входят: 

· техника

· жилища

· поселения

· средства сообщения (дороги, транспорт)

· средства общения (язык, письменность, радио, телевидение)

 

Обновляясь, культура использует все ценное в культурных достижениях прошлого (совершенствуется).

 

Понятие культуры. Типология культур.

 

В современной философии, социологии и культурологи понятие «общество» нередко употребляют наряду с понятиями «культура» и «цивилизация», С нашей точки зрения, эти понятия не являются тождественными. Общество как живой развивающийся организм можно представить в качестве совокупности различных общественных отношений. Культура — нечто иное.

Универсального определения понятия «культура» нет. Здесь возможны различные подходы, связанные с теми или иными конкретными целями. Понятие «культура» (от латинского cultura — возделывание, обрабатывание) изначально связано с хорошо сделанным». Исходная форма культуры — это человеческий труд вместе с его результатами.

Культура — это совокупность инновационных видов и способов материальной и духовной деятельности вместе с их результатами, которая выражает сущностные силы человека.

Различают материальную и духовную культуры. Первая охватывает производство, обмен и распределение материальных благ; вторая — духовное производство: производство идей, идеалов, знаний, предметов искусства, традиции и обычаи, моральные и правовые нормы и т.п.

 

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

(идеи, знания, художественные образы, моральные и правовые нормы)

-------------------------------------------------------------------------------------------

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

(материальное производство, обмен, распределение материальных благ)

 

Материальная культура — показатель уровня практического освоения человеком природы. Духовная культура — это, прежде всего, сокровища всех богатств человеческого духа разума.

Законом развития культуры, которая содержит в себе общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное, является преемственность, удержание всего положительного, что создано предыдущими поколениями.

Существует несколько различных подходов к типологизации культур. Довольно часто культуру делят на западную и восточную. И здесь есть свои преимущества, так как в этом случае удается сосредоточить внимание на фундаментальных характеристиках культуры каждой группы. Однако в конце XX века явно прослеживается тенденция к поиску общего в различных типах культур, идет процесс развития диалога культур, что вполне отвечает требованиям сегодняшнего времени.

Кроме указанного деления существуют и другие более мелкие дробления культуры (национальная культура, субкультура, массовая культура).

 

Цивилизация и социальное развитие

 

Слово «цивилизация» употребляется в разных значениях. Под этим словом понимают:

• ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);

• мировое сообщество государств и народов;

• культуру общества;

• степень развития материальной культуры;

• завершающий этап развития культуры, ее закат (Шпенглер).

В последние годы под термином «цивилизация» имеют в виду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.

Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур — цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы — от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Фукияма и др.). Согласно многим из этих философов, цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку.

В конце XX в. в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами ее познания и т.п. Оппозиция Запад — Восток теряет свою актуальность, границы между культурами размываются, идет активный процесс, названный «диалогом культур».

В рамках этого диалога взаимодействуют противоположные идеи, свойственные культуре Запада (индивидуализм, рационализм, активность), с одной стороны, и идеи, характерные для культуры Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние»), с другой.

 

Взаимодействие культур

ЗАПАД                                               ВОСТОК

Индивидуализм                                  Обезличенное общество

Рационализм                                                         Интуитивизм

Активность                                          Пассивное «недеяние»

 

Россия в диалоге культур

 

В системе «Запад — Восток» особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам Г. Плеханова, гибрид, который имеет европейскую голову на азиатском туловище.

В России совместно проживает более ста национальностей и народностей.

 Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жесткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни — организованности, методичности, способности доводить дело до конца.

Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевская Русь — это европейское государство) Россия продолжала тянуться.

Западный опыт пытались в Россию внедрить неоднократно, причем главным образом «сверху», насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, петровские преобразования, реформы в России XIX в., экономические реформы, основанные на идеях монетаризма, на пороге XXI столетия.

Культурные ценности Запада оказали определенное благотворное влияние на Россию, стимулируя развитие ее самобытной культуры. Однако не все они принимались на неподготовленной почве, многие из них не вписывались в исторические, национальные и духовные традиции России.

Культура России представляет собой весьма сложный евроазиатский тип, что необходимо учитывать при определении стратегии ее развития. Условия, в которых живут российское государство и российское общество, уникальны. Они не имеют аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока. Можно предположить, что этого достаточно для того, чтобы говорить о том, что России предназначено идти своим путем, не повторяя ошибок, сделанных на Востоке и на Западе.

Глубокие изменения, происшедшие в мире в последние 10-15 лет, требуют серьезного их осмысления философами и политиками, выдвигают на первый план задачу разработки новой парадигмы исторического развития всего мирового сообщества в целом.

 

 

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРНЫХ СООБЩЕСТВ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Концепции «общественного круговорота»/ «замкнутых», «локальных цивилизаций» - Н.Данилевский, О. Шпенглер, А.Тойнби, Л. Гумилев

 


 Критерии ЗАПАД «техногенная цивилизация» ВОСТОК «традиционное общество»
Ценности Индивидуализм, динамичность, инновационность, рационализм, свобода, демократия, частная собственность Традиционность, коллективизм, преклонение перед государством, властью, авторитетом
Отношение к личности ЧЕЛОВЕК – начало мира и его творец Идея отказа от личного «Я» в пользу безличного Абсолюта /Бога, Космоса, Природы/
Отношение к бытию МИР – арена активной человеческой деятельности во имя лучшей жизни, блага Человека Внешний мир приходящ и иллюзорен. Смысл жизни в подготовке Души к дальнейшей жизни, слиянию с Абсолютом
Возможность познания Возможности человеческого Разума безграничны. БУДУЩЕЕ – за наукой, техникой, Прогрессом Мир невозможно познать разумом, но лишь чувствами, интуицией /медитация/

Концепции единой мировой культуры, общечеловеческой цивилизации: марксизм, теории технологического детерминизма, космоцентризма, религиозные, мистические учения, теория «третьей волны» /О.Тоффлер/
     
 

 


Теория «евразийства» /П.Карсавин, Н. Трубецкой/
                                                                                                                        

                                                                         

 

Практическое занятие

Тема: Философия культуры.

Цель: определить основные проблемы философии культуры, особенности и многообразие культур.

Словарь: культура, культурная среда, цивилизация, общество, типология культур, диалог культур.

Литература:

Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М., 2003, с. 123- 133

Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. Брянск, 2002 с.133-177

Дополнительная литература:

Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре / сост. М.А. Маслин. - М., 1990

Задания: 

·Письменно ответить на вопросы:

1. Как возникла культура с точки зрения философии?

2. Какие основные элементы культуры различают, как они взаимосвязаны?

3. Как соотносятся понятия культура и цивилизация?

4. Какие различают типологии культур?

5. В чем суть цивилизационного подхода к обществу?

6. Что понимается под понятием «диалог культур»?

 

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!