Какие основные признаки эпохи Возрождения?

Задания для дистанционного обучения

Класс 4

Дисциплина «История искусств»

Тема: Возрождение.

Задание: Прочитать конспект. Выполнить задание.

Материалы: Тетрадь, ручка, альбом, карандаш, ластик.

Задание на 18.12.2020 г: Ознакомиться с конспектом и видео.  Сделать в тетради запись о известных художниках, скульпторах и архитекторах Возрождения, перечислить их основные произведения.

 

Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.

В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:

· Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в.

· Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в.

· Высокое Возрождение (кватроченто) — конец XV-первые 20 лет XVI в.

· Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в.

Для истории итальянского Возрождения решающее значение имел глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека, который относится к эпохе коммунальных революций 2-й половины XIII века.

Именно этот перелом открывает новый этап в истории западноевропейской культуры. Связанные с ним принципиально новые тенденции нашли свое наиболее радикальное выражение в итальянской культуре и искусстве так называемой «эпохи Данте и Джотто» — последней трети XIII века и двух первых десятилетий XIV-го.

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Мир эпохи Возрождения был чрезвычайно разносторонен. Именно в это время произошло развитие естествознания, географии, астрономии, механики, искусства, архитектуры, науки. Изобретение книгопечатания дает возможность людям получить образование, поэтому оно становится важной частью жизнедеятельности. Воспитание в эпоху Возрождения было таковым, что человека видели образованным, культурным, обладающим ораторским искусством, умеющим воздействовать на ум окружающих. Поэтому деятели эпохи Возрождения часто были не просто первоклассными художниками, но и изобретателями, например, Леонардо да Винчи.

 

Основные черты

Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности. Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.

 

Какие основные признаки эпохи Возрождения?

1. Происходит ослабевание хватки церкви. Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;

2. Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);

3. Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;

4. Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;

5. Возникает идея богоподобия человека.

Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье.

 

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

 

 

Живопись

Новая картина мира ставит искусство на первое место в Италии, так как это было единственное творческое выражение самого себя. Живопись, скульптура, архитектура – великие мастера и творения, которые знает каждый образованный человек. Искусство Ренессанса делится несколько этапов, и каждый из них имеет свои интересные особенности.

Например, проторенессанс (XIV – начало XV вв.) стал переходным периодом из Средневековья. Великие живописцы Джотто, Мозаччо обращаются к религиозным темам, однако делается акцент на эмоциях, на жизненном опыте людей. Герои очеловечиваются, а нимбы у святых становятся на картинах прозрачнее, незаметнее, как это происходит на картине Боттичелли «Благовещение» или Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Художники этой эпохи стремились к материальному изображению мира. Они были рациональными живописцами, картины эпохи Возрождения отличаются применением геометрии, золотого сечения. Изображалась перспектива, благодаря которой мастера могли расширить круг изображаемых вещей и явлений. Живопись становилась монументальной, например, такой является роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, созданная в период Высокого Возрождения (вторая половина XV – первая половина XVI вв. ). Это объемные и выходящие за рамки фрески, представляющие собой цикл, и созданные за три года. Среди сюжетов можно заметить важное для эпохи Ренессанса изображение сотворения Адама, где Бог вот-вот коснется Человека и внесет в его тело душу. Еще одно значимое творение Микеланджело – скульптура Давида, которое провозглашает собой культ человека, тела. Гордый, самоуверенный, физически развитый – явный реверанс в сторону античной скульптуры. Сущность человека мастерами ухватывалась в позе, жесте, осанке. Портреты этой эпохи тоже отличались особым видом лица – гордого, сильного, понимающего свои возможности.

 

Архитектура

Влияние античности сказывается и на архитектуре эпохи Возрождения. Особенно видно проявление в формах: симметрия, геометрия, пропорции. Упорядоченное расположение колонн, несимметричные очертания сменяются на арки, купола, полусферы. Мастера изучали классические нормы, однако воссоздавали они их для служения современным задачам.

Происходят изменения в строительных техниках, материалах, активно появляются архитектурные термины. Как и в живописи, архитекторы перестают творить анонимно, рукой творца больше не водит божество.

Собор святого Петра в Риме является великолепным примером архитектуры эпохи Возрождения. Были задействованы лучшие архитекторы, скульпторы, художники Италии. Строительство длилось долго, но зато теперь это главный храм католической церкви, настоящее украшение города. Античная скульптура помещена на фасад собора, а символ Ватикана – купол спроектировал сам Микеланджело. В наше время там находится смотровая площадка, поднявшись на которую можно полюбоваться Римом.

Жилые здания тоже приобрели свои особенности. Например, появились карнизы, а архитектурные детали, окна повторялись на каждом этаже дома. Главная дверь обозначалась особым образом: балконом или рустом.

Интересно, что материал для строительства собора был взят из античных зданий, что ещё раз подтверждает приспособление достижений античности для решения насущных проблем Возрождения.

 

 

Эпоха Возрождения:

1. https://youtu.be/RE4FP4HuX4A

2. https://youtu.be/lObU4aSubuo

3. https://youtu.be/efm042YkuH4

4. https://youtu.be/SIBDJRzJXdo

5. https://youtu.be/WI3ki8yBC2Q

 

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!