Чем занят герой романа? Он лежит.



Найдём в романе пояснение автора об этом занятии Обломова: «лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного<...>, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома – он все лежал…»

Гончаров акцентирует внимание на бытовых привычках Обломова и его повседневной жизни.

Один день из жизни Обломова.

Иван Александрович Гончаров на протяжении всей первой части - это около 170-ти страниц - рассказывает нам об одном дне из жизни Ильи Ильича. Давайте посмотрим, чем занимается герой.

Время Чем занят Илья Ильич О чём думает Илья Ильич
8:00   Обломов только что проснулся («по обыкновению рано, он чем-то сильно озабочен»). Создаёт в уме план разных перемен и улучшения порядка в имении «Легко ли? Предстояло думать о средствах к принятию каких-нибудь мер»  
8:30   Обломов «вознамерился встать, умыться, и напившись чаю, подумать хорошенько…» «И даже чуть было не встал» «Рассудил, что успеет ещё сделать это и после чаю, а чай можно пить, по обыкновению, в постели»
9:30   Зовёт Захара. «Зачем же это я звал – не помню!». Отсылает Захара назад. «Надо совесть знать: пора за дело!» «продолжал думать о проклятом письме»
9:45   Лёжа на диване, собирается прочесть письмо от старосты, зовёт Захара, но письма не находятся. Ругаются с Захаром.  «Ну, полно лежать!»  
10:15   Собирается вставать. Зовёт Захара. Захар сообщает, что нужно заплатить по счетам.   «Что это? Одиннадцать часов почти скоро, а я ещё не встал…» «Только о деньгах и забота!» «В затруднении о чём думать: о письме ли старосты, о переезде ли на новую квартиру, приняться ли сводить счёты»

8:00. Чем озабочен герой? Ему пришло письмо от старосты его имения, в котором он говорит о неурожае, недоимках, уменьшениях дохода.

Как эти проблемы пытается решить Обломов? Он только пытается всякий раз придумать план разных перемен и улучшения порядка в своём имении.

Это первое письмо, которое ему прислал староста? Нет, староста имения Обломова пишет ему письма ежегодно, на протяжении нескольких лет.

Как мы понимаем по чернильнице, из которой могла бы вылететь муха, Обломов старосте на письма не отвечал. Какая проблема наваливается на Обломова ещё? Ему сообщает Захар о том, что Обломова просят съехать с квартиры.

Как Илья Ильич пытается решить эту проблему? Он говорит Захару повременить с переездом, только обдумывает иногда промелькнувшей мыслью, что пора бы уже решить эти проблемы.

Как такое поведение характеризует Обломова? Он настолько ленив, что собственные проблемы не хочет решать, это человек, который не может взять себя в руки, заставить себя встать с дивана и отправить ответное письмо старосте…

8:30. Он всё ещё лежит в постели, собирается встать, попить чаю и начать разбираться со своими делами, но так и остаётся лежать, после чаю он уже приподнимается с своего ложа и чуть было не встаёт, погладывая на туфли, он уже начал спускать к ним одну ногу, но тот час же подобрал её.

9:30. «Пробило половина десятого». Он думает, что пора бы уже расшевелиться. Зовётся Захара, но потом забывает, зачем звал, отсылает его назад, продолжает думать о «проклятом письме», лёжа на диване.

9:45. Обломов решает прочитать письма старосты, зовёт Захара, письма не находятся.

Захар приходит по первому зову своего хозяина? Можем ли мы сказать, что Захар ведёт себя с Обломовым как слуга с барином? Нет, они постоянно ругаются по разным мелочам: из-за грязи в квартире, из-за переезда, из-за денег; Захар медленно реагирует на редкие приказы хозяина, он нерастороплив, ленив, говорит Обломову всё, что в голову приходит, привирает…

Лень Захара и Обломова одинакова? Нет, лень Захара «бубнящая», лишённая грации, лень Обломова грациозная, в ней есть стать.

Как можно по ссорам Обломова и Захара охарактеризовать? Эти персонажи первоначально раскрываются через быт, они поглощены мелочами, мелочи быта вырастают для героев до мировых масштабов, застилают весь свет для них двоих – ленивцев, бездельников, у них других занятий и увлечений, кроме как ругаться на предмет бытовых мелочей.

Как автор относится к ссорам Захара и Обломова, какими он показывает эти сцены? Автор с иронией относится к ссорам героев. Гончаров показывает, как мелки проблемы персонажей, которые они ставят перед собой, эти проблемы только лишь бытовые. Гончаров показывает, что не смотря на перебранки и глупые обиды друг на друга, эти герои невозможны друг без друга. Сопоставляя фигуры Обломова и Захара, Гончаров проводит мысль, что судьбы этих людей неразрывны, жизнь одного из них невозможна и немыслима без другого. Понятие о своем праве владеть и распоряжаться Захаром, как своей собственностью, как вещью, так же неистребимо в Обломове, как неистребимо и в Захаре его нравственное рабство.

Чем заканчивается ссора героев? Обломов отправляет Захара восвояси, а сам «погрузился в размышления».

10:15 «Пробило ещё полчаса». Илья Ильич беспокоится о том, что скоро наступит одиннадцать часов, а он ещё не встал, зовёт Захара.

Какие проблемы здесь добавляются к его предыдущим? Захар сообщает, что надо бы заплатить по счетам.

Как решает Обломов вновь возникшую проблему? «Ну, хорошо, как встану, так напишу… Ты ступай к себе, а я подумаю». Опять начинает размышлять.

Итак, каким нам предстаёт Обломов? Он ленив, его пугает всякое движение (от переезда на другую квартиру до прогулки на улице, которую ему предлагает Захар). Весь день Обломов не только не покидает своей комнаты, но и практически не встаёт с кровати. Однако же и в стенах своей комнаты он не берётся за решение своих проблем. Он только размышляет, думает, и одна мысль в его голове сменяется другой. По пыльным страницам раскрытой книги, по прошлогоднему номеру газеты на его столе видно, что герой не только не пытается решить свои проблемы, его не интересует окружающий его мир, он живёт в своём мире, который ограничивается его комнатой, больше сказать – его диваном, на котором он проводит все дни. Однако Гончаров в его портрете описывает сначала лицо – глаза – а в них – душу, сияющую. Автор показывает нам возможную разницу в восприятии, двойственность в понимании этого персонажа – отталкивающая читателя от него лень и привлекающая нас грация, открытая душа, мягкость как внешняя, так и внутренняя. Внешние детали не исчерпывают и не раскрывают характер Обломова. За «внешним» человеком обнаруживается человек «внутренний».

«Парад гостей». Таким мог стать Обломов

К одиннадцати часам утра к Обломову начинают приходить гости.

Гость. Волков.

Портрет: человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.

Занятия: на службе два раза в неделю, и то служба заключается в том, чтобы пообедать с генералом.

Цель прихода гостя: похвастаться новыми нарядами, зовёт Обломова в Екатерингоф.

 «Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных – пятницы, у Вязниковых – воскресенья, у князя Тюменева – середы. У меня все дни заняты!»

Отношение Обломова: «– И вам не лень мыкаться изо дня в день?»

Волков не может ответить на вопрос Обломова о гостях: «Что там делать?». Он отвечает пространно, не за себя: «Помилуйте, да там полгорода бывает!». То есть. Волков следует не собственным желаниям, а тому, что навязало ему общество.

Волков совсем не слушает Обломова о его проблемах, отговариваясь, мол, у него дела. А что у него за дела? Поехать в гости к одному, второму, третьему.

То, что для Волкова счастье – для Обломова несчастье: «Но прощайте, мне ещё в десять мест. Боже мой, что это за веселье на свете!». Обломов: «В десять мест в один день – несчастный! И это жизнь?».

Итак, кто же такой Волков и в чём, по его мнению, смысл жизни?ь Человек, которого привлекает светская жизнь, модные одежды, званые обеды. Этот человек следует за мнением большинства, живёт не своими интересами и мыслями, а тем, что принято в обществе, идёт в гости к тем, к кому полгорода ездит, перчатки даже носит не те, которые были бы удобны, а те, что в моде. Главное для него – внешний блеск и лоск. Гончаров подчеркивает все эти качества характерными деталями и определениями: «блещущий здоровьем», «глянцевитая шляпа», «лакированные сапоги». Время Волкова четко расписано: визиты, балы, обеды… Обломов находит такой образ жизни пустым и суетным.

Обломов, прирастающий душой к месту, к человеку (если он действительно прирастает душой), не видит развлечения в том, чтобы видеть перед собой «парад незнакомых лиц». А без души для него занятия – не занятия. То, что для Волкова – наслаждение, для Обломова – несчастье. «Где же тут человек?», т.е. где возможность побыть с самим собой, остановиться и подумать, поразмышлять на предмет своей жизни. Обломов размышляет здесь о любви и светской жизни. Он допускает любовь, но он говорит, что в «деревне рвать цветы» со своей возлюбленной – это счастье, но в один день – в десять мест!... Человек, по мнению Обломова, рассыпается, раскалывается на эти десять мест, и нет больше целого человека.

Гость. Судьбинский

Портрет: «господин в тёмно-зелёном фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с тёмными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно-сознательным выражением в глазах, с сильно потёртым лицом, с задумчивой улыбкой»

Род деятельности: чиновник.

Цель прихода: Хвастается Обломову в продвижении по службе: «…а теперь другое дело: в двенадцать часов ЕЗЖУ. – Он сделал на последнем слове ударение». «Министр недавно выразился про меня, что я «украшение министерства»». Говорит, что женится, «выгодная партия». Зовёт Обломова в Екатерингоф.

Обломов: «я соображаю новый план; разные улучшения ввожу. Мучаюсь, мучаюсь… А ты ведь чужое делаешь, не своё».

Итак, кто такой Судьбинский и в чём он видит смысл жизни? Карьерист-чиновник, которому достаточно вознести похвалу, и он будет жить в том строе, который предлагает ему его служба. Он не видит вокруг себя больше ничего, кроме его службы, он не выражает свою волю, свои чувства, он просто живёт по тем меркам, которые позволят ему добиться роста в карьере.

Обломов, не без зависти слушающий своего гостя, после его ухода, размышляет о карьере и службе в целом: «И слеп, и глух, и нем для всего остального с мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочить делами и чинов нахватает… У него это называется тоже карьерой!». «А как мало тут человека-то нужна: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь!». Человек, по мнению Обломова, раскалывается на части, даже в карьере. Ему не нужно применять своё воображение, никого не интересуют его чувства, а он сам, находясь целый день на работе, где от него этого не требуется, про такие важные черты в человеке забывает.

Гость. Пенкин

Портрет: «худощавый, чёрненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью».

Род деятельности: литератор.

Цель прихода Пенкина к Обломову: похвастать своими литературными успехами. Пригласить ехать в Екатерингоф.

«- Нет, Пенкин, я не стану читать

- Отчего же? Это делает шум, об этом говорят…

- Да пускай их! Некоторым ведь больше нечего делать, как только говорить. Есть такое призвание»

Как вы понимаете эти слова Обломова? Обломов не ведётся за мнением толпы, большинства, за тем, что интересно всем.

Почему он отказывается читать книгу? «А жизни-то нет ни в чём: нет понимания её сочувствия, нет того, что у там у вас называется гуманитетом. Одно самолюбие только». «В их рассказе слышны не «невидимые слёзы», а один только видимый, грубый смех, злость…»

Чего не хватает в таких книгах Обломову? Души человека, показать, как она сложна, «невидимые слёзы» человека – его мысли, а так же не хватает глубины в книге – не разоблачительства конкретно этих чиновников, а вывода на судьбу всего поколения, на его проблемы. «Где же человечность? Вы одной головой хотите писать». Обломов считает, что надо прочувствовать душу даже падшей женщины, даже вора, надутого глупца.

Каким нам предстаёт Обломов в разговоре с Пенкиным о «душе» в книге? Мы видим, насколько он добр и рассудителен: «Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь». Обломов говорит о том, что недостаточно разоблачить человека, надо искать корни к его пониманию, чтобы оказать помощь, нельзя «рубить с плеча», вынося человеку вердикт. «Человека, человека давайте мне! Любите его…»

Мы понимаем, что это перенос на понимание сути Обломова, его философии, что нельзя судить по человеку только внешне, только по его поступкам, надо понимать, что у него за душой, а потом стараться помочь ему.

Итак, кто такой Пенкин и в чём, по его мнению, смысл жизни? Писатель, который пишет в угоды своему времени. Он тешит своё самолюбие. Он творит не для поэзии, а для того, чтобы его читали, т.е. пишет то, что от него требует публика: интриги, скандалы, разоблачение. Ему важно вызвать интерес к своей персоне, а не открыть глубину жизни, мыслей человека. В его творчестве нет человеческой души. Он, по словам Обломова, «пишет головой», без сердца. Это ловкий борзописец, готовый «снять пенки» с любой интересующей публику темы – от «прекрасных апрельских дней» до «состава против пожаров».

Размышления Обломова после ухода гостя: «Да писать-то всё, тратить свою душу на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и всё куда-то двигаться… И всё писать, писать, писать…».

Здесь Обломов сталкивается с типом творческого человека своего времени. И размышляет после о литературном поприще. Мнения и с Пенкиным его не сходятся. Обломов считает, что в книге, даже разоблачительной, показывающей пороки, должна сохраняться душа человека, должно быть не голое разоблачительство, а понимание сути человека, показа, что он не рождён таким, он таким стал в этом обществе, а писатель должен помочь этому человеку, он должен не настраивать всех против него, а показать, как сложна его душа, докопаться до понимания таких его поступков. Но и о своей душе писатель не должен забывать, не растрачивать себя попусту, не разменивать свою душу и мысли на мелочи, Обломов не считает такую литературу поэзией.

Гость. Алексеев

Портрет. «Человек неопределённых лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив, не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Ивановичем, другие – Иваном Васильичем, третьи – Иваном Михалычем.

«Но он как-то ухитряется всех любить». Как вы понимаете этого человека по такому его определению? Возможно ли всех любить? Значит, что это хитрый человек, безразличный человек.

«Если при таком человеке подадут другие нищему милостыню – и он бросит ему свой грош, а если обругают, или прогонят, или посмеются – так и он обругает и посмеётся». Как вы понимаете это описание? Он ведётся за мнением толпы, у него нет своего мнения, своего «Я», у него даже имени нет, что является доказательством какой-никакой индивидуальности уже в самом его названии.

Имеет ли этот человек какую-то форму? Нет, он весь бесформенный, элементарно – у него нет даже имени, его называют, как хотят, его тяжело запомнить – не запоминается ни его лицо, ни его фамилия, потому что он ничего не знает нового – «видел и слышал то, что знали другие», он всех любит и не любит никого, и добр он только потому, что не зол.

Итак, кто же такой Алексеев? Человек без имени, без определённого занятия, без своего мнения, без своих интересов, без индивидуальности, без лица, без мыслей, без души, это «намёк на людскую массу, глухое отзвучие, неясный её отблеск», это образ людской массы, которая быстро принимает сторону того, кто ей нечто предлагает: отобедать у одного – пожалуйста, остаться у Обломова – тоже соглашается, пойти составить кому-нибудь компанию по его делам – и о своих уже позабыл.

Как вы думаете, почему именно этот персонаж выслушивает письмо старосты для Обломова, письмо, которое его так тревожило, и о котором он хотел рассказать всем предыдущим гостям? Этот персонаж – образ людской массы, которая читает и слушает всё, что ей предлагают, не потому что ей интересно или потому, что она соучастна, а потому что ей всё равно.

Может ли такой человек дать совет Обломову, помочь ему? Нет, потому что своего мнения у него нет, его собственная жизнь зависит всегда от окружающих – куда позовут, туда пойдёт, куда течение – туда и он.

Как вы думаете, почему Алексеев говорит такую фразу: «Что ж тревожиться, Илья Ильич? Никогда не надо предаваться отчаянию: перемелется – мука будет». «Перемелется – мука будет» - что это за выражение, откуда оно? Из поговорок, а поговорки – это народный жанр, если Алексеев – воплощение людской толпы, так эта фраза становится своеобразным подтверждением этого – говорить расхожими фразами, особенно тогда, когда сказать больше нечего, этот персонаж не может выразить мысль своими словами.

Алексеев – это образ людской массы, без лица, без собственных мыслей, без индивидуальности. Его невозможно запомнить, потому что нечего в нём запоминать. Мнение его быстро меняется, достаточно просто что-либо ему предложить.

Гость не уходит.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 3451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!