Исторические типы мировоззрения

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

Севастопольское государственное бюджетное образовательное
учреждение профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж
имени Жени Дерюгиной»

РЕФЕРАТ

По теме: «Философия и мировоззрение»

Работу выполнила
студентка II курса группы 9-21
Романова Ульяна

 

2020

Содержание

1. Понятие и структура мировоззрения. 3

2. Исторические типы мировоззрения. 5

Мифологическое мировоззрение. 5

Религиозное мировоззрение. 7

Философское мировоззрение. 9

Научное мировоззрение. 11

3. Заключение. 11

 


 

Понятие и структура мировоззрения

 

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Мировоззрение является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль.

Мировоззрение связывает мир и человека в субъективно-объективную систему, которую формируют следующие элементы:

- потребности – необходимость самоопределения человека в мире;

- интерес – форма выражения потребностей, направленность субъекта к объекту;

- знания – информация об окружающем мире и самом человеке;

- ценности – культурное и социальное значение определенных явлений действительности для человека, выраженное в форме нормативных представлений;

- идеи – знания, пропущенные через систему ценностей, связывающих субъект и объект.

Основными компонентами мировоззрения являются знания и ценности. Система знаний выражается в представлениях и понятиях. Знания являются основой мировоззрения. Однако знания можно рассматривать как компонент мировоззрения только тогда, когда они становятся убеждениями, когда человек уверен в истинности знаний и готов в соответствии с ними действовать, совершать поступки.

Убеждения – это качественная характеристика знаний. Знания являются средством, позволяющим человеку рационально обосновать свои взгляды, критически относясь к тому, что может быть расценено как выдумка или фантастический вымысел.

Значимым компонентом мировоззрения являются ценности. Нравственные, эстетические идеалы формируются в ценностном сознании. Ценности находят свое выражение в идеалах, которые придают осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Идеалы являются духовными ориентирами в жизни человека, поскольку в них отражено осознание человеком истины, добра, красоты, справедливости. Система ценностных ориентаций

позволяет человеку давать оценку происходящим процессам в духовной, культурной, социально-общественной, производственной,

научной сферах.

Общечеловеческие ценности формируются в обществе и проявляются в мировоззрении общества на определенном этапе его исторического развития. Обращение к специфике развития общества, обусловленной уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами, позволяет рассматривать компоненты мировоззрения и находить их отражение в устройстве жизни обществ различных эпох: первобытной эпохи, эпохи античности, Средневековья, эпохи Возрождения и т. д.

 

В мировоззрении присутствуют знания о мире, а также ценностная оценка происходящего и того, как реализована связь человека и мира, какое место человек занимает в мире. Сознание человека отражает мир, при этом возможна разная глубина и индивидуальность преломления получаемой информации.

Соответственно структура мировоззрения включает три уровня:

1. Мироощущение – эмоционально-психологическое основание мировоззрения. На этом уровне сознание человека отмечает проявления бытия как отдельные, зачастую разрозненные, внешние фрагменты мира явлений, но не сущностей.

2. Мировосприятие – пассивное созерцание человеком мира в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. На этом уровне очерчивается взаимосвязь процессов и явлений, при помощи чувственного опыта фиксируется их тождество и различия.

3. Миропонимание – интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения. На этом уровне человек осознает мир в системе понятий, разумно его объясняет. Философия – это уровень миропонимания. Философия является высшим уровнем мировоззрения и предстает в виде теоретически оформленного, системно-рационального мировоззрения. Этот уровень мировоззрения характеризуется теоретической оформленностью и системной рациональностью; на этом уровне оперируют категориями целостности, обусловленности, определенности.

 

Исторические типы мировоззрения

В типологии мировоззрения отражены возможности получения человеком знаний об общей картине мира, характерные для конкретного типа мировоззрения способы решения вопросов о смысле жизни, о соотношении материального и идеального, добра и зла, действительного и возможного, прошлого, настоящего и будущего и т. д. Основными историческими типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное,

философское и научное мировоззрение.

 

Мифологическое мировоззрение

 

Это мировоззрение является самой ранней целостной, всеобщей формой освоения мира человеком на основе синтеза рационального и иррационального, чувственного и рационального. Для мифологического мировоззрения характерен образно-символический подход к постижению и объяснению мира.

Предмет мифологии – вечные философские проблемы, такие

как вопросы жизни и смерти, добра и зла, а также культуры, истории. Миф объясняет существующую систему общественной жизни народа, его связь с природой и отвечает на вопросы о происхождении мира и человека, о значимости исторических событий, дает. понимание будущего человека и мира

Е. В. Иванова предлагает рассматривать миф как «следствие глобальной идентификации человека с природой, социумом, культурой, Богом. Миф в таком случае есть самоотождествление индивида со всеми ипостасями универсума». В наделении явлений природы человеческими свойствами отразилось представление людей о единстве и целостности мира, в котором судьбы человека

и природы неразделимы.

Для мифологического сознания формирование и регулирование общественных отношений основано на традиции, ритуале, устоявшихся нормах поведения и сложившейся системе ценностей. Человек организует порядок через систему правил, которые регулируют поведение через обряды, ритуалы, церемонии. Люди призывают на помощь дух предков, что обеспечивает им уверенность в стабильности своего бытия. В мире, населенном богами, человек уверен, что боги защищают его, и эту уверенность они подкрепляют

системой ритуалов.

Ритуалы становятся необходимым атрибутом жизни, а мифы, которые определяют их содержание, – реальностью, повторяющей предысторию. Миф как воспроизводимая в ритуале предыстория – это «универсальный способ “представленности” исторической действительности мыслящему человеку, граница реальности сознания, которую бытие полагало самому себе, предел развития духовных сил и ресурсов действительного индивида».

Вопрос о сотворении мира связывался с представлением о процессе превращения Хаоса в Космос, результатом которого становится появление небесного, земного и подземного миров. Человек в процессе своего существования сталкивается как с созидательными силами природы (Космос), так и с силами разрушения (Хаос). Он пытается вписаться в этот мир, определенным образом его упорядочить, освоить и заселить природное пространство, создает пантеон – место для богов.

Миф формирует особое восприятие мира – оценочное. В мифе человек как индивид, личность еще не представлен. Он лишь часть целого – рода, общины. Миф ориентирован на обеспечение стабильности всех общественных структур ранних человеческих сообществ. Мифологическое мировоззрение отличается целостностью и нерасчлененностью.

 

Религиозное мировоззрение

 

Данный тип мировоззрения является особой формой сознания, особым общественным и социальным институтом, системой общественных отношений и видом деятельности, которые основаны на вере в непостижимые надприродные, сверхъестественные силы. Термин «религия» может трактоваться в двух значениях. В широком смысле религия – это соединение, связь, связывание, союз, т. е. религия подразумевает связь, приобщение души человека к Высшей Реальности. В узком смысле понимание религии связано с ее конкретным выражением как социального феномена.

Один из самых известных исследователей религиозного опыта У. Джеймс определяет религию «как веру в существование невидимого порядка вещей и в то, что наше высшее благо состоит в гармоническом приспособлении к нему нашего существа. Эта вера и внутренняя жизнь с ней образуют то, что можно назвать религиозным состоянием души».

Для ранних форм религиозного мировоззрения характерно слияние с мифологическим мировоззрением, что обусловлено эмоционально-чувственным восприятием бытия в обоих случаях. Для более поздних форм религиозного мировоззрения характерна опора на определенную рационально-понятийную, философскую основу.

В отличие от мифологического мировоззрения религиозное мировоззрение основано на том, что отношения человека и мира – это отношения господства и подчинения, а не отношения родства. Постепенно формируется представление о едином Боге как основе мироздания (монотеиз). Бог выступает как высшая справедливость. Религиозные представления выражаются в учении о Боге, о Божественном сотворении мира, о бессмертии души, о Божественных заповедях.

Религия в отличие от мифологического мировоззрения закладывает новую систему нравственных ценностей, которые определяют жизненный мир человека, его жизненные ориентиры. Отношения человека и Бога строятся на основе диалога (молитвы, исповеди), что способствует формированию у человека особых чувств и настроений, его внутреннего мира.

Функции религии:

1. Мировоззренческая функция заключается в том, что религия формирует общее представление о мире в целом.

2. Компенсаторная функция связана с тем, что религия восполняет слабость человека перед природой, снимает негативный аспект в их взаимоотношениях.

3. Регулятивная функция заключается в том, что религия влияет на отношения людей в целом и индивидуальное поведение человека посредством идей, норм, установок, предписаний, традиций, ритуалов, нравов, морали.

4. Религия осуществляет культурную преемственность поколений, а также объединение индивидов в группы и социальные институты.

В истории человечества религии представлены в виде религий первобытного общества (племенные религии), национальных и мировых религий. Первобытные верования выражались в тотемизме, магии, фетишизме, анимизме. Наиболее значительные национальные религии – зороастризм, индуизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм, синто. Мировыми религиями являются буддизм, христианство, ислам.

 

Философское мировоззрение

 

Наиболее развитой формой мировоззрения является философское мировоззрение, которое строится на основе рационального объяснения мира человеком. Зарождение философии произошло в таких странах Древнего мира, как Греция, Индия, Китай, Египет, в I тыс. до н. э.

Как самостоятельная наука философия формируется в VII–V вв. до н. э., что связано с происходящим в названных странах Древнего мира процессом дифференциации наук. Обобщение знаний общества о мире в единую систему становится задачей философии, что и определяет ее роль в развитии других наук как системы общих знаний о природе, обществе и человеке. В этот же период складывается общая структура философского знания и формируются разделы философии: онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др.

Существует проблема происхождения философии, которая предполагает поиск ответа на вопрос, как возник феномен философии. Возникла ли философия как самодостаточное явление духовной культуры или ей предшествовало знание, которое и способствовало формированию собственно философии?

Есть несколько концепций происхождения философии:

- Мифогенная. Философия зарождается на основе мифологии посредством ее постепенной рационализации.

- Гносеогенная. Философия возникает в результате накопления научных знаний.

- Социогенная. Философия возникает в результате развития социальных форм бытия, сложившихся в античной Греции. Такой новой формой совместного бытия людей стал греческий полис. Именно демократическое устройство греческого полиса способствовало формированию свободного, творческого мышления.

Философия предполагает обращение к мифу, но исходя из разума, логоса: «Если Миф в формах созерцания полагал абсолютное тождество человека и мира в сознании путем их абсолютного противопоставления в действительности, то Логос посредством интеллектуальной деятельности превращал человека в субъекта духовного творчества, носителя универсальной способности знать мир и делать свое знание необходимым миру, т. е. полагал абсолютное различие мира и человека в сознании путем их отождествления в реальности».

Особенности философского мировоззрения:

1. Философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ бытия человека, обосновывая свои представления и утверждения. Она закладывает основы рационального объяснения природы и общества.

2. Философия как мировоззрение предлагает идеальные модели построения и развития общества и человека, раскрывает смысл и возможности научного, эстетического и нравственного освоения мира человеком.

3. Философское мировоззрение формирует основные ценностные установки индивидуального сознания, дает возможность человеку не только знать, но и утвердиться в своей жизненной позиции, следовать своим целям и идеалам.

4. Философия – это мировоззрение понятийно-категориального, логико-рационального, рефлексивного уровня, что отличает ее от мифологического и религиозного мировоззрения и таких нерелигиозных форм познания, как идеологическое, художественное и практическое познание, для которых основополагающим является уровень образных, символических представлений.

Философия может быть представлена как мера человеческих ценностей, как феномен духовной культуры, в котором учение о мире и месте человека в нем связано с формой общественного сознания. Философия – это теоретическая основа мировоззрения. И уже «переход от мифа к логосу сопровождался рационализацией и теоретизацией представлений о законе. Само понятие “логос” выражает в греческом языке одновременно и слово, и разум … и собственно закон – как закон природы, так и социальный закон». Познание мира опосредовано логикой, теоретическим мышлением. Это приводит к пониманию философии также как методологии научного знания и практической деятельности.

 

Научное мировоззрение

 

Научное мировоззрение основывается на познании и теоретическом осмыслении законов развития природы и общества. Главный вопрос науки – каковы законы объективного мира. Предмет науки заключается в изучении объектов действительности для получения объективных знаний о мире. Главная задача ученого – создание объективной картины мира, что обусловливает необходимость в получении точного знания и формулировании теорий, истинность которых может быть подтверждена экспериментально.

Основополагающее назначение науки состоит в поиске закономерностей, поскольку они позволяют не только описывать, но и объяснять явления объективного мира: «Наука есть система отношений, среди которых законы – универсальные отношения». С наукой философию роднит опора на теоретические методы проведения исследований, применение логического инструментария, позволяющего обосновывать, разрабатывать достоверные общезначимые принципы и положения.

 

Заключение

 

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру.

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 1593; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!