Философские идеи Маркса и Энгельса



Марксизм - философское, экономическое и общественно-историческое учение (а вместе с тем и политическая идеология - программа преобразования мира), одно из наиболее значимых, влиятельных и известных философских учений. Пожалуй, ни одно философское учение не сыграло столь важной роли в истории мира второй половины XIX - XX вв., как марксистская теория.

Марксизм возник и развивался в Германии. Двумя создателями марксизма были К. Маркс и Ф. Энгельс, каждый из которых внёс свой вклад в марксистскую философию:

1) Карл Маркс разрабатывал в первую очередь философское и экономическое учение, а также политические документы (основные труды: «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии», «Капитал»);

2)Ф. Энгельс - исторические сочинения (особенно - о первобытнообщинном строе, античном и феодальном обществах, а также в дополнениях в 3-му тому «Капитала» - об империализме), а также учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании.

 

Задача, которую перед собой ставил К. Маркс:

1)объяснить действующие в обществе и истории законы, но это только первая стадия;

2)на основе этого объяснения не только предсказать дальнейшее развитие общества и истории, но и найти способ управлять ими (превращение человека в творца истории), т.е. преобразовать общество на основе сознательной деятельности людей. По Марксу, философия - наука, направленная не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение. Отсюда центр философских исследований переносится из области чистого познания и отвлечённых человеческих отношений в область практики. Практика была осмыслена марксизмом как особое отношение чело-века к миру, как основа преобразования человеком окружающей действительности и самого себя.

Марксизм (или материализм) представляет собой обширное и многостороннее философские учение, которое состоит из пяти основных частей, связанных между собой.

 

1. Философское учение (диалектический материализм)

Диалектимческий материалимзм - философское направление, созданное в XIX веке К. Марксом на основе материалистически интерпретированной идеалистической диалектики Г. В. Ф. Гегеля и философского материализма Л. А. Фейербаха. Философская основа марксизма.

Диалектический материализм исходит из материалистического взгляда на окружающий мир и диалектического признания всеобщей взаимосвязи предметов и явлений. Движение и развитие материального мира рассматривается как результат действующих в нём самом внутренних противоречий. Сознание считается свойством высокоорганизованной, социальной формы движения материи, отражением в мозгу объективного мира.

В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги».

К. Маркс впервые распространил материалистический подход и принципы диалектики на область общественной жизни (истории человечества), а не только на природу, как было до Маркса. Основные идеи чисто философской части марксизма:

1) материя (всё материальное, включая природу и всё, что на её основе создал человек) первична, а сознание человека - вторично. Причём первая определяющим образом влияет на второе (общественное бытие определяет общественное сознание): духовная жизнь человека, его идеи и представления зависит от жизни материальной (от уровня развития экономики и от места, которое данный человек занимает в обществе).

2) согласно марксизму, практика является наиболее глубинной основой человеческого мира. Сущность человека - его практическая деятельность - труд, производство (человек не просто «находится» в природе, но и практически преобразовывает, изменяет её). Практическая деятельность (производство, труд) - вся предметная деятельность человека по преобразованию окружающего их мира (то, что даёт природа, и то, что уже создано другими людьми) и самих себя, в процессе которой возникают отношения между людьми и происходит познание мира. Маркс и Энгельс выделяли два вида деятельности: «обработка природы людьми» (материально-производственная деятельность) и «обработка людей людьми» (социально-преобразующая деятельность).

3) экономический детерминизм: основу общественного развития составляет деятельность людей в сфере материального производства (т.е. экономические отношения определяют все другие общественные отношения - правовые, политические, религиозные, нравственные и др.). Общество возникает с появлением орудий труда (человек отличается от животных тем, что создаёт условия своего существования посредством орудий труда). Основа любого человеческого общества - добывание средств к жизни.

 

2. Марксистская теория познания (гносеология)

1) мир познаваем, поскольку человеческое сознание способно адекватно отражать мир;

2) о каком-либо социальном явлении, в том числе и об обществе в целом, нельзя судить по его собственным представлениям о себе, а необходимо описывать его как объективное явление, доступное изучению научными методами;

3) практика - основа познания и главный критерий истины (правильна только та теория, которая подтверждена практикой). Поэтому теория всегда служит практике.

3. Учение о человеческом обществе и его истории (её также называют формационная теория, теория классовой борьбы или исторический материализм).

Общественно-экономическая формация (ОЭФ) - историческая ступень развития общества, определённый тип общественных отношений, основанный на особом типе производства и форме собственности. Каждая формация состоит из двух частей:

1) базис = способ производства (экономическая основа формации, которая определяет все остальные сферы общества). Базис состоит из двух половинок:

* производительные силы - то, с помощью чего человек трудится (средства производства, орудия труда, станки, машины механизмы, технологии и пр.);

* производственные отношения - отношения людей между собой по поводу производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, главным элементом которых является собственность на средства производства и на производимый продукт.

Причём, производительные силы (т.е. технологии) всегда развиваются быстрее, чем производственные отношения. И когда разрыв в их развитии достигает становится наибольшим, тогда происходит революция и одна формация сменяется на другую. Т.е. главная причина революции кроется в экономике и представляет собой конфликт между производительными силами и производственными отношениями.

2) надстройка, которая вторична (определяется базисом, является его отражением), но относительно самостоятельна и поэтому влияет на базис. Надстройка включает в себя государство (механизм угнетения одних групп другими), право (воля господствующего класса, возведённая в закон), мораль и нравственность, идеология (и религия как вид идеологии) и культура (включая искусство). Определённому уровню развития производительных сил и производственных отношений неизменно соответствует определённый тип надстроечных явлений и форма общественного сознания. К примеру, главной идеологией в средневековье была религия, а идеология буржуазии (капиталистов) - либерализм и Просвещение.

Также в каждой ОЭФ своя социальная структура, но она всегда состоит классов. Класс - группа людей, выделенная на основе экономических показателей, т.е. по собственности этой группы и её участию в присвоении доходов. Классов в любой формации два

1) господствующий класс (эксплуататоры, регрессивная сила) - имеет собственность на средства производства, политическую власть и хотят сохранить своё положение;

2) эксплуатируемый класс (прогрессивная сила) - не имеет собственности на средства производства, но трудится и борется за равноправие.

Разделение на классы Маркс считал исторической несправедливостью, которая возникает при появлении частной собственности (так возникает неравенство: сразу у одних собственности оказывается больше, а у других - меньше) и должно быть ликвидировано в идеальном коммунистическом обществе.

К. Маркс выделял два направления прогресса человеческого общества:

1) экономический прогресс (он представляет собой содержание, сущность истории): конфликт между производительными силами и производственными отношениями, которые проявляется в виде классового конфликта

2) социально-политический прогресс (он обусловлен экономическим прогрессом и является формой общественного развития): конфликт между основными классами общества

Всего Маркс выделял три формации и четыре способа производства:

1) «первичная формация» - первобытное общество до возникновения классов и появления частной собственности (господствует общая собственность);

2) «вторичная («экономическая») формация, основанная на частной собственности на средства производства и товарном обмене, характеризующаяся наличием эксплуатации и антагонистических классов (а также классовой борьбы), включающая четыре различных способа производства

* азиатский (государства древнего и средневекового Востока): все люди - рабы деспотичного правителя, нет частной собственности, всё находится в собственности государства, т.е. правителя;

* античный (древние Греция и Рим): применение рабского труда при господстве част-ной собственности (класс рабов и класс рабовладельцев);

* феодальный (средневековье): главный объект собственности - земля, которая принадлежит феодалам (им её король дал на условии военной службы), но обрабатывают её крестьяне (за что несут перед феодалами повинности: барщину и оброк);

* капиталистический (новое время): главный вид производства - промышленность, по-явление фабрик и заводов, которые принадлежал капиталистам, а трудятся на них наёмные рабочие, находящиеся в бесправном положении.

3)«третичная» (новая) формация - коммунистическая, идеальная формация, к которой должны неизбежно прийти все народы в результате революций пролетариата (класса наёмных рабочих). Господствует общественная собственность, нет классов, эксплуатации и государства, есть гармоничное развитие личности.

Маркс полагал, что все народы на Земле, как правило, должны пройти через все формации, хотя признавал исключения (американцы миновали феодализм, а славяне и германцы - рабовладение). История прогрессивна, т.е. каждая новая формация более развита, чем предыдущая (исторический оптимизм) и закономерна (в истории есть законы: главный из них - закон смены формаций). Двигатель истории - классовая борьба, причина которой - экономическое развитие (противоречие производительных сил и производственных отношений).

 

4. Марксистские представления о месте человека в обществе

1)человек имеет социальную сущность, каждый человек - продукт своего времени, он представляет собой пересечение общественных отношений, совокупность социальных ролей (человек - это его место в социальной структуре и производстве). В истории невысока роль личности, поскольку любая личность типична (не было бы Наполеона, какой-нибудь другой генерал подчинил бы себе французскую революцию). Реальный субъект в истории - общности людей (классы и народы);

2)от животных человека отличает труд, постоянная осознанная практическая деятельность (человек стремиться стать хозяином природы, поэтому он создаёт «вторую природу» - искусственный материальный мир, мир культурных ценностей, политических организаций; создает язык, искусство, науку);

3)главная проблема человека - отчуждение. Отчуждение - отделение человека от своей сущности и от результатов своей деятельность (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), в результате, которого продукты человеческой деятельности становятся не подвластными человеку и даже господствующими над ним, а люди становятся чуждыми миру, в котором живут. Во время труда человек вкладывает частичку себя в то, над чем трудится (т.е. уже отделяет от себя частицу самого себя), а потом у него эксплуататоры ещё и отнимают результат труда (теперь человек полностью потерял ту частицу себя, которую он вложил через труд в предмет).

По мнению Маркса, показателем зрелости общества является отношение к женщине, или степень развития семейных ценностей. Маркс отмечал, что «идея общности жен выдает тайну совершенно грубого и непродуманного коммунизма... Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность, есть лишь последовательное выражение частной собственности, доходящей до самоотрицания». В отношении мужчины к женщине в эмоциональном виде, проявляется насколько человек, раскрывает свою социальную, антропную сущность, в какой мере он осознаёт свою социальную природу, уходя от «животного состояния». Из характера этих отношений видна степень понимания не только себя в родовом качестве человека, но и другого индивида, его ценности, необходимой потребности в отношении с ним. Маркс также указывал на то, что политическая власть не что иное, как организованное насилие одного класса над другим. Поэтому освобождение немыслимо иначе, как вне государства. Концентрация власти в руках пролетарского государства должна стать промежуточным звеном при переходе от буржуазного общества с его антагонизмами «к ассоциации свободного развития каждого как условия свободного развития всех».

Диалектический материализм («диамат») в большей степени обязан своим появлением Фридриху Энгельсу, учение которого стало теоретическим ядро марксизма. Если для Маркса диалектика была методом понимания истории и общества, то Энгельс применил её к исследованию природы. Диалектика, писал Энгельс, дает естествознанию понимание законов природы и ее общих связей. «Диалектика - отмечал Энгельс - есть не что иное, как наука об общих законах движения и развития природы, общества и мышления».

 

Заключение

философский маркс энгельс

Многие философы прошлого считали, что их системы выражают абсолютную истину. Такую точку зрения развивал, например, Гегель, объявивший свою философскую систему абсолютной истиной. В отличие от подобных воззрений создатели диалектико-материалистической концепции считали, что их философское учение не является истиной в последней инстанции, что она неизбежно будет изменяться, уточняться обогащаться в ходе развития науки и общественной практики.

В конце 19 - начале 20 века в развитие марксизма признанными авторитетами были лидеры Интернационала - А. Бабель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн, Г. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации и пропаганды новой философии.Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин. Он решительно выступал против догматического подхода к философии. смело отбрасывал положения, верные для своего времени, но потерявшие значимость в изменившихся условиях.

 

Диалектико-материалистическая концепция оказала большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли как в нашей стране, так и за рубежом. Однако историческая судьба этого наследия оказалось сложной, а подчас и драматичной. В период культа личности И. Сталина и в дальнейшем идеологическое оправдание порочной экономической , политической, социальной практики постоянно осуществлялось на основе декларируемого предельного уважения к диалектико-материалистическому учению. Однако в действительности многие идеи искажались, более того, на практике порой действовали даже вопреки теории.

Прошедший после смерти Карала Маркса век подтвердил правоту ряда его взглядов и вместе с тем показал необоснованность многих его прогнозов. Как и предвидел Маркс, научно-технический прогресс ныне непосредственно определяет все стороны промышленного производства, многократно усилилась концентрация хозяйственной жизни, капитал приобрел транснациональный характер, в орбиту мирового капиталистического рынка вовлечены едва ли не все страны.

Вместе с тем, во второй половине 20 века классовая борьба в развитых странах была смягчена благодаря взаимным уступкам и согласованию интересов рабочих и предпринимателей и приняла формы, которые предполагают соблюдение норм рыночного хозяйства и парламентской демократии. Однако в странах третьего мира проблемы войн, бедности, безработицы и отсталости по-прежнему носят острый характер.

Вопреки ожиданиям Маркса революция произошла не в развитых капиталистических странах, а в полуотсталой России. Позднее возникло сообщество социалистических стран, в которых были установлены тоталитарные или авторитарные политические режимы, демократия попрана, а личность почти целиком подчинена государству или коллективу, что абсолютно противоречило представлениям Маркса о будущем обществе.

Сложные пути развития человеческого общества в 20 веке с его многочисленными войнами и различного рода конфликтами высветили ряд недооцененных в марксовой теории общества факторов (прежде всего этнических, расовых, культурных, религиозных).


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!